80
81
82
83
84
85
БРЕНДИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ МОТОЦИКЛЕТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ POLARISКомпания Indianродилась в 1901 году,на два года раньшестоль же культовойHarley-Davidson. C техпор магия этого именине ослабевает – хотя«настоящий» Indianокончил свои дни болееполувека назад, и всепопытки возродить егодо сих пор оказывалисьбезуспешными.ЬТИВИОЖ НДУЕГЛЕЯХАТАУЭБарриотофТА,КАТКАРАланатекст80moto.zr.ru январь 2012080-085 int polaris.indd 8012/8/11 5:23 PM Последним по времени оглушительнымпровалом в истории бренда стал крахв конце 2003 года Indian Motorcycle Co.,располагавшейся в городе Джилрой,в Калифорнии. Хозяева компании инвестировали 200 миллионов долларов, создали собственный двигатель – 1640-кубовыйV-твин Powerplus – но за пять лет смогли продатьвсего 12 000 мотоциклов.Упавшее знамя подхватили два бизнесмена –Стивен Джулиус и Стивен Хиз, которые создалисебе репутацию как раз ремонтом поблекшихкомпаний – на их счету успешное возрождениепроизводителей катеров Riva и Chris-Craſt. Казалось бы, ничто не мешает двум Стивенам повторить свой успех: они выстроили новый заводв Кингз Маунтин, в Северной Каролине, модернизировали модель Chief и ее двигатель Powerplusи создали дилерскую сеть с бутиками изысканного дизайна. Увы, продажи начались в декабре2008 года, как раз в разгар начавшегося экономического кризиса – такое совпадение отнюдьне способствовало коммерческому успеху. В 2010году компания продала всего 350 мотоциклов –Марк, почему Polaris купилIndian?по цене от $26 500 до $36 500. Вялый спроспривел к увольнениям – первоначально в КингзМаунтин работало 95 человек, потом всего 25 –и от немедленного краха фирму спасла лишьподдержка штата Северная Каролина.Но 19 апреля 2011 года свершилось чудо:компанию Indian приобрел концерн PolarisIndustries. «Мы воодушевлены возможностьюпринять участие в возрождении одного из самыхславных американских брендов, – сказал исполнительный директор Polaris Скотт Уайн. – Indianсделал первые американские мотоциклы. Мырады привнести в классические Indian техническое совершенство и качество, которыми славятся Polaris и Victory. Мы не собираемся вечнооглядываться на прошлое, но стиль и традиции,присущие мотоциклам Indian, безусловно, расширят нашу целевую аудиторию». 3000 работников Polaris (не объединенных в профсоюз)ежегодно выпускают 220 000 ATV, а также сайдбай-сайды Ranger, снегоходы и мотоциклы Victory. Продажи концерна в 2010 году составили1,99 миллиарда долларов (у Harley-Davidson –4,2 миллиарда), что на 27% больше, чем в 2009Polaris купил все 100 % Indian?Да, конечно.Мы давно уже лелеем планы расширения нашего мотоциклетногобизнеса. Шесть лет назад мы пытались купить КТМ – но тогда невышло. Решение приобрестиIndian не родилось спонтанно, занеделю или месяц – мы целых десять лет присматривались к этойкомпании. Теперь же мечта сталареальностью.Сколько Polaris заплатил заIndian?Не могу раскрыть сумму.Значит, денег у вас немало. Выполучаете прибыль и во времярецессии?Да, Polaris демонстрирует рекорды продаж и прибыльности.В начале кризиса мы несколькопросели, но быстро оправились:в 2010 году наши продажи выросли на 27 % по сравнениюс 2009 годом. Во втором квартале 2011 года наша прибыльвыросла на 90 % – до 48,7 миллиона долларов, а продажигоду. Так что сбылся худший кошмар менеджеров из Милуоки: старейший (и славнейший) американский мотоциклетный бренд попал в рукиконцерна с мощной производственной и финансовой базой.Вряд ли кто лучше знает мотивы, заставившиеруководство Polaris приобрести Indian, и о том,какое будущее ждет легендарную марку, чемМарк Блакуэлл, глава мотоциклетного отделенияконцерна. Блакуэлл, которому сейчас 58 лет,в 1971 году стал первым чемпионом АМА по мотокроссу в классе 500 см³. Впоследствии он работал в компаниях Husqvarna, Suzuki, Arctic Cat,а в 2000 году возглавил подразделение Victory –и привел его к процветанию.