НА КАРТОДРОМЕ «МАЯК» СОСТОЯЛСЯ ТРЕТИЙ ЭТАП ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО МИНИМОТО. САМЫМ ДРАМАТИЧНЫМ И ЗРЕЛИЩНЫМ ОКАЗАЛСЯ ВТОРОЙ ЗАЕЗД В КЛАССЕ «ОТКРЫТЫЙ 40», ГДЕ РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО МЕЖДУ НИКОЛАЕМ ИВАНОВСКИМ И ПРЕСЛЕДОВАВШИМ ЕГО С САМОГО СТАРТА АЛЕКСЕЕМ ИВАНОВЫМ. ВЫЙТИ В ЛИДЕРЫ АЛЕКСЕЮ УДАЛОСЬ ЛИШЬ НА ПРЕДПОСЛЕДНЕМ КРУГЕ. ТРЕТЬЕ МЕСТО – ЗА АЛЕКСЕЕМ ФЕДЯКОВЫМ.МИНИМОТОЕсли кто думает, что Валентино Росси, Шинья Накано, Макс Бьяджи или Марко Меландри уже родились на двух колесах, то он, конечно же, прав. Но лишь отчасти. Всем им в свое время пришлось пройти через школу минимото.ЯДРЕНА ВОШЬтекст Романа АБАЛАКИНА, фото Yakhnich Motorsport и из архива редакцииКак и в случае с картингом, рождение минимото (minimoto, minibike или pocket bike) сродни курьезу. Легенда гласит, что первые экземпляры появились на свет в середине 60-х годов прошлого столетия в Японии, где сначала энтузиасты, а затем и производители картов потехи ради создавали уменьшенные копии больших мотоциклов. В качестве первых силовых агрегатов, приводящих странную конструкцию в движение, брали двигатели от стиральных машин (это не шутка!), газонокосилок и другой силовой техники. Дошло даже до того, что некоторые предприимчивые индивидуумы рискнули запустить прокат минимотоциклов параллельно с картингом. Не пошло – народ не распробовал… Скорее всего, дело было в отсутствии специальных трасс – поначалу картинг был исключительно грунтовым. Официальным же моментом рождения принятосчитать апрель 1975 года. Именно тогда японская компания Fuki Planning из Йокогамы, набившая руку на производстве мотовелосипедов, запустила серийное производство необычных малышей под наименованием Bullet. А всего через год, в 1976-м, в пригороде Токио прошел первый чемпионат. Довольно скоро возникли новые марки: Jaxson, Dandy, Shinwa – минимото шаг за шагом стал завоевывать свое место под солнцем, сначала в Японии, а затем и за ее пределами. Особенно благодатной оказалась атмосфера в Италии, где в середине восьмидесятых любовь итальянцев ко всему двухколесному вылилась в организацию под эгидой мотофедерации Италии минимотокубка. Постепенно с гонками накопился опыт и понимание того, каким должен быть минимотоцикл. В первую очередь это касалось мотора – все-таки он долДВИГАТЕЛЬ Может быть как двухтактным, так и четырехтактным, но обязательно одноцилиндровым. На четырехтактном моторе головка цилиндра должна иметь только два клапана. Обязательно наличие центробежного сцепления. Система изменения передаточного отношения трансмиссии запрещена.78moto.zr.ru август 2011 спортжен быть свой, а не от газонокосилки или бензопилы. Первыми выпуск соб ственных моделей осваивают Pasini и Vittorazi, чуть позже к ним с целой гаммой минимото подтягиваются и из вестные производители тюнинга для мотороллеров братья Полини. А даль ше – будто прорвало: количество боль ших и малых компаний, которые реша лись на создание и производство «карманных ракет», стало расти как на дрожжах. На сегодняшний день их на считывается около двух десятков, са мые известные – европейские: итальян ские Polini, D. M. Telai, GRC, Pasini, Stamas Racing, ZPF, Vittorazi, ATM, IEsse Phantom, BZM или SG, чешская Blata, французская Bianchi Motor Sport, а так же британская GEM. Постепенно сформировалась общая концепция компактных спортбайков, которые разделились на классы. Ныне будущие звезды «большого кольца» бо рются за Кубок Европы в детских Junior A и