124
125
126
127
128
129
ЭКСТРИМПО БАБИНОВСКОМУ ТРАКТУЮОПОТРАВОНБАБИторовКА, фото ава МАРТЫНЮанмРоиАа ЖУРАВЛЕВтекст Антонв мире,овтсрадусеками.шое говьиллоабвеиоавмсаРоссия – с оры исследователи о новскомуно ее простчтал проехать по Баби авшейЯ давно ме икальной дороге, сыгр.тракту – ун оль в развитии Россииогромную р124moto.zr.ru февраль 2012124-129 travel trakt.indd 1241/12/12 5:46 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу [email protected]В 1472 г. Пермь Великая вошла в состав Русского государства, а в 1581-м Ермакзавоевал Сибирь, увеличив Россию вдвое. Всталвопрос о дороге, которая соединила быевропейскую и азиатскую части страны. История ее началасьв 1595 г., когда царь Федор Иоаннович (сын Ивана Грозного)повелелпосадскому человеку из Соликамска Артемию СафроновичуБабинову разведатьпрямую сухопутную дорогу через непроходимыеУральские горы.Дорога скорби,Земных утрат –Уралом горбясь,Сибирский тракт.В. Радкевичороги, оставленныелюдьми, умираютмедленно. Вот ужеболее двух веков прошло с тех пор, какникто не ездит по старому Бабиновскомутракту, а остатки его сохранились.На пермском мотосайте наткнулсяна тему «Ищу попутчика по маршруту Бабиновской дороги». Этогоя ждал давно! Во-первых, живупрактически на этом маршруте.Во-вторых, большая его частьпроходит не просто по бездорожью, а по эталонной «пятерке»в спортивном мототуризме на Урале. Ну а в-третьих, предполагаемое время похода укладывалосьв мой рабочий график, то бишьв одну неделю.Но сомнений было немало. Настораживала не только сложностьпути, но и то, что ехать придетсяс незнакомым человеком. Роман –бывалый мотоциклист с Украины,человек дороги. По «электронке»начали обсуждать детали похода.Старт запланировали в городеКизел, затем 150 км до бывшегопоселка Верхняя Косьва (по дороге, на которой многие экстремалыразворачивались), далее двасложных участка с бродами черезреки Тыпыл и Тылай (глубина которых доходила до метра, а ширина до 150 м), потом через поселок Усть-Тылай (ныне нежилой)до рабочего поселка Кытлым,а дальше по наезженной дорогедо города Серова. Эта часть путипроходила через заброшенныелагеря-поселения, куда до недавнего времени можно было попасть только по спецпропускам.Длина маршрута около 250 км,затем 450 км асфальта до дома.Все готово. Встретились с Романом, поехали к моим родителям. И по дороге у меня заклинивают задние тормоза. Мотоциклб/у – набор непредсказуемыхотказов, а мой Kawasaki KLX 650только куплен. Ревизия отняласутки – повезло, что не на маршруте.По асфальту до Кизела едем60 км/ч из-за внедорожного комплекта звезд у Романа. Там сворачиваем в сторону Северного Коспашского. Еду впереди, Роман замной. Дорога все хуже – гравийка,местами старая брусчатка. Привыкаю к навигатору – точность поражает! Немного плутаем в поселкеКоспаши, спрашиваем дорогуу местного. Дальше дорога напоминает танковый полигон. Обгоняем грибников на «Урале» с коляской – все-таки по бездорожьюодиночка идет веселее. Вот и конец жилой зоны, ближайшие150 км – только лес.Лесная дорога началась неочень удачно. Ехал на второй передаче – и на одном из резкихподъемов из-за недостатка крутящего момента заваливаюсь на бок.Падение обычно неприятно, ноу меня настроение поднялось – ничего не повредил, а это главное.Да и погода радует: солнечнои жарко. Страшно представить, чтометровые ямы на дороге моглиоказаться заполненными водой.