ПЯТЫЙ ЭТАП СЕРИИ IDM НА АВСТРИЙСКОЙ ТРАССЕ «ЗАЛЬЦБУРГРИНГ» УСПЕШНО СЛОЖИЛСЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ КОМАНДЫ VECTOR RACING – В ОБЕИХ ГОНКАХ УИК-ЭНДА В КЛАССЕ SUPERSPORT ЕЕ ПИЛОТ ЕСКО ГЮНТЕР ПОДНИМАЛСЯ НА НАГРАДНОЙ ПОДИУМ. В ПЕРВОЙ ГОНКЕ ОН ПРОБИЛСЯ НА ТРЕТЬЕ МЕСТО, А В ВОСКРЕСНОМ ЗАЕЗДЕ В УПОРНОЙ БОРЬБЕ ПОДНЯЛСЯ НА ВТОРОЕ. ПОСЛЕ ПЯТИ ЭТАПОВ ГЮНТЕР ОПЕРЕЖАЕТ БЛИЖАЙШЕГО КОНКУРЕНТА НА 22 ОЧКА.ЗА КУЛИСАМИтекст Алана КАТКАРТА, фото Бена ДЭВИСА и Клэр О’ШОНЕССИ (TTXGP)БЕЗ ШУМА И СМРАДААзхар, почему электробайки? Я всегда любил мотогонки, но и современные технологии привлекали меня. Мои познания в электронике позволили оценить потенциал мотоспорта на электротяге. Когда я с партнерами основал компанию TTXGP, поначалу мы хотели проводить состязания электробайков совместно с обычными, оснащенными ДВС. К сожалению, мы наткнулись на сопротивление спортивных чиновников. Поэтому решили проводить соревнования только для электробайков – чтобы устроить реальную боевую проверку этих машин и привлечь внимание публики. Для этих целей идеально подходила трасса Tourist Trophy, и я очень благодарен министру по охране окружающей среды острова Мэн Джону Шиммину за то, что он поддержал нас. Гонка ТТ уникальна тем, что ее организацией занимается непосредственно правительство острова, и не все в нем были на нашей стороне. Но Шиммину удалось убедить коллег, и в июне 2009 года там была проведена первая в мире гонка электробайков. И лишь после этого ваш проект перерос в глобальный? Да, поначалу нашей целью было проведение хотя бы одной гонки. Но она прошла так удачно, привлекла внимание стольких команд (на старт вышли 15 машин), что мы решили продвигать проект дальше. Поначалу мы планировали провести серию гонок совместно с ФИМ, но спортивные чиновники Сколько гонок прошло в 2010 году?38-летний британец Азхар Хуссейн раньше занимался электроникой и телекоммуникациями, а свободное время посвящал мотоспорту. Потом он решил совместить работу и хобби, основав в 2007 году компанию TTXGP – промоутер гонок на электробайках. Первое состязание «электричек» состоялось в 2009 году на знаменитой трассе Tourist Trophy на острове Мэн. В этом году уже во второй раз стартует многоэтапная серия TTXGP, охватывающая Европу, США и Австралию. Значит, пришло время узнать побольше об электрогонках – из первых уст.буквально в последний момент – в ноябре 2009 года – отказались от сотрудничества с нами и занялись организацией собственного чемпионата e-Power. Так что нам пришлось всего за несколько месяцев – с ноября по февраль – обустроить собственную серию TTXGP World Challenge.А сколько участников? В финальной гонке прошли квалификацию 12 команд. Интересно, что они показали разный подход к проектированию байков: если немцы делали ставку на голую силу, то итальянские машины отличались хорошей управляемостью и элегантностью конструкции. Вернемся к ФИМ. Почему они решили проводить самостоятельный чемпионат? И как это повлияло на развитие электроспорта? Честно говоря, не имею представления, почему они пошли на такой шаг. Они не снизошли до объяснений. Можете спросить у них сами. Мне же очень горько, что первые шаги новой спортивной дисциплины омрачены такими раздорами. Все же ФИМ должна заниматься общими организационными вопросами, а ведение отдельных серий поручать компаниям-промоутерам. Со стороны чемпионат e-Power не производит впечатления жизнеспособного: в первой гонке 2010 года всего пять стартовавших, не больше восьми участников наВ общем тринадцать: по четыре в Италии, Великобритании и США, и заключительный раунд в