90
91
92
93
WSBKМировой серии World Superbike Championship исполняется 25 лет. Вторую четверть столетия чемпионат начинаетв составе европейского инвестиционного холдинга Bridgepoint – один из аффилированных с Bridgepoint инвестфондов в сентябре прошлого года приобрел Infront Sports & Media, владеющую правами на WSBK. Пикантность ситуациив том, что другое подразделение холдинга уже имеет в собственности компанию Dorna Sports – организатора MotoGP.В итоге под одной крышей собрались два соперничающих друг с другом кольцевых чемпионата мира. Удивительно, чтоконфронтация между MotoGP и WSBK не только не утихла, но разгорелась с новой силой. Причина – появление подкатегории «второго дивизиона» с двигателями на базе супербайковских машин, названной CRT (Claiming Rules Team). Масла в огонь подлило и заявление главы Dorna Кармело Эспелеты о намерении сделать правила CRT основными с 2013 г.Неудивительно, что они были встречены в штыки новым партнером по Bridgepoint – компанией Infront. Ведь, дав доброна использование в классе спортпрототипов фактически серийных двигателей, Эспелета вторгся в традиционную сферуинтересов WSBK! Я пообщался с главнокомандующим cупербайка Паоло Фламмини в его офисе в Риме.КУХНЯИз семи команд с заводскойподдержкой в прошлом годув 2012 г. осталось лишьпять. Что это – кризис?Каким видится предстоящий сезон?что компании, заработавшейв 2011 г. титулы в AMA Superbike и BSB, больше нетв мировой серии. Конечно,именно экономический кризис стал причиной существующих проблем. Ведь YamahaНа самом деле в текущемушла только из-за финансогоду представлено шестьвых проблем и падения пробрендов, потому как Crescent даж. То же самое можно скаSuzuki можно рассматривать зать и об Alstare: Френсисакак полноценную супербайБатта подвела группа спонковскую команду. Хорошо,соров, не исполнивших своипусть Suzuki напрямую с ней обязательства по контракне связана, но при тесномтам. По моему мнению, Alучастии ее давнего партнера stare остается одной из лучших команд в мире, и я оченьYoshimura и таких пилотов,надеюсь, что мы увидим ихкак Джон Хопкинс и ЛеонКамье, британцы из Crescent в чемпионате снова (Alstareготовит новый гоночный проRacing окажутся более чемект вместе с MV Agusta. –конкурентоспособными.Прим. ред.). Тем не менееЧто же до Yamaha, то мымы довольны количествомреально огорчены их стольспешным решением покинуть заявок на следующий год(с внушительным числомWSBK: потерпи они чуток –и не пришлось бы закрывать пилотов, пришедших изгоночную программу, так как Moto2). Нынешнее положезаинтересованных спонсоров ние вещей выглядит оченьбыло предостаточно. Жаль,позитивно – даже лучше,90ДЛЯГУРМАНОВчем некоторые прогнозировали.Сколько мотоциклов выйдет на старт в WorldSuperbike?Пока это 24 мотоцикла шестиразличных марок. В текущемгоду Infront Motorsport выступила с инициативами по сокращению расходов на участие: правило «один гонщик –один мотоцикл», уменьшениевремени квалификации с 60до 45 минут и более рациональный календарь тестов(они запланированы на понедельник после гонок либо насреду (в Москве) перед ними). Я думаю, такой способпомочь командам гораздоразумнее, чем просто вынутьденьги из одного карманаи переложить в другой.Как, по-вашему, правилоодного мотоцикла поможет участникам?