68
69
70
71
72
73
РЕТРОСКОП65 ЛЕТ МОТОЦИКЛАМ ИЗ КОВРОВАВ этом году ковровский «Завод имени Дегтярева» (ОАО «ЗиД») отмечает две даты: 95 лет со дня основания и 65 лет со дня начала мотопроизводства. Значит, пора вспомнить про мотоциклыС ЗАЙЦАМИ НА БЕНЗОБАКЕтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото Евгения БОБРИКОВА, а также из архивов Николая ТУБАЕВА, Ивана КСЕНОФОНТОВА и ОАО «Завод им. В. А. Дегтярева»Когда я работал на заводе, имевшем, как и ковровский, мотооружейную специализацию, у нас ходила такая байка. Украли японцы комплект чертежей нашего мотоцикла. Делают, собирают – пулемет получается. Еще раз – опять пулемет. Обратились к эксперту по русским вопросам. А он им: «А вы ведомость изменений прихватили?» В каждой шутке есть доля шутки. Совсем не случайно крупнейшие наши оружейные заводы занялись мототехникой. Во-первых, по окончании войны спрос на вооружение резкоупал – а что-то производить надо. Прецизионное оборудование и квалифицированные работники позволяют выпускать не только сковородки да зажигалки. И за рубежом примеров такой конверсии хоть отбавляй – BSA, Husqvarna, Zundapp… В августе 1916 года в провинциальном городе Коврове начало возводить производственные корпуса Первое русское акционерное общество ружейных и пулеметных заводов – совместное предприятие с датским оружейным синдикатом Dansk RekilriffelSyndikat. Правда, вскоре стало совсем не до организации производства, и по-настоящему завод заработал лишь в 20-е годы, когда на нем освоили знаменитый «дегтярь» – ручной пулемет системы В. А. Дегтярева. А в 1945 году нарком вооружения Д. Ф. Устинов распорядился: оружейники должны освоить новую продукцию – легкий мотоцикл.Благодарим Николая ТУБАЕВА и администрацию ОАО «ЗиД» за содействие в подготовке статьи.Приказ об организации мотоциклетного производства на заводе выпущен в марте 1946 года, а уже в ноябре была собрана первая партия из 50 мотоциклов К-125. Чертежи прототипа – немецкого DKW RT125 – достались по репарации. Одноцилиндровый двухтактный двигатель, сблокированный с трехступенчатой коробкой передач, развивал мощность 4,25 л.с. и разгонял машину массой 76 кг до 70 км/ч. Одновременно производство такого же мотоцикла, под маркой М-1А, было организовано на Московском мотоциклетном заводе (впоследствии его передали в Минск). Интересно, что хотя ковровский и московский мотоциклы были скопированы с одного образца, они значительно отличались друг от друга компоновкой электрооборудования, конструкцией сцепления и деталями оформления. К-125 на фото – из самых первых, выпуска 1946 года (всего в том году было сделано 279 машин); пятизначный номер на картере позволяет предполагать, что тогда применялись и вывезенные из Германии детали.68moto.zr.ru сентябрь 2011 До 1960 года завод параллельно выпускал  125‑кубовые и 175‑кубовые мотоциклы. На фо‑ то – последний из 125‑кубовых, К‑58 образца  1958 года. У него маятниковая подвеска заднего  колеса (внедренная еще в 1955 году на модели  К‑55), форсированный до 5 л.с. двигатель, ин‑ струментальный ящик увеличенной емкости,  а главное – новая система электрооборудования  с генератором переменного тока, позволявшая  запускать двигатель без аккумулятора (крайне  дефицитного по тем временам). Мотоцикл на на‑ шем снимке был сделан для показа на ВДНХ.Полтора десятка мотоциклов директор завода В. И. Фомин распорядился раздать руководителям подразделений – для тестирования «в хвост и гриву». И сразу пошли поломки: хлипковаты оказались рама и особенно передняя вилка для наших дорог.И с 1951 года в производство пошла модернизированная модель К-125М с передней телескопической вилкой с гидроамортизацией. Мотоцикл на фото, выпущенный в 1953 году, дошел до наших дней даже с родным номерным знаком!Один из самых редких серийных мотоциклов советского производства – К-175 образца 1956 года, так называемый «Ковров-Ява». Новый 175-кубовый двигатель мощностью 8 л.