на 41 % – до 607,9 миллионов. Поитогам 2011 года мы прогнозируем рост на 30–32 % по сравнениюс 2010-м.Вы сказали, что десять летприсматривались к Indian,а когда конкретно начали переговоры с двумя Стивенами –Джулиусом и Хизом?Скотт Уайн и Стивен Джулиусвпервые встретились еще несколько лет назад, а 20 месяцев назад я и еще несколько парней из Polarisвпервые посетили эту компанию.То есть вскоре после того, какIndian начал производство в Северной Каролине?Да, диалог начался именно тогда. Ну, знаете, как это бываетпоначалу: вот какие мы хорошие,у нас есть кое-какие идеи, и необменяться ли нам информацией. А в итоге у нас в портфеле –два приличных мотоциклетныхбренда!INDIAN КОГДА-ТО БЫКРУПНЕЙШИМ В МИ ЛРЕПРОИЗВОДИТЕЛЕММОТОЦИКЛОВ. УДАСТСЕМУ ПОВТОРИТЬ ЭТ Я ЛИОТУСПЕХ?январь 2012 moto.zr.ru080-085 int polaris.indd 818112/8/11 5:23 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ МОТОЦИКЛЕТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ POLARISНе стало ли одной из причин покупки Indian желание броситьвызов главному вашему сопернику – Harley-Davidson?Можно, конечно, рассматриватьпроисшедшее и в этом аспекте,но отнюдь не эта причина определяла наши действия. Конечно, мысмотрим, что делают наши конкуренты, и строим свою политикус оглядкой на них, но все же главное – это наши покупатели, мыработаем на них. Главный итогпокупки Indian – в том, что теперь у нас в портфеле два оченьразных мотоциклетных бренда,каждый со своим кругом покупателей. Так что мы теперь привлекательны для большего числа мо-тоциклистов и можем расширятьсвою дилерскую сеть.Тогда, может быть, главнаяпричина в том, что Indian –признанный бренд, чья история и традиции не менее богаты, чем у Harley-Davidson?Если бы Indian был молодойкомпанией – как Victory – проявили бы вы интерес к его покупке?Да, громкое имя – главное,в чем мы были заинтересованы. Мы с большим трудом завоевали репутацию для Victory,и теперь у нас есть круг поклонников, которые доверяют брендууи верят в нас. Но на это ушлоОснователи компании верили, что гонки улучшаютпороду и форсируют продажи. В 1911 году они создали знаменитый гоночный восьмиклапанныйV-твин, с которым Джек деРозье установил несколькорекордов скорости и выиграл около 900 гонок. Эрвин«Кэннонболл» Бэйкерв 1914 году на мотоциклеIndian проехал через СШАот Сан-Диего до Нью-Йорка за рекордные 11,5 дня.В первой гонке TouristTrophy, проведенной погорному кольцу, гонщикина Indian заняли в 1911году три первых места.В 1916 году инженерЧарльз Густафсон разработал знаменитый двигатель Powerplus – другиемотоциклетные моторыIndian Sport Scout –американский супербайк 30-х годов.82У современных мотоцикловIndian великолепный дизайни превосходное шасси, но двигатель разочаровывает. Сможе-те ли вы достаточно быстрорешить эту проблему?На данном этапе пока большевопросов, чем ответов. Нам надорассмотреть все аспекты, чтобыпотом решать проблемы в комплексе.Вы уже прекратили производство Indian в Северной Каролине?стИ INDIANYROTCIVМАРКИ ЗВЕДЕНЫ ПОБУДУТ РА ШАМ РЫНКА,ИРАЗНЫМ Н ЛЕЧЬ БОЛЬШЕВЧТОБЫ ПРИПАТЕЛЕЙ.ПОКУДа, мы закрыли завод в Кингз МаДаунтин в начале июля и перевезлиунвсе оборудование на наш заводвсVictoryв Спирит Лейк, штат АйоVicва. 29 августа мы провели первуювапробную сборку Indian на новомпрместе, а в конце 2011 года начименаем полноценное производство.наразгоняться до 150 км/ч.В годы сухого закона этотмотоцикл, с прицепленнойколяской, стал любимымтранспортом бутлегеров.Популярность этих аппаратов подстегнуло появление1200-кубового Big Chiefв 1924 году и 750-кубового Sport Scout в 1928 году. Сенсацией стал дебютв 1927 году четырехцилиндрового Indian – компаниякупила выпускавшую этотаппарат фирму Ace Motorcycle Company и поначалу производила его подмаркой Indian Ace. Но ужев 1928 году специалистыIndian разработали болеенадежный двигатель ипрочную раму, и мотоциклполучил название IndianFour.