54
55
56
57
58
59
РЕТРОСКОПТУЛЬСКАЯ МОТОТЕХНИКА«Какой прикольный скутер! – воскликнул парень, увидев обтекаемых форм аппарат на тульском ретрошоу «Автострада». – Китайский или японский?» Вот так: уже и молодые туляки не знают, что эти мотороллеры выпускались в их родном городе. Значит, пора вспомнить проМАШИНЫ ГОРОДА ОРУЖЕЙНИКОВтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото Евгения БОБРИКОВА, а также из архива Леонида ЗЯКИНА«Тула веками оружье ковала…» Есть такая песня, ставшая гимном древнего (на год старше Москвы!) русского города. И ничего удивительного нет: стоял он на самой южной окраине молодого государства, набеги кочевников не прекращались, а значит – «хочешь мира – готовься к войне». Благо, что железной руды в окрестных болотах хватало (Тула – едва лине единственный город, где центральная крепость – Кремль – стоит не на возвышенности, а в самой низине. В старину ее защищали не столько стены, сколько непроходимые топи). Но через десять лет после Великой отечественной войны до наших правителей наконец дошло, что объемы оружейного производства можно и сократить. Но чем занять высококвали-фицированных рабочих, чтобы не разбежались? Так два огромных завода – «Молот» в Вятских Полянах и машиностроительный в Туле – получили задание на производство совершенно новой для нашей страны машины: мотороллера.Благодарим Леонида ЗЯКИНА, Евгения ВЛАСОВА и Александра ГЛОТОВА за помощь в создании статьи.Тульский первенец – мотороллер Т-200. Официальная дата начала производства – 27 апреля 1957 года. Прототипом стал немецкий Goggo 200TA55, причем ни о какой лицензии речи не шло: закупили машины, разобрали и сняли чертежи (в чем помогло серпуховское ЦКЭБ мотоциклостроения). По тем временам машина была просто роскошной: защищавшие от грязи развитые облицовки, электрозапуск (на первых партиях не было даже «кика» – появился лишь через два года «по просьбе трудящихся»), принудительное охлаждение двигателя, указатель включенной передачи, мягкая подвеска с однотрубными амортизаторами, запасное колесо. И увесистой: 160 кг сухой массы. 200-кубовый двухтактный двигатель развивал мощность 8 л.с., разгоняя аппарат до 80 км/ч.Мотороллер Т-200 при достижении максимальной скорости начинал на дороге «плавать». Поэтому разработка модернизированного Т-200М, производство которого началось в 1961 году (темпы для социализма невиданные!), свелась в основном к устранению этого недостатка. Вместо передней вилки толкающего типа конструкторы поставили вилку тянущего типа, а вместо однотрубных амортизаторов – двухтрубные, обычной для тех лет конструкции. Двигатель форсировали, но умеренно – до 9 л.с. Внешне модернизированную машину легко узнать по вилке, более элегантной форме переднего крыла и одному вентиляционному отверстию на съемной боковой панели облицовки вместо двух.54moto.zr.ru август 2011 Практически одновременно с запуском в производство легкового мотороллера началось проектирование его трехколесного варианта грузоподъемностью 200 кг. От силового агрегата цепная передача вела к редуктору (объединяющему главную передачу, передачу заднего хода и дифференциал), от которого крутящий момент шел к колесам через карданные валы. Подвеска задних колес – независимая, на поперечных рычагах. Поначалу завод делал грузовые мотороллеры исключительно для собственных нужд и других тульских предприятий, и лишь в 1959 году начались их поставки в другие города СССР. Но продажу населению разрешили лишь в 80-е годы!Параллельно с модернизацией легкового мотороллера был обновлен и грузовой ТГ-200. Вместо ненадежного цепного редуктора (взятого от инвалидной мотоколяски) к тому времени стали устанавливать шестеренчатый, собственной разработки. А вот стояночный тормоз автомобильного типа уступил место примитивной защелке, запирающей педаль ножного тормоза. Ветровой щит с «фартуком» из кожзаменителя красоты не прибавлял, зато был очень практичен.