ПОЧТАМТ МотоклубКогда беседуешь, скажем, с попутчиком и говоришь, что ты из Москвы, он обязательно переспросит: «Из самой?» Объясняется это просто: Москву знают все, а вот, скажем, где Краснознаменск, представляют себе немногие. Поэтому, краснознаменец (придумали же, прости Господи, название городу!) на вопрос «откуда?» отвечает, что он из Москвы. А когда спрашивают, из самой ли, отвечает примерно так: «Ну, там рядом, 30 км». И собеседник понимает, что действительно, 30 км – не расстояние и краснознаменца, (правда с небольшой натяжкой), можно считать москвичом.текст Я. В. БОКАРЁВА, фото автораРусская РечьВ тот день я установил личный рекорд: за 10 часов на мотоциклеодиночке «Иж-Юпитер-2» по грязным лесным дорогам я проехал 18 км! Забыл, что есть третья и четвертая скорость, достаточно было первой и второй. В середину лужи, где наиболее твердое и ровное дно, я въезжал, как в дом родной. Грязь по щиколотку (наивный простак!) казалась мне очень глубокой. Мотоцикл, слава богу, меня не подвел и, преодолев неглубокий овраг, я въехал в деревню Чертово. Название она получила не от слова «чёрт», а от слова «черта», «граница». И действительно, эта небольшая деревенька в 10–12 домов (жива ли она теперь?) находилась на границе Костромской и Вологодской области… Это было давно, в начале 70-х. Что меня занесло с Садово-Спасской улицы Москвы на границу этих губерний? Кого-то влечет из Москвы в Японию, кого-то в Лаос, кого-то на корриду в Испанию, а иного узреть Дворец дожей в Венеции. Ибо сказано в Священном Писании: «Богу – Богово, а кесарю – кесарево», то есть каждому – свое. Мне же хотелось узнать мою Русь не снаружи, а изнутри. В те времена выехать за границу нашей Родины – Союза Советских Социалистических Республик – у меня не было ни финансовых, ни политических возможностей: не смог бы я пройти так называемую райкомовскую выездную комиссию «доберман-пенсионеров». А главное, меня тянуло не в Париж или Мадрид, а в русскую глубинку: в Тотьму, Чухлому, Солигалич, которые я и не знал, а уже любил, ибо то – Русь. Мне даже казалось (да и сейчас я также думаю), что поехать из Советского Союза за границу – значит проявить неуважительное, невнимание к своей родной нездоровой матери. Вот я и решил: поеду по России. Но куда? Ни юг, где меньше лесов, ни обжитой, как мне казалось, запад, ни восток со своими разрекламированными Владимиром и Суздалем меня не манят. Остается север. Двигаюсь по карте: Москва, Загорск (тогда Сергиев Посад назывался по имени большевика-активиста), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Нерехта, Кострома. Куда дальше?.. В одну сторону Судиславль, Судай. А по другой-то дороге какие восхитительные имена: Галич, Чухлома, Солигалич. Вот – Солигалич! Это тот город, куда я поеду. Название его меня просто заворожило: Солигалич, то есть «соль галичская». По не очень подробной карте тех лет смотрю, как ехать дальше. А дальше на карте до поселка Усть-Толщма или до Красного на Сухоне идет 100 км пунктира, то есть проехать как-то можно, но дорог, как таковых, нет. Вот именно это мне и нужно. Решено – еду! Несколько дней провел в Ленинской библиотеке. Узнал, что в Костромской губернии жил геройски погибший за родную землю Иван Сусанин, что в царское время у крестьян был отхожий промысел: шили в Петербурге шапки, шляпки, фуражки и прочие головные уборы. Узнал, что Тотьма – ровесница Москвы – прославилась в свое время добычей соли из местных источников: соленую воду выпаривали в склепанных железных коробках, именовавшихся чренами (в те далекие времена на Руси соль добывали в Тотьме да в Солигаличе, и ценилась она очень высоко). Прочел, что Краеведческий музей районного города Тотьмы сейчас не уступает по количеству и качеству экспонатов областному Вологодскому музею. Запомнилась фамилия тотьминского художника – Вахрушов. Учился он в Петербургской академии художеств у Ильи Репина, расписывал храмы в Киеве вместе с учителем, но после того как закончилась спонсорская поддержка местной купчихи, вынужден был еще до окончания академии вернуться в родную Тотьму, где и кончил свой путь. А художник он был великолепный и почти забыт совершенно незаслуженно. От Москвы до Солигалича – около 400 км. Далее, говорят местные жители, вслушайтесь: Симоновский волок (от слова волочить, а не ехать). Тот самый волок оказался всего-навсего разбитой грунтовой дорогой, по которой, конечно, не с ветерком, но проехать можно. Потом была скользкая грунтовка, лесные тропы, (помните «личный рекорд» – 18 пройденных километров за день непрерывного движения?). Преодолев неглубокий овраг, я въехал в небольшую (домов 10–12) деревню. Остановив мотоцикл у первого дома, я отогнул боковой упор, положил под него дощечку, которую возил с собой, и слез с мотоцикла. На завалинке этого дома сидел небритый мужик лет шестидесяти, в валенках с галошами, в телогрейке, в подобранной ушанке (на дворе – июль) и курил самосад, молча наблюдая за мной. Как я в то время жалел, что бросил курить, ах, как жалел! Ведь для налаживания контакта можно было и угостить его сигаретой, и попросить огоньку, и попробовать его самосада. – Здравствуйте! – Здравствуйте! – Можно присесть? – Пожалуйста. – Как называется деревня? – Чертово. Солидно помолчали. Нельзя же приезжему показать, что новостей в деревне раз, два – и обчелся, да и те не каждый день. Мужик сидел и курил, был «при деле», а я при нем просто присутствовал. Выдержав пристойную паузу, он спросил: – Издалека? – Из Москвы. – Из самой? – Да, из самой. – И все на мотоцикле? – Да, все на мотоцикле. – Ни…!.. О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Как ты емок, краток и эмоционален! Как одним словом с тремя гласными буквами ты можешь передать поток чувств: восторг, удивление, одобрение, приправленные частицами зависти и недоверия. Но как все сплавлено в единый бриллиант живой великорусской речи, которым восхищался Владимир Иванович Даль. И как не вспомнить Ивана Сергеевича Тургенева: «Нельзя думать, чтобы такой язык не был дан великому народу». октябрь 2011 moto.zr.ru125