РПрощал 15 меся ьный подарок экстрем цев владевше от концерна Corsaco альный спорт го компанией Harley-Davids до итал rta, проектир байк F4RR с н MV Agusta, –on, ование о-амери овым дв которог канског о началигателем о разво ось неза да. долготекст А лана КАТКАРТ А, фотоАДИАЛЬ Н А Я ЭВОЛЮЦИЯСтефано ГАДДАMV Agusta впервые за последние годы на подъеме. У компании не только нет задолженностей – напротив, появилась свободная наличность, производство рационализировано, а на горизонте маячит многообещающая трехцилиндровая 675-кубовая модель F3 («Мото» № 04–2011). Пока же запущен в производство экстремальный вариант литрового спортбайка – модель F4RR, вооруженная двигателем Corsacorta – первым новым четырехцилиндровым мотором MV Agusta после дебюта 1000-кубовой модификации в 2005 году. На сегодняшний день F4RR – самый мощный «литр» в мире: 201 л.с. при 13 400 об/мин на коленвале (аж на 0,9 л.с. больше, чем у Kawasaki ZX-10R), или 179 л.с. на заднем колесе – на 17 л.с. мощнее базового F4.Я опробовал новинку на тестовом полигоне Pirelli «Виццола Тичино», что близ Милана – этот трек с длиннющими прямыми и набором разнообразных поворотов позволил мне понять, что за спортбайк получился у итальянцев. Впечатлил прирост динамики, да и электроника прошла явный апгрейд. MV Agusta мягко стартует с малых оборотов, но по-настоящему ее двигатель просыпается лишь с 4000 об/мин. Зато уж с этой отметки мощность нарастает быстро и линейно, вплоть до отсечки ограничителя на 13 700 об/мин. Хотя «середина» у Corsacorta побогаче, чем у старого мотора, а коробка передач работает так же четко, как и на любом японском спортбайке (не то что раньше!), приходится сожалеть об отсутствии пауэр-шифтера. А ведь ‣ MV AgustA F4RR с.14, HusqVARnA tC250 с.22, YAMAHA VMAX с.28, PAtRon sPoRt 150, PAtRon sPoRt 250 с.34, stels AtV 500gt с.40, BMW g650gs с.41, H.-D. Xl1200n sPoRtsteR® 1200 nIgHtsteR® с.42, H.-D. eleCtRA glIDe ultRA lIMIteD с.43тестыMV AgustA F4RRспортбайк / 2011 / 998 см³ / 201 л.с. / 192 кг / 1 320 000 руб. ТЕСТMV AGUSTA F4RR1Кованые алюминиевые колеса оригинального дизайна на 1 кг легче литых на версии F4.2В задней подвеске установлен двухтрубный амортизатор Ohlins TTX36 с раздельными регулировками для малой и большой скоростей сжатия.3Силовой агрегат Corsacorta установлен в такую же раму, как и на модели F4 – пространственная клетка из хром-молибденовой стали, соединенная с коваными алюминиевыми опорами маятника задней подвески.4Впервые на мотоциклах MV Agusta применены подвески Ohlins. Спереди установлена полностью регулируемая телескопическая вилка перевернутого типа с покрытием трущихся поверхностей нитридом титана. Регулировки гидравлики разделены по перьям: в левом регулируется усилие сжатия, в правом – отбоя.5Квартет «квадратных» выпускных труб – характерная «фишка» семейства F4.6Своеобразный шрифт на панели приборов читается плохо.7В стандартное оснащение входит демпфер рулевого управления Ohlins.пять первых сближенных передач так и провоцируют обходиться с коробкой жестко. Я не смог выжать паспортные 297,6 км/ч – трека не хватило, но несколько раз разгонялся до 250 км/ч на шестой передаче, и при этом оставался запас в несколько тысяч оборотов, а мотор продолжал тянуть во всю силу. И все это в режиме Road нового блока управления Marelli 7BM; режим же Sport пробуждает зверя. Переключение удобнее, чем у старого F4 – там требовалось нажать на маленькую кнопочку на панели приборов, что на ходу и в перчатках совсем не просто. Теперь переклю-чатель вынесен на левый пульт, но все же пользоваться им не так удобно, как на Apilia RSV4 APRC с таким же блоком управления Marelli. Хотя Aprilia стоит 22 000* евро – на 900 дешевле, чем MV Agusta – у нее целых три режима управления, включая отсутствующий на F4RR дождевой. Видимо, парни из MV Agusta полагают, что не стоит ездить на этом мотоцикле в скверную погоду. И уж точно не захочется делать это в режиме Sport, потому что, хотя пиковая мощность остается такой же, как и в режиме Road, ее прирост гораздо активнее, а уж* Цены на мотоциклы в Италии.