118
119
120
121
122
123
ЗА КУЛИСАМИК ЮБИЛЕЮ ПОЧЕТНОГО ЭСКОРТА РОССИИтекст Андрея КОЧЕТОВА и Евгения БОБРИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВА и из архива Почетного эскорта ФСО РФИздревле парадные выезды правителей и приемы иноземных посольств сопровождалисьторжественными церемониями, от которых берет начало традиция почетногоэскортирования. Несмотря на национальные особенности, идея была одной – показать мощьгосударства, подчеркнуть особое уважение к гостям, обеспечить комфорт и безопасность.ЭСКОРТ118moto.zr.ru февраль 2012118-123 club eskort.indd 1181/12/12 7:23 PM На Руси свой самобытный обычай приемагостей сложился уже к Х веку. А в XVI–XVII столетиях посольский этикет обязывал сопровождать высоких гостей конным стрельцам. Петр I заложил новыенормы дипломатического этикета на основе европейских традиций. При нем и появился первый почетный конный эскорт. В 1724 годуна время коронации своей супруги Екатериныимператор сформировал роту кавалергардовдля торжественного сопровождения. Практикавременного создания кавалергардии сохранялась до 1800 года, когда был создан постоянный Кавалергардский полк, вошедший в составгвардии и просуществовавший до 1917 года.В ряде стран до наших дней сохранились церемониальные подразделения конного эскорта.В 2003 году воссозданы они и в России.С начала ХХ века конный эскорт постепенно уступает место новым транспортным средствам – появление автомобилей и мотоцикловоткрыло новые возможности в организации эскорта и охраны. Начало их применения в Россииотносится к 1906 году.Дворцовая комендатура, ответственная заохрану государя и августейшей семьи, приобретала лучшие на тот момент мотоциклы. В книгеучета закупок для Охранной агентуры сохранились подробные сведения. Например, в 1914 году был куплен «мотоцикл «Пежо» № 19566,мотор № 28518, зажигание магнето, пружиннаявилка, багажник, подставка и сумка с инструментами. Стоимость 500 р. и доставка 6 р. 50 к.».В архивах сохранились сведения о приобретении специальной одежды для мотоциклистов,упоминаются даже такие расходы, как «за пере-делку хлястиков для тужурок мотоциклистов».В документах отражены и сведения о закупкахзапчастей и ремонтах мотоциклов.После октябрьского переворота 1917 годатранспортное обслуживание новых органоввласти было возложено на специальные подразделения – 1-й Автобоевой отряд и АвтобазуСНК. Также был создан Автомобильный отделВЦИК с целью «обслуживать нужды ВЦИК в области транспорта и передвижения… оказыватьсодействие и помощь технически своими средствами (специальными машинами) в деле охраны Кремля (помещений ЦИК и СНК)». К концу1918 года в парке Автобазы СНК было 5 мотоциклов, и не все на ходу. Подобная ситуациясложилась и в других ведомствах. Они использовали технику, чудом сохранившуюся на осколках империи, практически не имея матери-февраль 2012 moto.zr.ru118-123 club eskort.indd 1191191/12/12 7:23 PM ЗА КУЛИСАМИК ЮБИЛЕЮ ПОЧЕТНОГО ЭСКОРТА РОССИИТренировки сотрудников Почетного мотоэскортавлкючают в себя не только занятия по специальнойпрограмме, но и физическую подготовку, и теорию,и довольно серьезную кроссовую программу.альной и технической базы для ее ремонтаи обслуживания. Поэтому мототехника в 20-егоды применялась ограниченно, в основномдля выполнения курьерских и фельдъегерскихобязанностей.Новая власть отказалась практически отвсех исторических традиций, в том числе и церемониальных. Но после образования СССРстало необходимо установить дипломатические отношения с другими государствами, а дляэтого надо соблюдать правила международнойвежливости. В 1923 году Народный комиссариат иностранных дел разработал «Краткуюинструкцию о соблюдении правил принятогов буржуазном обществе этикета». Тем не менеесоветская протокольная практика складывалась на прецеденте. Визиты были не часты,и перед каждым создавалась специальная комиссия, которая и разрабатывала все аспектывизита. А публичные появления советских вождей были крайне немногочисленны.В годы Второй мировой войны важнейшимнаправлением внешней политики было взаимодействие с союзниками. На территории СССРпрошло несколько крупных международныхвстреч, но в условиях военного времени былоне до подобающих случаю церемоний.120Изменения произошли лишь в середине 50-х годов в связи с некоторым потеплением в международных отношениях. Расширялись внешнеполитические связи, активно проходиливзаимные визиты на высшем уровне. Насталапора установить нормы протокола, соответствующие мировым стандартам, чтобы подчеркнуть статус СССР как крупнейшей мировойдержавы. И вот 21 января 1956 года в составеОПСН УКМК (Отдельный полк спецназначенияУправления Коменданта Московского Кремля)был образован отдельный мотоциклетныйвзвод, вошедший в 9-е Управление КГБ СССР.