Испании. Это была замечательная гонка: ее выиграл Матиас Химмельман из немецкой команды Munch Racing, но лишь в последнем повороте на последнем круге он вырвал победу у Алессандро Браннетти из итальянской команды CRP Racing.82moto.zr.ru август 2011 18-ЛЕТНИЙ ГОНЩИК ТОЛЬЯТТИНСКОЙ «МЕГА-ЛАДЫ» ВИТАЛИЙ БЕЛОУСОВ ЗАВОЕВАЛ БРОНЗУ ЛИЧНОГО ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО СПИДВЕЮ СРЕДИ ЮНИОРОВ НА ЭТАПЕ В СЛОВЕНСКОЙ ЛЮБЛЯНЕ. НАШ ГОНЩИК ОТСТОЯЛ ПРАВО НА ПОДИУМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАЕЗДЕ С ДВУМЯ ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ГОНКИ. ПОБЕДИТЕЛЕМ ЧЕМПИОНАТА СТАЛ ПОЛЯК ПЕТР ПАВЛИЦКИ, ВТОРОЕ МЕСТО У ДАТЧАНИНА МИХАЭЛЯ ЙЕПСЕНА ЙЕНСЕНА.СПОРТЭтим летом Азхар Хуссейн получил от королевы почетное звание кавалера ордена Британской Империи. Кстати, он единственный из промоутеров авто- и мотосоревнований, удостоившийся такой чести. В Великобритании понимают, что будущее – за гонками, дружелюбными к окружающей среде. Вот как прокомментировал это событие сам Хуссейн: «Я горд оказанной мне честью, но эту награду в полной мере заслужили и команды, поставщики, хозяева трасс и многие другие, чьими трудами стали возможны гонки серии TTXGP. Соревнования – не только развлечение и спорт, они также реально улучшают породу; мы надеемся, что наша серия поможет продвижению новых технологий не только в спорте, но и в обычных средствах транспорта».На старте – участники финала серии TTXGP. Матиас Химмельман – победитель первого чемпионата TTXGP World Challenge.ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРИИ TTXGP ВЫЛОЖЕНЫ НА САЙТЕ WIKI.EGRANDPRIX.COM, И ЛЮБОЙ МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ. каждом этапе, а в первом заезде этого года, в апреле, на старт вышли всего три спортсмена. Так что вам они не конкуренты? Беда чиновников ФИМ в том, что они занялись тем, в чем они не слишком-то разбираются. Мы пришли в TTXGP из электронной индустрии, мы полны энтузиазма и полностью сфокусированы на гонках электробайков. А у ФИМ – еще 50 чемпионатов, и e-Power – лишь один из них. А ведь электроспорт еще в самом начале своего развития, его надо всячески поддерживать и пестовать. Они думали, что достаточно объявить о чемпионате, и все само собой сложится. А представляют ли они, сколько усилий надо приложить и в чем специфика таких гонок? Мы, например, в феврале этого года арендовали трек Prodrive близ Бирмингема и провели тренинг для полиции, медиков, маршалов и т.д. Ведь даже в эвакуации упавшего электробайка – своя специфика. Из него не выльется бензин, но на нем стоит мощнейшая батарея… И все же я надеюсь, что мы найдем общий язык с ФИМ – подвижки в этом направлении уже есть.Правила чемпионата e- машины становятся неуправляемыми. Но мы убеPower отличаются дились в том, что многие от ваших? команды и не стремятся Нет, они в точности построить большой мотоцикл. Ведь коммерческие скопировали наши. электробайки, как правило, Даже когда мы в 2011 году снизили машины компактные. Помаксимальную разре- этому мы ввели дополнишенную массу мотоцик- тельно класс ТТХ75, в котором мощность батарей не ла с 300 до 250 кг, они превышает 7,5 кВтч. А это сделали так же. Впрочем, означает и меньшую стоис этого года правила немость компонентов – не сколько отличаются: мы ввели два различных клас- только аккумуляторов, но и моторов, контроллеров са, а они нет. Один класс – и т.