КОНКУРССПОР ПРИЯТЕЛЕЙ О ТОМ, В КАКОЙ МОМЕНТ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ НАИЛУЧШЕГО РАЗГОНА, ПОМОГ РАЗРЕШИТЬ ДМИТРИЙ ОСИН ИЗ КРАСНОЯРСКА, ПРИСЛАВШИЙ НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ И ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. НАВЕРНОЕ, ПОБЕДИТЕЛЮ ПОМОГЛИ ЕГО УВЛЕЧЕНИЯ МОТОКРОСС, КАРТИНГ, АВТОСПОРТ. А КОМПАНИЯ BMW НАГРАЖДАЕТ ДМИТРИЯ ФИРМЕННЫМ РЕМНЕМ.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 06КРУТИТЬ ИЛИ НЕ КРУТИТЬ?Многие слышали, что для разгона важен крутящий момент: чем он больше, тем больше сила, позволяющая реализовать ускорение. Но часто забывают, что момент-то важен на колесе, а не на выходном валу двигателя. К тому же кривые момента у разных моторов неодинаковы, как и передаточные числа коробки передач. И при одной и той же скорости момент на колесе может довольно сильно различаться в зависимости от выбранной передачи (см. график). Двигатель при разгоне на каждой передаче эффективно работает в некоем диапазоне. Таким образом, важно иметь некий максимальный средневзвешенный момент на заднем колесе при разгоне. То есть важно даже не насколько двигатель «раскручивается» при разгоне, но и насколько падают его обороты при переключении. Если посмотреть на характеристики работы КП, то видны характерные «пилообразные» кривые роста и падения оборотов. Далее все зависит от того, насколько согласованы характеристики двигателя и передаточные числа КП. При правильном подборе переключение происходит, как правило, в режиме максимальной мощности. Если поставить рядом обычный дорожный мотоцикл и скутер с вариатором и провести соревнование на разгон, то окажется, что мотоцикл вчистую проигрывает скутеру до набора определенной скорости. Это объясняется тем, что работа вариатора настроена на максимально эффективный разгон и двигатель не теряет время на сброс-набор оборотов. В спортивных мотоциклах это частично реализовано в возможности переключения без сброса газа. Итак, чтобы добиться наилучшего темпа разгона, нужно так переключать передачи, чтобы в каждый момент времени величина момента на ведущем колесе была максимально возможной. На графике эта линия показана красным цветом, а точки пересечения кривых момента на каждой передаче и есть оптимальные моменты переключения. Нужно ли крутить мотор до отсечки для лучшего разгона, зависит от характеристик конкретного агрегата. Как правило, конструкторы выбирают момент отсечки, исходя из прочностных и ресурсных показателей, но дальше точки оптимального переключения. Отсечка, как правило, присутствует на очень оборотистых двигателях, где вполне реально достигнуть опасных скоростей вращения. Фактически отсечка – это защита «от дурака», но двигатель можно и очень часто нужно «крутить до отсечки». Спортивные двигатели небольшой кубатуры (125–250 см3) любят большие обороты, так как в среднем диапазоне их мощность и момент слабоваты. Поэтому – особенно в мотокроссе – тренер требует: «…не слышу, что ты едешь, надо чтоб движок «звенел»!» Никаких отсечек на них, конечно, нет, но, по ощущениям, переключение и езда происходят на оборотах, близких к максимальным. У больших низкооборотных моторов максимальный момент достигается примерно в середине их рабочего диапазона. К ним относятся большие классики, почти все чопперы и часть эндуро. «Перекручивать» такие моторы смысла нет, а переключаться нужно около оборотов максимальной мощности. Падение темпа разгона на таких мотоциклах на повышенных оборотах хорошо заметно и, как правило, не вызывает сложностей в определении момента переключения.ȜɳȪɖɡɛɑҪģɔȨɔȦɕɖģɕȥģȧȨɓȦȩȦȡȧȨɳȨȩɖɞģɔȨɖȨɘɑȧɓȥДа и «крутить» одно-двухцилиндровый двигатель большого объема удовольствия мало – он раскручивается медленно, так же медленно сбрасывает обороты и при этом невыносимо вибрирует. Для гонщиков сложностей нет: доверься телеметрии, грамотному инженеру, настрой «блинкеры» – и они подскажут все, что надо.Хотя иногда темп разгона (особенно на старте) определяется не столько запасом момента, сколько сцеплением колес с асфальтом. Тут нужны навыки гонщика, его чувство мотоцикла. А вот этим-то как раз и отличаются лидеры от тех, кто плетется в хвосте. В спортбайке, мотокроссе, мотарде умение быстро разгонятся – едва ли не самое сложное упражнение…ВНИМАНИЕ, , КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 05–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.17. Я ПРОКОЛОВ НЕ БОЮСЬГвоздь, торчащий из досок ветхого моста через речку, я увидел в последний момент, успев вильнуть передним колесом. Но задним проехал аккурат по ржавой шляпке, и на склон холма выехал уже на промятой покрышке. Как же быть? До дома 50 км, а у меня с собой только монтажки да аптечка в полиэтиленовом пакете – правда, не мото-, а медицинская. Хорошо, хоть насосик есть. Посидел, покурил – и придумал. Ремонт занял минуты. И до дома доехал за один присест, больше не подкачивая. А что предложили бы вы?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 октября 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.90moto.zr.ru сентябрь 201112.08.11 22:14090 rem zadacha.indd 90