54
55
ДЕТАЛИЗИМНЯЯ РЕЗИНАВ отличие от автомобилистов, скутеристам время «переобуваться» приходит уже в сентябре. «Зимняя» резина позволяет не бояться остывшего асфальта и «аццки валить» даже в мерзкий осенний дождичек.КОГДА ОСТЫВАЕТ АСФАЛЬТтекст .Stinger, фото из архива автораНе обязательно ездить до белых мух, чтоб почувствовать, как теряет «держак» мотоцикл при похолодании градусов этак до семи. (Хорошо, если начало заноса кончиками пальцев, а не лоусайд всей тушкой.) Причина – именно таков нижний предел расчетных температур большинства мотошин, что подтверждают данные и независимых тес-тов, и самих производителей. У кого-то (например, Bridgestone) он чуть ниже, а, например, некоторые модели Pirelli «сдаются» уже при плюс 10. (К слову, «плыть» на раскаленном асфальте «бриджи» тоже начинают раньше других, а «итальянцы»,КОГДА ИМЕННО «ПЕРЕОБУВАТЬСЯ»? ТРЕВОЖНЫМ ЗВОНОЧКОМ Я СЧИТАЮ НОЧНУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ОКОЛО +5 °С. А ВЕСНОЙ ЛУЧШЕ ПОЕЗДИТЬ ЛИШНИЕ ПАРУ НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ НОЧНЫХ ЗАМОРОЗКОВ.соответственно, позже). В результате до закры- тия сезона еще месяц-другой, а поворачивать уже неприятно, как будто ты «переобулся» в китайщину. Выход – или ездить шепотом, или… Или сменить шины на соответствующие сезону: «зимние» или, если быть точным, «демисезонные», обозначаемые, как правило, значком M+S (Mud + Snow – «Грязь + Снег»). Хотя есть и чисто зимняя «обувка». Завзятые мотоотморозки, от туристов-колясочников до эндуристов, чтут кроссовую «Петрошину», чей сверхмягкий (читай: почти лишенный сажи) компаунд позволяет худо-бедно ездить и в лютые морозы. А у скутеристов, желающих ездить круглый год, в почете японские IRC модели SN-23 Urban Snow, выпускаемые в 28 (!) типоразмерах. Компаунд не «дубеет» градусов до 12 мороза, а разреженный эндуристый протектор, к тому же насыщенный ламелями, позволяет лучше цепляться за смерзшийся асфальт.54moto.zr.ru октябрь 2011 «Зимние» версии Heidenau внешне неотличимы от «универсальных» шин соответствующих моделей. Разница – в особо мягком протекторе (Snowtex) либо в повышенном содержании силики, стабилизирующей свойства компаунда. Метцелеровские Feelfree Wintec отличаются от «просто» Feelfree более термостабильным компаундом и ламелями в протекторе.В результате ехать по зимней улице страшно, но можно, особенно, если она очищена ото льда. Обратная сторона медали – в теплый осенний денек ехать столь же страшно: создается впечатление, что едешь на полуспущенных покрышках или на кроссовой резине. Обратным путем пошли разработчики Metzeler, создавая «всесезонку» Wintec на основе не слишком удачной макси-скутерной шины Feelfree. Протектор почти не тронули, лишь слегка сдобрив небольшими ламельками, а вот компаунд переработали заново. Но, не тупо смягчив его, а сделав его свойства более независимыми от температуры. В диапазоне от 10 до 40 °С «держак» ухудшился ненамного, зато при наступлении критически низкой температуры он не падает обвально, а остается тем же вплоть до околонулевых температур, и лишьпотом плавненько так снижается вплоть до –20. Результат меня потряс. Переобув в конце позапрошлого сентября Yamaha Tmax в Feelfree Wintec, на следующий же день попал в холодный (+2–3 градуса) осенний дождь, сквозь который я… безбоязненно дубасил 160 приборных, как в летний ливень на Michelin Pilot Sport! Более того, вплоть до окончания сезона в конце ноября предпочитал именно дождливую погоду, когда с дороги смывались и грязь, и едкая смесь, прозванная в народе лужковскими соплями; в сухую же погоду приходилось быть поосторожнее (120–140 км/ч), примерно как летом в самом начале дождя. Долгое время основным недостатком Feelfree ВОЗМОЖНА ЛИ Wintec была узкая гамма РЕЗИНА, ОДИНАКОВО типоразмеров, преднастепенными его компонентами ДЕРЖАЩАЯ значенных исключитель(в частности, повышенным соИ В ЖАРУ И ХОЛОД? но для 500–850-кубодержанием силики), а также вых «супермакси». наличием ламелей. Увы, пока ТЕОРЕТИЧЕСКИ ДА, Однако уже прошлой осеэта шина выпускается только НО ДЕЛАТЬ ОНА ЭТО в двух размерностях (оба для нью в продаже появились БУДЕТ ОДИНАКОВО 12 дюймов), хоть и самых расшины и для «нормальных» пространенных: 120/70 и 130/70. скутеров с 10–13-дюймовыми ПЛОХО. А что же извечные конкуренты колесами. Утверждается, что они и земляки Heidenau? Schwalbe сделаны по тем же технологиям, что Renfenwerk по-прежнему выпускают мои 14–16-дюймовые (за исключением сидель Iceman – прямого конкурента IRC лового каркаса – «малыши» не радиальные, Urban Snow, только с направленным рисуна диагональные). ком протектора и… с меньшим выбором ти«Паркетные» Metzeler и откровенно внепоразмеров. Зато у Iceman есть версия «на дорожные IRC выглядят крайностями на фогвоздях» – с шипами автомобильного типа. не первооткрывателя сегмента, немецкой Недавно у Iceman появился прямой конHeidenau. Наибольшую известность получили ее шины, внешне неотличимые от уникурент – словенская Sava выпустила «зимверсальных К58 и -62 (а в последнее время нюю» версию шины МС32 и ее «шипастую» еще и -66 и -77). Причем известность не модификацию. А для особо экономных подтолько у «снежных человеков»: благодаря суетилась Kenda. Не ездил, не знаю (боюсь сверхмягкому компаунду эти шины полюбия этих покрышек – есть неоднократный нели… в скутерном драгрейсинге. Немецкие веселый опыт), но европейские импортеры спортсмены утверждают, что зацеп К62 утверждают, что К701 M+S тоже способна Snowtex ничуть не хуже, чем у сликов, зато работать по холодному асфальту. они не нуждаются в прогреве. Оценили это Конкуренция обостряется. В том числе исобстоятельство и в скутерном «кольце»: гокусственно: с 10 декабря прошлого года ворят, эта резина намного эффективнее в Германии обязательно (под угрозой штраскутерных «дождевых сликов», особенно фа в 40–80 евро) использование зимней или когда дождь не капает, а льет. Обратная всесезонной резины в снежную или морозсторона столь лобового решения проблемы ную погоду для всех механических ТС. Так всесезонности – в 3–5 раз повышенный изчто ассортимент подобных покрышек должен нос при «летних» температурах. А вот «зимсущественно разрастись уже этой осенью – няя» версия более «продвинутой» модели, и, что еще важнее, пополниться сугубо мотоК66 LT, подобно Feelfree Wintec, отличается циклетными типоразмерами, которые (и то от «базы» не столько более мягким компав сильно ограниченном количестве) пока что ундом, сколько более продвинутыми второводятся только у Heidenau..октябрь 2011 moto.zr.ru55