Причиной стало не столько желание усилитьторжественно-парадную сторону приема, сколько обеспечение безопасности. По воспоминаниям ветерана Почетного эскорта Д. В. Горбачева, в 1955 году Н. С. Хрущев посетилЮгославию, где и увидел мотоэскорт, послечего дал поручение коменданту МосковскогоКремля А. Я. Веденину создать такой же.Дебют мотоциклетного взвода ОПСН УКМКсостоялся летом 1956 года, когда СоветскийСоюз почтил визитом президент Югославии И. Б. Тито. 1950–1960-е годы отмеченыстремлением усилить церемониальную сторону, придать мероприятиям более торжествен-ный и даже помпезный характер. Торжественные встречи с воинскими почестями,встречи с участием трудящихся, портреты,транспаранты, речи, поездки по стране, многотысячные митинги. И даже Салют наций(21 артиллерийский залп) во время исполнения гимна. Именно в это время мотовзвод былнаиболее многочисленным, количество мотоциклов в эскорте порой достигало 19 единиц(до 7 единиц в головной группе). В брежневские времена (с конца 60-х) пошла тенденциярационализации протокольных норм, отказались от наиболее помпезных элементов вроде Салюта наций, митингов и представителейтрудящихся. Почетный эскорт тоже стал менеевостребован.В декабре 1991 года Советский Союз канулв Лету. С того момента российская протокольная практика регулируется Указом ПрезидентаРФ. На Почетный эскорт возложены все те жезадачи – сопровождение и обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей спецназначения. Торжественное сопровождение мотоэскортом предусмотренолишь для государственных и официальныхвизитов, при этом эскортируется только автомобиль главы делегации.moto.zr.ru февраль 2012118-123 club eskort.indd 1201/12/12 7:24 PM Генерал-майорСвиты В. И. Воейков(на мотоцикле)во время посещениямотоциклетнойкоманды,расквартированнойв ставкеимператораНиколая II.Мотоциклистыиз первого составамотоотряда(на мотоцикле –водитель эскортаД. В. Горбачев).Первый составмотоотряда. БольшойКремлевский дворец.1957 г.МОТОЦИКЛЫВ начале ХХ века Дворцовая комендатура комплектовала свой парк мотоциклами ведущихмарок мира. В 1916 году в гараже Охраннойагентуры числилось 10 мотоциклов:«– 3 – Гарлей-Дэвидсон 11 сил с 3-мя скоростями без колясочек.– 4 – Индиан 9 сил с 3-мя скоростями, с колясочками и электрическим освещением.– 1 – Гумберт 6 сил с 3-мя скоростямис колясочкой.– 1 – Индиан 8 сил без скоростей и без колясочки.– 1 – Пежо 2-х сил без скоростей и без колясочки».В годы Гражданской войны недостаток транспорта ощущался особенно сильно. В описи имущества 1-го Автобоевого отряда им. Я. М. Свердлова при ВЦИК (на 3 июля 1919 г.) указано 6 мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» (2 с коляской,4 без таковой, из которых 2 в разобранном виде), 2 «Клино» в разобранном виде, 1 «Стевейс»и 1 мотоцикл «неизвестной фирмы». Подобная(а порой и хуже) ситуация наблюдалась и в других ведомствах.Организованный в 1956 году мотовзводОПСН УКМК первоначально использовал серийные мотоциклы М-72, выпускавшиеся в Ирбите. С 1952 года эту модель начал производитьКиевский мотозавод, ставший единственнымпоставщиком мотоциклов для Почетного эскорта до 1993 года. С 1959 года начался выпускК-750, а вскоре был создан К-650 с более мощным двигателем. В 1960–1970-х годах их спецмодификации использовал взвод Почетного эскорта. Они были одноместными и оснащалисьметаллическими ветровыми щитками, обладалиТоржественноепостроение личногосостава Мотоциклетногоэскорта перед официальныммероприятием. 1960-е гг.повышенной комфортностью, мощностью иплавностью хода. Часть машин оснащаласьУКВ-радиостанциями и спецсигналами.В 1970-е годы Киевский завод разработалновый эскортный «Днепр-14» на базе серийного «Днепра МТ-10». Он постоянно модернизировался и использовался в Почетном эскорте до начала 1990-х годов. Требования,предъявляемые к эскортным мотоциклам,очень высоки, и не всегда завод-изготовительПамятное фотосотрудников мотоэскортас космонавтами.располагает соответствующими возможностями. Показателен пример модели «Эскорт-86»,с техническим заданием на разработку которого киевляне справиться не смогли. В результатев 1993 году для эскорта были закуплены мотоциклы BMW. Специальная полицейская модификация K75RT используется и по нынешнийдень. Для зимней эксплуатации она оснащаетсябоковым прицепом (коляской), изготовленнойпо спецзаказу в Великобритании.