Упираемся в старый разрушенныймост, рядом с которым новая дорога через брод. Проходим поочереди. Речки здесь чистые, набираем воды с собой. На дорогепопадаются большие камни, особенно в местах объезда сломанных мостов и луж, поэтому приходится осторожничать, чтобы непорвать резину и не завалиться.Преодолеваем еще одну живописную речку вблизи бывшей деревни-лагеря Семеновка. От деревни осталось только несколькосараев, хаотично стоящих посредиопушки. Вдалеке заметили группувелосипедистов, движущихся навстречу. Ребята из Перми едутв купальниках с минимумом груза.Как их комары не едят? Спрашиваем про дорогу – говорят, что отличная и что на нашей техникеточно пройдем. Просят подбодрить отставших новичков. Километров через 20 встречаем остальных, эти говорят, что дорогаочень плохая, не проедем. Однафевраль 2012 moto.zr.ru124-129 travel trakt.indd 1251251/12/12 5:46 PM ЭКСТРИМПО БАБИНОВСКОМУ ТРАКТУич БабиАртемий СафроноврхняяВееселвлсянов родиска. ОдУсолка близ СоликамУсвенской пенажды возле Чаньл вогуловщеры он встретищнно-угорфи–нсима(они же(оразом наобживущая главнымская народность,орыекота),алУргоСеверновосточном склонеклонитьсяпоыобчт,горзаприходили сюда изза ними, занов тайно пошелсвоим богам. Бабитропу. Заобы не потерятьламывая ветки, чтстроитьпотжемооскву, чттем доложил в Моцарскоеивгу в Сибирь. Получкратчайшую дороупилистпрвноби97 г. Баблагословение, в 15нии было дважеряспораегоВк строительству.Работаяпосошных людей.целовальника и 40оложилиприи лопатами, онтолько топорамии возвелиейгатиовилнастнесколько десяткову доройкрорез реки! На постдевять мостов чеастинтфалоушм,ркаим меги, даже по нынешна.и – всего два годчески мало времен263 верстывьпутндаБыл созска до Верхокам(280 км) от Солиг. по дороге9815ряваян6турья.от путьЭтоз.обпрошел первыйй сибирскойвоНоьсяатовенстал имгой, но историверхотурской доропилось названиечески за ним закрет.акБабиновский тр126и та же дорога, а мнения разные. Не знаем, чего ожидать.нНавстречу попадается «Урал»,Нгруженный металлом, – вигрдать, разбирают останки лагедарей. Место узкое, приходитсяреприжиматься к обочине. Дорогаидет вниз, готовимся к препятствиям. Промоины поперек дороги какпровалы в земной коре, но подъезжаешь и понимаешь, что ничегоужасного – глаза боятся, а рукиделают. Таких промоин было много,и если бы они были полны водой,пришлось бы нырять или ждатьгрузовой транспорт.На навигаторе появилась точка,запланированная на сегодня. Распределились: я занимаюсь костром,Роман палаткой. Выяснилось, чточай забыли дома. Ничего, лес прокормит: надергали в малинникелистьев для заварки. Как же приятно после трудной дороги съестьбанку рыбных консервов с сухарями, сидя у костра! Иногда такогомомента мы ждем целый год, коротая часы работы у компьютера илистанка. Заварили «чай». Чтобысмягчить горьковатый вкус, кидаем в котелок барбарисовые конфеты. Вкус новый и незабываемый.Позади 50 км маршрута – хорошее достижение, ведь, по описаниям джиперов, это самыйсложный участок. Нам повезлос погодой, но если утром пойдетдождь… Вдруг из темноты донессязвук мотора – мимо прошла «Шеви-Нива». Мы вышли на дорогуи наблюдали, как свет фар то исчезает в промоине, то выныривает.