105
КОНКУРСрекламаВ ОТЛИЧИЕ ОТ УРОЖАЙНОЙ НА ПРИЗЫ ПРЕДЫДУЩЕЙЗАДАЧИ ЭТА ОКАЗАЛАСЬ КРЕПКИМ ОРЕШКОМ.ПОЭТОМУ НАГРАДА ПОКА ЖДЕТ СВОЕГО ОБЛАДАТЕЛЯ,А МЫ РАЗБИРАЕМ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 11БЕДНАЯ ИЛИ БОГАТАЯНапомним, речь шла о том, как заводить мотик, у которого горячиймотор на морозе залило бензином(у карбюраторных эндуро, например с кабюратором Mikuni, при падениях на правый бок такое происходит нередко).Итак, с одной стороны, налицобогатая смесь – ведь бензин присильном наклоне из переполненной поплавковой камеры начинаетинтенсивно подсасываться (еслине сказать – литься) во впускнойтракт. (Кстати, этим успешно пользуются, если нужно обогатитьсмесь – например, для запуска двигателя в мороз, особенно с карбюраторами постоянного разрежения,у которых нет ускорительного насоса. У шиберных карбюраторов такой насос есть, поэтому для обогащения смеси достаточно несколькораз крутануть ручку газа.) С другойстороны, мотор интенсивно остывает, особенно если он воздушник,да еще и навалялся в снегу. (Этозаметно даже после преодоленияброда, когда заводить заглушенный на берегу мотоцикл приходится уже на «подсосе».) И чем дольше мы крутим стартер и пытаемсяманипулировать газом и «подсосом», тем меньше понимания, чегоже не хватает мотору для запуска.Конечно, через полчаса мотор остынет окончательно, и тогда будетясно, как действовать, но останется ли энергия в аккумуляторе? Хорошо еще, если в наличии кикстартер. А если его нет? Тут особенноважно с самого начала не допускать ошибок, чтобы попусту не траатить электричество.Прежде всего нужно знать, когдадапри падении происходит перелив,а когда – недолив. Например, те жееMikuni, если мотоцикл уложить направый бок, переливают, а еслина левый – наоборот, недоливают,и мотор глохнет от переобедненнойсмеси. Конечно, самый лучший метод – быстро поднять мотоцикл,пока не заглох мотор. Но у нас другой случай.105 rem zadacha.indd 105Последовательность действийв этой ситуации несложная. Главное – понимать, что перелив всегдаопаснее недолива. Залитую свечузачастую приходится выкручиватьдля просушки; ждать, пока она высохнет сама, порой слишком долго.Если у вас карбюратор шиберноготипа (то есть заслонка приводитсянапрямую от тросика, а не от диафрагмы), он оснащен ускорительным насосом. Поэтому каждое откручивание ручки газа приводитк дополнительному впрыскиваниютоплива. Значит, первым деломпредполагаем, что смесь пока ещебогатая, и нам ее надо удалить.Для этого полностью открываем гази, удерживая его в этом положении,запускаем стартер – продуваем цилиндр. Не заводится? Даем стартеруотдохнуть, но ручку газа не отпускаем – чтобы не усугублять положение. Больше 5–10 секунд нагружатьстартер нельзя: его обмотки греются, и им нужно дать остыть 20–30 секунд. Если после 3–4 попыток мотор не завелся, делаем перерыв на2–3 минуты.Бывает, особенно у древнихкарбюраторов с тонкой латуннойиглой клапана без резиновогоуплотнения, от падения поплавокперекашивается и остается в таком положении. В этом случае бензин может даже вытекать из сливных отверстий карбюратора, чтоможно определить и визуально,и по запаху. Выход – перекрытьтопливный кран.Если после второй серии попытокмотор не запустился, проверяем наощупь его температуру, пахнет либензином из глушителя, и после перерыва пробуем запустить на половине «подсоса». Должен завестись!Если мотор остыл окончательно, можно заводиться на полном«подсосе». Заметим, правильноотрегулированное пусковое устройство не допускает сильного «перелива» даже на прогретом движке.Проверить это несложно: если напрогретом моторе вытянуть «подсос», он не должен мгновенно заглохнуть (но падение оборотови запах недогоревшего бензинаиз глушителя в этом случае нормальное явление).Порой случаются и казусы. Так,забившийся землей глушитель просто не позволит запуститься двухтактнику, да и четырехтактникубудет нелегко (частенько об этомподсказывает шипение во время запуска, да и простой осмотр сразудаст разгадку). Бывает, поднятая содна бензобака грязь забивает сеточку приемной трубы – но в этом случае мотоцикл глохнет, как правило,через пару сотен метров. Ну и есливспышек нет совсем, не поленитесьпроверить: не отсоединился ли припадении какой важный проводок?Бывает ведь, что бык зевнул, а у коровы рога отвалились…ВНИМАНИЕ,, КОНКУРС!КООНКУУРСС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатыйв «Мото» № 05–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.21. ОПОРНЫЙ ПРЫЖОКНе секрет, что при резком старте мотоцикл поднимается над задним колесом, его подвеска разжимается. Однако мотоциклы с приводом колеса валом «подпрыгивают» сильнее, чем с цепным приводом. Почему?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый илиэлектронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 февраля 2012 года.Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.12/8/11 6:00 PM