с., сблокированный с трехступенчатой коробкой передач, был вполне оригинален (на нем ужеприменялся алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой), а вот полуавтоматическое сцепление и дизайн откровенно скопированы с чешского образца. Говорят, чехи, увидев машину на ВДНХ, возмутились и дошли даже до Хрущева (по более прозаической версии, возмутились рабочие наконвейере – больно уж трудоемким при сборке оказался аппарат). Как бы то ни было, в том же 1956 году в серию пошел К-175 гораздо более приземленного вида, а «Ковров-Ява» успели изготовить всего 400 штук. Мотоцикл на наших фото – в процессе реставрации.сентябрь 2011  moto.zr.ru69 РетРоскоп   65 лет мотоциклам из ковроваЭра моделей «к» закончилась с началом 60‑х, а вместе с ней ушли  в прошлое и генератор постоянного тока с аккумулятором.  Новая система электрооборудования без аккумулятора была    в 1959 году внедрена и на 175‑кубовом мотоцикле – модели  «ковровец‑175а». кроме того, машина получила четырех‑ ступенчатую коробку передач и вилку прогрессивной бес‑ штоковой конструкции. кстати, 5 мая 1960 года завод вы‑ пустил свой миллионный мотоцикл. в 1963 году завод сделал попытку вторгнуться на  территорию «тулы» и «вятки» – сделал мотороллер.  Силовой агрегат и некоторые элементы шасси уда‑ лось приспособить от серийного 175‑кубового мото‑ цикла. развития эта идея не получила – очевидно,  потому, что мотоциклы тогда пользовались куда  большим спросом.Первые три сотни мотоциклов новой марки «восход»  были собраны в 1965 году, а в 1967 году он полно‑ стью сменил на конвейере старый «ковровец».  Новинка отличалась на редкость гармоничным ди‑   зайном, форсированный до 10 л.с. двигатель позво‑ лял разгоняться до 90 км/ч. впервые в комплекта‑ цию мотоцикла вошли багажник, зеркало заднего  вида, а на экспортных версиях – еще и наколенные  щитки и ветровое стекло. мотоцикл  на нашем снимке – из специальной  партии, выпущенной в 1969 году  к юбилею в. и. ленина.«восход» мог бы стать и таким – экспериментальный  мотоцикл «ковдор» 1966 года. еще одна экспериментальная разработка –  «  восход 175 Эра» конца 60‑х годов.Пластилиновый макет –   поисковая разработка  60‑х годов.70    moto.zr.ru  сентябрь 2011 Конструкторы завода сделали неожиданный «шаг назад» на новой модели  «Ковровец-175В», внедренной в 1963 году – вернулись к чугунному цилиндру и одному глушителю. Увы, двигатель, форсированный до 9,5 л.с., ответил черной неблагодарностью – стал подклинивать. Пришлось спешно возвращаться с алюминиевому цилиндру с чугунной гильзой. С «чугунком»  было сделано всего около полутысячи мотоциклов. Задел чугунных цилиндров долгое время пылился на складе, пока его не переплавили.«Восход-2» увидел свет в 1972 году. Модификация отличалась форсированным до  10,5 л.с. двигателем, новыми облицовками,  характерным штампованным багажником«бандурой». Впервые были применены указатели поворотов, а с 1976 года – электронная бесконтактная система зажигания. В 70-е  завод выпускал более 220  000 мотоциклов  ежегодно, география экспорта включала в себя  Италию, Норвегию, Австралию.Рационального объяснения тому, почему «Восход-250» не пошел в серию, найти  невозможно. 250-кубовый двигатель мощностью 20 л.с., дуплексная рама, макси  мальная скорость 115 км/ч при сухой массе 140 кг – мотоцикл выводил завод на  более высокий уровень. Под новую модель были выделены производственные  площади, закуплено оборудование… Не получилось. Одни объясняют, что помешала война в Афганистане, заставившая увеличить основное производство, другие намекают на работников министерства, благоволивших к Ижевску и задушивших конкурента… На фото – один из 15 прототипов, сделанный в 1980 году.Еще в 1947 году завод сделал первые  мотоциклы для мотокросса, а в 70-е годы выпускалось более 1800 спортивных  машин ежегодно. Но особое место среди них занимала серия СКУ – «спортивный, кроссовый, уникальный».  Эти аппараты выпускались  штучно для членов сборной  СССР и заводской команды  и находились практически  на мировом уровне. На фото – «Восход-250СКУ-4» 1979 года, с 250-кубовым двигателем мощностью 38 л.с., пятиступенчатой коробкой  передач, дуплексной рамой и пневмогидравлическими подвесками.