Хотя в ходе модернизации легковой мотороллер удалось облегчить на 15 кг, он все равно представлялся слишком тяжелым. А вот экспериментальный Т-200-М3 «Метеор», разработанный в 1959 году, был легче Т-200 на целых 30 кг! Правда, далось это за счет отказа от электрозапуска, багажника и запасного колеса. Электрооборудование, а также передний щит и поворотное крыло позаимствованы у мотороллера «Вятка».Одна из самых загадочных машин нашего мотопрома – «Конек-горбунок». 350-кубовый горизонтальный короткоходный двигатель, передняя телескопическая вилка, 16-дюймовые колеса – в общем, полный разрыв со старым Goggo. А еще для машины были спроектированы литые колеса, пневмоподвески и даже пневматическое переключение передач – просто фантастика для середины 60-х годов. Поскольку наверху всегда сидят жесткие реалисты, добро на серийное производство эта сказка не получила…ХРАНИТЕЛЬ МОТОСТАРИНЫ ТУЛЬСКОЙЛеонид Павлович Зякин. Он – не из числа ветеранов завода: работал там лишь недолго, в молодости. Тем не менее вся его жизнь связана с тем, что сухо называют «транспортными средствами»: был главным инженером объединения «Тулавтотранс», и много лет – председателем Федерации автоспорта Тульской области. Вирус коллекционирования Леонид Павлович подцепил в 1976 году – когда ему подарили 200-кубовый мотоцикл NSU 1939 года. Болезнь долго протекала в скрытой форме, обострение наступило лишь в последние годы. Сейчас в его коллекции – 130 мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Это либо советская и чешская техника, либо те немецкие мотоциклы, которые послужили прототипами наших конструкций. Но украшение собрания – тульская мотопродукция. Леониду Павловичу удалось собрать не только все серийные машины, но и большую часть экспериментальных. Мотороллеры и мотоциклы на наших фото – из его коллекции. В ближайших планах – создание полноценного музея. Увы, все – на собственные средства: ни город, ни завод (как ни странно!) помогать Леониду Павловичу не спешат… А пока ознакомиться с будущим музеем можно на наших страницах или в Интернете: http://retro. tula.ru / moto0.html.август 2011 moto.zr.ru55 РетРоскопТульская моТоТехникаСейчас это называется slimbody – у экспериментального «Турист‑Спорт» 1970 года было вырезано 20 см по центру облицовки. Машина стала изящнее, легче, да и ходовые качества улучшились. Увы, она так и осталась в одном экземпляре.Еще один возможный путь развития тульского мотороллера – элегантный прототип «Старт». В середине 60‑х годов было построено несколько экспериментальных машин, все они несколько отличались друг от друга. У той, что на снимке, – зауженные облицовки и 12‑дюймовые колеса.Мотороллер, проектировавшийся под 250‑кубовый мотор, пошел в серийное производство в 1967 году под именем «Турист» и со старым 200‑кубовым двигателем. Правда, новая головка цилиндра с камерой сгорания типа «жокейская шапочка» позволила поднять мощность до 11 л.с. Заново спроектирована и ходовая часть: передняя длиннорычажная вилка снова толкающего типа (но другой, чем на Т‑200, конструкции – типа Earles) и несущий капот вместо трубчатого подрамника. Впервые на серийной советской мототехнике были применены указатели поворотов. Весила машина 145 кг, разгонялась до 85 км/ч.В 1962 году началось проектирование нового, 250‑кубового двигателя «квадратной» размерности – 68х68 мм. Он развивал мощность 14 л.с.. Под новый мотор освободили площади, заказали оборудование… И в это время завод получает задание: срочно освоить производство комплекса «Шилка». Так в очередной раз в СССР был поставлен крест на 250‑кубовом двигателе. Заколдованная кубатура!56moto.zr.ru август 2011 В начале 70‑х годов в Туле начали работать над мотоциклом на маленьких 10‑дюймовых колесах – поначалу с шинами мотороллерной размерности 4,00–10. Чтобы не смущать чиновников, предписывавших заводу производство только мотороллеров, проект скрыли под названием «мотомашина», а в народе дали ему имя «Чебурашка». Было создано несколько образцов, различавшихся дизайном и конструкцией рамы (хребтовая или дуплексная). На фото – версия ТМЗ 5.306 1975 года.