МАСТЕРСКАЯПОМНИТЕ: НЕПРАВИЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫЙИЛИ НЕИСПРАВНЫЙ НАТЯЖИТЕЛЬ МОЖЕТПРИВЕСТИ К КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУДВИГАТЕЛЯ!МЕУРИРЕГУЛ РМГДвигатели современных мотоциклов почти не требуют внимания – не считая заменымасла и фильтра, конечно. Но порой мотор сам подсказывает, что пришло время занятьсясистемой газораспределения.текст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Николая САЗОНОВАЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯЧто такое цепь ГРМ, уверен, любители мотоциклетной механикипрекрасно себе представляют.Именно цепью в большинстве мотоциклов осуществляется приводгазораспределительного механизма (ГРМ). Благодаря компактности такого привода цепь прекрасно зарекомендовала себяв мотоциклетных двигателях.В отличие от автомобилей, гдебалом правит зубчатый ремень.Встречаются и исключения: так,ремень полюбился инженерам изDucati. А в некоторых большеобъемных круизерах использует-96ся шестеренчатый привод распределительного вала.Напомню аксиому: распределительный вал должен вращатьсяабсолютно синхронно с коленчатым. Если происходит легкое отставание или опережение (в пределах градуса-полутора), двигательбудет терять мощность. Если рассинхронизация несколько градусов, может произойти встречапоршней и клапанов, прозваннаяв народе «сталинградом» –за массовый характер разрушений в двигателе. Скорее всего,в ходе последующего ремонтапридется менять и головку двигателя.Так вот, чтобы моторная цепьточно передавала крутящий момент (и прослужила положенныйсрок) – она должна быть постоянно достаточно сильно и равномерно натянута. Для этой целислужит комплект деталей, чащевсего состоящий из пары так называемых успокоителей (металлопластиковые «лыжи», по которыми скользит цепь) и натяжителя.Последний располагается на ведомом плече цепи и постоянноэто плечо поджимает.Хотя проблемы здесь случаются крайне редко, узел этот оченьважен и заслуживает внимания.Ведь любая неисправность натяжителя опасна.Уже лет двадцать пять как натяжители перестали требоватьрегулировки. Хотя на раритетныхмоделях еще можно встретить механические натяжители (фото 1).Та конструкция требовала ослабить стяжной болт, провернутьнемного коленчатый вал в сторону вращения мотора (до ослабления сопротивления) и опять затянуть болт. Просто и эффективно.moto.zr.ru январь 2012096-098 rem master.indd 9612/8/11 5:25 PM СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ КЛАПАННЫХ ЗАЗОРОВВ МОТОЦИКЛЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ КЛЮЧЕЙ: БОЛЬШИМУДЕРЖИВАЮТ И ЗАТЯГИВАЮТ ГАЙКУ, А МАЛЫМ С КОЛЕСИКОМ ВРАЩАЮТВИНТ. НА КОЛЕСИКЕ ДЕЛЕНИЯ, ЧТОБЫ СЛЕДИТЬ ЗА УГЛОМ ПОВОРОТА.‣ МАСТЕРСКАЯ с. 96, САМОПАЛ с. 100, КОНКУРСЫ с. 1053121. Механический натяжитель (полуавтоматический –для натяжения требуется ослабить винт, провернутьколенвал и вновь затянуть винт)…42. …и два автоматических (их требуется лишь взвестипри установке на двигатель).3. Этот натяжитель взводим, повернув подпружиненный маховичок и утопившток. После установки на двигатель поворачиваем маховичок обратно,и шток, освободившись, выдвинется.4. Для взвода такого натяжителя сначала разбираем его, вынув пружину…5. …а затем, отжав фиксатор, утапливаем шток.Собираем натяжитель только после установки его на двигатель.6. Направляющая цепи, в которую упирается натяжитель.Износа (пропилов) практически нет, и деталь еще послужит.Но в восьмидесятые появилисьсистемы, автоматически подтягивающие цепь по мере ее растяжения. Они применяются и сейчас.Используются разные техническиерешения, но суть у них общая: однажды выдвинувшись на некоторое расстояние, шток натяжителяфиксируется и обратно уйти ужене может. Таким образом, цепь всевремя остается натянутой, а усилие натяжения (поджатия) задается пружиной натяжителя.