126
127
128
129
ОДИН ИЗ НАСБЕСЕДА С КАСТОМАЙЗЕРОМНАШИМОТОЦИКЛЫНА ПРИЦЕПАХНЕ ЕЗДЯТ!Я никогда не оценивал свои мотоциклы верхним уровнем. Не люблю людей со «звезднойболезнью», меня она раздражает. Тебе ничтоне дает права быть неприличным и нескромным, чем бы твои понты ни были оправданы.Но «Айвенго» поднял нас на достаточно высокий уровень, от которого мы пошли в глубину – не внешний пафос, а необычные технические решения. Его часто путают с другимнашим мотоциклом из-за одинакового цвета.А история такая: привез раз знакомый две коробки синей и две коробки рыжей краски. Металлик! Ну, думаю, цену заломит. А он: «Пивонеси – и в расчете». Забегаю в гараж, а мойнапарник Андрюха «Череп» открывает бутылку с пивом, большую, двухлитровую. Я вырываю ее у него из рук и бегу обратно. Вследнегодующий рык: «Ты чего, гад?!.» Краскибыло много, и долго мои мотоциклы былирыжими, а Андрюхины – синими.Девяностые – странные, в чем-то даже сказочные времена. Раз приезжает знакомыйи говорит: «Есть склад, где новые «Уравали на собственномлы» по $300». А в магазине они поИЦИ$2000. «Врешь!» А он: «Если правопыте, ведь в РосЕНДЕНТЕНИПОСЛЕДда, то вы мне один отдаете». Где-тосии кастом-кульМНЕпод Серпуховом заходим в здоротура только заВ КАСТОМАЙЗИНГЕ ЕРНЫЕЕНЖвенный ангар, полностью забитыйрождалась.ИНА,ДНЕ БЛИЗКИ.«Уралами» с колясками. ГрандиозОТОРВНАНОУ-ХАУ, ДА,ная картина! В середине 90-х шелРеальный проНАнатуральный товарообмен, типарыв случилсяРАШНЫЙ… НО ОН ИОЖ!СТв 2001-м. Этовагон молока на холодильники, те,ОХМОТОЦИКЛ-ТО НЕ П МОЖНО.был «Айвенго» –в свою очередь, на мотоциклы,ОЗмотоцикл, череза те – на лес и т.п. В итоге «Уралы»НА НЕМ ЕХАТЬ НЕВ О?ЭТкоторый о нас узнаоказались никому не нужны. А мужикуГОЯ ЧЕЛДли. Когда я начал егонужно склад освободить. Так что почтиДЛЯ ВЫСТАВКИ?..строить, никто не мог повсе – доноры на «ураловские» проектынять, как это будет выгляс того склада.деть, и большинство авторитетныхИли такая история. Приходит приятель:для меня людей сказали, что «так делать«У меня дед умер. У него в гараже какие-тонельзя» и «это ездить не будет». Но я делалмотодетали, кажется, от BMW. Только однотак, как видел. Каждый новый мотоциклусловие – все, что в гараже есть, ты вывоя сначала представлял в журнале «Мото».зишь». Приезжаем на «Газели». Стоит староИ вот приезжает Надя «Белка», посмотреларежимный гараж, до половины забитыйи… «Серега, это не для «Мото». Ты перевалилвсяким мусором. Ну, думаю, попал. Грузимту грань, после которой надо публиковатьсякакую-то фанеру, мешок с луковой шелухой,за рубежом. Здесь его не поймут, мотоциклытюк гнилых тряпок, ржавые трубы… Оп! Уратакого высокого уровня здесь не нужны».ловский движок в разборе. Уже тепло! КопнуДрузья его оценили, но лишь как произведели глубже – рама BMW R-35 песочного цвета.ние искусства. Люди действительно не былиНу, думаю, свезло – роммелевский BMW! Ноготовы к такому. Он был необычен даже дляв итоге только она, некомплектный движокменя самого. Я приехал на нем в Малоярослас коробкой и мелочовка. Я прошелся по всемвец и впервые столкнулся с тем, что от негознакомым, потратил кучу времени на поискневозможно отойти – его лапают, на него ледеталей и изучение модели. И когда вроде какнабрал комплект, знакомый антикварщик сказут. Пришлось по очереди нести вахту. Ночьюбудит меня приятель: «Иди сам охраняй свойзал, что для сборки именно того, роммелевмотоцикл! Они даже сейчас с фонариком спиского, мотоцикла у меня нет и половины. Я цецы считают». Поездив на нем, я понял: это то,ню их усилия в реставрации, но я к этому нечто мне нужно. Этот мотоцикл создан дажеготов. Мне не нравится ковыряться в ржавыхне для борьбы с дорогой, а для борьбы с нимвинтиках, мне нравится ставить новые красисамим. А это интересно! И именно с него навые вещи. А, главное, на результате твоей титанической работы ездить не получится, а эточалась эпоха «сухарей»*. Лишь три года назад я сел на мотоцикл с подвеской.