DUCATI MULTISTRADA 1000/1100–/–тыс. руб.В 2003 г. Ducati представила публике мотоцикл,на первый взгляд никак не вписывающийсяв классификацию, – Multistrada 1000. Что это – стрит,спорт, гранд-турер или эндуро? Чем может бытьинтересен этот «межклассовый элемент»?ITALIANOVEROтекст Романа СИТНИКОВА,фото Евгения БОБРИКОВА и из архива редакции2003 2005 2007 2010Ducati представила публике Multistrada1000DS – микс «дорожника», гранд-турераи асфальтового эндуро.В производственной программе Ducati появилась Multistrada 1000S, получившаяподвески от Ohlins, а также карбоновыекрышки ремней и переднее крыло.Multistrada 1100DS пришла на смену «литровой» модели. Двигатель прибавилв объеме и лишился «сухого» сцепления –теперь оно в масляной ванне.Совершенно новаяMultistrada 1200 сменила машинупервого поколения.ИСТОРИЯи в дорожно-туристической ипостаси, едва ли стоит воспринимать всерьез – 17-дюймовые колеса, обутыев сугубо дорожную резину (при этомсзади стоит 190-я покрышка), в сочетании с жесткой ходовой частьюи сухой массой мотоцикла под 200 кгвряд ли уместны на грунте.Очень специфический (и это мягко говоря) дизайн «Мультика» малокого оставил равнодушным: восторженных возгласов по поводу«настоящего прорыва в дизайне»раздавалось не меньше, чем касательно «этого непонятного уродца,порочащего славное имя Ducati».Со временем, конечно, страсти поулеглись, и сейчас ни восторгатьсяреволюционной внешностью первой «Мультистрады», ни пугать еюдетей уже не получится. Но вотфункциональность и надежностьникуда не исчезли.В остальном же мотоцикл выполнен в полном соответствии с корпоративным стилем Ducati: рама типа«птичья клетка», картер двигателя в качестве несущего элемента,L-образный двигатель воздушногоохлаждения с десмодромным приводом клапанов и двумя свечамизажигания на цилиндр.Тормоза на Multistrada также традиционно великолепны. 320-миллиметровые диски в сочетаниис четырехпоршневыми суппортами Brembo спереди и 245-миллиметровый диск сзади, армированные тормозные шланги – в Ducatiне привыкли экономить на тормозных системах.Осенью 2003 г. к красному и серебристому цветам «Мультистрады»добавился черный. Технически машина ничем от собратьев с «инымцветом кожи» не отличалась.В 2005 г. «Мультистрада» наконец-то получила новое сиденье,Название, в вольном переводе интерпретируемое как «вседорожный»,довольно точно отражает суть позиционирования этого мотоцикла:транспортное средство для любыхдорог. Именно дорог, а не бездорожья – по словам маркетологовкомпании, этот аппарат сочетаетв себе способности «дорожника»,гранд-турера и асфальтового (!)эндуро, приправленные спортивным характером. Попытки же отнести «Мультик» к классу мотоцикловдвойного назначения, пусть даже32moto.zr.ru март 2012032-035 rinok ducati.indd 322/9/12 7:49 PM ‣ ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯ: DUCATI MULTISTRADA с. 32,МОТОЦИКЛЫ ДО 125 СМ3 с. 36, ЭКИП REV’IT, MARUSHIN И GAERNE с. 44,ЭКИП H.D. с. 46, НОВОСТИ с. 48Multistrada – настоящий Ducati: рама«птичья клетка», L-образный «воздушник»,консольный маятник задней подвески.пришедшее на смену «обтянутомувинилом куску фанеры» первыхмашин. Также увеличилась боковая подставка (раньше случалось,что мотоциклы падали на парковкеиз-за чрезмерного наклона), а благодаря более длинным кронштейнамв зеркалах стало видно не тольколокти. Изменилась форма ветровогостекла, благодаря чему удалось избавиться от его вибраций на высоких скоростях, свойственных болееранним «Мультистрадам». Фактически на «Мультик» стали устанавливать туринговое стекло из каталога заводского тюнинга 2003–2004 гг.Помимо этого, в 2005 г. в производственной программе Ducati появилась Multistrada 1000S. Как иположено S-версии, мотоцикл оснащен подвесками Ohlins: и вилкой,и задним амортизатором, причемрегулировать последний заметноудобнее, чем на базовой «Мультистраде». Внешне S-версия отличалась алюминиевым рулем, окрашенными в черный цвет колеснымидисками и выполненными из карбона крышками ремней ГРМ и передним крылом.