текст Алана КАТКАРТА, фото Киоши НАКАМУРЫ и Эндрю КАТКАРТАМотоциклы в ретростиле вновь входят в моду —особенно если они английского происхождения:Triumph Bonneville, Royal Enfield Bullet, возрожденныйMetisse, Norton Commando… Но сохранился лив реплике дух оригинала?ПРАВИЛЬНОЕРЕТРО42moto.zr.ru январь 2012042-049 test Norton.indd 4212/8/11 4:02 PM ‣ NORTON COMMANDO 850 MK1, NORTON COMMANDO 961 с.42,BRP LYNX BOONDOCKER , BRP SKIDOO SUMMIT FREERIDE с.50,H.D. XR1200 с.56, STELS ATV 800D с.60ТЕСТЫMANDO – АЯMOCЙЫВНОРЕМЕННВОСЯАЩБЛЕСТЯ ЕРПРЕТАЦИЯИНТСКОГОКЛАССИЧЕ0-ЛЕТНЕЙА4МОТОЦИКЛ.ДАВНОСТИNORTONCOMMANDO 850 MK1классик / 1973 / 829 см³ / 53 л.с. / 188 кгNORTONCOMMANDO 961классик / 2012 / 961 см³ / 80 л.с. / 188 кгянварь 2012 moto.zr.ru042-049 test Norton.indd 434312/8/11 4:02 PM ТЕСТNORTON COMMANDO ВЧЕРА И СЕГОДНЯNORTON COMMANDO 850 MK1NORTON COMMANDO 961данные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный годCухая масса, кгБаза, ммВысота по седлу, ммУгол наклона рулевой колонки, град.Объем бензобака, л> ОБЩИЕ ДАННЫЕ197318814488152410Модельный годCухая масса, кгБаза, ммВысота по седлу, ммУгол наклона рулевой колонки, град.Объем бензобака, л2012188142081524,517> ДВИГАТЕЛЬ> ДВИГАТЕЛЬТипR2, 4ТГРМOHV, 2 клапана на цилиндрРабочий объем, см³829Диаметр цилиндра × ход поршня, мм77×89Степень сжатия8,5:1Макс. мощность, л.с. при об/мин53/6200Макс. крутящий момент,Нм при об/мин65/5000Система питания2 карбюратораAmal Mark 1 ConcentricСистема охлаждениявоздушнаяСистема запускакикстартерТипR2, 4ТГРМOHV, 2 клапана на цилиндрРабочий объем, см³961Диаметр цилиндра × ход поршня, мм88×79Степень сжатия10,1:1Макс. мощность, л.с. при об/мин80/6500Макс. крутящий момент,Нм при об/мин89/5200Система питаниявпрыск топливаСистема охлаждениявоздушно-маслянаяСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯСцепление многодисковое, в масляной ваннеМоторная передачацепьКоробка передач4-ступенчатаяГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаПередняя подвескаЗадняя подвескаТормозная системаПередний тормозЗадний тормозКолесаПередняя шинаЗадняя шина44дуплексная, стальнаятелескопическаявилка Norton Roadholderмаятниковая,2 амортизатора Girlingраздельная,гидравлика/механикадиск ∅ 272 мм1-поршневая скобабарабан ∅ 178 ммспицованные100/90-19100/90-18> ТРАНСМИССИЯСцепление многодисковое, в масляной ваннеМоторная передачашестерниКоробка передач 5-ступенчатая кассетного типаГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамадуплексная, стальнаяПередняя подвескателескопическаявилка Ohlins перевернутого типа,полностью регулируемаяЗадняя подвескамаятниковая, 2 полностьюрегулируемых амортизатора OhlinsТормозная система раздельная, гидравлическаяПередний тормоз2 диска ∅ 320 мм4-поршневые радиальные скобыЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,2-поршневая скобаКолесаспицованныеПередняя шина120/70-17Задняя шина180/55-17лючевой элемент в возрождении любимых моделей прошлого – насколькоудалось пере дать духи внешность оригинала. Здесьмы видим два диаметрально противоположных подхода. Так,Royal Enfield остался все тем жеEnfield'ом – пусть даже его производство перенесено из Англиив Индию. А вот Triumph Bonneville позаимствовал у супербайкаполувековой давности лишь общую стилистику. В случае жес новым Norton Commando 961все еще сложнее. Казалось бы,его создатель, американец Кенни Дрир, сохранил все характерные черты: рядный двухцилиндровый мотор, двухклапанныеголовки, штанговый привод клапанов, воздушное охлаждение…Но при этом ушел от честного360-градусного интервалавспышек к 270-градусному«прикинусь-ка я V-твином».Насколько же новый Commandoсохранил дух старого?