для меня важнее всего. В итоге раму я отдалэтому приятелю (он до сих пор над ней чахнет), а из собранных деталей мы создали кас*«Сухарь» («сухая рама») – архаичный тип жесткойтом. Правда, через него позднее пострадал –рамы без задних амортизаторов, типа hard tail.текст подготовил Андрей «Котофей» КОЧЕТОВ, фото Евгения БОБРИКОВА, из архива редакции и Orehovo Custom ArtУвлечение мотоциклами началось настолькодавно, что и не упомню. Первая фотографияна мотоцикле – мне полтора года. Еще дошколы дед отдал мопед с мотором «Д-3».И сразу начались переделки. Так и пошло. Например, в 7-м классе (1979 г.) у меня была«Верховина» с мотором от «Минска». Потомбыли «Явы». Когда уходил в армию, дома осталась новая, в ящике, «Ява». Думал: «Вернусь и буду ездить». Но армия есть армия.Когда вернулся, решил, что я уже взрослыйи мне нужна машина. Продал «Яву» и купилстаренький «Жигулёк». Прошел год. И как-топосле работы меня остановили ребята помладше – просят настроить «Яву». Настроил,прокатился… и на следующий день купил мотоцикл. Больше уже не слезал.Середина 1990-х: первые байк-шоу, тусовки.Начал складываться не только круг общения,но и тип мотоциклов. Момент истины случилсяна втором байк-шоу в 1996 году. Тогда все было в новинку, но самое большое впечатление –мотоциклы и те люди, которые строят их сами.Мы тоже строили, но на примитивном уровне,«в гараже на коленке». А тут у меня открылисьглаза на то, что это часть байк-культуры, а непросто попытка слепить «Харлей» из «Урала».Тогда еще не знал слова «кастомайзинг», нопонял, что именно этим я хочу заниматься всюжизнь, общаться с этими людьми, быть в центре этих событий. Важно, чтобы твой мотоциклоценил не проходящий мимо дядечка, а те люди, которые сами делают мотоциклы и на нихездят. И я приложил усилия, чтобы прийтик тому, что я делаю сейчас. Чтобы это сталомоим делом. Чтобы сложилась командаOrehovo Custom Art. На следующий сезон мытоже выставили свой мотоцикл. Так и пошло.Не всегда получал призы, да это и не былосамоцелью. Но участвовать в конкурсах нужнобыло для рекламы дела, дабы замутить новыйпроект да и просто на что-то жить. Все позна-126moto.zr.ru январь 2012126-129 club orexov.indd 12612/8/11 6:56 PM «обраткой» от кикстартера мне сломалоколенную чашечку. Позже Иван Ксенофонтов просветил, что их потому с производстваи сняли, что они солдатам вермахта ноги калечили. Отомстил фашист за родину свою…Лет семь назад пришло время «Харлеев».Почему «Харлей»? Он наиболее тюнингопригоден. У него огромный потенциал длякастомизации, с ним можно играть в любомстиле. И колоссальный афтермаркет. Взятьхотя бы наш мотоцикл с движком от HondaСВ750 – при падении снесло ротор. Толькооригинал за 400 евро! А если ему 30 лет?А если внутрияпонская модель?.. А тут 100баксов за генератор в сборе на любую модель! И есть варианты. Или собираем моторпод себя: поршневой кит-комплект от S&S(вместо 80'' уже 96''), распредвал Andrews,коробка Baker, генератор Accel и т.