HONDA VFR800 – н.в. / см³ /– л.с. / – тыс. руб.УНИВЕРСАЛЛучший спортсмен средитуристов, лучший туристсреди спортсменов.Именно так характеризовалиHonda VFR800 его владельцы.Мотоцикл действительноуниверсальный: он и спринтер,и стайер, позволяющий изо дня в денькомфортно передвигаться в плотном городскомтрафике, на выходных выбираться на трек, а вовремя отпуска отправляться в путешествие. Карбюраторили впрыск, что такое Interceptor, стоит ли боятьсяVTEC’а – эти и другие вопросы о выборе и эксплуатации800-го «выфера» мы и попробуем прояснить.текст Романа СИТНИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВА и из архива редакции1998 1999 2000 2001Honda представила новый спортивно-туристический мотоцикл – VFR800, сменивший на конвейере 750-кубового предшественника.Публике представлена юбилейная версия –VFR800i Anniversary. Мотоцикл отличаетсяот базовой модели лишь цветографической схемой: юбилейный «выфер» серебристо-красный.2003 2006На VFR800 в качестве опции появилась антиблокировочная система тормозов.42Переработана система V-Tec для болееровного переключения между двух- и четырехклапанным режимами работы двигателя. ABS стала стандартным оснащениемVFR800.Появился иммобилайзер, улучшена работасцепления, системы впрыска топливаи электрики. Последнее наиболее актуально – была решена проблема с умирающимреле-регулятором.Дебют полностью переработанногоVFR800 V-Tec. Новая внешность, обновленный двигатель с системой измененияфаз газораспределения и цепным приводом ГРМ.ИСТОРИЯVFR800 (для американского рын-сравнению с 750-м. Среди наиболее заметных новая картриджнаяпередняя вилка с перьями диаметром 41 мм, получившая названиеHMAS (Honda Multi Action System),модифицированный консольныймаятник заднего колеса и комбинированная тормозная система D-CBS(Dual Combined Brake System) второго поколения.В 1999 г. Honda представила публике юбилейную версию «выфера»:VFR800i Anniversary. Мотоцикл этотполностью идентичен базовой модели, отличия лишь в цветографической схеме: юбилейный VFR имелсеребристо-красный окрас в стилемотоцикла Майкла Хэйлвуда. Нока – Interceptor), появшийся в модельной гамме Honda в 1998 г., пришел на смену продержавшемусяв производственной программе12 лет (с 1986 по 1997 г.) VFR750F.Двигатель остался прежней конфигурации – четырехцилиндровыйV-образный, но его рабочий объемувеличился с 748 до 781 см3. Насмену карбюратору пришла системавпрыска топлива PGM-FI, поэтомув индексе модели обычно указывают букву i (injection) – VFR800i.Ходовая часть 800-го «выфера»также претерпела изменения поmoto.zr.ru февраль 2012042-045 rinok honda.indd 421/12/12 3:34 PM РЫНОК‣ ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯ: HONDA VFR800 с. 42, НОВОСТИ с. 46,ЗИМНИЕ ЭКИПИРОВКИ: ARCTIVA с. 48, RICHA с. 50Консольный маятник задней подвески –визитная карточка «выферов».Сложность установки слайдеров на «выфер» прямопропорциональна уровню их полезности: потребуетсясверлить пластик и менять либо переделывать расширительный бачок системы охлаждения. Стоит проверитьи состояние радиаторов системы охлаждения: целыйпластик может скрывать под собой битый радиатор.На VFR800 первого поколения рольслайдеров могут выполнять указателиповорота. Но недолго.выглядит юбилейный «выфер» довольно странно: создается впечатление, что на «разложенный» красный мотоцикл поставили переднийпластик от серебристого.К 2000 г. компания модернизировала 800-кубовый спорт-турист.