после 9000 об/мин начинается подлинное сумасшествие. На этих оборотах включаются вторичные форсунки и вступает в действие система изменения длины впускного тракта. Эффект проявляется сразу – мотоцикл ускоряется, как ракета. Только успевай отслеживать мелькание блинкера на приборной доске да отщелкивать передачи. Здорово! Несмотря на то что в блок управления Marelli не зашита программа антивили (хотя в таком же блоке на Aprilia RSV4 она есть – и работает превосходно), F4RR вовсе не стремится задирать переднее колесо, когда открываешь газ на выходе из поворота (но если вы задались це-лью «закозлить», это вам удастся безо всякого труда). Видимо, хорошей устойчивостью байк обязан развесовке – при высоте седла 830 мм вы порядочно загружаете переднее колесо. В то же время посадку экстремальной не назвать, ее даже можно счесть просторной – по крайней мере, по сравнению с прежними аппаратами конструкции Тамбурини. Самое главное – что вы сидите как бы в мотоцикле, а не верхом на нем, как на старой F4 750. Кажется, что переднее колесо F4RR загружено гораздо сильнее, чем в заявленной развесовке 52/48 %. Это проявляется и в том,16moto.zr.ru октябрь 2011 CORSACORTAХотя MV Agusta F4RR внешне мало чем отличается от базовой F4, у него совершенно новый сверхкороткоходный – отсюда и название Corsacorta, «короткий ход» – двигатель. От своего предшественника он перенял разве что число цилиндров и радиальное расположение клапанов! Поскольку проектирование Corsacorta началось тогда, когда компанией владел Harley-Davidson, то вполне логично, что его конструктор – американец. Но на самом деле никакой логики здесь нет: хотя руководитель проекта Брайан Гиллен действительно родился в США и занял свой пост через два месяца после приобретения компании американцами, он пришел не из Милуоки, а из Испании – работал там главным конструктором четырехтактных двигателей Gas-Gas. Гиллен и его команда начали работу над мотором Corsacorta в октябре 2009 года – всего за несколько дней до того, как Harley-Davidson объявил о грядущей продаже MV Agusta. Тем не менее американцы сохранили финансирование проекта в полном объеме. «Мы поставили перед собой цель создать самый мощный 1000-кубовый двигатель на рынке, – рассказывает Гиллен, – и когда проект обрел первые черты, мы поняли, что не сможем использовать ничего из существующего мотора. Чтобы улучшить отдачу, мы должны были повысить обороты, уменьшить внутреннее трение и увеличить жесткость коленвала. А для этого нам пришлось пойти на сокращение хода поршня и увеличение диаметра цилиндра – при этом ширина блока цилиндров осталась прежней, чтобы не переделывать обтекатель». Размерность двигателя Corsacorta – 79×50,9 мм (прежде было 76×55 мм), что снизило среднюю скорость поршня с 24,7 до 22,9 м/с. Конструкторы спроектировали новый коленвал: он кованый, шестиопорный, его поверхность азотирована и полирована. Несмотря на укороченный ход поршня, стальные шатуны длиннее прежних – чтобы снизить боковую нагрузку на цилиндры от кованых поршней. Головка цилиндров отливается плоской, и камеры сгорания в ней вырезают на станках. «Поскольку форма камеры сгорания получается не отливкой, как у конкурентов, а на станках, – комментирует Гиллен, – мы можем получить очень точные объем и степень сжатия, с минимальной разницей по цилиндрам». Сама отливка головки цилиндра не изменилась, но обновлена форма не только камеры сгорания, но и впускных и выпускных каналов. Все клаПолость камеры сгорания не отлита в теле головки, а фрезерована – для большей точности.паны изготовлены из титанового сплава (прежде – только впускные), снабжены усиленными двойными пружинами и увеличены в диаметре: с 30 до 31,8 мм для впускных и с 25 до 26 мм для выпускных. Угол развала клапанов увеличен до 28°, при этом сохранено их радиальное расположение – развал в каждой паре равен 2°. Впервые на MV Agusta применены две форсунки на цилиндр. Они работают совместно с системой изменения длины впускного тракта TSS. Два верхних распредвала приводятся черезшестерни и цепь в центре блока. «Многие сейчас перешли на боковое расположение привода, и у него есть несомненные преимущества, – рассказывает Гиллен. – Но тогда мы получим слишком длинные распредвалы, и на высоких оборотах в первом цилиндре происходит не совсем то, что в четвертом. Поэтому из соображений жесткости мы решили оставить центральный привод». Двигатель F4RR Corsacorta развивает 201 л.