Junior B, а также в относительно взрослом Senior MINI/MIDI 40 и «безли митном» Senior OPEN 50. Самые простые классы – Junior A и Junior B с двигателями объемом 40 см³ (2Т) и 90 см³ (4Т), где дозволено гоняться молодым пилотам от 7 до 9 лет и от 10 до 12 лет. Как раз в этом возрас те закладываются основные навыки, которые необходимы во взрослых дис циплинах: контрруление и трейлбрейкинг, понятие траекторий и настроек техники, умение строить тактику и мно гое другое. Так что в следующие классы они переходят уже подготовленными. Ну а дальше – самая настоящая лестни ца в небо: STK, SSP, SBK и, при наилуч ших раскладах, MotoGP. В Россию минимото пришел с замет ным опозданием: первые экземпляры привезли лишь к началу двухтысячных годов. Но их распробовали молниенос но! Потому как лучший тренажер для подготовки к «большому кольцу» сложавгуст 2011 moto.zr.ru79 ВМЕСТЕ С ЧЕМПИОНАТОМ РОССИИ ПО МИНИМОТО НА ПОДМОСКОВНОМ КАРТОДРОМЕ «МАЯК» ПРОШЕЛ И ТРЕТИЙ ЭТАП ЧЕМПИОНАТА ПО СУПЕРМОТО. В ОТСУТСТВИИ МАКСИМА АВЕРКИНА ПЬЕДЕСТАЛ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПРЕТЕРПЕЛ НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЛИДЕРОМ ПО СУММЕ ДВУХ ЗАЕЗДОВ СТАЛ АЛЕКСАНДР ЛАТЫШЕВ, ВТОРЫМ – АРТЕМ ТЕСЛЕНКО, ТРЕТЬИМ – АЛЕКСЕЙ ШМЕЛЕВ.Законодателями моды в минимото традиционно остаются итальянские фирмы. Самые известные у нас – Polini, D. M. Telai, GRC и Pasini. Конечно, у каждой из них – свой подход к конструированию компактных спортбайков, но ради омологации и допуска к соревнованиям все «миники» подгоняются под четкие требования технического регламента, например, Кубка Европы UEM Pocket Bike Cup или итальянского FMI. Ограничений по конструкции рамы в регламенте нет. Как и не оговаривается минимально допустимая снаряженная масса. А раз так, то и руки у инженеров полностью развязаны. На машины подешевле обычно ставят пространственную раму из бесшовных хромомолибденовых труб круглого сечения, а на те, что подороже, – диагональную или трубчатую пространственную из алюминиевого сплава. База варьируется в зависимости от класса от 730 мм до 1060 мм, а высота по седлу – от 385 мм до 460 мм. По причине отсутствия подвесок роль упругих элементов частично берут на себя шины. Их общий диаметр и ширина все по тем же правилам не должны превышать соответственно 280 мм и 110 мм. Зато можно экспериментировать с геометрией ходовой, так как подавляющее большинство минибайков последних поколений имеет маятник с изменяемым креплением. Чуть увеличил проставку на верхнем креплении маятника – получил острее угол наклона вилки, уменьшил – добился более стабильного поведения на прямых. Это дает возможность лучше адаптироваться под медленные или быстрые треки. Но в связи с наличием условно однотипных картодромов большее значение имеет давление в 6,5-дюймовых покрышках – от того, как с ним подгадал, зависит их сцепление с трассой и износостойкость. Давление на «горячую» обычно устанавливают в пределах 1,0–1,9 атмосфер. Кое-какую свободу действий правила предоставляют и в отношении двигателей, хотя с ними особо не поэкспериментируешь. Сами по себе силовые агрегаты – проще не придумаешь. Один цилиндр, простецкое зажигание, центробежное сцепление, возБЕНЗОБАК По меркам больших мотоциклов объем топливной емкости просто смехотворен – ровно 1 литр.ВЫПУСКНАЯ СИСТЕМА Гонщики полностью свободны в выборе системы выпуска. Главное, чтобы у глушителя не было острых краев, а сам он не выступал за пределы мотоцикла более чем на 50 мм. Во избежание ожогов на него должен быть установлен защитный экран.