Улучшение работы системы впрыскатоплива и появление нового каталитического конвертера отработавшихгазов были направлены в первуюочередь на повышение экологичности двигателя, а автоматическийобогатитель (и соответственно упразднение «ручного») существенноупростил запуск холодного двигателя. Модифицировали механизмсцепления: на обновленном «выфере» оно стало мягче, улучшиласьобратная связь. Коснулась модернизация и электрики VFR800: внедрение нового реле-регулятора решило характерную для мотоциклов1998–1999 гг. проблему, связаннуюсо скоропостижной смертью этогоустройства. Кроме того, «выфер»оснастили иммобилайзером HISS(Honda Ignition Security System).Внешне обновленный VFR800 можно отличить по новым округлымзеркалам на алюминиевых кронштейнах.В конце 2001 г. дебютировалполностью обновленный VFR800V-Tec, радикально отличавшийся отсвоего предшественника как внешне (благодаря новым острым формам, четырехламповой оптике головного света и двум глушителямпод сиденьем), так и технически.В первую очередь, как следует изназвания, двигатель нового «выфера» получил систему измененияфаз газораспределения с электронным управлением V-Tec (Variable valve Timing and liſt ElectronicControl). Правда, несмотря на аналогичное с хондовской автомобильной системой изменения фаз название, время открытия клапановне меняется плавно в зависимостиот оборотов коленвала двигателя.В двигателе «выфера» всего дварежима: на низких оборотах работает по одному впускному и выпускному клапану на цилиндр, навысоких же (около 7000 об/мин)подключается вторая пара клапанов. На показатель максимальноймощности появление системы V-Tecпрактически не повлияло, но характеристики двигателя в диапазоненизких и средних оборотов удалосьсущественно сгладить, полностьюисчез провал в первой половинедиапазона оборотов. Системавпрыска топлива получила новыефорсунки (каждая из которых имеет 12 сопел, а не одно, как ранее),что обеспечило большую однородность топливно-воздушной смесии, как следствие, более полное еесгорание.Настоящим шоком для «выферофилов» стало применение на новомVFR800 цепного привода ГРМ взамен использовавшего еще со времен двигателя легендарного RC-45привода шестернями. Тем не менее,по заверениям Honda, это решениепозволило снизить массу силовогоагрегата, механические потери и заметно уменьшить уровень механических шумов. Сцепление на VFR800V-Tec переработали, измениласьи коробка переключения передач:первая передача стала короче, остальные же, наоборот, длиннее.От добра добра не ищут, поэтомуинженеры Honda оставили комбинированную тормозную систему, немного изменив ее настройки: принажатии рычага тормоза на руледавление, создаваемое в заднемтормозном контуре, стало несколько ниже. Рама «выфера» второгопоколения стала массивнее и жестче, особенно в месте крепления маятника задней подвески. Солиднеестала и вилка: диаметр ее перьеввырос до 43 мм. Объем топливногобака увеличился на 1 л (до 22 л).Однако все это привело пусть и нек очень заметному, но все же увеличению массы мотоцикла: новыйVFR800 на 3 кг тяжелее своегопредшественника.В 2003 г. в качестве опции сталадоступна ABS – весьма полезнаядля спортивно-туристического ап-ЗАЧЕМГоворя о Honda VFR800,ответить на вопрос «зачем» проще простого.«Выфер» действительно можно отнестик универсальным мотоциклам: он прекрасноподходит и для ежедневных поездок отдома до работы и обратно, и для неспешныхпроменадов по вечернему городу, позволяетэпизодически выбираться на трек (конечно, о выдающихся результатах говорить неприходится, но ехатьна уровне своих болееспортивных собратьевон позволяет не напрягаясь) и хорошо приспособлен для дальнихпутешествий, не важно,одному или с пассажиркой. Помимо этого, мотоцикл не просто обладает очень интереснойвнешностью (что, согласитесь, немаловажно), но и отличаетсявысоким качеством исполнения – выглядит«выфер» действительно дорого.