К счастью, долго искать образец для сравнения не пришлось:превосходно отреставрированныйNorton Commando 850 1973 годавыпуска есть у моего друга КиошиНакамуры, фотографа, с которымя давно сотрудничаю и которыйживет в 45 минутах езды от моегодома. Поразительные открытияначинаются, стоит лишь поставить два мотоцикла рядом. На бумаге у них одинаковая высота поседлу – 815 мм, но на самом деле старый явно выше! Измерения показали немалую разницу –50 мм. А ведь рама «старичка»легко позволила бы опустить седло. Такая высота сделала запускCommando 850 непростым искусством: электростартера нет, а киком можно завести мотор лишьна центральной подставке – безнее аппарат неизбежно клонитсянабок. К счастью, карбюраторыmoto.zr.ru январь 2012042-049 test Norton.indd 4412/8/11 4:03 PM НОВЫЙСТАРЫЙ ИANDO ИМЕЮТOMMNORTON C АРХИТЕКТУРУ:ОБЩУЮ ХЦИЛИНДРОВЫЙВУРЯДНЫЙ ДЛЬ С ШТАНГОВЫМДВИГАТЕ ДОМ КЛАПАНОВПРИВО ПОДВЕСКАИ ЗАДНЯЯ ВУМЯСДТОРАМИ.АМОРТИЗАКлассический силовой агрегатNorton Commando 850 с отдельнойкоробкой передач, с рычагомпереключения справа.Крохотныйстоп-сигнал старогоCommando.На приливе коробкипередач Commando 850 –указатель включеннойпередачи.январь 2012 moto.zr.ru042-049 test Norton.indd 454512/8/11 4:03 PM ТЕСТNORTON COMMANDO ВЧЕРА И СЕГОДНЯКлассическаякомбинация приборови старомодныепультыCommando 850.ВОЗВРАЩЕНИЕ COMMANDOЗнакомьтесь: Стюарт Гарнер, британский предприниматель, 41 год. В 2008 году он выкупилправа на марку Norton (которые к тому времени принадлежали американцам) и в апреле2010 года на заводе в Donington Park начал выпускать ретробайк Commando 961. Увы, проблемы с качеством двигателя (который тогда делала компания Menard/MCT) заставили остановить производство после изготовления всего сотни мотоциклов. Гарнер перенес сборку силовых агрегатов на свое предприятие, но для решения всех производственных вопросовпотребовалось время. И ему отнюдь не помог тот факт, что банкирское сообщество, похоже,озабочено не поддержкой британ ской промышленности, а сохранением своих бонусов.К счастью, положение компании Norton стало более определенным после того, как в августе 2011 года ее штаб-квартиру посетил британский министр промышленности и торговли ВинсКабл. В телевизионном интервью, снятом на заводе Norton, он сказал: «Торговля и инвестиции – двигатель нашей экономики, и наша цель – нацеливать небольшие компании на экспорт.Возрождение культового бренда Norton – это лучший пример инноваций в сфере британскойделовой активности».Как все это отразится на перспективах компании? Вот что ответил нам Стюарт Гарнерв этом эксклюзивном интервью.Стюарт, начнем с главного.Сколько мотоциклов выпустила возрожденная компанияNorton?А почему так мало? Ведь прошло уже два года, а у вас на руках – масса невыполненных заказов.Не буду приводить точныхцифр, но в общем – менее500.Я бы лучше спросил, как нам удалось так быстро начать производство! Ведь от покупки бренда46до нашего выхода на рынок прошло совсем немного времени.Увы, потом нас подкосили проблемы с качеством двигателей,которые выпускала компанияМСТ. Мы были вынуждены перевести их сборку в наши цеха –а этот процесс занял полгода,и мы возобновили производство лишьв начале2011-го. Послечего пришлосьвновь налаживатьотношения с поставщиками.Но теперь все проблемы решены.Сколько мотоциклов вы делаете еженедельно?Сейчас – около десяти, но вскоревыйдем на 15–20 мотоцикловв неделю. Наша цель – в следующие 12 месяцев сделать 1000аппаратов.Кроме производственныхсложностей, у вас была ещеодна причина задержки: финансы. Это правда, что, несмотря на множество заказов, выникак не могли взять заем?Британский министр промышленности и торговли Винс Каблво время визита на Norton.moto.zr.ru январь 2012042-049 test Norton.indd 4612/8/11 4:03 PM хорошо настроены, и двигательоживает со второго тычка. Нахолостых – 1200 об/мин – вибрация весьма ощутима, но стоит поднять обороты до 2000, как сайлент-блоки Isolastic принимаются задело, и тряска стихает. В рабочейзоне – от 2500 до 4000 об/мин –плавность работы двигателя просто шелковая (по крайней мере, померкам своего времени).