ТОРМОЗА Чаще всего используются гидравлические дисковые тормоза. Передний диск должен быть защищен кожухом.МАЯТНИК Крепление маятника позволяет менять высоту задней части, а вместе с ней и геометрию всей ходовой.но придумать. Осенью 2001 года группа энтузиастов провела первый неофициальный «Кубок двух столиц», в котором сошлись спортсмены Москвы и СанктПетербурга. Надо сказать, что успешно, так как всего через год стали проводиться многоэтапные соревнования, а еще через пять лет им присвоили официальный статус Кубка России. Конечно, в существующем виде он явно не дотягивает до европейских соревнований ни по количеству классов (их всего два), ни по численности. Но на данный момент есть все шансы увеличить и одно, и второе. В пользу этого вида спорта – сравнительно низкая стоимость и небольшие эксплуатационные расходы. Кроме того, силами частных инвесторов были построены несколько картодромов европейского типа: «Маяк» в подмосковной Икше, «Симбирский» в Ульяновске, «Пилот» в Усть-Лабинске Краснодар-ского края и «Лемар» в поселке Овощной Ростовской области. Последний, спроектированный итальянцами на базе конфигурации знаменитого картодрома в Парме, многими спортсменами по праву считается даже лучше иных европейских. На подходе новые трассы в Белгороде и Нижнем Новгороде. В общем, будущее «покет-байков» видится достаточно светлым. Два отечественных класса («Открытый 40» и «Открытый 50») во многом идентичны европейским взрослым MIDIкатегориям и рассчитаны на любого спортсмена старше 13 лет. Это дает россиянам возможность гонять и здесь, и в Европе. Чем, собственно, многие и пользуются. За примером далеко идти не надо. Ника Клецки и Андрей Свириденко из YMS Junior team (молодежное подразделение Yakhnich Motorsport), успешно откатав прошлогодний рос-80moto.zr.ru август 2011 С 2012 ГОДА ИЗМЕНИТСЯ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО МОТОКРОССУ В КЛАССАХ 65 СМ³ И 85 СМ³. ЕВРОПУ ПОДЕЛИЛИ НА ЧЕТЫРЕ ЗОНЫ: СЕВЕРО-ВОСТОЧНУЮ, СЕВЕРО-ЗАПАДНУЮ, ЮГО-ЗАПАДНУЮ И ЮГО-ВОСТОЧНУЮ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО УМЕНЬШИТЬ ЗАТРАТЫ И ПОЗВОЛИТ РЕБЯТАМ РЕЖЕ ПРОПУСКАТЬ УЧЕБУ.душное или жидкостное охлаждение. Моторы могут быть как двухтактными (40 см³ или 50 см³), так и четырехтактными (90 см³ или 110 см³). Причем у «четырехтактника» должна быть только двухклапанная головка цилиндра. Мальчишкам и девчонкам, познающим азы управления двухколесным транспортом, большие мощности не нужны. Поэтому, чтобы ограничить максимальную ра – 15 мм (для «четырех тактов» – 18 мм). Техническим регламентом российского первенства рестрикторы не предусмотрены. Но ради уравнения шансов тяжелых и легких пилотов имеется норма, согласно которой всем пилотам легче 72 кг надлежит установить на свои машины карбюраторы с диффузором не более 15 мм (для 4Т – 18 мм). Однако с учетом того, что дозво-СПОРТОграничения по возрасту 13 лет и старше Размеры, мм база – 730 длина – 1060 высота по седлу – 460 высота – 620 база – 730 длина – 1060 высота по седлу – 460 высота – 620 база – 620 длина – 900 высота по седлу – 385 высота – 540 база – 620 длина – 900 высота по седлу – 385 высота – 540 база – 620 длина – 900 высота по седлу – 385 высота – 540 база – 620 длина – 900 высота по седлу – 385 высота – 540 база – 730 длина – 1060 высота по седлу – 460 высота – 620 база – 730 длина – 1060 высота по седлу – 460 высота – 620 Двигатель, см³ до 40 см³ (2Т) до 90 см³ (4Т) Мощность, л.