68
69
ВЫБИРАЕМHONDA DEGREE, KAWASAKI SUPER SHERPA, YAMAHA SEROW, SUZUKI DJEBELНА ЭНДУРО ЖЕЧЬ НЕПРОСТОЛЮДЯМ МАЛЕНЬКОГО РОСТАтекст Романа СИТНИКОВА, фото из архива редакцииНо что делать, если съехать с асфальта хочется, а массогабаритные характеристики водителяконфликтуют с таковыми у большинства эндуро, высота сиденьякоторых приближается к метру?Но, к счастью, у каждого из японских производителей, не понаслышке знакомых с желаниемсвоих невысоких соотечественников комфортно ездить на эндуро,в линейке есть «низкорослые»мотоциклы двойного назначения:HONDA XLHonda Degree, Kawasaki SuperSherpa, Yamaha Serow и SuzukiDjebel. Небольшая высота по седлу в сочетании со «взрослыми»колесами 18'' и 21'', довольноскромная масса, спокойный двигатель и разумная цена – согласитесь, неплохое сочетание для безопасного первого шага на грунт.Главное – помнить, что это нехард-эндуро и подвески таких мотоциклов не предназначены дляпрыжков на кроссовых трассах.DEGREESUZUKI DJEBELDjebel 200, дебютировавший в марте 1993 года и с незначительными изменениями выпускавшийся до конца 2005 года, активно продавался не только на внутреннем рынке. За пределами Японии «дюбель» известен какDR200SE. Мотоцикл оснащен 20-сильным, 200-кубовым, 2-клапаннымдвигателем воздушного охлаждения. Недостаток мощности компенсируется неплохой тягой на низких и средних оборотах. В целом мотор Djebelизвестен своей надежностью, главное – не забывать о своевременном ТО.Существует также GPS-версия «дюбеля», но в России навигатор демонстрирует только координаты, карты загрузить не получится.В производственной программе концерна Suzuki есть и Djebel, оснащенный 250-кубовым, 30-сильным двигателем жидкостного охлаждения, ноэтот мотоцикл уже не вписывается в класс «низкорослых» эндуро – высотапо сиденью достигла весьма значительных 885 мм.–тыс. руб.Вопреки сложившемуся мнению самым «низкорослым» среди допускающих покорение бездорожья мотоциклов является не детищеKawasaki, а именно Honda XL250 Degree: его высота по сиденью всего 790 мм. Появившаяся позже Honda XL250R, известная также какDegree II, отличается дисковым задним тормозом (против барабанногоу XL250) и большими ходами подвесок.Впервые представленный публике в 1994 году в качестве «карликоориентированной» альтернативы XR-серии, этот аппарат хоть и не сталхитом продаж, но поклонников обрел в большом количестве. Да,250-кубовый двигатель жидкостного охлаждения не поражает мощностью, но высокий крутящий момент, доступный в широком диапазоне оборотов, позволяет уверенно ползти в натяг. Первая передачаочень короткая, нужна она в принципе только в предельно сложныхусловиях. Вторая передача позволяет двигаться на минимальной скорости без риска заглохнуть. В общем, у Honda получился идеальныймотоцикл для тех, кто, несмотря на небольшой рост, хочет уверенночувствовать себя во время первых шагов на бездорожье, а огромныйресурс этого мотора позволяет заботиться лишь о регулярном ТО.–68тыс. руб.ПРОБЛЕМНЫЕ МЕСТАПотенциально проблемные местасхожи у всех рассматриваемых мотоциклов. В первую очередь времяи вибрации не щадят резиновыйпатрубок крепления карбюраторак ГБЦ – появляются трещины, неплотное прилегание, что приводиткак минимум к перебоям в работедвигателя, а как максимум – к преждевременной смерти цилиндропоршневой группы. Помимо этого,мотоциклы отличаются маломощными генераторами, поэтому установка тех же ручек с подогревомчерез час езды может обернутьсяполной разрядкой аккумулятора.