Четырехступенчатая коробка передач с педалью справа переключается довольно легко. Между передачами равные промежутки,а передаточное отношение первойочень уж большое. Но первые тринужны лишь для того, чтобы выйтина высшую (четвертую!) и на нейоставаться – верхнеклапанныйдвигатель настолько тяговит, чтои на высшей легко раскручиваетсяс 2000 об/мин, а малая масса мотоцикла (188 кг) не обременяет динамику. Посадка – если не приниматьво внимание слишком высокое седло – вполне комфортна, с небольшим наклоном вперед. Подножкине слишком высоки, но и не цепляют за асфальт в тех кренах, которые позволяют довольно тонкиешины Avon Roadrunner. На извилистых сельских дорогах этот мотоцикл – как дома: узкий, легкий,с превосходной управляемостью.У этого аппарата лишь два недостатка, причем существенныхЗа последние два года я велпереговоры с 11 банками – но,как и многие компании малогои среднего калибра, так и не смогнайти у них поддержку. Я оплачиваю всю работу из собственногокармана! Сегодня банки большеозабочены сохранением наличности, чем инвестированием еев экономику. В конце концовя смог взять заем у Banco Santander под правительственныегарантии в рамках программы попоощрению экспорта. Причемя вел переговоры с ними ещев январе 2010 года, и они мнеотказали. А в августе 2011 года,на следующий день после визитаминистра Кабла, сами позвонилимне и предложили кредит!Передняя вилкаOhlins с полнымнабором регулировоки тормоза Bremboработаютбезупречно.Современноепроисхождение приборов Commando 961выдает вписанныйв спидометр жидкокристаллическийдисплей.Эскизы будущих Norton,выполненные ПьеромТербланшем.дажи этих мотоциклов позволитнам расширить производство, такчто и британские покупатели неостанутся внакладе.Пьер Тербланш проработалу вас всего шесть месяцеви ушел. Почему?Думаю, что Пьер созрел для того, чтобы уйти в свободное плавание – заниматься тем, чем онхочет, и на своей территории.Но Тербланш оставил нам превосходное наследие – несколько вариантов на платформеCommando. Вскоре вы увидитеэти машины в железе – флэттреккер, скрэмблер и необычныйкруизер по имени Dominator, эквивалент Ducati Diavel.И какова его величина?625 000 фунтов стерлингов сразу, затем ежегодные выплаты –в общем, 7,5 миллиона. Мы используем эти деньги для закупкикомплектующих, чтобы увеличить экспорт. Но прибыль от про-Так что Dominator – это нечтовроде масл-байка?Да, и это только одна из тех четырех-пяти моделей, которые мыразрабатываем на платформеCommando.Раньше вы говорили о проектировании Norton с двигателем, у которого больше двухцилиндров.Да, мы продолжаем эту работу.Дело в том, что дилерам неинтересно продавать лишь нескольковариаций одной платформы. Дляполноты ряда им нужны две-триплатформы.Так какой многоцилиндровыймотор жидкостного охлаждения вы разрабатываете?Пока могу только сказать, что нешестицилиндровый!чием компании и ее сотрудников.А ваши планы вернуться в гонки MotoGP не изменились?Теперь, получив поддержку отбританского правительстваи одного из крупнейших банковстраны, вы на верном пути?Сейчас мы работаем над проектом гоночного мотоцикла дляTourist Trophy. Нам удалось найти спонсора, который целикомподдерживает эту разработку.Найдем спонсоров для MotoGP –будет и гоночный мотоцикл длячемпионата мира. Но не раньше:я не хочу рисковать благополу-Да, вотум доверия от уважаемого банка и правительства вызвалинтерес к нашей компании – и мыдолжны обратить этот интереск нашей выгоде. А она в том, чтобы укрепить наш бизнес и развивать его дальше.январь 2012 moto.zr.ru042-049 test Norton.indd 474712/8/11 4:03 PM ТЕСТNORTON COMMANDO ВЧЕРА И СЕГОДНЯдаже по меркам того времени: тормоза и задняя подвеска. На моем Ducati 750SS, который я купил в 1974году (всего через год после того, какбыл выпущен этот Norton), впередистояли два чугунных диска Brembo,и работали они превосходно. А наCommando – всего один стальнойдиск, и надо давить на рычаг со всейсилы, чтобы мотоцикл замедлился(надо сказать, крайне неохотно).На скромного вида однопоршневой48скобе – эмблема Norton-Lockheed,и на Ducati скобы Lockheed, но таммна их работу грех жаловаться. Нуладно, по сравнению с Commandoтот Ducati проходил поворотыкак грузовик – но зачем вамбольшая скорость, если вы неможете ее вовремя сбросить?