Также в 2005 г. у «литровой»«Мультистрады» появился младший собрат – Ducati Multistrada620.В 2007 г. «Мультик» получилновый двигатель – 1100 см3 и соответственно новое название:Multistrada 1100DS. 1100-кубовыймотор отличался цилиндро-порш-невой группой и системой впрыскатоплива. Мощность его выросла на10 л.с. Интервал регулировки зазоров клапанов увеличился с 9,7 тыс.до 11 тыс. км. Вместо традиционного для Ducati «сухого» сцепленияу Multistrada 1100 механизм в масляной ванне. Коснулись измененияи подвески: на смену вилке Showaпришла Marzocchi, сзади обосновался моноамортизатор Sachs. Точность показаний датчика уровнятоплива стала выше. Удалось снизить уровень вибраций на ручкахруля. Колесные диски и у базовой,и у S-версии окрашены в черныйцвет.В 2010 г. на смену Multistrada1100 пришла новая модель – Multistrada 1200. А на «платформе»Multistrada 1100DS создали Ducati Hypermotard.ГДЕ ИСКАТЬКак ни странно, основных путей попадания в Россию подержанных«коренных итальянцев» два, и ниодин из них не связан с Апеннинским полуостровом. Везут «Мультики» либо из США, либо (не менеечасто) из Японии. Также помимо«серых» машин встречаются и проданные официалами, но их в разыменьше. Можно найти интересныйвариант и по частным объявлениям, но, пожалуй, проще всего вэтом случае начать с мониторингасайтов дукатифилов: выше шансынаткнуться на аппарат с известнойРЫНОКТормоза на Multistradaвеликолепны – Brembo.Не хватает разве что ABS.Центральный кофр на Multistradaуместен как при городской эксплуатации,так и в дальних вояжах.историей, обслуживавшийся у одного мастера. Разумеется, не стоитзабывать о том, что «итальянцы»более требовательны к своевременности и качеству обслуживания,чем их японские собратья, поэтомуво избежание попадания на круглую сумму при выборе мотоциклане стоит ограничиваться его поверхностным осмотром и заверени-ЗАЧЕМВо-первых, потому что Ducati.Во-вторых, потому что надежный, неприхотливый и беспроблемный Ducati. Ну и наконец,чтобы показать, что чувствовкуса – оно либо есть, либо егонет. А у владельца Ducati, какпринято считать, его не можетне быть. А если кто-то сомневается… Что же, просто не всемдано понять.Но если серьезно, Multistrada1000 или 1100 – хороший примердействительно универсальногомотоцикла, не только способного одинаково хорошо выполнятьвсе свои функции, но и обладающего аурой итальянской эксклюзивности.Узкий и высокий, «Мультик»чувствует себя в городе как рыбав воде, при этом в отличие от болееспортивных родственников кудаменее требователен к качеству асфальта под колесами. К тому жеподвески и тормоза аппарата позволяют при желании выбратьсядаже на картодром, и отнюдь нев роли мальчика для битья.Замечательно приспособлен они для длительных вояжей: ни водитель, ни пассажир не чувствуют себя стесненно. Единственное «но»:у машин 2003–2004 гг. сиденьевсе-таки жестковато, но это можноисправить установкой сиденья отболее свежего мотоцикла или изкаталога сторонних фирм.март 2012 moto.zr.ru032-035 rinok ducati.indd 33332/9/12 7:49 PM ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯDUCATI MULTISTRADA 1000/1100После покупки Ducati Multistrada первым делом нужнозаменить ремни привода ГРМ, даже если меняли их совсемнедавно. Обрыв или проскакивание ремня приводитк настоящему «сталинграду» в двигателе.ями продавца. У вас с ним разныезадачи. Доверяй, но проверяй.ТЮНИНГКонечно, при словах «тюнинг Ducati» первым делом на ум приходятвсевозможные «ну очень нужныеи функциональные» цацки отRizoma и тому подобные украшательства, потому как, например,в подвеске и тормозах и улучшать-то нечего. Но тюнинг «Мультика» этим не ограничивается.