74
75
76
77
78
79
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВDUCATI DESMOQUATTROтекст Алана КАТКАРТА, фото из архива автораDESMOQUATTRO:CЕМЕЙНАЯИСТОРИЯРовно четверть века назаддебютировал легендарный мотор DucatiDesmoquattro, самая значительнаяконструкция мотоциклетного двигателяпосле Honda CB750 и самый успешныйна гоночных трассах серийный агрегатот европейского производителя.74moto.zr.ru январь 2012074-078 Jiznmot Ducati.indd 7412/8/11 5:21 PM ДвигательDesmoquattroв шасси 750-кубовогопрототипа, 1986 год.Головка цилиндра,поршень и цилиндрпервой версии двигателяDesmoquattro.Пространственнаярама, стальнойподрамники алюминиевыймаятник 750-кубовогопрототипа.DESMOQUATTRO  ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ DUCATI С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ,ЧЕТЫРЕХКЛАПАННЫМИ ГОЛОВКАМИ ЦИЛИНДРОВ И ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА.ряд ли кто в начале 80-хгодов мог вообразить,что через десять летDucati будет бороться затитул чемпиона мира наравне с Honda и Yamaha.Скорее казалось, что дникомпании из Болоньисочтены: в 1983 году онавыпустила всего 3000 мотоциклов,и концерн VM Group, производительдвигателей для промышленности,которому с 1978 года принадлежаламарка, собирался развернуть на еезаводе сборку дизельных моторов.Спасли ее братья Кастильони, владельцы процветавшей мотоциклетРядом с первым 750-кубовымпрототипом Desmoquattro – прежнийглавный конструктор Ducati ФабиоТальони, создатель двигателя МассимоБорди и его помощники Франко Фарнеи Джанлуиджи Меньоли.ной компании Cagiva, которые выкупили Ducati в 1985 году.В том же году ушел на пенсию Фабио Тальони, легендарный технический гуру, тридцать лет отвечавшийза разработку почти всех двигателей Ducati. Его сменил на постуглавного конструктора молодойи амбициозный инженер МассимоБорди. Первое задание, которое онполучил – спроектировать двигатель нового поколения, которыйсмог бы привлечь к марке новыхпокупателей. И он выполнил поручение, разработав Desmoquattro –первый серийный мотор компаниис жидкостным охлаждением, впрыском топлива и четырехклапаннымиголовками цилиндров. От прежнегоDesmodue он заимствовал ременныйпривод верхних распредвалов, десмодромный привод клапанов, вертикальный разъем картера (сохранив даже прилив под кикстартер!).Зиму 1985–1986 годов Бордипровел в Англии – четыре месяцастажировался в компании Cosworth,знаменитом производителе автомобильных моторов F1. По возвращении в Италию он окунулся в проектирование Desmoquattro, и ужев сентябре 1986 года новый двухцилиндровый двигатель принял боевое крещение на трассе 24-часовойгонки Bol d’Or. Увы, через 13 часовпосле старта мотоцикл сошел с дис-танции из-за поломки болта крепления шатуна – к этому времени оншел на седьмом месте. Силовой агрегат имел такую же размерность(88х61,5 мм, 748 см³), что и «воздушник» 750TT1, но развивал 94 л.с.против его 87 л.с., так что потенциал нового мотора был очевиден.К сезону 1987 года Борди разработал 851-кубовую версию, котораявыдавала уже 115 л.с. при 11 500об/мин – первый мотор Ducati, который шагнул за «сотню». С этим двигателем Марко Лючинелли выигралгонку ProTwins в Дайтоне. В итальянском чемпионате Superbike (в котором тогда допускались к стартуи прототипы) Ducati выиграла паруэтапов, доказав свою способностьопережать 750-кубовые четырехцилиндровые болиды. Эти успехивдохновили братьев Кастильонина создание дорожной версии, чтобы компания смогла принять участие в WSBK – окрашенный в цветаитальянского триколора мотоциклдебютировал в конце 1987 годапод индексом 851S (S означало«strada», то есть «дорога»).Сейчас, когда в гонках SuperbikeV-твины не уступают «четверкам»,трудно себе представить, насколькоущемленным чувствовал себя гонщик в 1987 году, если в его аппаратеянварь 2012 moto.zr.ru074-078 Jiznmot Ducati.indd 757512/8/11 5:21 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВDUCATI DESMOQUATTROГоночная версия с двигателем рабочимобъемом 888 см³, 1988 год.