Техническоеобслуживание и хранениетехники Почетногомотоэскорта.февраль 2012 moto.zr.ru118-123 club eskort.indd 1211211/12/12 7:24 PM ЗА КУЛИСАМИК ЮБИЛЕЮ ПОЧЕТНОГО ЭСКОРТА РОССИИО некоторых аспектах службыПочетного эскорта нам рассказалначальник группы ВладимирВладимирович Кормов.Как люди приходят в Почетныйэскорт?Наше подразделение специфическое, и люди здесь служат соответствующие – любящие и понимающие мотоцикл. Предварительнымподбором занимаемся мы сами –личный состав Почетного эскорта.После положительного решения новый сотрудник поступает на должность мотоциклиста (должностивсе офицерские). И начинаетсяподготовка нового сотрудника «попостановке в строй», как это у насназывается. За ним закрепляетсянаставник, действующий сотрудник.И конечно, остальной личный состав принимает участие в его подготовке. В момент вступления человека в эскорт он полностью владеетвсеми навыками, необходимымидля службы. Далее эти навыки поддерживаются на специальных занятиях и тренировках на полигонеи в реальных условиях.выезд мотоциклов и транспорта, дабы выявить нюансы, которые могутвозникнуть в процессе мероприятия.Такая «разведка боем»…На пути может быть все что угодно: перекопана дорога или снят асфальт. Если такое обнаружили, тосуществуют запасные, резервныепути проезда.Но есть и просто сложные участки, которые не объехать.Кремлевская брусчатка, например…Боровичи* – здесь брусчаткаи подъем. Тут мы идем ходом, безостановки и нагрузки. Был случай(не во время делегации): сотрудникпри выезде из Боровичей встал насветофоре, а там из какого-то автомобиля вытекло немного масла,и он на нем поскользнулся.А сам момент эскортирования?Как проходят рабочие будни?Существует план занятий на месяц,где все расписано по часам. Повседневная подготовка включаеттренировки по вождению в условиях интенсивного движения транспорта, занятия по фигурному вождению, кроссовой подготовкеи эскортированию. Также каждуюнеделю обязательная физическая,боевая и огневая подготовка. Ноесли планируется мероприятие поэскортированию, то на это времяграфик полностью меняется.Как это происходит?Через наше руководство приходитинформация: день, число, времяприбытия делегации. После этогоначинается подготовка техникии формы, естественно, по сезону.Непосредственно перед мероприятием происходит инструктаж, определяется личный состав эскорта,особенности именно этой делегации, обсуждаются всевозможныенюансы, ориентировки по пути проезда, отрабатываются вопросы взаимодействия. Делается контрольный122122В момент встречи делегации сотрудники ГИБДД полностью перекрывают автомобильное движение,и мы следуем по заданному маршруту. У нас непосредственная связьс ними. Открытым текстом разговоры не передаются, все в кодированном виде. За МКАД выезжаем только в аэропорт, других выездовпрактически не бывает. Мероприятие заканчивается после того, каксамолет взлетел, ведь бывают случаи поломки самолета или еще какой-то форс-мажор. И если вопросне решается на месте, то возможноэскортирование обратно в резиденцию.Принципы построения расчета Почетногоэскорта устанавливаются на основаниидипломатического протокола РФ в зависимости от уровня визита и ранга сопровождаемого лица. В 1950–1960-х годахвпереди автомобиля главы иностранной делегации следовала группа из трех(реже пяти) мотоциклов, выстроенныхв форме треугольника. По обеим сторонам основного автомобиля двигались поодному (или по два) мотоцикла. Начальник подразделения всегда находилсяу правой передней двери этого автомобиля для визуального контакта со старшимкортежа (его место справа от водителяосновного автомобиля). С левого бортащью радиосвязи можем передатьсрочную информацию. Случаютсявыезды транспорта с прилегающейтерритории, бабушка или пьяныекакие-нибудь начинают переходить.Для этого используем световыеи звуковые сигналы. Тут важна мобильность каждого сотрудника,ведь основная машина – это зонаповышенной охраны, и мы не можемв нее никого пропустить. В случаенападения можно прикрыть корпусом или оттеснить нападающего.Ситуации могут быть любые, и решать их приходится на месте. А поповоду применения оружия… Кроменас есть спецслужбы, которые и выполняют задачу по вооруженной охране.двигался заместитель начальника подразделения. Их мотоциклы были оборудованы УКВ-радиостанциями (в 1970-хбыли радиофицированы все мотоциклы).