В 30-е годы Indan SportScout фактически сталпервым американскимсупербайком – он доминировал в гонках класса С,учрежденного АМА (Американской мотоциклетнойассоциацией) в 1934 годув ответ на вызов ВеликойДепрессии. В начале 30-хпочти треть работоспособного населения США – 15миллионов человек – осталась без работы, 5000банков обанкротилось,и мелкие компании прогорали каждый день. В 1933году Indian сделал всего1657 мотоциклов – впрочем, в том году в Штатахбыло выпущено всего7418 двухколесных машин. Мотоциклетныекомпании (к тому времени их осталось всего две)отказались от выпускаспециальных гоночныхмотоциклов и поддержкиспортивных команд. Казалось, что у гонок большенет будущего. Тогда АМАи учредила класс С: мотоциклы на основе серийных(разрешалось лишь сни-Джордж Хенди – именно по егоинициативе родилась марка Indian.Оскар Хедстроми первый мотоцикл Indian.ЖИЗНЬ НАСТОЯЩЕГО ИНДЕЙЦАIndian Motocycle (именнотак!) Manufacturing Company основали в 1901 годуДжордж Хенди, чемпионСША по велогонкам, и Оскар Хедстром, талантливый инженер. Первый мотоцикл марки отличалсятакими революционнымидля своего времени чертами, как цепной приводна заднее колесо и встроенный в раму двигатель.С самого начала машиныкомпании выделялись надежностью и динамикой,что позволило быстро наращивать производство: отдвух аппаратов в 1901 годудо 586 в 1904-м и 35 000в 1916-м, когда фирма стала крупнейшим в мире производителем мотоциклови захватила 40% американского рынка.12 лет и несметное количестводенег. А при покупке Indian мысразу же получили знаменитыйбренд.не могли сравниться помощности и плавности работы с этим 1000-кубовымV-твином. В 1917–1919 годах Indian поставил нафронты Первой мировойвойны 41 000 мотоциклов – Harley-Davidson,для сравнения, всего15 000.Бывший гонщик ЧарльзФранклин в 1919 годусоздал легендарную модель Scout с 600-кубовымV-твином в замкнутой раме. Этот мотоцикл пользовался феноменальнымуспехом, поскольку устраивал водит елей самогоразного уровня мастерства – подобно нынешним600-кубовым суперспортам. В 1921 году за нимпоследовал 1000-кубовыйIndian Chief, способныймать приборы электрооборудования и обрезатькрылья) с нижнеклапанными 750-кубовыми или верхнеклапанными 500-кубовыми моторами (степеньсжатия не выше 7,5), работавшими на стандартном бензине. Формулаоказалась настолько успешной, что оставаласьосновой американскогомотоспорта до начала 70-хгодов, и ее положенияпроглядывают дажев правилах современных750-кубовых трековых гонок АМА Grand National.А побеждали в этих гонкахчаще всего спортсмены наIndian Sport Scout, дажев начале 50-х годов ониуспешно противостоялиболее современным Harley-Davidson и верхневальным Norton.Оживало и мотопроизводство: в 1936 году Indianсделал 5028 мотоциклов,moto.zr.ru январь 2012080-085 int polaris.indd 8212/8/11 5:23 PM соответствовать корпоративнымстандартам Polaris.Тех же самых моделей?Да, пока они идут без изменений.В 2012 модельном году мы решили сосредоточиться на трех самыхпопулярных вариантах семействаChief: Vintage, Classic и DarkHorse.Вы будете делать эти мотоциклы по стандартам качестваPolaris?Да, конечно. Мы не кидаемся сразу вносить изменения в конструкцию, но наши парни из отдела закупок сразу же начали работус поставщиками: если они хотятпродолжать поставки для Indian,то качество их продукции должнов 1939-м – 8883, на 500больше, чем Harley-Davidson. В 1940 модельном году на мотоциклах Indianпоявились знаменитыекрылья-юбки, а модельChief получила свечнуюподвеску заднего колеса.Chief 1940 года был красивой и комфортабельноймашиной, развивавшей135 км/ч в стандартномварианте, а в форсированном – все 160. Во времяВторой мировой войныIndian выпустил для фронта 42 044 мотоцикла, в томчисле и редкой модели 841с приводом на заднее колесо валом. Но после войны вместо легких V-твиновсерии Scout компания занялась производством мотоциклов в английскомстиле, с одноцилиндровыми и рядными двухцилиндровыми моторами рабочим объемом от 213 до500 см³. Это были неплохиеБудете ли вы объединять дилерские сети Victory и Indian,или они будут развиваться самостоятельно?