п. Каждаяфирма специализируется на своем продукте,доведя его до совершенства. И мы выбираемлучшее. Получается шикарный движок, хотяснаружи просто «Харлей». Дальше можно играть с выпуском – внешний вид, звук, мощность… И так со всем остальным. Глубина!Мы делаем разные мотоциклы, но нашстиль «олд-скул**» – чопперы, бобберыи т.п. То, чем мы живем, на чем ездим сами.Я люблю времена 1960–1970-х. Мне близките мотоциклы, та музыка, тот антураж, тафилософия недавно сформировавшегосябайкерского движения. Это истоки.** Old School («старая школа» англ.) – направлениев кастомайзинге, создающее облегченные мотоциклыв стиле 1960-х.Первое фотона мотоцикле,1969 годНекоторые думают: «А чего тут сложного?Поснимали с мотоцикла всё – и готово». Нет.Гораздо сложнее красиво сделать или обыграть какую-либо деталь, чем просто прикрыть железом или пластиком. Взять ту жепроводку. Одна торчащая «сопля» портит видвсего мотоцикла. В «олд-скуле» заданы рамки стиля. Вывернуться в них и сделать что-тоновое намного тяжелее.Да, приятно на кастом-шоу получить диплом, подписанный Арленом Нессом. Приятно,но не самоцель. Скажем, вернулся мой другИгорь «Медведь» из Европы. Я первым делом: «Что с мотоциклом?» – «Ну-у, глушительоткрутился». Смотрю: он его тюкнул где-то.«Да, – соглашается. – А больше ничего».И вот это высшая оценка нашего труда. Илиистория с мотоциклом «Лаки-бой». Заказчикв кризис перепродал его, и нам звонит новыйхозяин: «Парни, это мой первый мотоцикл,можете его обслужить и мне все рассказать?»Привозит. Мы все сделали, он сел и уехал.Вечером звонок: «Я не могу с него слезть!Жена поручила макароны сварить, а я не могуостановиться, меня прет, я катаюсь!..» И этотоже оценка. Важна и оценка твоего братакастомайзера, который подойдет к твоемумотоциклу и скажет: «Ёперный театр! Вотэто номер! Круто!» А ты ему: «Не-не, мнетвои хвалилки не нужны. Ты косяк найди!Где у меня глаз замылился? Что неправильно?» Это помогает расти.Долгие годы я делал себе мотоцикл, ездил год-два и продавал. Сейчас пришел к своему.По сути, от стокового «Хар-январь 2012 moto.zr.ru126-129 club orexov.indd 12712712/8/11 6:56 PM ОДИН ИЗ НАСБЕСЕДА С КАСТОМАЙЗЕРОМАндрей«Череп», Сергей«Ореховский»и Александр«Бетон»(хозяинмотоцикла)с лучшимчоппероммосковскогоCustom & TuningShow2010 года!лея» остались лишь документы, блок двигателя и рама (изрядно переделанная). Перепотрошенный Андрюхой «Черепом» движокEvolution меня ни разу не подвел и не сожрални грамма масла. Дело в продуманности и качестве работы. Да, не дешево и не быстро.Но не торопись! Подзаработай, подкопи, нополучи такую вещь, которая будет радоватьтебя всю жизнь.Говорят: «Покажи мне свой мотоцикл,и я скажу, кто ты». Так и есть! Едет, скажем,«Голда» вся в лампочках, а на всю улицушансон орет. Вам что-то еще нужно рассказывать? Все же про человека понятно! Илинечто пыльное, волосатое на «Харлее» пошарпанном, фара в мухах. И тоже сразупонятно, чем человек живет, чем дышит.В этом плане показательна Смотровая. Кактам видно расслоение людей! Даже владельцы «Харлеев» – от олигархов до байкеров «от сохи». Многообразие мира!Знакомые настоятельно советовали съездить на байк-уик на озере Фаакер Зее каксамую крупную в Европе харлеевскую тусу(см. «Мото» № 11–2011). И в 2010 году мырешили провести разведку: достойны ли мывыставиться? Но самое важное было прове-128у нас такого не будет никогда. Менталитет!