Советские заводские команды на Tourist Trophy не ездили – у них были свои соревнования: первенство заводской марки. Мотороллеру состязаться с мотоциклами несладко – особенно на грязевой кроссовой трассе. Поэтому заводские конструкторы разработали… кроссовый мотороллер. Рама усилена наваркой дополнительных труб, глушитель выведен повыше. Реставрация машины еще не закончена – кое‑какие облицовки у аппарата все же были.рекордным для тульской мототехники стал 1988 год – 98 001 мотороллер и мотоцикл. а в 2000 году собрали последние грузовые мотороллеры…«Настоящий» кроссовый мотоцикл заводчане создали в 1973 году – по новой номенклатуре он получил обозначение ТМЗ 4.202. 175‑кубовый двигатель развивал мощность 25 л.с. при 9000 об/мин. Коробка передач осталась прежней, четырехступенчатой – лишь изменились передаточные числа да нейтраль сделали «по‑мотоциклетному», между первой и второй (у мотороллеров она располагалась «ниже первой»). Силовой агрегат установлен в дуплексную раму, размер колес – 21/18 дюймов. Машина весила 96 кг, но конструкторы планировали снизить массу до 85 кг. К сожалению, этим планам – так же как и мечтам об организации мелкосерийного производства – не суждено было сбыться.август 2011 moto.zr.ru57 РетРоскопТульская моТоТехника«Тулица» пришла на смену «Туристу» в 1978 году. Внешне различий было совсем немного – алюминиевые литые колеса (со стальными ободами) да измененная форма глушителя. Но внутри стоял новый двигатель: с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (старый, чугунный цилиндр страдал склонностью к «прихватам»), трехканальной продувкой и увеличенной степенью сжатия и усиленной шатуннопоршневой группой. Его мощность выросла до 14 л.с., так что мотороллер мог разгоняться до 97 км/ч.«Наш ответ Servicar'у» – оригинальный трайк, разработанный совместно с львовскими дизайнерами в конце 70-х годов. Маленький кузов может показаться непрактичным – но напомним, что продажа грузовых мотороллеров населению тогда была запрещена: «дабы не плодить спекулянтов».ТМЗ-5.951 – первый тульский мотоцикл, добравшийся-таки до конвейера. Первая товарная партия – 100 штук – была выпущена в конце 1984 года, а в следующем году началось серийное производство. В отличие от прототипов, двигатель (впервые в практике советского мотоциклостроения оснащенный обратным пластинчатым клапаном на впуске) сохранил принудительное охлаждение и династартер. Развивал он 12,5 л.с., и заявленная максимальная скорость 129-килограммовой машины составляла 85 км/ч – почти как у первого тульского мотороллера. Надо сказать, что шина 6,70–10 была для наших раскисших черноземов малопригодна, зато по песку шла – на ура.58moto.zr.ru август 2011 Появление мотоцикла, как когда‑то начало производства мотороллеров, сразу породило желание создать более практичный трехколесный вариант. Тем более что для этой цели прекрасно подошел «задок» от грузового мотороллера. На фото – экспериментальный образец, серийные трициклы, выпуск которых начался в 1991 году, отличались другими облицовками и большим багажником.В начале 70‑х годов компания Suzuki освоила производство модели Van‑Van на широкопрофильных шинах. В этих шинах туляки усмотрели шанс для «Чебурашки» – из непонятного мотоцикла на несуразно маленьких колесах он сразу превращался в очень нужный в народном хозяйстве мотовездеход! Правда, первые образцы мотоцикла на широкопрофильных шинах сохраняли стилистику чисто дорожной машины.«Наследник «Тулицы»?» – вопрошала обложка самого первого номера журнала «Мото» в 1991 году. Новая модель – «Лотос» – радовала современными пластиковыми облицовками и автоматическим клиноременным вариатором. Позже эта машина даже попала к нам на испытания, и мы бодро отрапортовали: «Лотос» раскрылся в срок!» Но все‑таки знак вопроса был поставлен не зря: в серию скутер так и не пошел. А в середине 90‑х цена мотороллера сравнялась со стоимостью подержанного автомобиля в приличном состоянии, что и поставило на мотопроизводстве крест.август 2011 moto.zr.ru59