сентябрь 2011  moto.zr.ru71 РЕТРОСКОП65 ЛЕТ МОТОЦИКЛАМ ИЗ КОВРОВАС 1950 года отсчитывается история ковровских мотоциклов для шоссейнокольцевых гонок – хотя этот вид соревнований и не был так популярен, как мотокросс. На фото – «Восход-175ШК-3» 1980 года; в отличие от уникальных кроссовых аппаратов, он базируется на стандартном силовом агрегате, форсированном до 18 л.с. Но даже с таким двигателем машина, весившая 90 кг, разгонялась до 130 км/ч.Костяком мотобольной команды «Ковровец» стали работники заводской лаборатории испытаний спортивных мотоциклов. По их инициативе в 1976 году началось производство специальных машин для мотобола. На фото – «Восход-175СМБ-3», его форсированный до 20 л.с. двигатель установлен в специальную дуплексную раму. Интересная особенность – двойной комплект педалей тормоза и переключения передач, чтобы спортсмен мог управлять мотоциклом и правой, и левой ногой.90-е годы выдвинули лозунг: «Даешь мотоцикл европейского уровня!» Ответом стал «Франт», разработанный совместно с итальянской дизайн-студией Лучано Марабезе. Современный облик, 200-кубовый четырехтактный двигатель, качественные комплектующие из Тайваня и Южной Кореи – у машины были все шансы на успех. Тем более что ходовая часть была разработана с таким запасом, что после небольшой модернизации могла принять 400-кубовый и даже 600-кубовый двигатель. Увы, родился проект в несчастливом 1998 году: грянувший дефолт поставил на нем крест.Потерпев неудачу с широкопрофильными шинами, заводские конструкторы сделали ставку на обычные. Перед нами – фактически первый советский эндуро, ЗДК-175 1986 года. Модернизированный 175-кубовый двигатель, с лепестковым клапаном на впуске, был установлен в новую ходовую часть, с задней подвеской с прогрессивной характеристикой. Машину активно пиарили – возили на выставки, отпечатали огромное количество проспектов. Увы, дело вновь ограничилось постройкой нескольких образцов.72moto.zr.ru сентябрь 2011ДЫ В СВОИ ЛУЧШИЕ ГО АЛ ЗАВОД ВЫПУСК БОЛЕЕ 220000 О ОДН МОТОЦИКЛОВ ЕЖЕГ Л И ЭКСПОРТИРОВА Н ИХ В ДЕСЯТКИ СТРА МИРА. В начале 80-х годов Министерство оборонной промышленности объявило среди трех своих заводов (в Коврове, Ижевске и Туле) конкурс на создание мотоцикла на широкопрофильных шинах. Первый вариант представлял собой обычный «Восход», пересаженный на новые шины, второй (на нашем фото) отличался более самобытным дизайном. Но в серию машина так и не пошла – конкурс выиграл тульский вариант.Сейчас ОАО «ЗиД» – одно из трех «выживших» бывших советских мотопроизводств. Продолжается производство моделей собственной разработки – мокик «Пилот», мотовездеход «Робинзон» – но уже с покупными моторами. Новинка, которая проходит испытания – трицикл на шинах низкого давления «Бархан» (на фото). Стратегическим партнером завода стал китайский концерн Lifan.Е ЗАБЫВАТЬ Н ПРОШЛОГОНиколай Тубаев – человек для завода не посторонний: пришел сюда после окончания школы, работал на сборке мотоциклов, потом – в инструментальном цехе и в испытательной лаборатории. Заядлый мотоциклист: занимался мотокроссом, сейчас – активный мототурист. Как и многих истинных любителей мотоцикла, Николая завораживает обаяние старой мототехники. И в один день родилась мечта: найти и восстановить древний мотоцикл, чтобы кататься на нем по выходным, удивляя окружающих. Так в гараже прописался К-125. Потом позвонил знакомый: «Тут один старичок интересный мотоцикл продает…» Оказалось – «Ковров-Ява»! Как не взять? А уж потом коллекция стала расти, как снежный ком. Сейчас в ней – практически все серийные мотоциклы «Завода имени В. А. Дегтярева» выпуска до 1990 года, несколько чудом сохранившихся экспериментальных машин, спортивные аппараты… Есть и несколько иностранных мотоциклов – из тех, что поставлялись когда-то в СССР, но давно стали экзотикой: например, MZ BK350 и Jawetta Sport.А что дальше? «Как и у всякого коллекционера, – рассказывает Николай, – есть мечта о маленьком музее. Конечно, непросто поднять такое дело, как говорится, на одну зарплату, а спонсоры в очередь выстраиваться не спешат. Так что пока буду приводить свои мотоциклы в состояние «как с конвейера» – и просчитывать варианты».сентябрь 2011 moto.zr.ru73