Передняя вилка старогоCommando вполне оправдываетсвое название Roadholder («Держатель дороги»), но его задниеОЯВЯТСЯВСКОРЕ П ИФИКАЦИИОДНОВЫЕ М МЕ COMMANDO:ОРНА ПЛАТФ КРЕМБЛЕР,СККЕРФЛЭТ-ТРЕУИЗЕРРИ МАСЛ-КATOR.DOMINmoto.zr.ru январь 2012042-049 test Norton.indd 4812/8/11 4:04 PM Силовой агрегатNorton Commando961 повторяетархитектурустарого.амортизаторы Girling просто ужасны – особенно если сравнить ихс Ohlins на новом Commando, которые сглаживают все неровности.Girling'и на любой кочке лязгаюттак, что хочется остановитьсяи проверить: ничего не отвалилось?Да, тормоза и задняя подвеска засорок лет определенно стали совершеннее, и два Norton’a – лучшее тому подтверждение. Тем неменее и старый Commando удивительно приятен на ходу: хорошаяуправляемость, тяговитый двигатель. Воистину – лучший из прежних «британцев».Но перенесемся на сорок летвперед и посмотрим на современного преемника славного имени.Он почти вдвое мощнее – выдает80 л.с. при 6500 об/мин. Для старого аппарата Norton заявлял60 л.с., но это была «каталожная»мощность – реальная всего 53 л.с.при 6200 об/мин. Интересно, чтосухая масса двух машин одинакова: 188 кг.Нажимаю на кнопку стартера –и двухцилиндровый мотор тут жепросыпается. Увы, он звучит какDucati, а не как традиционныйбританский твин. Это потому, чторазработчик мотора Кенни Дрирвыбрал угол между вспышками270º в стремлении снизить вибрации, чрезмерные даже с уравновешивающим валом. Это уже потомвыяснилось, что изготовительуравновешивающих валов гнал откровенный брак – но вносить изменения в конструкцию было ужепоздно. Так что Norton звучит, какDucati. Это не значит, что звукплох – просто он «неправильный».Я уже ездил на новом NortonCommando 961 – но с мотором, сделанным «на стороне», компаниейMenard. Теперь же Norton сам собирает двигатели, и они уже отвечаютнормам Euro 3. Кажется, вибрациистали больше, особенно на оборотах выше 5000 об/мин – впрочем,все в пределах допустимого. Вотхарактеристика мотора стала болеелинейной, и, в отличие от двигателястарого Commando, он не задыхается на верхах. Хороши и низы: вы можете подкрадываться на малой ско-Один стальной дискс однопоршневой скобой настаром Norton выполняютсвою работу на жидкуютроечку.рости к светофору и на зеленыйтут же выстреливать вперед. Мотортянет с холостых, оживает с 2000об/мин и весело подхватывает на4000 об/мин. Как и на старомNorton, нет нужды выкручиватьдвигатель до звона – держите егона пике крутящего момента (5200об/мин) и наслаждайтесь! Важноеусовершенствование силового агрегата Euro 3 – привод переключения с рычажным механизмом, снизившим усилие. Теперь инженерамнадо заняться подставкой, которуюстоило бы сделать покороче и доступнее!Как и его предшественник,новый Commando отличаетсяпрекрасной управляемостью. Онсочетает живость управления состабильностью, легко прощаетошибки пилота, сразу внушаяк себе доверие. Подвески определенно стали лучше: когда я наскорости «за сотню» проехал выбоину после скоростного спуска,амортизаторы ее просто проглотили, и мотоцикл не сделал и попытки отклониться с курса. Безуслов-Аккуратно вписанныйв «корму» стоп-сигнал.но, в этом – и заслуга низкогоцентра тяжести: силовой агрегатудалось посадить в раме нижеблагодаря системе смазки с сухимкартером. Два передних тормозных диска Brembo с радиальнымискобами обеспечивают мощное, ноконтролируемое замедление. Даи торможение двигателем внушительное – при этом чаттера заднего колеса не возникает, даже еслисбросить обороты до холостых.Перевод Александра ВОРОНЦОВА.Ретро – это круто, нотолько если оно правильносделано. К счастью, новыйNorton Commando 961 – изправильных. Он перенял отклассического байка нетолько внешность, но и частицу характера. Дайте емудостойное финансирование – и его ждет такой жекоммерческий успех, каку нового Mini.январь 2012 moto.zr.ru042-049 test Norton.indd 494912/8/11 4:04 PM