Для любителейдальнобоя заметнымплюсом станет внушительный объем бензобака – 22-литровыйзапас топлива в сочетании с умеренным аппетитом впрысковойV-образной четверкинаделяет VFR800 завидной автономностью.Удобная посадка вединстве с комфортабельным сиденьем не сделают пыткойдлительныепрохваты на «выфере»,а наличие центральнойподставки в сочетаниис консольным креплением заднего колесапозволит отремонтировать проколотое колесов придорожном шиномонтаже. Наличие версии с ABS для многихстанет еще одним козырем при выборе мотоцикла.февраль 2012 moto.zr.ru042-045 rinok honda.indd 43431/12/12 3:35 PM ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯКомбинированная тормознаясистема – еще одна фишка Honda.Эффективность CBS высока, но,например, прокачивание контуров –занятие не из простых.парата система, но добавляющая5 кг к массе мотоцикла.В 2004 г. появилась кнопка аварийной сигнализации на правомпульте да изменились цветографические схемы.В 2006 г. VFR800 подвергся очередной модернизации. Honda переработала систему V-Tec, основнойзадачей было обеспечение болеемягкой ее работы. Момент подключения второй пары клапанов при наборе оборотов сдвинули с 6800 на6600 об/мин, изменили и порог отключения – с 6600 на 6100 об/мин.В сочетании с измененными настройками блока управления системой впрыска топлива это позволило обеспечить более ровноепереключение между двух- и четырехклапанным режимами работыдвигателя.Система ABS вошла в стандартноеоснащение VFR800, а не опцией, какэто было ранее. Внешние отличия хорошо заметны невооруженным глазом. Глушители стали матовыми, а неполированными, указатели поворотов получили «белые» рассеиватели,ветровое стекло теперь тонированное. Кроме того, пластиковую вставку между фарами стали краситьв цвет мотоцикла (до этого моментаона была черного цвета).ГДЕ ИСКАТЬС поиском «выферов» трудностейне возникает: количество предложений VFR800 как первого, таки второго поколения велико. Нароссийском рынке помимо официальных и «серых» «европейцев»присутствуют аппараты с американского и японского рынков. Правда, сейчас уже не получится найти44HONDA VFR800Родные глушители «выферов»обоих поколений – первые кандидатына утилизацию. Прямоточные«концы» заметно легче.новый, без пробега, «выфер»у официалов, но привезти из США,например, трейдиновый VFR800с пробегом в несколько тысяч мильне проблема.ТЮНИНГДолгие годы на конвейере и высокая популярность мотоцикла немогли не породить большого числапредложений от разных стороннихпроизводителей по всевозможномутюнингу и стайлингу VFR800. Чтоименно развивать и улучшатьу «выфера», зависит исключительно от предпочтений владельца аппарата и толщины его кошелька.Но в первую очередь стоит задуматься об установке слайдеров.Для VFR800 они крайне полезны,поскольку при падении позволяютспасти не только крышки двигателяи частично пластик, но и радиаторы. Конечно, на первом поколениироль слайдеров могут выполнитьуказатели поворота, но уж больноони хрупкие. Сложность установкислайдеров прямо пропорциональнауровню их полезности – придетсясверлить пластик и менять либо переделывать расширительный бачоксистемы охлаждения – ось слайдера проходит через него. Сами слайдеры стоят от 3 тыс. до 6 тыс. руб.в зависимости от конструктиваи производителя. Установка их подключ в сервисе оценивается в стоимость комплекта отбойников.