Хороший вопрос, но пока у меня нет на него ответа. Мы опросили 80 из наших 350 американских дилеров, хотят ли ониработать с маркой Indian, и практически все они проявили заинтересованность. Думаю, чтои дилеры Indian не откажутсяпродавать Victory. Конечно, невсякий дилер потянет сразу двабренда, но думаю, что это хорошая идея.машины, но с многочисленными «детскими болезнями»: так, их покупателис удивлением обнаружили,что долго ездить на максимальных оборотах нельзя!Параллельно хозяева компании занялись импортомбританских мотоциклов –и вскоре поняли, что благодаря низкому курсу фунтастерлингов импортные обходятся гораздо дешевлеизготовленных в США! Такчто в 1953 году на заводеIndian собрали последниемотоциклы модели Chiefи под маркой Indian сталипродавать английскиеRoyal Enfield. В 1962 годукомпания была ликвидирована – тут-то и понеслось!Первым осквернил славное имя Флойд Клаймер,бывший дилер Indian в Денвере, Колорадо. В середине 60-х он начал продавать под этой маркой (непозаботившись выкупитьИндейцы тоже уважали Indian! На фото –популярная модель Scout.права на нее) итальянские50-кубовые мотоциклыItaljet. Дело пошло так успешно, что Клаймер далзадание Леопольдо Тартарини, хозяину Italjet, спроектировать полноценныемотоциклы Indian. Тот создал на основе своей модели Grifon прототипыс одноцилиндровым500-кубовым двигателемVelocette и двухцилиндровым рядным 750-кубовымRoyal Enfield Interceptor. Нов 1970 году Клаймер умер,а его вдова продала фирму Алану Ньюману, который не проявил к этомупроекту интереса. Вместоэтого он продолжал сбытпод маркой Indian аппаратов Italjet, а также легкихмотоциклов, собранных насобственном заводе наТайване. Но продажи падали, и в январе 1977 годакомпания обанкротилась.После этого права на мар-Знаменитый «восьмиклапанный» гоночный Indian,царивший на американских треках в 20-е годы.ку Indian много раз переходили из рук в руки – отвосторженных энтузиастов к отъявленным шарлатанам. Наконец, в декабре1998 года федеральныйсуд постановил, что брендпринадлежит CaliforniaMotorcycle Co., возглавляемой бизнесменом Мюрреем Смитом. Смит построилЧетырехцилиндровый Indian – самый роскошныйамериканский мотоцикл 30-х годов.завод в калифорнийскомгороде Джилрой (там, гденаходится знаменитаятрасса «Лагуна Сека»)и с 1999 по 2003 год выпускал там мотоциклы моделей Chief, Scout и Spirit.Поначалу они оборудовались моторами S&S, но затем был спроектировансобственный агрегатPowerplus. Но в сентябре2003 года компания обанкротилась, и права на марку перешли к СтивенуДжулиусу и его StellicanLimited. Теперь же знаменитый бренд – в рукахPolaris Industries. Надеюсь, на этом его невеселые приключения закончатся…Indian был любимым мотоциклом не толькобутлегеров, но и полицейских.январь 2012 moto.zr.ru080-085 int polaris.indd 838312/8/11 5:23 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ МОТОЦИКЛЕТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ POLARISА как быть с зарубежными дилерами – в тех странах, гдепродавались мотоциклы Indian?Мы пока еще не определились.Нам надо сначала разобратьсяс ситуацией на американскомрынке.Сейчас вы выпускаете Indian,спроектированные в СевернойКаролине. Пока им на смену непришли новые модели, будете ли вы совершенствоватьэту платформу – например,установив двигатель на сайлент-блоках, чтобы избавиться от чрезмерной вибрации?У нас пока нет планов кардинально менять существующую платформу, но если наши инженерысмогут внести улучшения «малойкровью»,р, они это сделают. Нотекущий момент дляна текнас главное – отладитьсбыт, работу с поставсбщиками и производщственный процесс.сОдна из причин, поОмешавших процвемтанию Indian, – цетны: очень уж онивысоки. Собираетесьвысоснижать их?