Серийный мотоцикл Ducati 851 Strada, 1987 год.Testastretta – переработанная в 2000 годуверсия двигателя Desmoquattro.Чемпионский мотоцикл Дуга Полена, 1992 год.В 1987 ГОДУ ДВИГАТЕЛИ DUCATI ВПЕРВЫЕ ПЕРЕШАГНУЛИ ПОРОГМОЩНОСТИ В 100 Л.С. СЕЙЧАС ОНИ ПОДОБРАЛИСЬ К 200 Л.С.!было меньше четырех цилиндров.На тех, кто гонялся на «двойках»,смотрели как на неисправимых романтиков безо всяких шансов на победу – вот почему FIM решила дать«твинам» фору, увеличив для нихразрешенный рабочий объем до1000 см³ (для «четверок» тогда допускалось 750 см³). Интересно, чтоDucati поначалу не использовала этуфору полностью – и не поддаласьсоблазну всеобщего перехода наалюминиевые диагональные рамы.Рабочий объем двигателя мотоцикла, на котором Марко Лючинелливыиграл самую первую гонку самого первого чемпионата WSBK в апреле 1988 года, составлял всего76851 см³, и этот мотор был установлен в пространственную стальнуюраму типа «птичья клетка». Такаярама не только выделяла Ducati среди всех супербайков, но и способствовала лучшему отводу тепла отзаднего цилиндра, меньше страдалапри падениях, а при поврежденияхее можно было легко отремонтировать. Более того: ее податливостьпозволяла лучше контролироватьмашину – позже это поняли и специалисты Honda, спроектировавшиеVTR1000 SP-2 с шасси «контролируемой податливости».В ходе сезона 1988 года рабочийобъем двигателя заводской команды был увеличен до 888 см³, но пер-moto.zr.ru январь 2012074-078 Jiznmot Ducati.indd 7612/8/11 5:22 PM МассимоТамбурини –создатель Ducati916 (справа).Дизайн Ducati 999понравился не всем,но спортивныеуспехи были навысоте.С 1988 ГОДА DUCATI ВЫИГРАЛА 14 ЧЕМПИОНАТОВ WSBKВ ЛИЧНОМ ЗАЧЕТЕ И 17 В ЗАЧЕТЕ МАРОК.вые 500 мотоциклов, выпущенныедля продажи, сохраняли рабочийобъем 851 см³ – и, как и заводскиеаппараты, страдали от многочисленных «детских болезней», так чтопервые покупатели примерили насебя роль подопытных кроликов.Но компания быстро усвоила полученные уроки: в серийных 851Strada образца 1989 года большинство болячек было излечено,и машины завоевали репутацию динамичных мотоциклов с отличнойуправляемостью. Так началась эпохаDesmoquattro.И разгорелась в полную силу ужев 1990 году, когда Раймон Роше выиграл для компании титул чемпионаWSBK – первый из 14 в личном зачете и 17 в зачете марок. На основеего чемпионской машины Ducati создала серийный гоночный аппаратSP2. C помощью тюнинговой компании NCR Эральдо Феррачи сделал изSP2 мотоцикл, с которым Дуг Поленв чемпионате 1991 года разгромилвсе заводские машины, сколько быцилиндров в них ни было. КлаудиоКастильони тогда сказал: «Вот этонастоящий дух Superbike – когдачастник опережает всех гонщиковзаводских команд!»Полен повторил свой успех ив 1992 году, на сей раз в составезаводской команды, а в следующем году вернулся к Феррачии провел сезон в американской серии AMA Superbike, выиграв титулдля Ducati на самом важном длямарки рынке. К тому времени компания предлагала целую сериюмотоциклов 888SP разного уровня – чтобы каждый мог выбратьаппарат «под себя». А в конце1993 года была представлена долгожданная замена дляDesmoquattro первой серии –ставший иконой Ducati 916.Спроектированный Массимо Тамбурини 916 сразу выдвинул Ducatiна первое место среди супербайков – как своим сногсшибательнымдизайном, так и динамикой нового916-кубового двигателя. Силовойагрегат был установлен в спроектированную Тамбурини пространственную раму, маятник задней подвески с консольным креплениемколеса опирался на картер, а выпускная система была выведенапод седло. Ducati 916 сразу сталсамым желанным спортбайком –хотя поначалу и не отличался отточенной управляемостью (на заводских гоночных машинах этотдефект вылечили удлинением маятника на 25 мм – как ни странно,но серийные машины его не получили!). Карл Фогарти выиграл титулWSBK в 1994 году – что лишь подхлестнуло спрос на Ducati.