текст Алана КАТКАРТА, фото Фабрицио ПОРРОЦЦИДумаю, оно имеет значениепрежде всего для частных команд: Pedercini, ParkinGo,Ducati Roma, Effenbert TeamLiberty и др. Именно они смогут извлечь из него реальнуювыгоду. По предварительнымподсчетам, это позволит сэкономить € 200–300 тыс. накаждом гонщике за сезон.Но правило работаеттолько при условии, чтогонка одна. Однако в супербайке в течение дня их две.Не боитесь, что гонщикиво время первой гонки небудут ездить в полную силу, чтобы гарантированнопопасть во вторую?чем-то еще. В то же время этоограничение не позволяетиметь сразу два готовых мотоцикла, а значит, затрат назапчасти, как и на людскиересурсы, меньше и небольшая команда с двумя пилотами сможет сократить штат механиков на одного человека.Вы сейчас говорите фактически о том, что командыдолжны иметь второй мотоцикл, но только разобранный. То есть вся экономия состоит в том, чтоони его не будут использовать, пока он им не понадобится?Именно поэтому мы разрешили командам иметь в паддоках запасные шасси. В случаефорс-мажора можно будетвосстановить разбитый мотоцикл за пару часов без рискасделать что-то не так с подвесками, тормозами илиmoto.zr.ru март 2012090-093 sport int flam.indd 902/9/12 9:43 PM РУКОВОДСТВО МИРОВОГО СУПЕРБАЙКА ПЛАНИРУЕТ ПРОВЕСТИ РЯДМЕРОПРИЯТИЙ ПО СЛУЧАЮ ЮБИЛЕЯ СЕРИИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЕТОРЖЕСТВА ЗАПЛАНИРОВАНЫ НА ГОНОЧНЫЙ УИКЭНД ЭТАПАВ МОНЦЕ, КОТОРЫЙ СОСТОИТСЯ 6 МАЯ, КУДА СЪЕДУТСЯ ВСЕ ЧЕМПИОНЫМИРА ЗА 25 ЛЕТ.СПОРТДля нас камнемпреткновения являетсятот факт, что в MotoGPбудут допущенымотоциклы, которые неявляются в полной мерепрототипами, в томчисле по двигателю.март 2012 moto.zr.ru090-093 sport int flam.indd 91912/9/12 9:43 PM ГОНОЧНАЯ СЕРИЯ EUROPEAN JUNIOR CUP В ЭТОМ ГОДУ СНОВА БУДЕТ ОТКРЫВАТЬ ВСЕЕВРОПЕЙСКИЕ ЭТАПЫ СУПЕРБАЙКА. ОДНАКО ТЕПЕРЬ МОЛОДЫЕ ГОНЩИКИ СТАНУТ СРАЖАТЬСЯЗА ПРИЗОВОЙ ФОНД НЕ НА KAWASAKI NINJA 250R, А НА… KTM 690 DUKE! ОТ СЕРИЙНОГОМОТОЦИКЛА ГОНОЧНЫЙ ВАРИАНТ БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ РЕГУЛИРУЕМОЙ ПОДВЕСКОЙ WP,ЛЕГКОСПЛАВНЫМИ КОЛЕСАМИ MARCHESINI, ПОЛНЫМ ВЫПУСКОМ AKRAPOVIČ И ОБВЕСОМ.чим в WSBK и MotoGPмотоциклы со схожимихарактеристиками. Причем довольно высокавероятность того, что«младшая лига» в лице супербайка будет даже бысВопрос экономии волнуеттрее гранприйных машин.и Dorna: в настоящее время Похоже, именно этоКармело Эспелета активно го и опасается Infront.продвигает тему CRT. ВыЭтого же стоит боятьсябыли с самого начала обес- и головной компании Bridпокоены тем, что новаяgepoint. Но вместо того1000-кубовая категориячтобы диверсифицировать гоночные серии, Bridс двигателями супербайgepoint, вполне вероятно,ковской подготовки станет угрозой для WSBK. Что их сближает. Встречались ли представителидумаете о CRT сейчас?Bridgepoint с Эспелетойдля обсуждения сложивЕсли судить по количествуучастников в 2012 г., то, похо- шейся ситуации?же, World Superbike пострадал не слишком сильно. Что- Могу сказать, что сам фактбы избежать возможнойприобретения Infront корпопутаницы с чемпионатами,рацией Bridgepoint являетсянам с Dorna надо найти реше- позитивным моментом. Очеудовлетвориинвесние, которое удовлетворивидно, что последняя инвесло бы все стороны. Для настировала в оба чемпионата,камнем преткновения является тот факт, что в MotoGPбудут допущены мотоциклы, не являющиесяв полной мере прототипами, в том числе подвигателю.Нет, экономия в том, что сейчас им приходится иметь дваготовых мотоцикла и запчасти, из которых можно собратьтретий. Вот мы и убираемодин.