Если планируется активная эксплуатация мотоцикла в туристической его ипостаси, стоит заблаговременно озаботиться вопросамиперевозки багажа, в базе он дляэтого пригоден слабо. Есть, конечно, родные багажные системы отСтоит обратить вниманиена состояние выпуска: преодолениебордюров чревато повреждениями труб.Honda, но четырехзначный ценникна них (в евро, разумеется) привлекает далеко не всех. Разумеется,можно установить кофры и системыкрепления от сторонних производителей; комплект из трех кофров отGivi, Kappa либо Hepco & Beckerобеспечит от 100 до 130 с лишнимлитров багажного объема. Можноограничиться и одним верхним кофром, стоимость такого варианта составит 8–10 тыс. руб. за кофр и еще2–4 тыс. руб. за площадку длякрепления. Верхние кофры бываютне только на 40, но и на 48, 50 и даже 52 л, и в такой «багажник», например, легко помещаются двашлема-интеграла.Продолжая улучшать туристическую составляющую «выфера», можно озаботиться установкой болеекомфортного сиденья (например, отCorbin, бюджет – от $ 440 за сиденье и около 220 этих же «вечнозеленых» за спинку пассажира) и «туристического» ветрового стекла отMRA или Zero Gravity, что будет стоить 4,5–6 тыс. руб. Добавит комфорта мотоциклу и установка рукояток руля с подогревом. Продукт отOxford обойдется в 3,5–4,5 тыс.руб., Saito несколько дешевле: 2,5–3,5 тыс. руб.Если же задуматься об улучшении спортивной составляющей «выфера», то путь стандартный: установка прямоточного выпускаи фильтра низкого сопротивления,а также установка и настройкаPower Commander (последний обойдется в 10–12 тыс. руб. без стоимости работы).Отдельного упоминания заслуживает процесс «раздушивания» дефорсированных «выферов» дляяпонского рынка. Дело в том, чтомотоциклы, выпущенные для продажи в Стране восходящего солнца,имеют немаловажное отличие отсвоих европейских и американскихсобратьев – существенно меньшуюмаксимальную мощность двигателяЦЕНЫСегодня цены на VFR800 первого поколения, тоесть выпущенные в 1998–2001 гг., находятсяв диапазоне 150–250 тыс. руб. Отклонения зависят от степени усталости мотоцикла, жадностипродавца либо срочности продажи.Цены на «выферы» второго поколения начинаются с 200–220 тыс. руб. за мотоциклы первыхгодов выпуска и подбираются к 450-тысячной отметке за аппараты последних годов выпуска. Несмотря на наличие у VFR800 сильной туристической составляющей, можно найти (либо привезтипод заказ) мотоциклы в состоянии «почти новый», с пробегом в несколько тысяч, а то и сотенкилометров. Цена последних и соответствуетверхней границе указанного диапазона.moto.zr.ru февраль 2012042-045 rinok honda.indd 441/12/12 3:35 PM Качество света четырехламповойоптики выше всяких похвал.Нет никакой необходимостив установке «гей-ксенона».и ограниченную 180 км/ч максимальную скорость, что, согласитесь,претит российскому менталитету.Поэтому многие желают исправитьситуацию. Сложность в том, что реализовано ограничение не сугубопрограммно, а аппаратно: придетсяубирать рестриктор во впуске (банально вырезать пластиковую заглушку), менять патрубки на впускена нормальные (1,5–3,5 тыс. руб. закомплект в зависимости от жадности продавца), менять выпуск (тутобычно либо прямоток, либо стоковый б/у от «европейца»), поработать паяльником с приборной панелью и «мозгами» (разорватьконтакт, установить нужные перемычки). В принципе вся процедуранеоднократно описывалась на различных форумах в сети, да и некоторые мотосервисы готовы проделать ее за 6–8 тыс. руб.ВЫБОРВ целом VFR800 принято считатьмотоциклом беспроблемным, но этоне совсем так. Тонких мест достаточно, и узнать о них лучше заблаговременно.Для начала информация о проводимых компанией Honda отзывныхи сервисных кампаниях по VFR800.Соответственно, если выбираемыймотоцикл относится к группе риска,лучше перед покупкой убедиться,проходил ли он по этой кампании.В феврале 2004 г. была отзывная,связанная с недостаточной прочностью заднего подрамника – при больших нагрузках он мог треснуть.