ГАРАЖJAWA 350 PREMIERНапомним, с «Явой» мы расстались после первой «тысячи» в прошлом году при печальных обстоятельствах – после ДТП у нее оказалась загнута вилка, погнуты дуги, руль, хвост рамы, пострадали пластик, оптика, глушители. После ремонта мотоцикл вернулся в строй и продолжает наматывать километры в руках «явовладельца» со стажем.Jawa 350 – реальный долгожитель, и с ним поспорит за первенство в этой номинации разве что минский наследник DKW RT125, который все так же производится с двухтактным мотором. У сегодняшней «Явы» мотор поколения «638» из середины 80-х с системой раздельной смазки. К сожалению, чтобы узнать об уровне масла, нужно поднимать сиденье и заглядывать в бачок. Кстати, с сиденьем тоже есть проблема, точнее с его своенравным замком: сначала он не хочет «отпускать» седло, а затем не дает поставить его на место. Главное, непонятно из-за чего сырбор: под седлом особо воровать нечего – аккумулятор маленький, не стартерный, такой никому не нужен, инструмента и насоса нет. Уж лучше бы врезали замок в крышку бака: кому-то 17 литров могут стать подарком… Новая бесконтактная система зажигания и бесщеточный генератор маховичного типа не потребовалиНаконец на «Явах» стали применять передний дисковый тормоз, который на деле весьма «матёрый». Задний тормоз производится без изменений где-то с 60-х, он эффективен, но требует периодического ухода.классик 2010/344 см3/23 л.с./148 кг/ 108 880 руб.вмешательства. «Фишкой» модели, как и раньше, является хитрое использование рычага переключения передач в качестве кика. Менее оригинально, но чрезвычайно удобно наличие полуавтомата сцепления, позволяющего переключаться и даже трогаться с места, не используя рычаг на руле. А вот чего не хватает в сегодняшних реалиях – так это электростартера. Причем, чтобы запустить мотор киком, надо слезть с мотоцикла. Непривычно: сколько раз сталкивал аппарат с подставки, садился и начинал щупать пульт в поисках заветной кнопки… Впрочем, пуск мотора мотоцикла, как и ранее, подтвердил крылатую фразу: «Ява» – с пол-оборота» (почему чехи не взяли ее в качестве слогана?). Правда, нужно не забыть поднять рычажок обогатителя на карбюраторе. А вот дымища при пуске холодного двигателя изрядная. И как это мы раньше такого не замечали? После прогрева дымность входит в норму, но в пробках все же досаждает. Причем больше самому водителю мотоцикла, чем стоящим автомобилистам, – тут окно не закроешь. При этом система смазки работает довольно экономно: бачок немногим более литра опустошился за 2000 км. То есть пропорция масла, если бы его смешивали с бензином, была около 1:80 (средний расход бензина составил 4,06 литра «на сотню»). Это гораздо меньше, чем лили раньше в бак, из расчета 1:33. Экономичность системы раздельной смазки объясняется ее конструкцией: она двухрежимная. То есть учитываются не только обороты коленвала (как у большинства скутеров), но и нагрузка – по повороту ручки газа (трос имеет разделитель). Подобную систему применяют нечасто (например, Honda). Для тех, кто еще не забыл «Явы» советской эпохи, перечислю отличия нашей «350-ки». В первую очередь, это передний «дискач» и армированные тормозные шланги, новая передняя вилка и электронная система зажигания. Из пластмассы теперь переднее крыло, боковины (нынче это не ящики, а просто облицовки), основание сиденья. Удобнее и эстетичнеетекст Ивана КСЕНОФОНТОВА, фото Евгения БОБРИКОВАтекст Ивана КСЕНОФОНТОВА, фото Евгения БОБРИКОВАВосстановление после ДТП0 «Мото» № 09–2010 107 Регулировка карбюратора 750 после обкатки 50 0 100 80кмПодтяжка болтов и гаекПодтяжка болтов и гаек, ремонт фары, смазка троса сцепления «Мото» № 07–2010Маслобак – под сиденьем. Плохо, что нет индикации низкого уровня масла.ПРОБЕГ 15.05–01.08 Пробег ...............................3500 км Общий пробег ..................... 4500 км РАСХОДЫ Бензин (26,3 руб./л) ..........3737 руб. Масло моторное ................. 