с. 11–14 13 лет и старше до 50 см³ (2Т) до 110 см³ (4Т) 13–18Сравнительные примерные характеристики минибайков разных классовНаименование класса СтатусОткрытый 40первенство РоссииОткрытый 50первенство РоссииJunior A (2 такта)Кубок Европы UEM Pocket Bike Cup7–9 летдо 40 см³7Junior A (4 такта)Кубок Европы UEM Pocket Bike Cup7–9 летдо 90 см³6Junior B (2 такта)Кубок Европы UEM Pocket Bike Cup10–12 летдо 40 см³14Junior B (4 такта)Кубок Европы UEM Pocket Bike Cup10–12 летдо 90 см³11Senior MINI / MIDI 40Кубок Европы UEM Pocket Bike Cup13 лет и старшедо 40 см³ (2Т) до 90 см³ (4Т)11–14Senior OPEN 50Кубок Европы UEM Pocket Bike Cup13 лет и старшедо 50 см³ (2Т) до 110 см³ (4Т)13–18мощность в детских классах европейских кубков, на моторы в обязательном порядке ставят рестрикторы: на двухтактные – на выпуск, а на четырехтактные – и на впуск. С этой же целью в младших классах максимальный размер «дыры» карбюрато-ляется замена выпускной системы (лишь бы она укладывалась в нормы по шуму), установка любых жиклеров и воздушных фильтров, а также распредвалов на четырехтакных моторах, можно «играться» с фазами газораспределения, наполняемос-тью цилиндров топливной смесью и ее составом. В итоге с двухтактного мотора рабочим объемом от 30 до 50 см³ снимают мощность до 18 л.с. Четырехтактные выдают немногим меньше – 15 л.с. И это при собственной массе «миника» на уровне 22 кг! Все минибайки оснащаются дисковыми тормозами. Но еслина бюджетных моделях обходятся механизмами с тросовым приводом, то на топ-версиях – с гидравлическим, да еще и с суппортами радиального типа. Для безопасности передний тормозной диск должен иметь защиту. Экипировка мини-спортсменов мало отличается от используемой на «взрослой» технике:шлем, перчатки, комбинезон, мотоботы, защита спины и прочее. Правда, покрой некоторых вещей отличается радикально. Комбинезон за ненадобностью часто не имеет кожаных вставок на груди, а обувь из-за специфичной посадки пилота (словно верхом на блохе с вывернутыми наружу коленями) внешне напоминает кроссовки.сийский сезон, теперь пробуют силы в Открытом чемпионате Финляндии. Правда, на первом этапе Андрею не повезло (в квалификации он упал в скоростном повороте и разбил свой мотоцикл), но Ника смогла добыть золото среди юниоров и бронзу в абсолюте. Не гнушаются тренировок на минимото и уже состоявшиеся спортсмены. Тот же Владимир Иванов, завоевавший первые побе-ды именно в минимото и не так давно превратившийся в украинца ради выНЕ СМОТРИТЕ, ступления за команду Step Racing, ЧТО МИНИБАЙК РОСТОМ во время долгого зимнего простоя НЕ ВЫШЕЛ – ЭТО САМЫЙ поддерживает форму с помощью НАСТОЯЩИЙ СПОРТИВНЫЙ «миника» на крытых картодромах. Ведь, несмотря на несерьСНАРЯД. езные размеры, «миник» позвоВЕДЬ ВСЕ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ляет отработать все приемы НА НЕМ НАВЫКИ вождения и по-настоящему поПРИГОДЯТСЯ И В МИРЕ чувствовать мотоцикл без риска ВЗРОСЛОЙ ТЕХНИКИ. для здоровья: посадка на мини значительно ниже, чем на «большомбрате», а скорость в момент обучения сравнима со скоростью велосипеда. При соответствующей физической форме можно оттачивать элементы управления без каких-либо травм. Даже если потерять равновесие, падение с минимото не опаснее, чем с санок. А учитывая защитную экипировку, последствия, вообще могут остаться незамеченными. Так что если минибайк и не считается обязательной ступенькой на пути к вершинами мотоспорта, он точно является отличной гоночной школой.август 2011 moto.zr.ru81