При визитах самого высокого уровня подва мотоцикла сопровождали еще и несколько автомобилей кортежа. Впередикортежа с удалением в 100 м от головного мотоцикла следовал так называемый сигнальный мотоцикл (тоже с радиостанцией). Общие принципы построениямотоэскорта сохранились до нынешнеговремени. На сегодняшний день расчетПочетного эскорта – 11–13 мотоциклов,в головной группе – 3–5. При этом сопровождается только головной автомобиль.Нет, абсолютно. Что летом, что зимой мы выполняем те же самыефункции. Разве что есть особенности в управлении мотоциклами. Иху нас два вида: зимние и летние.Зимний вариант оснащен коляскойкак третьей точкой опоры и специальной резиной. Бывают такие моменты (например, снег и гололед),когда приходится снижать скоростьдо минимальной, гарантирующейбезопасность движения. Былиисключительные случаи, когдаперед БоровичамиостанавливалисьДля работы погодные условиязначения не имеют?Что вы делаете в экстренной ситуации? Скажем, кто-то на дорогу выскочил или даже попытканападения? Ведь стрелять с мотоцикла очень сложно…Наше оружие – это мотоцикл.Сотрудники ГИБДД не могут каждую«дырку» на трассе закрыть. С помо* Боровицкая башня Кремля (въезд к Большому Кремлевскому дворцу).moto.zr.ru февраль 2020120121212118-123 club eskort.indd 1221/12/12 7:24 PM и пропускали автомобили вперед.Такие решения принимаются непосредственно на ходу. Но службы, какправило, следят за состоянием дороги и, если скользко, обрабатывают реагентом или посыпают песком.У вас есть специальная зимняяформа?Конечно! Сейчас у нас три комплекта формы: летний, демисезонныйи зимний. Вводится защита, те жечерепашки, наколенники. Естественно, надеваем не поверх, ведьнаша форма определена Положением, но шилась она по спецзаказу,и все это учитывалось.Вы говорили о кроссовой подготовке. Она нужна в работе?Она необходима! И входит в базовую подготовку. Мы тренируемсяна Honda CRF. Кросс развивает реакцию в экстремальных ситуациях.Управляемый занос, работа в упори при сносе, экстренное торможение и разгон. Разное случается надорогах, надо быть готовым к любой ситуации. Эффективно управлять мотоциклом желательно уметькаждому, а у нас не просто увлечение, это работа!В жизни все бывает. Как-то колесоспустило, и мы проехали еще полтора километра до остановки. В другой раз сопровождали главу одногогосударства из Внуково на Ленинские горы. Было очень холодно, мороз. И сотрудник обморозил руки,они онемели. Но дотянул до остановки. Эта история о человеческойответственности. Все бывает, но мыстараемся подобные ситуации максимально исключить.А что вы делаете в ситуациях,если мотоцикл по каким-либопричинам выбыл из строя?Для этого в составе расчета естьзапасные, которые могут заменитьвышедший из строя мотоцикл илисотрудника. И все это делаетсяв движении, без остановок. Былодаже, что эскортируемое лицо незаметило, как человек заменил человека. Все это отрабатывается доавтоматизма на занятиях и выполняется. У нас есть автомобильслужбы обеспечения с механиком,также идущий в колонне. В случаевыхода мотоцикла из строя принимаются меры, и либо он становитсяв строй после следующей точкиследования, либо возвращаетсяв гараж.Есть ли более спокойные временаи более «горячие»?Такого нет, все непредсказуемо.Сейчас едем на тренировку, а завтра можем работать с делегацией. Мы готовимся и ждем команду.Наша служба – оказание почестейи, главное, обеспечение безопасности.Почетный эскорт сопровождаеттолько иностранные делегации?В основном да. Но не только. В 60-егоды от Зеленограда до Краснойплощади сопровождали доставленное из Ленинграда пламя, от которого был зажжен Вечный огоньу стен Кремля, или торжественновстречали первых космонавтов.В 1979-м сопровождали в аэропорттело скончавшегося в Москве президента Анголы, а в 2007-м участвовали в траурных церемониях,связанных с похоронами первогопрезидента России Б.Н. Ельцина.В наши дни стало традицией сопровождать нового президента РФ вовремя его инаугурации.Каков уровень российского Почетного эскорта относительноколлег на Западе?Думаю, что один из лучших. Нашаработа не раз была оценена высокими гостями. Например, в 2003-мяпонский премьер-министр Д. Кондзуни (температура в те дни упаланиже минус 25 °С) после приездав Кремль попросил нас с ним сфотографироваться. А премьер-министр Канады Б. Малруни, приезжавший в 1989-м, пошутил, чтонаши сотрудники выглядят лучше,чем его собственный Кабинет министров.Но непредвиденные ситуациивсе-таки случаются?февраль 2012 moto.zr.ru118-123 club eskort.indd 1231231/12/12 7:24 PM