МАСТЕРСКАЯАссортимент мотохимии для мойки и послемоечного уходА довольно ве лик: помимо универсАльных шАмпуней (для плАстикА, хромА, Алюминия и кожи), есть безводные очистители с зАщитным эффектом, средствА по уходу зА кожей и хромом, совмещАющие функции очистителя и полироли.НЕ МОЙ ДО ДЫРтекст владимира чАйковского, фото николая сАзоновАС детства нас учили, что мыло и зубной порошок – хорошо, а грязь – плохо. И не только для ребячьей кожицы, но и для всего вокруг. Но бывают случаи, когда мытье может принести больше вреда, чем пользы. В частности, применительно к мотоциклам.МОЙКАКЛА И МОТОЦкоснуться этой, прямо скажем, замыленной темы меня заставил случай. встретил старого приятеля, и тот не без гордости продемонстрировал мне новое приобретение – спортивный мотоцикл, по одному лишь алому цвету которого определялись и стоимость, и страна происхождения. от души порадовавшись за приятеля, я не стал задавать ему вопрос – откуда на стильных вороных деталях ходовой части взялись отвратительные фиолетово-зеленые разводы. ответ же прост: аппарат помыли химически активной жидкостью без соблюдения технологии мойки. при этом чем новее мотоцикл, тем заметнее на нем подобные пятна.дело в том, что средства, применяемые на автомойках, в основе имеют щеДаже хорошие лочь, активно реагируюавто- и мото шампуни щую с алюминием, из имеют ограничения – которого выполнены по типам поверхности, многие детали современДозам, времени ного мотоцикла. и даже возДействия. декоративные гальванические покрытия не способны уберечь мотоцикл от действия химикатов. вот вам в качестве примера выдержка из описания одного из так называемых автошампуней: «исходный состав препарата об-Нельзя направлять сильную прямую струю воды на: радиатор, подшипники колес, выпускное отверстие глушителя, цепь.ладает сильнощелочной средой. при кратковременном воздействии рабочий раствор не оказывает разрушающего воздействия на высококачественное лакокрасочное покрытие автомобиля, хотя и достаточно агрессивен к деталям из алюминия. длительный контакт раствора с алюминием сопровождается активным процессом электрохимической коррозии металла». и это в том случае, когда препарат в правильной пропорции разбавлен водой. но мойщики знают, что грязь намного лучше очищается, когда концентрация шампуня выше. Автомобильная краска выдерживает такое издевательство. точнее, ее структура портится, но поначалу это не так заметно, а вот алюминиевые поверхности теряют вид сразу и безвозвратно. А окончательно портится настроение после такой мойки, когда86 moto.zr.ru сентябрь 2011 ‣ МАСТЕРСКАЯ с.86, САМОПАЛ с.88, КОНКУРС с.90 замечаешь, что часть насекомых, почивших на передней части мотоцикла, там и осталась, а вместе с ними и битумные пятна на нижних частях, и грязь на ободах колес. Теперь о том, как подобрать правильную химию. Конечно, лучше приобретать именно мотоциклетные препараты. Прочитайте инструкцию, противопоказания и дозировки. Испытайте «на кошке». То бишь на какой-либо не бросающейся в глаза части мотоцикла. Если средство справляется с грязью, мухами и битумом, не изменяет цвет алюминия, краски и кожи седла, значит – порядок, берем флакон шампуня с собой и отправляемся на мойку. Объясните мастеру, что ваш мотоцикл дорогой и что его можно мыть лишь специальным шампунем. При этом шампунь должен быть на мотоцикле строго определенное время. Впрочем, многие моют мотоцикл самостоятельно. Кто-то по старинке – щеткой и тряпкой, кто-то минимойкой под давлением и губкой. В отличие от автомобиля, мотоцикл трудно хорошо отмыть вручную – слишком много у него закоулков (ребра цилиндров, радиатор, задняя подвеска и т.п.), которые, вроде, на виду, но просто так не подлезешь. Струя воды под давлением справляется с ними куда лучше и быстрее. Но и таит в себе опасность. Вот несколько правил, которые нужно знать любому, кто собирается мыть мотоцикл водой под давлением.ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ НОВОГО МОЮЩЕГО СРЕДСТВА ИСПЫТАЙТЕ ЕГО «НА КОШКЕ» – ТО ЕСТЬ НА КАКОЙ-НИБУДЬ НЕ БРОСАЮЩЕЙСЯ В ГЛАЗА ЧАСТИ МОТОЦИКЛА.ЧЕТЫРЕ ВАЖН ЫХ ПРАВИЛАСоразмеряйте силу струи и расстояние до поверхности. Многие используют максимальное давление (чтобы лучше отчистить) и минимальное расстояние, словно стремятся снять стружку «водной фрезой». Порой это удается, например, на отечественных аппаратах водой иногда снималась пленка хрома с перьев вилки и краска с крышек картера. Помните, что полностью отмыть даже гладкий пластик только струей воды, как правило, не удается. Понадобятся и шампунь, и – главное – губка. Лучше мягкая, с крупными порами, чтобы песчинки проваливались в нее, не царапая краску. Также важно следить за температурой воды. Бывало, по ошибке, бывало, нарочно (опять же, чтобы лучше «отмочить» грязь) мойку подключали к горячей воде. Во-первых, не все мойки (и шланги) рассчитаны на высокую температуру. Как правило, те, у которых помпа из пластмассы, нагрева не терпят. Во-вторых, велик шанс отмыть мотоцикл больше, чем хотелось – до металла. Струю воды из пистолета нельзя направлять на некоторые детали мотоцикла: приводную цепь, радиатор, ступицы колес (так как вода обязательно попадет в подшипники), приборную панель, в глушители (см. фото). Мыть мотоцикл самому довольно муторно, если только не подходить к процессу как к медитации. Поэтому зачастую цель отбить наконец этот кусок грязи или этого особо жирного комара затмевает мысли о возможно скорой внеплановой замене подшипников колес или приводной цепи. Все-таки лучше лишний раз потереть щеткой или губкой, чем пулять из «керхера» по беззащитным сальникам и пыльникам и закачивать вместо смазки в подшипники качения H2O. И напоследок… Когда зимой ночью выпадает много снега, не счищайте его жестким пластиковым щитком. Всю краску исцарапаете. Через сто метров снег сам слетит на едущий сзади транспорт. Это совет автомобилистам… и эндуристам, которые, впрочем, лучше других понимают в мойке мотоцикла. Ведь чистый мотоцикл для любителей оффроуда все равно что «неотожженный» выпуск для спортбайкеров!Для мойки мотоцикла лучше использовать специальные, «мотоциклетные» препараты.сентябрь 2011 moto.zr.ru87