Значит, впереди дорога есть, новопрос – та ли? Кладем в костерmoto.zr.ru февраль 2012124-129 travel trakt.indd 1261/12/12 5:46 PM С постройкой Бабиновского тракта другие пути через Уральские горы в Сибирь и обратнобыли официально запрещены. Только по нейразрешался проезд служивых и торговых людей, провоз товаров и государственной почтыс денежной и меховой казной. Всех, кто пытался проехать иным путем, строго наказывали:били кнутом и брали высокие штрафы, а товары просто конфисковывали. ПравительствуРоссии было выгодно содержать одну таможню и взимать 10% пошлины со всех ввозимыхтоваров и денег. Район, которым ведала верхотурская таможня, охватывал всю территорию от Урала до границы с Китаем. 22 апреля1599 г. царь Борис Годунов направил указ верхотурскому воеводе Василию Головину, в котором предписывалось благоустроить дорогуи поддерживать ее в порядке. Дорогу сделалишире и лучше. Бабинов с семьей обосновалсяв селении Чикман и до конца своих дней занимался ремонтом дороги. В 1617 г. царем Михаилом Федоровичем он был награжден грамотой,освобождавшей его, как первого путейского инженера в Сибири, от всяких податей.побольше дров и лезем в палатку.Не холодно, но погода Урала непредсказуема, и мы укутываемсяв спальники. С непривычки заснутьсложно: кругом шорохи, треск веток, бабочки бьются о тент. Мыслио том, что в этих местах «медведьхозяин», не дают спокойно заснуть. Наверное, еще не устал…Наутро погода не очень – тумани дымка на небе, солнце еле видно. Но через пару часов прояснилось, небо и цвета вокруг сталиярче. Утром ехать сложно, головаеще не проснулась, руки и ноги неслушаются. После получаса ездыприходит уверенность: кручу ручку газа и ныряю в лужи, забываяо том, какова может быть их глубина, беру прямо по центру в надежде, что неглубоко. И в однойнатыкаюсь на бревно, лежащеепод водой под углом. К тому жеглубина приличная – переднее колесо ушло целиком. В итоге вместес мотоциклом в воде. Роману пришлось помогать, при этом он промочил ботинки. Вылезли из лужи,переоделись. Вода попала в кофрс фотоаппаратом, но обошлось.Через несколько километров заметил неустойчивость переднегоколеса. Оказалось, что ехал почтина ободе – колесо спущено. Вдольдороги лежит бревно диаметромоколо полуметра – место для бортовки. Только скинули вещи, какуслышали гром. Впереди гроза,того и гляди накроет. Действуембыстро: закидываем мотоцикл набревно, снимаем колесо, бортируем и ставим на место. А где жеупорная втулка? Секунды холодного пота… Находим ее в траве.февраль 2012 moto.zr.ru124-129 travel trakt.indd 1271271/12/12 5:46 PM ЭКСТРИМПО БАБИНОВСКОМУ ТРАКТУр. ЯйваУсолкар. Уар. Бол. Косьвр. КосьваАГОРОДИЩЕГСОЛИКАМСКПОЛОВОДОВОСУРМОГАВЕРХ-УСОЛКВЕРХ-ЯЙВАЧИКМАНМОЛЧАНВЕРХ-КОСЬВр. Чикманр. ЯйваРАСТЕСРр. ЛяляПАВДАЮРТЫРАУЛЬСКОЕКАРСАВИНОВАВЕРХОТУРЬЕр. Туражено началоем.ким шелковым путвнобиБанозаводской прог.40Уже к 16время по Баби- гореноразВразмышленности Урала.еский тракт помогыеновской дороге прослугосыницграОткрывались золотдвинутьизвестные в русивалки,доииспревыви платинодарства до берегодоской истории люди:алиг.от47раб16ыеВора.анкотопТихого окебылмятежный протопй1980-х гг. В 1735 г.был основан Охотскизь Меншикня,умвакАвчтопойвынорустг.48кры16отвострог,АлександраЛе- ков, предоквый тракт через Кунские люди вышли изнибал, члеГанаиншкПург, ТюнбуриТивтеаанЕка,окегурсадовитогоны экспедиции ВитуоилиБабиновскийхий, а в 1716 г. освогие другие. мень.мнингариБемКаотработал всенаьакттрпутморскойниель Дефо воДажеДакопейки изисыеот- до последнейчатку. Современнвторой своей книгеых на егонндаснывыглаег,ноденедиторикиРобинзона Крузолавипрво, и пристБаьельстроита.