ли вы снСо временем. Но поначалу неждите больших измененийв прайс-листах.84Пока мы говорили о существующем положении дел. Но чтобудет дальше? Какими станутновые модели Indian?Будущее – вдохновляет. Реакцияна наше приобретение была оченьпозитивной – гораздо лучше, чеммы надеялись.Только не в Милуоки?Пожалуй! Теперь у Indian естьшанс вновь стать ведущим брендом. Кроме того, эта сделка повысила доверие и к Victory – теперь все видят, что мы всерьеззаинтересованы в мотоциклетномбизнесе.Будет ли Indian развиватьсяв том же направлении, чтои Victory – строить высокотехнологичные мотоциклысовременного дизайна? Или же,как это делает другой производитель мотоциклов в США,будут представлять собойстаромодные агрегаты в традиционном дизайне?Это как раз тот вопрос, которыймы активно обсуждаем. Собственно, дебаты начались еще допокупки бренда. Мы рассматриваем все варианты, но пока еще неопределились с окончательным.А вы уже можете назвать дату,когда появятся новые Indian?moto.zr.ru январь 2012080-085 int polaris.indd 8412/8/11 5:23 PM Нет, потому что сначала нам надоопределиться, какие мотоциклымы будем делать, какой будет модельная гамма. Как вы знаете,обычно процесс создания совершенно новой модели занимает отчетырех до шести лет – или полтора-два года, если речь идет о модернизации. Мы способны работать быстрее – и не раз этодоказывали. Но прежде чем начать работу над новыми моделями, надо определиться, какимиони будут. Indian – это бриллиантв нашей короне, и мы не можемуронить его в грязь, выпустив мотоциклы, которые не найдут спрос.Так что вопрос позиционированияочень важен.В отличие от других американских компаний, Indian выпускалдвигатели самого разного формата: рядные двух- и четырехцилиндровые, V-твины, одноцилиндровые. Будущий Indianобязательно должен бытьV-твином?Нет, конечно. Пока мы рассматриваем все варианты. Знаете, мы говорили со многими поклонниками марки,и некоторые ждут от нас точно таких же аппаратов, как и те, что выпускались в Кингз Маунтин. Но те,кто лучше знает историю Indian,ждут от нас мотоциклов самой разнообразной компоновки. У Indian –очень богатая история, в том числеи гоночная. Не думаю, что мы будемделать 27 различных платформ –для начала хватит одной или двухтрех. Но я верю, что со временем мыбудем выпускать машины и для более широкой аудитории.Кстати, о гоночных корнях –ведь Indian сможет стать дляPolaris мостиком в мир современных спортбайков! Спортбайк Indian – почему бы и нет?Полностью с вами согласен. Мыне собираемся сужать аудиториюпокупателей Indian – эта маркаможет потрафить самым разнымвкусам.POLARIS ВЫПVICTORY, К УСКАЕТINDIAN И К УПИЛУСBRAMMO. К ОЧЕКСЛЕДУЮЩИТОЙ?Похоже, IIndianПdi надоdiд сравниватьне с Harley-Davidson, а с Triumph –у этой марки тоже множествоплатформ на любой вкус. Не потому ли вы переманили РоссаКлиффорда, много лет отвечавшего за разработку новой продукции в Triumph, и назначилиего управляющим директоромIndian?(Смеется) Да, есть такой грех.Но параллели с Triumph проводитьеще рано – может быть, со временем… Пока нам надо определитьодно-два направления развития.Последнее время я не могу застать своих парней на рабочемместе: они то в музеях, то в биб-лиотеках, то беседуют с владельцами Indian – старых и новых, тоспорят между собой. Мы сделалимножество набросков – какимимогут быть будущие Indian.Некоторые из них просочилисьв прессу и Интернет…Что поделаешь – такой риск всегда существует при использованиисовременных онлайновых методов опроса.А если Indian опередит Victoryпо продажам и любви мотоциклистов?Думаю, что многие в Polaris находят это возможным. Но мы хотим, чтобы оба бренда успешноразвивались и поддерживалидруг друга. Нам выпала замечательная роль – создавать будущее Настоящего АмериканскогоМотоцикла.Перевод Александра ВОРОНЦОВАянварь 2012 moto.zr.ru080-085 int polaris.indd 858512/8/11 5:24 PM