300 руб.ИТОГО......................Мотоцикл предоставлен на тест официальным дилером компанией «Пламен».44moto.zr.ru сентябрь 2011 стал бак, его украсили полуоблицовки. Сохранена во всей красе дуплексная рама, о прочности которой слагали легенды. Не упразднили резиновый герметичный кожух цепи – такой существенно продлевает жизнь приводу, позволяя не тратиться на О-ринги и частые смазывания цепи дорогостоящими препаратами. Но обнаружились и новые «косячки». Так, кнопка звукового сигнала на пульте расположена далековато от пальца левой руки; ближе расположена кнопка светового сигнала, которая с точки зрения безопасности не так важна. Вся приборная панель имеетнаклон «от водителя», и нижние части шкал спидометра и тахометра не читаются, что раздражает. Нет обозначения на клавише переключателя света правого пульта. Жестковато сиденье, особенно задняя часть пассажирской половины. Причина – толщина подушки стала меньше, и это притом что под седло все равно ничего не положишь… Теперь о ходовых ощущениях (за несколько тысяч пробега). После беспроблемного пуска следует этап прогрева – без него мотоцикл отказывается ехать, все это время мотор усердно дымит. Первый момент троганья задумчивый, потом следует подхват,разгон ровный и весьма достойный, особенно если «крутить» передачи. Последних – напомню (а кому-то открою глаза) традиционно четыре. Порядок включения стандартный, непривычными покажутся увеличенный ход рычага и усилие на нем. К этой «оборотной стороне» полуавтомата привыкаешь, тем более что четкость включения (и даже ловля «нейтралки» при полной остановке) – выше всяких похвал. Не сразу обнаружил, что чехи сохранили «нейтраль» между 3-й и 4-й передачами. Дело в том, что была раньше вторая «нейтралка» и на всех отечественных мотоциклах, но потом ее, в угоду какому-то международному стандарту безопасности, упразднили. А зря – с ней так приятно катиться накатом и под горку! По эксплуатационным параметрам «Яву» трудно с чем-то сравнивать, потому что схожих моделей нет. Непонятно, от чего отталкиваться – от цены, мощности, кубатуры или максимальной скорости? Jawa с 350-кубовым двухтактным мотором расходует 4,1 л/100 км и способна разогнаться до 125 км/ч. Если брать близких по цене 250-кубовых «китайцев», то те экономичнее (все-таки мотор 4Т), но чуть уступают в «максималке». Сравнивать с японскимиили европейскими «шестисотками» бессмысленно – они дороже, но при этом куда динамичнее, хотя средний расход топлива может совпадать. Ближе всего, пожалуй, японский 400-кубовый секонд-хенд. При этом «японцы» удобнее, но и требовательнее к ГСМ и «расходникам». «Ява» же прекрасно переваривает 92-й бензин и простое минеральное двухтактное масло, масляных фильтров не требуется. Из расходников придется поискать фирменные колодки и воздушный фильтр. Бюджетных цепей и свечей зажигания – навалом. Никакой мороки с регулировкой клапанов, цепями ГРМ, карбюраторами CV. Механика проста, как автомат Калашникова. Подытожим впечатления. Кому сегодня может приглянуться «Ява» с целью ездить, а не ностальгировать? Мне видится сельская молодежь, которой нужен быстрый мотоцикл для, скажем, неидеальных дорог. Мотоцикл при этом грузоподъемный, крепкий и неприхотливый. Который, в случае поломки несложно и перебрать, учитываю простоту конструкции и большую степень взаимозаменяемости со старыми моделями, к которым запчасти еще есть. Наш тест продолжается. «Яву» ждут дальние путешествия.Приборная панель по сути неплоха (есть и тахометр), только наклонена от водителя и нижняя часть шкал не читается. Двигатель – знакомый явистам по модели «638», только с раздельной смазкой. Сохранен и «хитрый» рычаг переключения, трансфоримруемый в кикстартер.ЭТО – НЕ ИДЕАЛЬНЫЙ МОТОЦИКЛ. ЗАТО ОН ЕЗДИТ ПО НЕИДЕАЛЬНЫМ ДОРОГАМ. И НЕ ТРЕБУЕТ ИДЕАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.сентябрь 2011 moto.zr.ru45