с. при 13 400 об/мин и 114 Нм при 9200 об/мин – ощутимыйприрост по сравнению с 184 л.с. мотора F4. При этом ограничитель оборотов настроен на весьма консервативные 13 700 об/мин – всего на 200 об/мин больше, чем у длинноходного агрегата. Гиллен признался, что на стенде двигатель вполне надежно работал на 14 250 об/мин. Так что есть хороший запас форсировки для грядущего супербайковского мотора…Шестиопорный кованый коленвал сохранил центральный привод механизма газораспределения.НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ CORSACORTA ВНОВЬ ВЫВЕЛ MV AGUSTA НА ПЕРЕДОВЫЕ ПОЗИЦИИ – СПАСИБО, HARL EY!сколь устойчив «передок» в быстрых поворотах, провоцируя все время увеличивать скорость, и в том, как разгружается заднее колесо при резком торможении. Тормоза Brembo с моноблочными радиальными передними скобами просто превосходны – я не припомню другого дорожного мотоцикла с такими же тормозными свойствами – фактически на уровне снаряда для WSBK. Очень эффективно настроено и проскальзывающее сцепление. Конечно, газ при переключении вниз можно и не сбрасывать – но вам захочется сбрасывать и прибавлять его снова и снова, чтобы наслаждаться музыкой квартета размещен-ных под седлом выпускных труб. Лучший голос в супербайковском театре! Вскоре я понял, почему на MV Agusta стоит задний тормозной диск с четырехпоршневой скобой (в то время как остальные спортбайки обходятся двух-, а то и однопоршневой): если в конце прямой сначала слегка прижать задний тормоз, а потом уж давить на передний, мотоцикл гораздо охотнее занырывает в поворот. Правда, он слегка упирается, когда поднимаешь его в конце виража, и сопротивляется при перекладке в связке поворотов – но это упрямство наверняка можно победить, отрегули-октябрь 2011 moto.zr.ru17 ТЕСТMV AGUSTA F4RRные сопла выпуска и панель приборов с очень своеобразным, но трудно читаемым шрифтом. Приходится вглядываться даже для того, чтобы разобрать, какой выставлен уровень трэкшн-контроля. Всего их восемь (переключение – кнопками у левого пульта): восьмой самый строгий, первый – наиболее лояльный. Я перепробовал их все. Восьмой мне совсем не понравился – слишком уж он давит динамику (возможно, он будет хорош в дождь). А выбрал я третий: и динамика не страдает, и сцепление с дорогой не теряется.Перевод Александра ВОРОНЦОВАMV AGUSTA F4RRданные производителяровав подвески. У меня просто не было на это времени, и я ехал с заводскими настройками. Но возможности регулировок столь велики, что каждый сможет настроить байк в соответствии со своими запросами и характером трассы. Интересно, что когда я поехал спокойно, имитируя дорожную езду, мотоцикл показался мне куда более послушным и отзывчивым, чем старый F4. Качество изготовления F4RR – на высоте; впрочем, мы вправе этого ожидать от столь дорогого аппарата. Увы, если раньше мотоциклы MV Agusta отличало множество характерных «примочек», то теперь из необычных штрихов – лишь квадрат-> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год 2011 Сухая масса, кг 192 Длина × ширина, мм 2100×750 База, мм 1430 Высота по седлу, мм 830 Вылет, мм 100,4 Угол наклона рулевой колонки, град. 23,5±1 Объем бензобака, л 17> ДВИГАТЕЛЬТип R4, 4Т ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 998 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 79×50,9 Степень сжатия 13,4:1 Макс. мощность, л.с. при об/мин 201/13 400 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 114/9200 Система питания впрыск топлива Magneti Marelli, 2 форсунки на цилиндр Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер> ТРАНСМИССИЯСцепление многодисковое, в масляной ванне, с обратной пробуксовкой Коробка передач 6-ступенчатая, кассетного типа Главная передача цепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама пространственная, комбинированная: сталь + алюм. сплав Передняя подвеска телескопическая вилка Ohlins NIX перевернутого типа, полностью регулируемая Диаметр труб, мм 43 Ход колеса, мм 120 Задняя подвеска маятниковая, с прогрессивной характеристикой и полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins TTX Ход колеса, мм 120 Тормозная система раздельная, гидравлическая Передний тормоз 