Культура! Конечно, наш мотомир догоняетих огромными скачками, но привить культуру очень тяжело.Кастомайзеру в России сложно. Вечная затыка с заказом и доставкой запчастей. Неттехнической базы для сложных работ типахромировки, токарки, фрезеровки. В этомплане показателен тот же Фаакер – заходишь в огромный павильон Custom Chrome,а там есть все. В наличии! Я ощущал себякаким-то питекантропом. Будто и правдаприехал из страны, где медведи по улицамв валенках и ушанках ходят. Запчасти, тюнинг, инструмент – все что душе угодно.Просто культурный шок! А в этом годуя попал на Стурджис. Так вот ФаакерИШНАВСЕпо сравнению с ним – детский ле.ЯТДЕЗпет. И по уровню, и по размаху,МОТОЦИКЛЫпо духу. Мероприятие охватываетНАСТОЛЬКО ДАЛЕКО,ЧЕТ ичутьли не 200-километровый пеХОЗАНАСКОЛЬКО ЭТОГО ПОТОК, риметр, и везде что-то постояннопроисходит: концерты, кастом-шоу,ХОЗЯИН. У НАС НЕ АЛгонки, выставки… И ты постоянноИКОЦОТМ32–в движении с места на место в поторить наши мотоциклыВ ГОД.ке мотоциклов. Грандиознейшее мев действии, насколькороприятие! Если провести аналогии, тоони пригодны для реальФаакер – это поп (в хорошем смысле),ных прохватов. Поехали впяа Стуржис – рок-н-ролл.тером, причем четыре мотоцикла –из нашей мастерской. В итоге прошли почтиМеня иногда просят войти в жюри на кастом10 000 км, сделав круг по Европе. Одна поломка: сдох аккумулятор. И все! Безусловно,конкурсах, но я обычно отказываюсь, потокакие-то вещи пришлось пересмотреть. Маму что мне интересно выставляться, а в этомло сделать красивый мотоцикл, он долженслучае по принципиальным соображениямбыть и функционален. Нужно четко понисвои мотоциклы я не выставляю. Да и не моемать, для чего ты его делаешь. И если строэто дело. Хотя в этом году довелось судитьна кастом-шоу в Стурджисе. Я туда попалишь произведение искусства для подиума,как зритель. Хожу, любуюсь, и тут подходитто вряд ли он хорошо покажет себя в дороНилл Блейбер, организатор чемпионата поге. Ничего зазорного в этом нет, просто естькастомайзингу AMD. Он был в Москве наразный кастомайзинг. Невозможно сделатьCustom & Tuning Show и меня узнал. Начинауниверсальный мотоцикл, чем-то приходитет что-то говорить, явно хорошее, знакомится жертвовать.с какими-то людьми, а я по-английски ничеФаакер произвел грандиозное впечатго не понимаю, кроме «russian customizer».ление. И дело даже не в количестве мотоИ дает мне бумагу, где надо ставить оценкициклов, а в позитивной ауре. Ситуация:мотоциклам. Во как! У них сложная системая раскорячился у очередного мотика, разсудейства, на одном из уровней они привлеглядываю, и кто-то меня задевает. Поворакают приехавших, но не выставляющихсячиваюсь, а там здоровенный детина. Улыбкастомайзеров. Ради интереса я заглянулнулся. «Excuse me!» – говорит и уходит.в анкеты других участников жюри, и поА на спине: «Hells Angels МС Norway». Здесьбольшому счету оценки и у меня, и у больсложно понять, насколько там доброжелашинства совпали. Потому что они профестельная атмосфера. И мне кажется, чтоmoto.zr.ru январь 2012126-129 club orexov.indd 12812/8/11 6:56 PM «Айвенго», 2001 год.На озере Боневиль, США, 2011 год.тормозов… без ничего. А потому, что он такна нем и ездит. Там все оценивается по-другому, хотя организатор тот же AMD. А на Фаакере – лоск и глянец. Это тонкости, которыенадо знать.Сергей «Ореховский»,американскиймотожурналистТи Бир и Нилл Блейбер,организатор чемпионатапо кастомайзингу AMD.