в том, что, не будименно в эти местю привнунеа,слосноактбатрнесогобиновскг. Петром Пер9916Вне. Онкази.ойяскАлрскбыль цабыло бы Русскойвым был издан указегиратвойстперлсялаавабыгаостроЭта доаведении вновь вер«Зопочтиомтктъегисобмах за- ческимТранссибирскойхотурских железныпо.ймолет0вни20сралоралью,водов». Так было позначимости с Вели-Все эта проклятая спешка! Опять повезло – деталь маленькая, а сколькопроблем может доставить. В горахуже гроза. Торопимся, надо преодолеть хотя бы один брод.На спуске к реке Косьве дорогараздваивается: одна пошла черезброд, а другая по берегу на Верхнюю Косьву. Едем по второй. Останавливаюсь перед руслом речки,один из берегов высотой метраполтора и уклон 45 градусов. Ро-128ман решает пройти его с ходу, нопочти наверху мотоцикл глохнети падает. Кое-как ставлю свой наподножку и бегу помогать. Покавозились, краем глаза вижу, чтопадает мой. Итог – сломан рычагручного тормоза и зеркало. Опятьспешка! Проявив должное уважение к препятствию – с подстраховкой, выбрав траекторию, – проходим эти 10 м. Доезжаем до Верхней Косьвы, отсюда до Тыпыларукой подать.Начинает затекать пятая точка.Седло у меня стандартное, узкое,не для дальних поездок, а мы уже10 часов в пути. Меняю стиль езды: часть пути еду сидя, часть –стоя.Доезжаем до первого серьезного брода через Тыпыл. Уровеньводы около полуметра – значительно ниже того, к чему мы готовились. Дно местами мягкое (крупный гравий), местами твердое,но с сильным течением. Сначалапрощупываю дно в болотниках.Преодолеваем брод поэтапно, благодаря низкому уровню воды посередине реки можно перевестидух. Но стараемся не тянуть время, зная, как быстро может подняться вода в горной реке. Самоесложное – удержать мотоцикл и незаглохнуть при езде по мягкомудну. Мотоцикл тяжелый и высокий,и если он кренится на бок, то удержать его одному практически невозможно − течение. Но 650 кубовделают свое дело и прощают небольшие ошибки. Можно приостановиться, оценить маршрут и снова поехать в натяг. У Романа такойфокус не пройдет – «четырехсотка» требует держать оборотыв среднем диапазоне, спасаютвнедорожные звезды.Времени семь вечера, значит,до темноты еще часа три. Голоднапоминает о себе, но силы покаесть. Впереди еще один брод,а погода портится. Встречаемрыбаков, они только приехали.Говорят, дорога нормальная иброд несложный. Так и есть – дорога гравийная, местами ямы, нос твердым дном. Долетаем до Тылая как на крыльях. Поселок УстьТылай брошен недавно, еще сохранились дома и сараи. Многоответвлений, но едем по навигатору и выезжаем к броду. Здесь ещесохранился мост, но ехать по немуне рискнули – съезды уж оченьнеприятны. Судя по берегам, реказдесь поднимается свыше метра.Нам опять повезло: большая частьрусла пересохла, осталась лишьпротока с сильным течением. Проверив дно, проходим брод. В душелегкое разочарование – не слишком ли просто нам дался маршрут?Ведь мы полагали, что он ужепройден, до цивилизации несколько десятков километров…Решили доехать до Сероваи там заночевать. Но стоило намотъехать от речки, как пошелдождь. Полдня маячившая грозовая туча нас нагнала. Через несколько километров упираемсяmoto.zr.ru февраль 2012124-129 travel trakt.indd 1281/12/12 5:46 PM Бабиновский тракт заслуженнонойназывают дорогой, создавшейРоссию. Именно по ней шло освоение Сибири и Дальнего Востока. Эта дорога как мостсоединила азиатскую и европейскую части, сделала из удельельного княжества Империю и велиликую державу. По мнению ученых,Бабиновская дорога не утратиласвоего значения и есть исторический и экономический резон восстановить ее и заново открыть«Соликамские ворота в Сибирь».