2 диска ∅ 320 мм, 4-поршневые радиальные моноблочные скобы Задний тормоз диск ∅ 210 мм, 4-поршневая скоба Колеса кованые, алюм. сплав Передняя шина 120/70ZR17 Задняя шина 190/55ZR17ЛУЧШЕЕ В НОВОМ F4RR – ЭТО ДВИГАТЕЛЬ CORSACORTA С ЕГО БЕШЕНЫМ НАБОРО М ОБОРОТОВ.F4RR – великолепный спортбайк, со взрывной динамикой, лучшими тормозами в классе и бесподобным итальянским дизайном. К тому же у него на бензобаке эмблема MV Agusta…18moto.zr.ru октябрь 2011 ТЕСТMV AGUSTA F4RRла ряti: снача сию a c u D в пен тал ухода на прорабо де23 года 85 года, после м. Его лучшее и д р о Б о 9 о р 1 па м о м с и о т с а к с к , м ру ел Ма м конст нженеро рый выв довым и льони – главны oquattro, кото , и на гоночных х а а Фабио Т двигатель desm ции и на рынка дождавшись н л и е з ня н – о и е и п р к п щ е а и ти ati, Борди, т по идирующ ора Duc нию на л Но в 2000 году льного директ омный концерн . р а х г р з а о е о с н х с – е ь а r г л р h е т т Deutz-Fa другой с я на пос е значени ение перейти в в, комбайнов и авой, а в апрел о л р ш г м о ы г н е ч л и пригла ству тракто а л оа он ст д у – «по произво . Через три год ел в отставк ди вернулся в м ш р и у н о к л о и Б о н н исп и дан тех яцев а неожи ентом и ять мес 2010 год ». Еще через п ав вице-презид м причина шленность, ст V Agusta. ы топром директором M м ы н ь л е т20» ! Й И Н Е Г – «Яmoto.zr.ru октябрь 2011Массимо Борди: Массимо, как изменилась ситуация в MV Agusta после Вашего прихода? Удалось вновь запустить производство? Производство и не останавлива лось – просто порой ужималось до минимума. Когда я пришел в компа нию, нам прежде всего надо было избавиться от запасов – на складах стояло 1000 непроданных мотоцик лов, причем 500 из них устаревших моделей. Нам удалось распродать этот запас, но производство при шлось сократить – сборка работала всего три дня в неделю. Когда мы 1 сентября 2010 года вернулись с летних каникул, то до конца года сделали всего 500 машин – просто чтобы не останавливать конвейер. Одновременно мы перетряхнули все производственные процессы для повышения их эффективности, вы строили отношения с поставщиками и сократили часть рабочей силы. И нам все удалось! 20 миллио нов евро мы получили от Harley Davidson, 10 миллионов – от прода жи запасов. Сейчас у нас нет долгов, зато есть средства, которые мы на правляем на разработку новых мо делей. Я – гений! Я был гением в разработке мотоциклетных мото ров, и стал гением по управлению компаниями. Алан, когда я пришел в MV Agu sta, то прекрасно понимал, чем рис кую. Если бы компания потерпела крах, это был бы страшный удар по моей деловой репутации. Но мы вы жили – вопреки всем опасениям, наше положение лучше, чем ког далибо, и 2012 модельный год мы встречаем с новой гаммой: F4RR, но вый Brutale, F3… Сколько мотоциклов MV Agusta сделала в этом финансовом году, закончившемся 31 августа? Мы продали 4000 мотоциклов. Наш доход – в том числе и от про дажи деталей – составил 50 милли онов евро. А в сентябре мы увели чили производство до 400 машин в месяц – поскольку пойдут новые модели, в начале следующего года будем делать 500, затем 600 мото циклов ежемесячно. Наша цель на 2012 календарный год – около 7000 байков. Сколько из них трех- и четырехцилиндровых аппаратов? 50 на 50 – но это лишь в первый год производства трехцилиндровых моделей. В 2013 году мы надеемся продать 10 000 мотоциклов, из них 3500–4000 четырехцилиндровых. Еще через дватри года мы надеем ся довести общий объем производ ства до 20 000 машин, но количест во четырехцилиндровых останется прежним. Разве что, при наличии спроса, поднимем его до 5000. Brutale 920 продается очень хорошо. Это стало для Вас сюрпризом? Нет – потому что это хороший байк по разумной цене. На другом полюсе Вашей модельной гаммы – F4RR с новым сверхкороткоходным двигателем, разработка которого продолжалась даже тогда, когда будущее компании было не определено. Сколько времени Вы работали над ним? Брайан Гиллен и его парни начали работу над ним за год до моего при хода, так что путь к производству занял два года. Я пришел в разгар проектирования, и в целом был до волен его ходом, но настоял на по вышении надежности и общего ка чества мотоцикла. Это было мое требование – не увлекаться повы шением оборотов и степени сжатия. Мы будем выпускать около 400 F4RR в год, по цене 22 900 евро – при мерно на 4000 евро дороже, чем F4. Стоило ли вкладывать такие деньги в разработку F4RR, если он будет выпускаться таким маленьким тиражом? Для MV Agusta жизненно необхо димо иметь в программе такой ап парат – самый динамичный, самый качественный, настоящий Ferrari среди мотоциклов. Это квинтэссен ция нашей модельной гаммы, маши на, о которой будут мечтать поклон ники MV Agusta – и те, для кого Ducati слишком зауряден… Когда начнется производство F3? В декабре. Мы сделаем предсерий ную партию в сентябре, а в декабре начнем производство лимитирован ной Serie d’Oro. Будет выпущено всего 200 байков, по 24 000 евро, каждый с автографом Джакомо Агостини. Чтобы зарезервировать аппарат, придется внести депозит 5000 евро – и мы уже получили мно го заказов.А когда появится «нормальный» F3? В январе, по очень привлекательной цене – 11 990 евро. А F3 Brutale? Мы представим его в ноябре в Ми лане, а производство начнется в мартеапреле. В 2012 году мы рассчитываем выпустить 3500F4RR – aRi ий FeRR настоящ иклов. Это Но вы планируете выпускать отоц всего 400 F4RR в год, а для среди м нция нашей омологации нужно не менее е с , с а квинтЭ машин , 3000 машин… ы м м а й г о ь н т ь а т л ч е е д м мо Я думаю, мы договоримся й будут о которо ки MV agusta – с организаторами. Наверняка ни они не меньше нас заинтере поклон для кого сованы в возвращении MV и те, лишком Agusta. Ducati с н… зауряде Только что мы узнали печальтрехцилиндровых байков, пример но поровну F3 и Brutale, но впо следствии рассчитываем продавать вдвое больше Brutale, чем спорт байков. Вы будете делать Supermoto на основе F3? Да, мы планируем запустить эту вер сию в продажу в 2013 году. Вместе с MV Agusta Вы получили от Harley-Davidson и права на марку Cagiva. Собираетесь ли Вы развивать этот бренд? Мы думали над этим, но решили по ка сфокусироваться на одной марке. Развивать бренд – непростое дело, и не думаю, что сейчас разумно за ниматься сразу двумя. Вернется ли MV Agusta на гоночные трассы? Мы вскоре примем участие в гонках Superbike, потому что мы просто обязаны это сделать. Год назад я еще сомневался, стоит ли в это ввязываться – но сейчас чувствую, что у нас просто нет выбора: MV Agusta обязана продемонстриро вать спортивную направленность своей продукции. Коекто спраши вает, почему наша компания не вы ступает в MotoGP – но это совсем другой бюджет, да и победы в этих ную весть о кончине Клаудио Кастильони. Как будет жить MV Agusta без него?гонках ничего не говорят о серий ной продукции. Другое дело – Superbike. В конце концов, именно я стоял у истоков WSBK. Мне поза рез необходима была гоночная се рия, в которой наш Ducati 851 про явил бы себя наилучшим образом, и я, взяв за основу правила амери канских соревнований, написал рег ламент итальянского чемпионата Superbike. Он с успехом прошел в 1987 году, а через год стартовала и серия WSBK. Она вывела на аван сцену Ducati – теперь пора сделать то же самое и с MV Agusta.Алан, позвольте мне быть предель но откровенным. Когда Клаудио год назад позвал меня принять участие в возрождении MV Agusta, я посо ветовал ему отказаться от этого плана – дескать, возьми деньги от HarleyDavidson и живи себе спокой но: мы уже тогда знали, что дни его сочтены. Но он мне ответил: «Масси мо, я не могу этого сделать – я хочу, чтобы MV Agusta не просто выжила, но и чтобы великолепный F3 пришел к нашим поклонникам во всем мире. Помоги мне в этом». Кастильони был так влюблен в мотоциклы, что зара жал всех своей страстью – вот поче му я вернулся в мотопромышлен ность. Сейчас я могу сказать: Клаудио отправился на встречу с Создате лем, зная, что оставил после себя процветающую компанию без дол гов и с расписанной на десять лет вперед производственной програм мой. И все это – благодаря тому, что 15 лет назад Кастильони создал великолепный F4 и с тех пор непре рывно улучшал его, не поступив шись его великолепным дизайном. MV Agusta будет жить и без Клаудио Кастильони – но помня о нем, со гласно его стратегии и производя его мотоциклы. Он оставил нам бесценное наследие, и мы его сохраним.октябрь 2011 moto.zr.ru21