Если Эспелете удастся продавить распространение класса CRTна весь пелетон в 2013 г.,мы полу-и ей интересно развиватьсразу обе серии. Единственная проблема между MotoGPи Superbike (соответственномежду Dorna и Infront) – этосвод новых правил, которыйдолжен помочь Dorna преодолеть кризис и который сохранит при этом философиючемпионата. Я уверен, чтоценности MotoGP не должныбыть уничтожены инициативой, результатом которой станет жареная белиберда вместо изысканного блюда длягурманов. Смысл MotoGP втом, чтобы быть техническойвершиной мотогонок – таки должно оставаться. WorldSuperbike – это тоже вершина, но для серийных мотоциклов. Поэтому с философскойточки зрения никакой проблемы нет. Мы должны вернутьсяк реальной стороне делаи сказать: «О'кей, у нас что-топопроне сработало, давайте попробуем исправить». Но еслив июле прошлого года это было невозможно, то сейчас всезаметно проще: корпорацияBridgepoint наверняка поможет сохранить отличие двухсерий.В июле прошлого года многие журналисты предполагали, что, как только произойдет поглощение Infrontкорпорацией Bridgepoint,КармелоЭспелета возьмет супербайк под свой контроль.Но с учетом последних антирекордов численностиучастников в MotoGP непоступило ли от Bridgepoint обратное предложение, чтобы Infront и братьяФламмини взяли шефствонад MotoGP?Ни в коем случае, нет. Dorna и Infront Motorsport продолжат свое раздельное существование. Во-первых,какое-либо слияние двухгоночных серий попростузапрещено антимонопольным законодательством.Во-вторых, Bridgepointпридерживается диаметрально противоположныхстратегий в отношении двухчемпионатов.С точки зрения дальнейшейпродифференциации двух продуктов, наверное, стоитрассмотреть опыт Британского супербайка, гдечертав 2012 г. основными чертами станут двигатель меподгонее дорогостоящей подготовки, унифицированныйблок ECU и шасси, близкоехарактеристикампо своим характеристикаперек WSBK. Почему бы не перенять этот опыт?Прежде всего давайте погоСтоимостьворим о расходах. Стоимостмотоциклов и запчастей составляет 25% всего бюджетакоманды в World Superbike.Даже если уменьшить этитраты на 40%, итоговая экономия не превысит 10%. Теперь рассмотрим кое-какиеэлементы. SBK базируется напринципе свободы тюнинга.В чемпионате участвует несколько производителейс разной коммерческой философией. Одни предлагаютпотребителю топ-версию стоимостью € 30 тыс., выпущенную для целей омологациив количестве 3 тыс. экземпляров, другие продают тиражом20 тыс. единиц мотоцикл за€ 15 тыс., техническое оснащение которого заметно проще. Если хотите, чтобы всепроизводители имели одинаковые шансы, то придетсяразвязать им руки для модификаций. Чем больше вы ограничиваете возможности потюнингу, тем сильнее ограничиваете себя по числу конкурентоспособной техники – пелетон BSB 2012 г. состоит изодних только рядных «четверок». В суперстоке в один годдоминировали Ducati, во второй – BMW, в третий будеткто-нибудь еще. Почему так?Потому что все зависит от того, какой мотоцикл обладаетлучшей динамикой с конвейера. А так как ничего существенного в нем менять нельзя,Честно говоря, я мечтаюо появлении унифицированногоблока управления двигателемв WSBK, и если б мог, тоспециально упростил бы егохарактеристики – чтобы былопобольше скольжений,торможений на грани и всеготакого, что даст гонщикув полной мерепродемонстрировать своинавыки.92moto.zr.ru март 2012090-093 sport int flam.indd 922/9/12 9:43 PM СПОРТНОВЫЕ ПРАВИЛА WSBK ДАЛЕКО НЕ ВО ВСЕМ ПАДДОКЕ ВОСПРИНЯЛИПОЛОЖИТЕЛЬНО. ТОТ ЖЕ КАРЛОС ЧЕКА БЫЛ КРАЙНЕ ОГОРЧЕНРЕШЕНИЕМ РУКОВОДСТВА СЕРИИ УВЕЛИЧИТЬ МАССУ ДВУХЦИЛИНДРОВЫХ DUCATI. ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО, ВЕДЬРАНЕЕ НИ К APRILIA, НИ К YAMAHA ПОДОБНОЕ НЕ ПРИМЕНЯЛИ.то он и выигрывает. Мы неможем позволить то же самоев супербайке.Еще один спорный момент –единый блок ECU. Честно говоря, я мечтаю о его появлении в WSBK и, кстати, еслибы мог, то специально упростил бы его характеристики,чтобы было побольше скольжений, торможений на грании всего такого, что даст гонщику в полной мере продемонстрировать свои навыки.Но если мы хотим поддерживать связь с рынком, тоя обязан дать производителям возможность показать ихтехнологии в условиях гонок.Если же заставлять их что-тоиспользовать принудительно,то вы автоматически отнимаете у них как минимум одинповод для участия в чемпионате.С учетом мировой экономической ситуации насколько реалистичнымвыглядит требованиео минимальном трехтысячном пороге для производства? Если его сократить до 1500 или даже1000, то это привлечетнебольших производителей, таких как KTM илиMV Agusta?Это как раз то, что мы в данный момент обсуждаем, нов то же время полностью полагаемся на позицию производителей. Если компаниипопросят об уменьшении количества, мы будем радыпроголосовать за такое решение, да и FIM тоже. Но инициатива должна исходить именно от них.на устаревшем Ducati 1198,система не срабатывает.В 2013 г. на старт выйдетDucati 1199 Panigale, который является, по сути, мотоциклом класса MotoGPи чей дебют угрожаетнарушить сложившийсябаланс. Что думаете обэтом?Для обострения борьбы мыпридумали систему весовыхгандикапов под названиемPerformance Balance ControlActivation System (PBCAS).К этому году изменили распределение балласта для соответствия новым реалиям:теперь Ducati и любые другие«двойки» должны будут нести дополнительные 6 кг.Зачем? Потому что если применить нормы PBCAS, основываясь на результатах прошлого года, то эти самые 6 кги получатся. Но если «два цилиндра» и в этот раз будутвсех превосходить на голову, то, чтобы сохранить честную конкуренцию и многообразие на стартовой решетке,придется вмешаться снова.И, само собой, интересно будет проследить за предсезонными тестами Ducati 1199Panigale в Superstock, чтобыпонять, действительно ли онобладает невероятным потенциалом или по своим характеристикам более-менееблизок к уже существующиммоделям.В 2012 г. запланирован первый российский этап мирового супербайка, а вотв Азии еще не было гонок.Вы рассматриваете такойвариант?из 15 этапов с 30 гонками.Сегодня у нас 14 раундов,так что можем добавить ещеодин. А когда появятся интересные азиатские варианты,придется отказаться от какого-нибудь европейского этапа. Скорее всего, такое решение коснется стран, гдепроводится более одногоэтапа, например Великобритании и Италии.Когда Infront приобрелау вас компанию FGSport,вполне можно было ожидать расширения телевизионного вещания, чего,однако, не произошло.Разочаровало ли вас это?Никакого разочарования нет.Однако внутри Infront естьпонимание необходимостиразвития телевизионного освещения чемпионата. Поэтому мы движемся в направлении, где телевидение будетиграть важную роль, так каконо привлекает спонсоров.Но чтобы заинтересоватьмолодое поколение, нельзязабывать и о новых видахмедиаресурсов: интернете,приложениях к iPad и iPhone,иных информплощадках.