сионалы и действительно могут адекватнооценить работу. Правильное и, главное,честное судейство.В мире кастомайзинга есть разные визуальные стили, и, как правило, каждый кастомайзер работает в каком-то определенном. У нас, в России, то же самое. И этоправильно. Мы с Андрюхой предпочитаемамериканское направление, к которому пришли на инстинктивном уровне. А, например,FCM работает в стиле, абсолютно отличномот нашего. Это не значит, что они лучше илихуже, – они другие. И это замечательно! Саша «Фитиль» работает в направлении «чертногу сломит». Он может сделать любой мотоцикл, но нравятся ему немыслимые проекты, совершенно сумасшедшие. Блеск! Володя «Гринго» работает в похожем на нашенаправлении, но не совсем, где-то рядом.Саша «Торыч» – мощнейший европейскийстиль, уровень задумки и качества исполнения великолепны. И я абсолютно уверен, чтороссийский кастомайзинг конкурентоспосо-бен не только на европейском уровне, нои на мировом. Что уже доказал тот же «Фитиль». Нужны только две вещи – деньгии движение вперед. И мы их порвем, обязательно.Показательно наше выступление на Фаакере, сразу на двух выставках – AMDи Custom Chrome. Нам не повезло: для наших мотоциклов не было соответствующихноминаций. Нашего «дедушку» – FLH с мотором Shovelhead (первая «Электричка»,без кофров и обтекателя) выставили в номинации «Туринг». А рядом немецкие и итальянские бэггеры с огромными чемоданамии аэрографией – сплошной лоск! То же с Андрюхиным чоппером. В Европе считаетсяновым мотоциклом то, что выпущено после1984 года, а что до, то антиквариат. Понятное дело, что брутальному чопперюге рядомсо старинными «Валуями» и «Индианами»делать нечего. А вот в шведском Норд Тейлемы были бы к месту. Например, приехал дедушка на «Харлее» 1952 года, без крыльев,Один умный человек сказал однажды: «Легковзлететь. Удержаться очень сложно». А с учетом моей специфики это архисложно. И делоне только в технических решениях и дизайнерских идеях. Нужны еще деньги, и немалые. За три копейки стоящий мотоцикл несделаешь. А нужно еще на что-то жить…А чтобы к тебе пришел клиент, надо заработать имя, а это не один год и не один хорошийпроект. Я знавал талантливых кастомайзеров,которые появлялись с шедеврами и сгоралииз-за отсутствия клиентов, уходя в другиесферы деятельности. Кастомайзинг в нашейстране – это голый энтузиазм, не подпитанный ничем. Это очень специфический продукт, а учитывая отсутствие у нас кастомкультуры, сложность с покупкой запчастейи прочее, и прочее… Кроме того, это до сихпор живущий стереотипный образ байкера –грязный, бородатый, непременно поддатыймужик в драной косухе, который вот прямосейчас тебя зарежет. Или на заправке по морде заедет, вроде как и без причины. На самомделе это не так, но только мы это понимаем…Но я считаю себя счастливым человеком, потому что занимаюсь любимым делом. Я больной человек, больной мотоциклами. И людирядом со мной больны тем же. Но лучше болеть этим, чем алкоголизмом или наркоманией. От многих кастомайзеров я отличаюсьтем, что люблю ездить на своих мотоциклах,и ездить далеко. И когда меня спрашивают:«Что ты больше любишь – ездить или строить?» – я не знаю, что ответить. Я не могу эторазделить.К следующему году традиционно готовимдва мотоцикла. Возможно, попробуем сновавыставить их за границей. Но поедут они туда своим ходом. Ореховские мотоциклы наприцепах не ездят, и это принципиальныйподход.январь 2012 moto.zr.ru126-129 club orexov.indd 12912912/8/11 6:56 PM