В июле 2005 г. Honda инициировала отзывную кампанию в связис возможными утечками тормознойжидкости из клапана PCV (Propor-Центральная подставкав сочетании с консольнымкреплением заднего колеса –удачное решение для «туриста».tional Control Valve) на всех мотоциклах, оснащенных комбинированной тормозной системой CBS.Через год последовала новая отзывная – из-за коррозии трубок масляного радиатора возможна утечкамасла. Трубки подвержены риску попричине возможного попадания воды между самой трубкой и ее резиновым кожухом. Вероятность этого,по словам Honda, крайне мала, нолучше перестраховаться и как минимум проверить их состояние.Помимо этого у «выфера» 1998–1999 гг. есть хорошо известное слабое место – реле-регулятор. На этихмотоциклах девайс с завидной регулярностью подвергался самозажариванию, но в 2000 г. проблемурешили. Иногда самопроизвольнопропадает масса с переднего жгутапроводки. Проявляется это следующим образом: при заводке мотоцикла проблем нет до тех пор, пока неотпустили кнопку стартера, послеэтого двигатель сразу глохнет, фарасветит вполнакала. Лечится элементарно, без вскрытия родной проводки: достаточно просто броситьотдельный провод от одного из«массовых» проводов (с разъемалампы дальнего или ближнего света) на раму или «минус» аккумулятора. Кроме того, если предыдущийвладелец любил ездить с включенным дальним светом, мог подплавиться разъем от генератора к реле-регулятору.Иногда попадаются «выферы»с отчетливо слышными шумамив сцеплении. В принципе эту проблему лечить желательно, но многие ездят и так, причем довольнодолго и счастливо.Также встречаются экземплярывторого поколения VFR800 (с цеп-ным приводом ГРМ) с нездоровымизвуками в головках цилиндра. Обычно это лечится заменой натяжителейцепи либо регулировкой зазоровклапанов. Кстати, стоит помнить, чтопроцедура регулирования клапанных зазоров на «выфере» V-Tec довольно трудоемка. Кроме того, средироссийских мотоциклистов почемуто до сих пор бытует мнение, что регулировка зазоров клапанов необходима только на десмодромныхDucati, остальные же мотоциклыдолжны быть в состоянии «в двигатель никогда не лазили». Поэтомуне лишним будет поинтересоваться(особенно если пробег мотоцикласоставляет 30–40 тыс. км), регулировали вообще зазоры клапановили нет, ведь производитель обязывает проделывать эту процедуру наVFR800 раз в 25 тыс. км.Ну и, разумеется, учитывая, чтопластик на VFR800 стоит немало,изучить его стоит повнимательнее.Не помешает обратить вниманиеи на состояние радиаторов: бывает, что целые боковины скрываютпод собой битый радиатор системыохлаждения, а замена его обойдется в несколько сотен долларов США.На мотоциклах с установленнымислайдерами нужно оценить состояние расширительного бачка системы охлаждения. Чаще всего при установке в нем делается отверстиеи впаивается втулка, через которуюпроходит ось слайдера, а такая модификация бачка может стать причиной утечек охлаждающей жидкости.Мотоциклы для съемок предоставленыкомпанией «Мистер Мото».КОНКУРЕНТЫBMW F800ST, 2006 – н.в.,300–609 тыс. руб.DUCATI ST2/ST4, 1996–2003,220–280 тыс. руб.DUCATI ST3, 2003 – н.в.,220–280 тыс. руб.TRIUMPH SPRINT ST 955, 1998–2004,160–280 тыс. руб.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬРАСХОДНИКОВ И ЗАПЧАСТЕЙНаименованиеОригинальныезапчасти, руб.Неоригинальныезапчасти, руб.Масляный фильтр489420Воздушный фильтр22503200–4000Тормозные колодкипередние4417×21250×232281250Тормозные колодки задниеЦепь97833350Звезда ведущая2636800–930Звезда ведомая44151270–1410Слайдеры рамы–3000–6000Свеча зажигания1516800-1000февраль 2012 moto.zr.ru042-045 rinok honda.indd 45451/12/12 3:35 PM