В первую очередь сюда прямо-таки просится центральныйкофр. Он уместен и востребованкак при городской эксплуатации,так и в дальних вояжах. Самыйпростой путь – открыть каталогMultistrada 1100 получиласцепление в масляной ванне вместотрадиционного для Ducati «сухого»сцепления.Ducati Performance и выбрать понравившийся вариант. Минус один –цена. Идентичные кофры от Giviобойдутся в 2–3 раза дешевле: 10–15 тыс. руб. за кофр и площадку.Кофры Kappa, кстати, имеют аналогичную платформу для крепления,и цена на них также в разы ниже,чем на «родные». Можно добавитьи боковые кофры, но это уместноскорее при подготовке к путешествию, в городе хватает и одного.Подготовка к «дальнобою» затягивает, и всегда есть что улучшить.Можно порадовать себя и пассажира более комфортным сиденьем.Произведение искусства от Corbinобойдется в $300–400. Еще полтинник добавит такую полезнуюфункцию, как подогрев сиденья.ЦЕНЫПродолжая тему подогрева, закономерно установить подогрев рукояток руля (например, Oxford). Стоимость «железа» составит в этомслучае 3,5–4,5 тыс. руб., работаобойдется еще в пару тысяч. Непомешает (а если мотоцикл 2003–2004 гг. выпуска, то просто обязательна) и установка «более туристического» стекла. Если листатьоригинальный каталог не готовы,то можно выбрать стекло от ZeroGravity, стоит оно 4–6 тыс. руб.Двигатель Multistrada не простонадежен, но обладает хорошим запасом прочности; то же относитсяи к трансмиссии. Поэтому если мысли о нехватке мощности начинаютдоминировать, а менять мотоциклжелания нет, можно его взбодрить.Невероятно, но факт: несмотря на стереотипо дороговизне мотоциклов Ducati, цены на подержанные «Мультистрады» зачастую ниже,чем на условно аналогичные аппараты японского происхождения. Да, стоимость эксплуатации выше, но кто мешает, например, положить на депозит разницу в цене с тем же SuzukiV-Strom и далее спокойно тратить данные средства на обслуживание «итальянца». Но это так,лирика.Сегодня Ducati Multistrada 1000 первых годов выпуска можно найти по цене 200–220 тыс.руб. Мотоциклы 2005–2006 гг. (на которых производителем были устранены «детские болезни») ненамного дороже: свежепривезенный изЯпонии «Мультик» будет стоить около 250 тыс.руб. А российский ценник на 1100-кубовые аппараты 2007–2010 гг. уже приближается к полумиллиону. Тем не менее в сравнении с теми жедоминирующими на рынке аппаратами японскихпроизводителей эта Ducati все равно остаетсявполне доступной.34Десмодромный приводклапанов требует к себевнимательного отношения.Контроль зазоров клапановследует производить разв 10–12 тыс. км пробега,регулировку и того реже.Вариантов множество: от привычных «нулевиков» и «прямотоков»в сочетании с Power Commander донаддува. Благо кованый коленвали полированные шатуны обладаютсолидным запасом прочности, и перебирать для этого весь двигательне придется.С трансмиссией тоже просто: замена склонного к преждевременной кончине «родного» сцепленияна тюнинговое (например, дискии алюминиевую корзину со стальными пластинами производстваBarnett) позволит не просто превратить плановый ремонт в тюнинг,но и сэкономить средства. Потомукак «родные» компоненты сцепления стоят раза в полтора дороже.У владельцев стандартнойMultistrada есть прекрасная возможность проапгрейдить подвеску,установив вилку и амортизатор отS-серии. Обойдется это удовольствие в $500–600 (речь, конечно,о неновых «железках» с аукциона).Владельцы же версии S лишеныэтого удовольствия – им и улучшать-то особо нечего.Но если душа требует прекрасного, а желание убедить себя вполезности применения карбонанепреодолимо, то простор длятворчества (или скорее для покупок) ограничен только площадямимотоцикла. Заменить на карбоновый можно практически любойпластиковый элемент: все частиобтекателя, крышку сиденья пассажира, переднее крыло, задний хаггер, крышки ремней ГРМ, экранывыпускной системы, даже колеса…После чего добавить слайдеры за4–8 тыс. руб., чтобы сберечь припадении если не всю эту красоту,то хоть какую-то ее часть. Глав-moto.zr.ru март 2012032-035 rinok ducati.indd 342/9/12 7:49 PM КОНКУРЕНТЫTRIUMPH TIGER 800, 2010 – н.