Фогарти повторил свой успехи в 1995 году. В том же году Ducatiвыпустила – версию 748. Она предназначалась для гонок Supersport,в которых соревновались 600-кубовые «четверки» и 750-кубовые«твины». И выполнила свою задачу: в 1996 году Фабрицио Пировановыиграл чемпионат FIM Supersport.Ducati 748 ждал не только спортивный, но и коммерческий успех –многие предпочитали его старшему брату за покладистый характер.Увы, ажиотажный спрос на 916 и748 компания не смогла удовлетворить – как раз тогда империя братьев Кастильони Cagiva столкнуласьс кризисом наличности, и простонечем было оплачивать поставкикомпонентов.Хотя в 1996 году Трой Корсердобыл для Ducati в WSBK третьюпобеду подряд, финансовые итогигода были удручающими: производство упало с 21 000 мотоцикловСЕРИЙНЫЕ ГОНОЧНЫЕ РЕПЛИКИ DUCATI С МОТОРАМИ DESMOQUATTRO И TESTASTRETTAМодель851 Strada851 SP851 SP2888 SP Special916SP916SPS996SPS996R998R999R999R1098R1098R Corse SE1198SPГодывыпускаРабочийобъем, см³Диаметр цилиндра ×ход поршня, ммМакс. мощность,л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минСухая массамотоцикла, кгМаксимальнаяскорость, км/ч1987–19891989–19901990–19911991–19921993–19971997–19981998–20002000–20012001–200285188888888891699699699899992×6494×6494×6494×6494×6698×6698×66100×63,5104×58,8102/8200109/10 000111/10 500120/10 500131/10 500134/10 000123/9500135/10 200139/10 00087/800088/850084/8500н.д.н.д.100/825099/7000105/8000105/80001781881881851951951901851832402452502602702802702802852002–20042004–20062007–20092009–20102010–2011999999119811981198104×58,8104×58,8106×67,9106×67,9106×67,9139/10 000150/9750180/9750180/9750170/9750108/8000116/8000134/7750134/7750131/8000193181185164168280280290290290январь 2012 moto.zr.ru074-078 Jiznmot Ducati.indd 777712/8/11 7:56 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВDUCATI DESMOQUATTROЧемпионский мотоцикл Троя Корсера, 1996 год.Самая совершенная версия мотоцикла с двигателем Desmoquattro/Testastretta –Ducati 1098R.Самый красивый спортбайк в мире – Ducati 916.Ducati 748SPS – младший брат 916-го, победитель чемпионата Supersport.в 1995 году до 12 500. И в сентябребратья Кастильони продали 49% акций компании американскому фондуTexas Pacific Group – вскоре он получил и полный контроль. Американцыпоставили во главе Ducati ФедерикоМиноли, записного мотолюбителя,который всего за пару лет увеличилобъем производства на 250% – теперь не надо было месяцами ждатьпоставки заказанного мотоцикла.И, как бы в ознаменование возрождения марки, Карл Фогарти в 1998году вернул ей титул чемпионаWSBK (в 1997 году его выигралДжон Косински на Honda RC45).Тем временем под руководствомДжанлуиджи Меньоли, некогдаправой руки Массимо Борди (покинувшего компанию в 2000 году),78шла разработка новейшей версиидвигателя Desmoquattro. Она дебютировала в конце 2000 года подназванием Testastretta («Узкая голова»). Это имя новинка получилаза уменьшенные размеры головокцилиндров благодаря новой схемедесмодромного привода. В то жевремя двигатель стал чрезвычайно короткоходным (104х58,8 ммпротив прежних 98х66 мм), чтопозволило увеличить размерыклапанов и уменьшить их развалс 40 до 25°, оптимизировав формукамеры сгорания. Его боевые качества подтвердил Трой Бэйлисс,вернувший в 2001 году титул чемпиона WSBK (в 2000 году его выиграл Колин Эдвардз на HondaVTR1000 SP-1).В конце 2002 года дебютировалновый спортбайк Ducati – модель999 конструкции Пьера Тербланша.Хотя рынок настороженно принялспорный дизайн этой машины, нагоночных трассах она выступалавеликолепно: Нейл Ходжсон выиграл WSBK в 2003 году, Джеймс Тоузленд – в 2004-м, вернувшийсяв Superbike после своей эмиграциив MotoGP Бэйлисс – в 2006-м. Когда ФИМ увеличила разрешенныйрабочий объем для «твинов» до1200 см³, конструкторы Ducati разработали модель 1098R – наиболеесовершенную версию мотора Des-moquattro/Testastretta, развивавшую 197 л.с. при 11 900 об/мин. Наэтом мотоцикле Бэйлисс выигралчемпионат WSBK в 2008 году, чемдовел общее число побед Ducatiв личном зачете до чертовой дюжины. Наконец, в 2011 году Карлос Чека подарил компании (которая официально уже не выступает в WSBK)14-ю победу – более чем достойноезавершение карьеры мотора, спроектированного четверть века назад.