116
117
МОТОКЛУБНА ДОРОГАХ ВЬЕТНАМАПарадоксально, но в азиатских странах, где дорожное движение подобно вавилонскому столпотворению, статистика ДТП куда менее драматична, чем у нас со всеми нашими ПДД. Чтобы понять этот парадокс, надо в нем поучаствовать.АНАРХИЯ  МАТЬ ПОРЯДКАтекст Натальи «Феникс», фото автораВо Вьетнам я попала случайно, по приглашению подруги, от которого не смогла отказаться. После пары дней перемещения по Ханою на такси поняла, что для того чтобы хоть что-то успеть посмотреть, нужно брать пример с аборигенов. И я отправилась в контору по прокату двухколесной техники. Основное средство передвижения во Вьетнаме –мотороллер или скутер (там их называют «мотобайк» или Hon Da, независимо от производителя). Сплошным непрерывным потоком эти «табуретки» двигаются по улицам, постоянно сигналя не то друг другу, не то вообще просто так. Они-то и задают тон всему дорожному движению, которое абсолютно хаотично и на первый взгляд логике не под-дается. Писаные правила, конечно, есть и некоторые, возможно, даже соблюдаются, но какие именно, я так и не выяснила. Зато уяснила основные неписаные принципы. Первый: кто больше и громче – тот на дороге главный. Скутер должен пропускать легковушку, легковушка – автобус, автобус – грузовик. Но несмотря на это автомобили в городе находятся в наименее выгодном положе-нии, так как им сложно маневрировать среди снующих туда-сюда скутеров. Зато за городом они отрываются! Обычное дело, когда на двухполосной дороге одну машину по разделительной обгоняет другая, а ее третья, уже по встречке. При этом никто не будет ждать, когда ты на своем мотороллере проедешь – просто погудят, поморгают фарами и пойдут на таран, а ты хоть в кювет ныряй.Если же вернуться к иерархии ТС, то ниже всех стоят велосипеды. Видимо, поэтому они самые наглые. А у пешеходов прав нет вообще никаких. К тому же уважающий себя вьетнамец пешком не ходит. Да, собственно, и негде, так как все тротуары заставлены скутерами или вытащенными из магазинов товарами. Поэтому редкие иностранцы, которые всетаки пытаются «погулять» по городу, вынуждены де-116moto.zr.ru декабрь 2011 лать это прямо по проезжей части. Для новичка переход на противоположную сторону улицы может стать немалой проблемой. А принцип таков: втискиваешься поперек потока сигналящих «табуреток» и, выставив руку влево, голову повернув вправо (чтобы не видеть этого ужаса), начинаешь медленно и предсказуемо без резких движений впередназад переходить дорогу, а поток транспорта, словно вода в реке, тебя обтекает. Второй основополагающий принцип – езжу, как хочу, но внимательно смотрю по сторонам. Транспорта очень много, поэтому все едут относительно медленно, гудя, что есть мочи, и не теряют бдительности. Например,зеркало заднего вида – элемент декора. Считается, что тот, кто едет сзади, должен вовремя реагировать на маневры едущего перед ним. Кто-то может спокойно развернуться прямо в своей полосе и поехать навстречу потоку – так же проще и ближе, чем искать разворот, объезжать… Поэтому, если по твоей полосе тебе на встречу кто-то едет, а ты не увернулся – твоя проблема, ты же его видел! Один пример: микроавтобус выехал на встречку, где, не проехав и 20 метров, уперся во встречный транспорт. Место узкое, за ним и за встречной машиной тут же собралась очередь, сдать назад невозможно. А небольшие промежутки между машинами былив миг забиты мотобайками, которые, судя по всему, вклинивались специально, чтобы стать частью момента. Парадоксально, но никто не ругается, не орет – все стоят, сигналят и… улыбаются. Потом из какой-то машины вышел парень и потихоньку разрулил ситуацию. К светофорам относятся, как к уличным украшениям, на них почти никто не обращает внимания. Загорелся красный – может, и остановится пара скутеристов, а остальные все равно едут дальше. Логика водителей мотобайков такова: «Зачем останавливаться, если можно ехать?» Понятия «двойная сплошная» (да и вообще хоть какая-то сплошная) для них не существует. Как и знака«кирпич». Повернув на перекрестке, где было запрещено движение прямо, я почувствовала себя неуютно, оказавшись единственной, кто так сделал. Остальные спокойно ехали прямо! Сориентировавшись, быстренько развернулась, пересекла двойную сплошную и поехала дальше, ощущая себя настоящей вьетнамкой. Аварии там, конечно, случаются, но редко и в большинстве легкие. «Разбор полетов» тоже своеобразный – например, виноватым всегда считается водитель более дорогого средства передвижения. А если в аварии участвует европеец, то виноват по-любому он, даже если очевидно, что на него наехали. Так что совет: если можешь встатьна ноги, то быстро вставай и убегай – виноват тот, кто остался на месте ДТП. С европейца же еще и денег сдерут немилосердно. Но, если честно, мне понравилось! Я поездила по трассе, и по мелким городам, и по Ханою. Буквально через пару часов, когда уши уже оглохнут и перестают замечать постоянное гудение, начнешь понимать, что такое хаотичное движение намного удобнее и, как ни странно, предсказуемее, чем наше, регулируемое правилами. Правила расслабляют, поэтому их нарушение часто становится причиной аварии. А в Азии нет, потому что нарушают все, расслабляться некогда, и ты сам готов ко всему. Вот уж действительно анархия – мать порядка!декабрь 2011 moto.zr.ru117