KTM 690 DUKEнейкед / / см³ / л.с. / кг / ( – с ABS)14moto.zr.ru февраль 2012014-021 ktm 690.indd 141/12/12 12:10 PM ‣ KTM 690 DUKE С. 14, BRP LYNX YETI 59 С. 22, CFMOTO CF625X6 EFI С. 26,SAGITTA SPITZER 150 С. 30, HONDA NR750 С. 34, GARMIN ZUMO 660 С.40Кажется, что, кроме дизайна и некоторых элементов конструкции,нового в нем не так уж и много.Здесь подтянули, тут подшаманили, внешний вид привели к общему корпоративному стилю, обвесили иными деталями – и все?«Изменения коснулись не только внешности, – убеждает меняв обратном пресс-менеджер KTMТомас Куттруф. – Мотоцикл об-новлен на 90 %! Потому можносмело говорить, что перед намиполноценное четвертое поколение линейки Duke, зародившейсяв 1994 г.».Живьем и вблизи свежий «шестьсот девяностый» Duke выглядитзаметно интереснее, чем на первых презентационных фотографиях (особенно в белом цвете).Уменьшившийся в размерах блокфары, вздыбленный горб бензобака и чуть куцый, но болеескульптурный и легкий хвост преобразили силуэт, приблизив егок традиционным канонам – этакому мотомейнстриму. И вот вместопрежней супермотардовской родословной проступила хулиганская стритфайтеровская суть. Темне менее назвать «Дюк» абсолютно оригинальным тяжело – речьТЕСТЫидет в действительности пустьи о глубокой, но модернизации.Взять хотя бы мотор – 690-кубовая «одностволка», оснащенная балансирным валом и проскальзывающим сцеплением APTC(Adler Power Torque Clutch), конструктивно очень близка той, чтопоявилась двумя годами ранеена KTM 690 Duke R ушедшего поколения и что теперь приводитцескатекст Романа АБАЛАКИНА, фото ФранМОНТЕРО и Себаса РОМЕРОe 2012-го ьkuD096MTKискиальные снимиКуда подевал?отэотЧ…еПервые официлскуражизы? Неуж лиенбиолаедынгойоговоднмодельформы и шь на то, чтобы провестиеыненагреыхарактерн ециалистов хватило ли ченный клон «герцога»плиавстрийских сать чуть уветдзосигнипятого»?лйпростой реста младшего, «сто двадца ьфевраль 2012 moto.zr.ru014-021 ktm 690.indd 15151/12/12 12:10 PM ТЕСТKTM 690 DUKEв движение 690 SMC-R и 690Enduro-R. Отличия минимальны:двигатель обзавелся новой головкой цилиндра с двумя свечами(каждая с индивидуальной катушкой зажигания) и системой управления дроссельной заслонкой попроводам Drive-by-Wire. На максимальных значениях мощностии тяги нововведения никак не отразились (они все так же впечатляют – 70 л.с. и 70 Нм), но далисмещение пика лошадиных сил на500 об/мин выше. Снаряженнаямасса же увеличилась лишь накилограмм. Неудивительно, чтопо энерговооруженности 690Duke (2,3 кг/л.с.) выглядит значительно лучше, чем «одноствольная» Yamaha MT-03 (4 кг/л.с.)и чуть выигрывает у двухцилиндрового Ducati Hypermotard 796(2,4 кг/л.с.).А характер… Он «верховой»:вся жизнь сосредоточена в диапазоне от 3500 до 7000 об/мин!Нет, двигатель, конечно, поедетс «низов», если у него этого по-16просить. Но до 3500 об/минпроцесс набора скорости выглядит самым настоящим насилиемнад металлическим организмом.С клацаньями, подергиваниямии стонами из его недр. Зато потом…Заберите у меня этот «заводной апельсин»! Ну никак не получается ездить спокойно и по правилам! Даже в добропорядочнойи утыканной камерами Европе.Даже здесь, на испанском острове Гран Канария, куда пригласилиавстрийцы.