82
83
МАСТЕРСКАЯГЛАВНЫЕ ВРАГИ МОТОЦИКЛА – КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА И СТАРЕНИЕ РЕЗИНЫ. А ЕЩЁ ТОПЛИВО, КОТОРОЕ СВЕРХУ ВЫДЫХАЕТСЯ, А СНИЗУ ВЫПАДАЕТ В ОСАДОК. нем виде, так и в потребительских качествах. Виной тому несовершенство материалов и технологий. Сегодня качество защитных покрытий и самих материалов несравнимо выше, и новые мотоциклы стойко выдерживают наши зимы и без каких-либо специальных мер. Хотя некоторые мероприятия перед зимней спячкой все-таки лучше провести. Особенно тем, у кого нет сухого и теплого гаража, или тем, кто собрался хранить мотоцикл несколько лет. Вначале как следует моем и сушим мотоцикл. Для этого его лучше завести и прогреть мотор. По аналогии с методами наших дедов все незащищенные металлические детали покрываем тонким слоем консистентной смазки. Найти такие детали на современном мотоцикле задача непростая, однако ободья колес, часто страдающие от камешков, открытые поверхнос-СПИ СПОКОЙНО, ТОВАРИЩ!Чтобы понять, в чем смысл и задача консервации, вспомним, чем грозит зимняя спячка мотоциклу. Если техника хранится в сыром гараже, один из главных врагов – коррозия металла. Теплый гараж также хорош лишь если он сухой. Ведь тепло ускоряет химические реакции, в том числе и коррозию. Причем окисляться могут не только декоративные элементы, но и внутренности глушителей, поверхности тормозных дисков, свечи, другие элементы двигателя и трансмиссии, контакты. Резиновые изделия – шины, шланги, сальники – боятся тепла, солнечного света (вот почему шины не стоит хранить на балконе), деформаций (поэтому рекомендуется или снимать колеса при длительном хранении, или ставить мотоцикл на подставки). Кроме того, сальники могут просто присохнуть к осям, и весной на первом же обороте выйдут из строя. Третья «засада» – старение топлива. Из бензина испаряются легкие фракции, выпадают смолы, вымораживается вода. Нередко в картере двухтактников скапливается черная негорючая жижа, которую приходится сливать (хорошо, если есть через что), а потом сушить свечи. Способы защиты от этих напастей отрабатывали многие поколения мотоциклистов. Раньше все металлические детали смазывали густой смазкой – солидолом или подогре-Русский человек и географически, и ментально находится аккурат посередине между Западом с его философией общества потребления и Востоком, где любуются камнями и ухаживают за тамагочи. И тяга повозиться в гараже с любимым мотоциклом – это наша форма дзена. Так что подготовка техники к зимнему хранению – хороший повод помедитировать, а заодно отмыть ее как следует, натереть всякими мазями, напичкать микстурами, словом отдать дань восточной стороне нашей натуры.текст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВАЯ ЗИМНЯ АЦИЯ В КОНСЕР1тым пушечным салом. Из цилиндров выворачивали свечи и внутрь заливали несколько грамм моторного масла (фото 1). Проворачивали коленвал кикстартером и вкручивали свечи обратно. Из карбюраторов сливали бензин, чтобы избежать смолистых отложений, а в бак, наоборот, заливали до горловины, чтобы он внутри не ржавел (фото 3). Аккумулятор снимали и уносили домой, а глушитель затыкали промасленной ветошью. Смазывали цепь, шприцевали подвеску (фото 4). И в довершение устанавливали мотоцикл на подставку, а из покрышек выпускали воздух (фото 2). Без такой подготовки мотоцикл тех лет после нескольких зимних месяцев мог серьезно потерять как во внеш-23482moto.zr.ru октябрь 2011 ДРЕВНИЕ ЗАЩИТНЫЕ СОСТАВЫ НЕПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ И СЕГОДНЯ. ТОЛЬКО СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ ТРАТИТЬ МЕНЬШЕ СИЛ И СРЕДСТВ НА УХОД ЗА МОТОЦИКЛОМ. ти перьев вилки (фото 5) и шток моноамортизатора (фото 6) обрабатываем обязательно. Современная альтернатива – спрей на основе углеводородов (да и пользоваться им намного удобнее). Только вот надолго его обычно не хватает, особенно если мотоцикл хранится на улице или во влажном помещении. Как и в старину, заливаем полный бак бензина и опустошаем карбюраторы (если они есть). В бак необходимо добавить специальный стабилизатор, помогающий сохранить свойства бензина до весны (фото 10). Иначе весной бензин из бака придется удалить и заправить новый. Почти вся электрика современных мотоциклов надежно защищена, и не требует каких-либо дополнительных мер. Исключение – клеммы аккумулятора и предохранители. На них брызгаем аэрозолем для электроконтактов (фото 7, 8). Сам же АКБ нужно как минимум отключить от электропроводки, а лучше все-таки забрать домой и изредка подзаряжать. В личинки замков зажигания, бака и сиденья неплохо брызнуть силиконовой смазкой (фото 11, 12). Она же поможет сальникам осей колес и амортизаторов. Заодно защитными составами для резины можно обработать гофры и шланги. Обяза-‣ МАСТЕРСКАЯ с.82, САМОПАЛ с.84, КОНКУРС с.86 тельно смажьте цепь (желательно, пока она еще теплая). Извечный вопрос о моменте смены масла сегодня не столь актуален, так как современные стандарты ГСМ достаточно высоки. Но лучше слить поработавшее масло из двигателя и залить на зиму новое. А вот свечи из цилиндров выкручивать, пожалуй, не обязательно (да и на современных многоцилиндровых моторах для доступа к ним нужно разобрать полмотоцикла). Консервирующей состав можно впрыснуть в воздухозаборник работающего на холостых оборотах мотора, вынув воздушный фильтр (фото 9). Только на многих спор-1011 5 678тивных и туристических мотоциклах и для этого придется прилично попотеть. На практике, если мотоцикл ставится на хранение всего на несколько месяцев, сильно усердствовать не стоит. Не помню случая, чтобы исправный двигатель за зиму взял и заржавел изнутри. Обычно на это требуются годы. На открытой стоянке нужно накрыть мотоцикл чехлом. Лучше специальным. И обязательно12оставьте доступ воздуха внутрь. Очень важно, чтобы под чехлом мотоцикл вентилировался. Потраченные усилия не пропадут даром. Всю зиму будет приятно вспоминать, что железный друг обласкан и ухожен, а весной – с первого нажатия кнопки старта услышать бодрый рокот мотора.ГЛАВНОЕ ПЕРЕД КОНСЕРВАЦИЕЙ – ХОРОШЕНЬКО ВЫМЫТЬ И ВЫСУШИТЬ МОТОЦИКЛ.9октябрь 2011 moto.zr.ru83