Но зачем же, спросите вы, заниматься натяжителем, если все автоматизировано? Во-первых, всекогда-то изнашивается, а во-вторых, при разборке двигателя илизамене натяжителя многие допускают крайне дорогостоящие ошибки. Наша цель – от них предостеречь.Порой, прилично «походив»,моторная цепь начинает звенеть.Или дребезжать. В подавляющембольшинстве случаев такой признак требует замены цепи и, возможно, успокоителей. Но многиеначинают диагностику с натяжителя. Как только его снимают с двигателя (а зачастую для этого всегои надо открутить пару болтиков),56январь 2012 moto.zr.ru096-098 rem master.indd 979712/8/11 5:26 PM МАСТЕРСКАЯПРИ РЕГУЛИРОВКЕ ЗАЗОРОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЙТЕ ЗАВОДСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ. ГЛАВНОЕ МЕТКИ, ЗАЗОР, ТЕМПЕРАТУРА.И ПОМНИТЕ: ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ ЗАЗОР ЧУТЬ БОЛЬШЕ ПОЛОЖЕННОГО,ЧЕМ ЗАЖАТЬ КЛАПАНА.97107. Под снятой крышкой – регулировочный винт клапана.8. Удобнее всего регулировать зазор специальным приспособлением, позволяющимзалезть даже в глубокий колодец.9. Если же доступ хороший, гайку можно ослабить и затянуть обычным накиднымключом. Рожковый не используйте – им легко сорвать грани!10. Вращая винт, выставляем зазор согласно руководству по эксплуатации.И проверяем его еще раз после затяжки гайки. Щуп должен перемещаться с легкимзащемлением (с усилием около 1 кгс).8шток под действием пружины выходит на всю длину и фиксируется. Происходит это еще до того,как натяжитель извлекли. Когдав таком состоянии узел устанавливают обратно – повреждаютсяи направляющая, и цепь, и самнатяжитель. Именно поэтому перед установкой необходимо изучить принцип работы узла и найтиспособ «взвести» шток. Лишьпосле полной установки можнодать пружине сработать.Если натяжитель исправен,а цепь все равно звенит, не стоитнадеяться, что, подложив подпружину что-то типа шайбы, высможете решить проблему. Какправило, это либо не помогаетвовсе, либо помогает совсем ненадолго. А главное, как вы ее нинатягивайте, вытянутая цепь уже98не может правильно передаватьвращение с коленчатого вала нараспределительный.В последние годы все чащестали применять так называемыемасляные натяжители. Они такжеимеют пружину, однако фиксирующего механизма у них нет. Вместо него работает масло, попадающее внутрь гидроцилиндра изсистемы смазки двигателя. Такиенатяжители прекрасно себя зарекомендовали, однако они требуютчистоты и аккуратного обращения. Более того, для их хорошейработы в двигателе должно находиться чистое и качественноемасло. Случается, что в холоднуюпогоду или после длительнойстоянки моторы с гидронатяжителем в течение нескольких секундпосле запуска позвякивают це-пью. Криминала в этом как разнет. Главное – не увеличиватьобороты мотора, пока звук непрекратится.И, коль уж на дворе зима, хочунапомнить всем любителям снегоходов не забыть отрегулировать цепи редукторов своихснежных машин. Там-то до сихпор все по старинке. Никакойавтоматики.Помимо цепи приходится заниматься и зазорами в клапанноммеханизме. В принципе регулировка здесь не отличается от регулировки автомобильных двигателей.Встречаются механизмы и с коромыслами – где зазор регулируется винтом, и с шайбами – там онзадается подбором шайбы нужной толщины. Важно понимать,что если отрегулировать зазорвинтом можно буквально в чистом поле, то для подбора шайбтребуются, во-первых, те самыешайбы (и вряд ли кто-нибудь извладельцев будет заказыватьдорогущий набор для собственных нужд), а во-вторых – разобрать полмотора (придется вынимать распредвалы). Поэтомурегулировку шайбами лучше всего делать в специализированноймастерской и – если шайбы придется заказывать (а то и комплект прокладок) – в «мертвыйсезон». К счастью, на большинстве современных мотоцикловзазоры между шайбой и кулачком приходится проверять лишькаждые 30–60 тыс. км. Регулировка винтами может потребоваться чаще. Как ее выполнить,показано на фото.moto.zr.ru январь 2012096-098 rem master.indd 9812/8/11 8:00 PM