п. TTXGP, «королевский», в нем разрешено все – при условии, что масса машины Все гонки 2011 года провоне превысит 250 кг. Мы огра- дятся в двух классах? ничили массу из соображеДа, это так. Мы планируем ний безопасности: порой выпускать оба класса в одконструкторы электробайном заезде: сначала стартуков стремятся навесить на ют более скоростные мотоних столько батарей, чтоавгуст 2011 moto.zr.ru83 Этого стоило ждать тридцать лет, прошедших с последнего золота Владимира КаВиноВа! на Этапе Чемпионата мира по мотоКроссу В тойшентале В заЧете MX1 абсолютную победу одержал еВгений бобрышеВ. женя с самого наЧала задал таКой темп, Что антонио Кайроли В перВом заезде до финиша добрался на 4 сеКунды позже него. Во Время Второго дейстВующий Чемпион мира буКВально Кусал за пятКи россиянина, но обойти таК и не смог. бронзу же заработал Клемен дезаль на Suzuki. циклы TTXGP, а затем, через 30 с – машины класса ттх75. Что еще нового для 2011 года? мы ввели некоторые новшества в области безопасности – например, появилась стропа для аварийного отключения электропитания. изменилась и форма подачи заявки. должен высказать огромную признательность организации iET, объединяющей инженеров по электронике из 40 стран. они выделили 25 экспертов, которые помогают нам и в разработке правил, и в непосредственной организации гонок. еще одно немаловажное новшество – наша Wiki-концепция. В прошлом году мы успешно запустили сайт wiki.egrandprix.com, где мы выложили все наши правила, и любой, у кого есть какие-либо идеи, может заняться их редактированием. Все идеи – а в прошлом году поступило 110 предложений из 40 стран – тщательно оцениваются нашими экспертами. Честно скажу: некоторые из них непрактичны, некоторые просто бредовы. но все ценное мы учитываем; таким образом, наш мозговой штаб состоит не только из маленькой кучки своих экспертов, но и из специалистов со всего мира. обращаюсь ко всем читающим это интервью: заходите на наш сайт и, если у вас появятся хорошие идеи, поделитесь ими! принять участие в обеих сериях. Сколько гонок проведет TTXGP в 2011 году? шесть гонок в пяти странах европы, плюс серия из четырех этапов в сша. Кроме того, к состязаниям электробайков проявили интерес организаторы австралийской Formula Extreme, так что там тоже пройдут пять гонок серии eFX (Electric Formula Extreme). сеВероамериКансКая серия TTXGP официально санКционироВана AMA и америКансКим отделением FiM. Это реальное признание со стороны Крупнейшей мотоциКлетной федерации мира оЧень Важно для разВития ЭлеКтроспорта.Технологии в этом секторе спорта развиваются очень быстро. Не означает ли это, что TTXGP – гонки для экспертов по электронике? Как быть простым гонщикам, которые хотят принять участие в вашей серии? Когда мы только начали организацию TTXGP, мы получали немало заявок от спортсменов, просивших: помогите нам с байками! мы передавали эти заявки командам: если вы строите один электробайк, почему бы вам не сделать другой – на продажу? но те отвечали, что у них столько возни с одним, что времени на второй не остается. и я начал опасаться, что мы не соберем достаточно участников: ведь наши соглашения со спонсорами и коммерческимтелевидением предусматривают некоторое минимальное количество байков на стартовой линии. так что нам пришлось основать собственную компанию-поставщика Mavizen: вы можете заказать у нас комплектный мотоцикл ттх02 на шасси kTM RC8 с двумя электромоторами Agni или получить любые компоненты для самостоятельной постройки электробайка. Какая мощность у Mavizen TTX02? мы делаем версию с батареей мощностью 7,5 кВтч для класса ттх75 и с батареей 10 кВтч для TTXGP. я должен высказать благодарность руководству kTM и лично президенту компании штефану пиреру за то, что они пошлинам навстречу и снабжают нас новыми шасси спортбайка RC8. Эти парни не боятся новшеств: они сами создали электробайк для внедорожных соревнований.