Транспортнаяартерия, ведущая вглубьострова,представляетсобой относительно медленную, оченьизвилистуюгорную трассус миллиономповоротов,ширинойТОРМОЗАВ погоне за сокращением расходов тормоза слегка упростили. Главный тормозной цилиндр теперь не радиальный,да и передний суппорт Brembo стал чуть проще. За самуюсовершенную на сегодняшний момент антиблокировочнуюсистему тормозов Bosch 9M+ в Европе придется выложитьдополнительные €500. Непосредственно сам блок к массемотоцикла добавит всего лишь 1,3 кг.moto.zr.ru февраль 2012014-021 ktm 690.indd 161/12/12 12:11 PM В НОВОМ KTM 690ЧУВСТВУ ЕТСЯ СЕР DUKEЬ ЕЗПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РО НЫЙПОТОМУ В БЛИЖАЙ СТА.ШИЕГОД-ДВА ЕСТЬ СМЫОЖИДАТЬ ПРОДВИНУ СЛТУЮR-ВЕРСИЮ.На заднее колесо Duke на первойпередаче поднимается крайнеохотно. Со второй – уже сложнее,через «не могу» и «не хочу».Нормы экологии диктуют обязательное наличие каталитическогонейтрализатора. Причем дажеполный Akrapovič из фирменногокаталога аксессуаров тоже идетвместе с ним. Потому можносделать проще – прикрыть воттаким декоративным «плугом».в полторы полосы, где выходиз-за скалы в лоб встречной машине вполне обычное явление.Под напористый рокот «одностволки» на полном дросселеи под характерный стрекот «слиппер-клатча» на сбросе пары передач перехватывает дыхание отвосторга. Короткий снос заднегоколеса, наклон – и легкий мото-цикл без промедления прорезаетдугу, через мгновение оказываясь у следующего поворота, чтобы повторить все снова и снова.Асфальт местами, особенно в середине острова, далек от зеркального, но Duke с намеченногопути не сбивается и идет ровно потраектории, без рысканий и раскачек. А коли уж заднее колесосорвалось, то с помощью широкого руля отловить его труда не составит.Всего за час до этого я вместес остальными журналистами совсего света полз по городскимулицам и местной автостраде,пытаясь привыкнуть к характерному для «катеэмовских» мотардов подбору передаточных чиселмежду первой и второй, с едвазаметным разрывом – когда напервой передаче мотор уже ощутимо молотит поршнем, щедроодаривая характерными «однокотловыми» вибрациями, и настоятельно рекомендуетподняться по трансмиссионной лестнице наступень выше, а на второй – тяги еще не хватает. Нет уж, дудки!Лучше ехать именнотак, как с самого начала настраивает KTM, –в фирменном «оранжевом» стиле: намоменте, с частымипереключениями и резкими перестроениями, до которых «шестьсот девяностый» чрезвычайножаден. Ведь, собственно, дляэтого он и создавался.февраль 2012 moto.zr.ru014-021 ktm 690.indd 17171/12/12 12:11 PM ТЕСТKTM 690 DUKEDRIVE-BY-WIREС новой системой Driveby-Wire механической связи между ручкой газаи дроссельной заслонкойнет, что позволило предусмотреть несколько ездовых режимов, которые,по словам инженеровKTM, не оказывают влияния на пиковую мощностьмотора.ПОДВЕСКИПередняя вилка перевернутого типа WP с перьямиØ43 мм лишена регулировок гидравлики, как и задний моноамортизатор WP.ДВИГАТЕЛЬПАНЕЛЬ ПРИБОРОВСиловой агрегат был создан под началом Йозефа Миндлбергера на базе модели 690 DukeR образца 2010 г. Проверенная «одностволка»LC4 обзавелась двумя свечами с индивидуальными катушками зажигания (они управляютсяблоком ECU независимо друг от друга), а такжесистемой управления дроссельной заслонкойпо проводам Drive-by-Wire. В итоге, сохранивотдачу мотора на уровне 70 л.с. и 70 Нм, двигателисты добились сокращения аппетита (примерно на 10%) и уровня выбросов вредных веществ (до Euro 4).