О том, что выбираемый аппарат непонаслышке знаком с бездорожьем, подскажет люфт подшипниковступиц и рулевой колонки. Крометого, электрика этих машин частоначинает чудить в результате регулярного приема водно-грязевыхванн. Есть и еще один немаловажный момент – часть этих мотоциклов ввозилась в Россию как спортивная техника, поэтому ПТС такиеаппараты не имеют.moto.zr.ru январь 2012068-069 small enduro.indd 6812/8/11 6:26 PM ВЫСОТА ПО СИДЕНЬЮСКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫОсновной критерий отбора – высота по сиденью. Абсолютныезначения этой величины приведены ниже, и именно она определяет удобство посадки человека, которого природа не наградила ростом от 180 см.Несмотря на лояльность к невысоким водителям, иногда даже этипредставители класса эндуро вызывают дискомфорт у потенциальноговладельца – все равно великоваты.Зарекаться съезжать с асфальта? Необязательно, ведь можно сделатьвысоту сиденья еще меньше, и мероприятие это довольно бюджетное.Замена родных линков рычажнойсистемы задней подвески на линкипроизводства Kouba или Soupy'sPerformance обойдется в 3000–5000 руб. Обычно речь идет о занижении мотоцикла на 1'' или 1,5''(25 или 38 мм соответственно),и определяется это длиной линка.Но зачастую операция влечет за со-Honda Degreeподойдетгному,коротышкеи ребенку.KawasakiSuperSherpaKLЕсли вы совсем ужкоротышка, тоаппарат от Kawasakiвам не подойдетоднозначно.смSuzukiDjebelYamahaSerowсмсмHondaDegreeсмбой новую сложность – штатная боковая подставка после занижениямотоцикла оказывается излишнедлинной, поэтому приходится ееукорачивать. К тому же, чтобы ненарушить управляемости мотоцикла,желательно «просадить» и переднюю подвеску, опустив траверсывилки на 5–10 мм (выдвинув перья).Есть и еще один способ сделатьпосадку на мотоцикле ниже – уменьшить толщину набивки сиденья. Это,конечно, понизит уровень комфорта,но сэкономит несколько сантиметроввысоты, которые могут оказатьсясовсем не лишними. И, главное, приэтом не уменьшится дорожный просвет, столь ценный вне асфальта.KAWASAKI SUPER SHERPA KLKawasaki KL250 появился в 1999 году в результате снижения высоты небезызвестного Kawasaki KLR250. Через два года машина вышла на международный рынок под обозначением KL250G в США,KL250H – в Канаде, Австралии, Греции и Великобритании. Американскую версию легко узнать по переднему крылу: в отличие от«эндурообразного» высокого крыла на «японце» у KL250G онозакреплено на вилке, сразу над колесом.Характерная особенность «Шерпы» – довольно бодрый 4-клапанный двигатель. 30 л.с. для 111-килограммового аппарата – величина более чем достойная, при этом крутящий момент на низкихоборотах на уровне остальных «четвертушек». Оффроудный потенциал на уровне: длинноходные подвески, металлическая защитакартера. При этом на асфальте машинка чувствует себя просто замечательно, подтверждая, что не зря относится к классу dualpurpose, и дорожная составляющая проглядывает весьма явственно: помимо веселого и экономичного мотора, оснащенного балансирным валом, «Супер Шерпа» может похвастаться 6-ступенчатойКП, приемлемой 36-мм вилкой и 9-литровым бензобаком.–тыс. руб.YAMAHA SEROWНаиболее распространены 225-кубовые, 20-сильные машины 1993–2004годов выпуска, оснащенные электростартером. Машины первого поколения (1985–1989) шли только с кик-стартером, кроме того, задний тормозбыл барабанным. Эволюция Serow сопровождалась постоянным увеличением объема бензобака: 7,7 л у машин первого поколения, 8,8 л с 1993 года и 10 л – с 1997-го. В 2005 году на Serow появился новый 250-кубовыйдвигатель, развивающий 28 л.с. Двигатель обладает отменной тягой с самых низких оборотов, так что на Serow можно отправляться «в пампасы»даже без замены звезд. Также в числе плюсов этой «Ямахи» – самаястильная и современная внешность из всей четверки. Более подробнооб этом мотоцикле мы рассказали в «Мото» № 1–2011.–тыс. руб.январь 2012 moto.zr.ru068-069 small enduro.indd 696912/8/11 6:26 PM