Вернемся к вашим отно шениям с ФИМ. Каковы перспективы объединения двух серий? мы уже движемся в этом направлении, и возможно, это нам удастся в 2012 году. В этом году мы проводим совместную гонку в июле в рамках Grand Prix Laguna Seca, а также в сентябре – во время 24-часовой гонки Le Mans. другие же гонки мы развели по времени – чтобы желающие смоглиКоманда Muench Racing – чемпионы серии TTXGP 2010 года. Mavizen TTX02 – серийный гоночный электробайк. Команда Mussion Motors на гонке Tourist Trophy. Пит Вард на мотоцикле Mavizen TTX02.84moto.zr.ru август 2011 На московском аэродроме ТушиНо прошел ТреТий эТап ЧемпиоНаТа по сТаНТрайдиНгу восТоЧНой европы. сильНейшим сТал лиТовец аруНас гибежа, показавший самый совершеННый, ЧисТый и самый разНообразНый сТиль. Юрий верховНиков из‑за допущеННых досадНых ошибок полуЧил серебро. ТреТьим сТал белорус НикиТа подольский. А где и когда пройдет мировой финал? с местом мы пока еще не определились. у нас есть несколько заявок. Что же касается даты – я думаю, самый конец октября или начало ноября. Он будет совместным с ФИМ? мы работаем над этим, и думаю, что ко времени выхода этого интервью все станет ясно. Как будет развиваться TTXGP? для нас главное – создание базы, вовлечение в электрогонки как можно большего количества участников. по этому мы создали новую программу под названием LeO (Learn.egrandprix.Org): платные пятидневные курсы, на которых вас учат, как делать гоночный электробайк. Начальный уровень предполагает, что вы уже знакомы с обычным гоночным мотоциклом, поэтому на курсах вы учитесь только специфике электробайка: работе с аккумуляторами, контроллерами и т.п. два дня посвящены теоретическим занятиям, затем вы участвуете в постройке электробайка и в последний день выводите его на трассу. Чтобы диплом LeO чтото значил, мы в германии, например, договорились о том, что его утверждает TUv. цель программы – в том, чтобы развивать электрогонки на клубном уровне. в этом году курсы LeO пройдут 25–30 человек из разных стран. в 2012– 2013 годах мы хотим провести серию национальных чемпионатов для выпускников LeO. Почему вы занялись электроспортом? Потому что хотите спасти планету – или хотите спасти мотоспорт, который рано или поздно столкнется с дефицитом топлива?спортя люблю своих детей. мир, в котором они вырастут, будет сильно отличаться от нашего. и мне, как и многим людям, хочется приложить все усилия, чтобы мир изменился к лучшему. Но я люблю и мотоспорт, хотя сжи гание невозобновляемого топлива ради забавы не кажется мне хорошей идеей. Так что TTXGP – разумный способ развития техники и сохранения окружающей среды. И последний вопрос. Верите ли вы, что гонки супербайков станут гонками электробайков? Другими словами – если все больше производителей двухколесных машин будут переходить на электротягу, не станет ли чемпионат WSBK электрочемпионатом? конечно! я горжусь тем, что в этом году у нас появилась первая заводская команда – zongshen. они делают четыре миллиона мотоциклов в год, так что никто не назовет эту компанию «незначительной». я надеюсь, что в 2012 году мы проведем серию гонок TTXGP и в азии, и zongshen к тому времени построит стопроцентно китайский гоночный электробайк. и они не одиноки. перемены неизбежны – они приближаются, как цунами. и те, кто к ним подготовился, будут на коне. присоединяйтесь!Перевод Александра ВОРОНЦОВАкомпаНия Mavizen предлагаеТ комплекТНые гоНоЧНые элекТромоТоциклы На осНове спорТбайка KTM RC8.август 2011 moto.zr.ru85