Главное отличие от прежней –наличие указателя включеннойпередачи. Лампа в нижнем левом углу сигнализирует о работеABS, отключить антиблокировочную систему тормозов можно кнопкой напротив.НавигаторGarmin Zumo –из списка опций.Прямик – газ, но срыватьсяс места «Дюк» не спешит: откликмотора растянут, разгон степенен. И это нормально: просто система Drive-by-Wire переведенав положение Comfort. Трехдиапазонный переключатель режимовработы мотора стоял и ранее и,как и сейчас, кроме «комфортного» имел еще два режима, влияющих на повадки мотоцикла, –Standard и Sport. Только еслив прошлом он заведовал форсунками впрыска, то сейчас руководит реакцией открытия заслонок на поворот ручки газа.Кликаю в Sport – и ощущаю18moto.zr.ru февраль 2012014-021 ktm 690.indd 181/12/12 12:11 PM KTM 690 DUKEданные производителяОдновременнос премьеройавстрийцытрадиционнопредставилии широчайшуюгамму аксессуаров,с помощью которыхсерийный Duke можнопреобразовать хотьв туриста, хотьв стантрайдера.> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Сухая масса, кг146Снаряженная масса, кг160База, мм1466Дорожный просвет, мм192Высота по седлу, мм835Объем бензобака, л14Угол наклона рулевой колонки, град.26,5Вылет, мм115> ДВИГАТЕЛЬТипR1, 4ТГРМOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³Спрятанный в недрабагажного отделенияпереключатель режимовработы двигателя имеетдевять положений,но рабочие из них –только три.690Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 102×84,5Степень сжатия12,6:1Система питаниявпрыск Keihin THB 46,диффузор ∅ 46 ммМощность, л.с. при об/мин70/7500Крутящий момент, Нм при об/минСистема охлажденияСистема запуска70/5500жидкостнаяэлектростартер> ТРАНСМИССИЯСцеплениемногодисковое,проскальзывающее, в масляной ваннеРАМАКоробка передач6-ступенчатаяПространственная конструкция из хромомолибденовых стальных трубвесит всего 8 кг и благодаря жесткости и остройгеометрии одаривает KTM690 Duke великолепнойуправляемостью. Заднийподрамник новой формыи выполнен из алюминияметодом литья под давлением.Главная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамапространственная, трубчатая, стальнаяПередняя подвеска телескопическая вилка WP4357, перевернутого типаДиаметр труб, мм43Ход колеса, мм135Задняя подвескамаятниковая с моноамортизатором WP 4618 EM и прогрессивнойхарактеристикой, регулировкапреднатяга пружиныХод колеса, ммТормозная система135раздельная,гидравлическая, ABSПередний тормоз диск, ∅ 320 мм, 4-поршневаярадиальная скоба BremboЗадний тормоздиск, ∅ 240 мм,2-поршневая скоба BremboКолесалитые, алюминиевый сплавПередняя шина120/70-17Задняя шина160/60-17февраль 2012 moto.zr.ru014-021 ktm 690.indd 19191/12/12 12:11 PM ТЕСТKTM 690 DUKEфактически прямую связь междуручкой газа и впрыском, перевожу в Standard – реакции сглаживаются. Но характер ускорениявсе тот же – ни на мощность, нина крутящий момент влияния нетникакого.Однако, увы, на ходу переключиться из одного режима в другойне получится. Потому что для переключателя иного места не нашлось, кроме как под пассажирским седлом, отчего процесссмены алгоритма работы «электронного» газа выглядит следующим образом: останавливаешься,глушишь мотор, вынимаешь ключиз замка зажигания, открываешьбагажное отделение, находишьтам переключатель, снимаешьс него защитную крышку, переводишь в нужное положение –и проделываешь все то же самое20вторично, но уже в обратном порядке. Неудобно.