Наверное, о смысле жизни можноспорить вечно, но как здорово,когда после человека остаетсяновая дорога в искусстве, спорте,истории…в развилку, одна дорога идетпрямо, вторая налево, в гору.Навигатор указывает на вторую,хотя первая более накатанная.Слушаемся, ведь он нас ни разуне подвел. По мере подъема понимаем, что здесь уже давно неходит транспорт, но едем вседальше и дальше. Дождь непрекращается, слышны раскатыгрома, в зеркало вижу вспышкимолний над горами. Постепенноколеи наполняются водой, покаэто просто ручейки. Местами лужи глубокие, благо дно твердое.Роман удивляется, как лихоя проскакиваю лужи, и опасается, ведь, попади переднее колесона мягкую гальку, я лягу на бок.А я еду змейкой, преодолевая лужи то справа, то слева. Послестольких километров по бездорожью мотоцикл становится продолжением тебя.Ручейки по колеям становятсявсе более существенными и приводят нас к стихийной речке. Водас горы сильным потоком идет надорогу, течет вдоль нее и уходитвниз по склону. Дно – россыпькамней размером с голову и больше. Преодолевали медленно, насцеплении. Один ехал, а другойстраховал сбоку. И так километров124-129 travel trakt.indd 12910. И тут понимаешь, что если наподъеме дорога стала в 10 разсложнее, что же тогда делаетсятам, где мы недавно прошли? Лужи глубиной в колесо превратились в котлованы по бак, твердаяглина – в кашу, а броды сталикрасно-коричневыми кипящимипотоками, смывающими все насвоем пути, Тыпыл и Тылай за часподнялись на метр… Виват, спешка! Да здравствует удача!Нас ждали великолепные виды:местами скалы выпирали прямо надорогу, кое-где попадались масштабные россыпи камней, называемые здесь каменными речками.И все это прямо вдоль дороги.И вот мы на вершине перевала, рядом указатель «Европа – Азия».После указателя дорога резкоуходит вниз. Мы ждали этогос опасением, ведь при подъемевверх ручьи становились все меньше, а на спуске все шансы наткнуться на реку или озеро, преграждающие путь. Остановилисьна ночевку, не доезжая Кытлыма.Голодные как волки, кидаем в котелок сразу пачку макарон и двебанки тушенки. Вымокли, а сохнуть не получается – дождь.Поели – и жизнь стала приятнее!Поздно вечером дождь наконецпрекратился, и мы развесилипрекратилсяодежду. Дрова мокрые, горят плохо, дыму столько, что ходим какежики в тумане. То, что полегче,подсохло, а что потолще, толькопрокоптилось. Боты мои так и невысохли. Стоило лечь в палатку –тут же уснули. Сказался деньв седле – ничего не жмет, и медведь не медведь, и дождь как колыбельная. Наутро сразу оживиликостер, согрелись, попили «чаю»и снова в путь.Минуем последний брод, которого не ждали, и вот мы уже в обитаемой местности. По крайнейулице поселка выезжаем на широченную грунтовку до Карпинска.Дорога оживленная – ходят тяжеловозы и легковые, автобусыи вахтовки. Приятно снова увидетьлюдей.Маршрут пройден! В душе одновременно радость и грусть от того,что все закончилось. Бабиновскийтракт оказался чуть проще того,что мы ожидали, но опоздай мы начас или два, могли застрять на неделю или больше. Спешка оправданна! К тому же это был мой первый выезд за пределы области намотоцикле, да еще и с преодолением Уральского хребта. Мечтасбылась!1/12/12 5:47 PM