Посмотрим, насколько успешнымокажется его преемник!Перевод Александра ВОРОНЦОВАmoto.zr.ru январь 2012074-078 Jiznmot Ducati.indd 7812/8/11 7:56 PM ОТКРОЙ В СЕБЕ ДИЗАЙНЕРА!КОНКУРСКонкурс дизайнеров, объявленныйв «Мото» № 09–2011, продолжается.Напомним, «Мото» и Stels принимаютконкурсные работы до 1 февраля 2012 года.ПОЛОЖЕНИЕО КОНКУРСЕЦЕЛИ И ЗАДАЧИКонкурс дизайнеров (далее – Конкурс) имеетосновной задачей возрождение мотоциклетного дизайна в России. В задачи организаторов Конкурса также входит разработка возможного типажа мототехники российскогопроизводства и поиск перспективных кадровдля мотоциклетной индустрии.УЧАСТНИКИУчаствовать в Конкурсе может любое лицов возрасте от 18 лет, своевременно предоставившее конкурсную работу в редакцию журнала «Мото» на адрес [email protected] илииным способом. Род занятий, пол и гражданство участника не регламентируются. Коллективное участие в проекте не допускается.Число работ от одного участника не ограничивается. Членам жюри участвовать в Конкурсе не разрешается.ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕМотоцикл массового производства для внутреннего российского рынка скутерной или мотоциклетной компоновки, с бензиновым ДВС.Рабочий объем двигателя – 51–499 см3, числоцилиндров – не более двух. Тип трансмиссии –механическая или клиноременный вариатор.Расположение двигателя (в раме либо в блокес задним колесом) не регламентируется. Желательна увязка проекта с выпускаемыми массовыми ДВС (независимо от производителя).Дизайн и концепция проекта должны учитывать специфику российской эксплуатации,культурные особенности и традиции страныи отвечать современным техническим и эконо-Cрок подачипроектов –до 1 февраля 2012 г.Пишите на адрес:[email protected]мическим требованиям массового производства. Дизайн должен продемонстрироватьвидение российского мотоцикла (скутера)ближайшего будущего.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУПроект должен быть выполнен в электронномвиде (в форматах jpеg или bmp с разрешением не менее 300 dpi размером не менее210х297 мм) либо в виде рисунков на бумагеформата А4 (при условии самостоятельнойдоставки в редакцию «Мото») минимум в трехракурсах. Обязательные ракурсы – сбоку и ¾спереди, дополнительно могут быть представлены другие ракурсы и деталировки.К проекту должна прилагаться пояснительная записка (до 2 страниц формата А4) с описанием:– назначения мотоцикла;– особенностей конструкции и дизайнапроекта;– целевого покупателя (среда обитания,возрастная группа, уровень доходов и т.д.);– возможностей дополнительного модифицирования (кастомизации);– примерной ценовой ниши конечного изделия.СУДЕЙСТВОСудейство конкурса осуществляет жюрис участием представителей «Мото» и Stelsпод председательством дизайнера Владимира Щечкина. Работы принимаются до 1 февраля 2012 года. Лучшие работы будут опубликованы в выпусках журнала «Мото». Победительбудет определен по завершении приема работпо следующим критериям:– нестандартность подхода;– перспективность для российского рынка;– эргономичность и утилитарность применительно к российским условиям;– реалистичность воплощения.Организаторы Конкурса не претендуют наавторские права, но оставляют за собой преимущественное право на использование работна возмездной основе, а также право на безвозмездную публикацию работ. В случае претензий третьих лиц против организаторов наинтеллектуальную собственность проектоворганизаторы не несут ответственности,и конфликты улаживаются участником самостоятельно.ПРИЗПобедитель Конкурса получает диплом журнала «Мото» и мотоцикл (скутер) Stels 2012-гомодельного года (перечень см. в «Мото» № 09–2011). Выбор модели и цвета призового мотоцикла (скутера) организаторы оставляют наусмотрение победителя.Организаторы также оставляют за собойправо на вручение специальных призов участникам Конкурса.январь 2012 moto.zr.ru079 konkurs.indd 797912/8/11 6:37 PM