«И ты про него? Этот переключатель – наше маленькое фиаско, – сокрушается Йорг Шуллер,куратор «уличного» направленияавстрийцев. – Но разработка иного блока на руле обошлась быв круглую сумму. Сейчас не долишних трат. Кстати, оценил новое рабочее место?»Само собой, оценил. Стало явноудобнее: слегка заниженное седлоперестало напоминать кроссовую«скамейку», а чтобы заглянутьв багажник, не требуется сниматьего целиком. Да и модернизированная приборная панель с указателем включенной передачи оченьк месту с учетом характера силового агрегата. Правда, на ней нехватает нормального указателяуровня топлива, но это терпимо.«Практически во всем мы сделали KTM 690 Duke лучше. Мотоцикл стал комфортнее и благодаряотключаемой антиблокировочнойсистеме тормозов намного безопаснее, – продолжил Йорг. – Заодно он стал чуточку дешевле…»Да, в Европе Duke стал доступнее, хотя и несущественно (розничные цены упали примерно на€ 1000). Жаль, что скостить себестоимость вышло за счет существенного упрощения некоторых элементов. Например,подвесок – теперь они лишенырегулировок гидравлики, можноменять лишь предварительноенатяжение пружины на заднемамортизаторе. Заодно перья вилки уменьшились в диаметре (с 48до 43 мм). В «минусе» и радиальные главные цилиндры переднеготормоза и сцепления, которые за-менили аксиальными. Как это аукнулось? Если особо не придираться, то… почти никак.Никак – потому что подвесочникам компании удалось сотворить маленькое чудо, настроиввилку и амортизатор таким образом, чтобы за всю поездку невозникло и тени желания полезтьи что-то в них подправить. Вовсяком случае на горной дорогеи на городских улицах.А почти – из-за брембовскихтормозов, работающих вкупе с новейшим отключаемым «антиблоком» Bosch 9M+. Не поймите превратно, их более чем достаточнов традиционных «гражданских»режимах, когда приходится уворачиваться от мельтешащих участников дорожного движения в плотном городском потоке или резкооттормаживаться перед выскочив-moto.zr.ru февраль 2012014-021 ktm 690.indd 201/12/12 8:57 PM шим невесть откуда лесным жителем на скоростном шоссе. И в таких ситуациях ABS отрабатываетвеликолепно – без лишней перестраховки и зудящей дрожи нарычагах. Но стоило спуститьсяпо закрученному серпантину,и фронтальный тормоз перегрел-ся. Все-таки спереди один диск.Весь кураж заканчивается вечером, когда южное испанскоесолнце падает за горный хребети приходит время возвращаться.С мотоциклом прощался долго.Томас Куттруф, видя это, спросил:«Ну как? Понравился?»Лукавить не буду – конечно!Ведь он живой, веселый и даритто, на что далеко не все конкуренты способны, – оранжевоенастроение.Тест KTM 690 Duke организованкомпанией «БайкЛенд».Экипировка Rev'It! и Gaerneпредоставлена «ПРОМото»,экипировка Knox – магазином«Мобилайн», шлем AGV –магазином «Фудзи моторс».Четвертое поколение KTM690 Duke постепенно превратилось из мотоавангарда в мотомейнстрим.Тем не менее «Дюк» хужеот этого не стал. Онпо-прежнему бодр, задирист и невероятно верток.ПЕРЕСТАВ БЫТЬМОТОЦИКЛОМ ДЛЯИЗБРАННЫХ, DUKEБОПРИБЛИЗИЛСЯ К МАСЛЬШЕСАОДНАКО НЕ В УЩЕР М.ГЛАВНОМУ КАЧЕСТВУБ–УДОВОЛЬСТВИЮОТ ВОЖДЕНИЯ.февраль 2012 moto.zr.ru014-021 ktm 690.indd 21211/12/12 12:11 PM