в.,400–500 тыс. руб.YAMAHA TDM 900, 2002 – н.в.,220–550 тыс. руб.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ РАСХОДНИКОВИ ЗАПЧАСТЕЙ, РУБ.Наименованиеное – выбрать правильные слайдеры, выносные. Обычные, сквозькоторые проходит ось креплениядвигателя, при падении запростовыламывают ухо картера.ВЫБОРНикаких серьезных проблемныхмест у Multistrada нет. Главное – незабывать о своевременном и качественном обслуживании мотоциклаи не пытаться на этом чрезмерноэкономить. Но определенная специфика у «Мультика», разумеется,присутствует, и при выборе подержанного Ducati настоятельно рекомендуем приглашать механика.Причем механика не абы какого,а имеющего хороший опыт работыс этой итальянской техникой.Во-первых, нужно помнить, чтодесмодромный привод клапановтребует внимания. Игнорироватьсроки проверки (и при необходимости регулировки) клапанных зазоров ни в коем случае не стоит:траты на ремонт в особо запущенных случаях запомнятся надолго.Контроль зазоров клапанов необходим каждые 10–12 тыс. км, регулировка и того реже. Не самая высокая плата за беспроблемнуюжизнь мотора.Во-вторых, после покупки мотоцикла в обязательном порядкезамените ремни привода ГРМ. Затем проверьте их натяжение. Дело в том, что изношенный ремень,равно как и перетянутый, можетв любой момент порваться, и последствия печальны: менять придется поршни, головку цилиндра,детали газораспределительногомеханизма и т.д. К этому же приводит и проскакивание недотянутого ремня. Стоимость ремонтадвигателя в десятки раз превышает затраты на покупку и заменуремней и сопоставима с ценойживого мотоцикла. Работы по замене двух ремней в правильномсервисе обходятся в 3–4 тыс. руб.В дальнейшем, разумеется, важно не упускать этот момент – каждые 10 тыс. км или раз в два года.Каждые 5 тыс. км пробега необходимо проверять натяжение рем-На «Мультиках» 2003–2004 гг. комфорт сиденьяоставлял желать лучшего, в 2005 г. ситуациюисправили.ОригинальныезапчастиНеоригинальныезапчастиМасляный фильтр519300–1000Воздушный фильтр24202500–4000Тормозные колодки передние22881500–1900Тормозные колодки задние12661400–1800–4000–6000Звезда ведущая15271000–1500Звезда ведомая11 4861500–300070002000–9000–4000–8000ЦепьРычаг тормоза/сцепленияСлайдеры рамыней и при необходимости регулировать его.В-третьих, нужно прислушаться к звукам, исходящим от сцепления. В принципе «сухое» сцепление «Мультистрады» живетдовольно долго и счастливо, выхаживая и по 50 тыс. км. Но всеже бывает, что корзину и дискиразбивает, что можно определитьпо изменившейся тональности.Главное – знать, какая именноиз звуковых композиций в стиле«ведро с болтами» является фальшивой. Бюджет ремонта убитогосцепления зависит от того, чтоИногда после падения «Мультика» на левую сторонупоявляются сложности с переключением передач. Проблемакроется в деформации пластины ограничителя селектора КП.поставить вместо безвременнопочивших деталей. Покупка «родной» корзины и дисков обойдетсяпримерно в €500 плюс стоимостьдоставки, но при этом не решитпроблемы раз и навсегда. Можнопойти иным путем – установитьдиски и корзину Barnett. Бюджетмероприятия около $400 (без учета доставки), а качество выше.Случается, что после падения«Мультистрады» на левую сторонупоявляются сложности с переключением передач. В принципе ничегосмертельного в этом нет, проблемакроется в деформации пластиныограничителя селектора, и лечениеее не слишком трудоемко.И напоследок. Если при осмотре«небитой, некрашеной» Multistradaсерого цвета вы заметите, что егооттенки различаются, не стоит обвинять продавца в желании впаритьбитый мотоцикл. Это как раз норма – все «Мультики» серого цветана самом деле двухтоновые.Благодарим мастерскуюwww.ducatimonster.ru и личноOberon'а за помощьв подготовке материала.Мотоциклы для съемок предоставленыкомпанией Mixmoto.март 2012 moto.zr.ru032-035 rinok ducati.indd 35352/9/12 7:49 PM