Гоночная программа уик-энда состоит из заездов категории Superstock 1000и 600, Supersport и Superbike. Есть ли возможностьвоткнуть туда еще одинкласс? Например, NakedBike?Мы рассматривали класс«нейкедов»,йкедов», но по разнымпричинамчинам так и не решилисьна его запуск. Я сомневаюсьв егого необходимости, хотяНаличие этапа в Азии крайне некоторыеПравила, касающиесяоторые аспекты меняV-твинов, были настоящим важно – в Индии, Малайзии,привлекают.влекают. В немяблоком раздора в мировом Индонезии или Корее. Я очень большеьше заинтересовасупербайке в течение мно- надеюсь, что в 2013 г. мы до- ны производители:полним календарь гонкой хо- здесьгих лет. Казалось бы, найсь присутствуютсамыетя бы в одной из этих стран,ден компромисс, удовлетые продаваемыеучасс которыми в данный момент мотоциклыворяющий всех, – систематоциклы и учасстие в гонкахвесовых гандикапов. Но ког- ведутся переговоры. На мойвзгляд, идеальный календарь относительда Карлос Чека едет и выосительльнедоигрывает чемпионат мира чемпионата должен состоять но неддо-рогое. Но все-таки мотоциклбез обтекателя выглядит нестоль впечатляюще на гоночной трассе. Тем не менее у насв этом году снова появляетсяEuropean Junior Cup (там доэтого года участники соревновались на Kawasaki Ninja250R, который назвать спортбайком можно лишь с натяжкой. – Прим. ред.). Мы хотимпридумать некий проект, который дал бы молодым пилотам шанс начать гоночнуюкарьеру, потому что, как мнекажется, в будущем мы столкнемся с проблемой воспитания новых гонщиков.Так ведь уже есть подобный класс в лице Superstock600. Зачем придумыватьновую категорию мировогоуровня, особенно стольмедленную и неинтересную, как гонки на Ninja 250?Двое из European Junior Cupпереходят в 2012 г. в Superstock 600 – уже хороший результат. В любом случае этоне означает, что мы заранеевычеркиваем класс «нейкедов». Просто в данный момент у нас иные приоритеты,да и очень сложная финансовая ситуация в мире заставляет концентрировать усилияна основном направлении.Мировой супербайк все25 лет славился харизматичными персонажами. Каквы думаете, какова их рольв его становлении?личности стали одной из составляющих успеха супербайка в течение этих лет. Дав направление всему чемпионатуи создав особую философиюсупербайка, Infront помоглаим всем выразить себя. Супербайк – это инклюзивныйчемпионат. Фанаты должнысебя чувствовать неотъемлемой частью серии, а чемпионат обязан способствоватьсозданию эмпатии междуними и паддоками. В соответствии с таким подходомWSBK всегда привлекал яркихгонщиков. При всем том хочется верить, что он перевоспитывал и тех, кто пришелсюда из других дисциплин.Достаточно вспомнить такихлюдей, как Трой Бейлисс, Колин Эдвардс, Карл Фогарти,Джанкарло Фалаппа, ТройКорсер, Скотт Расселл, и многих других, кто стал неотъемлемой частью философии супербайка и кто был в сердцахболельщиков с самого начала. Тот же Макс Бьяджи послепяти лет в мировом супербайке изменился кардинально.Еще пример – Карлос Чека,нашедший здесь идеальнуюсреду для самовыражения.Кроме него могу припомнитьеще пару гонщиков, которыепопали в семейную атмосферу паддоков WSBK из MotoGPи задались вопросом: «И почему не сделали этого раньше?» Что ж, я думаю, лучшепоздно, чем никогда!ПереводРомана АБАЛАКИНАКонечно же, сильныеи разносторонниемарт 2012 moto.zr.ru090-093 sport int flam.indd 93932/9/12 9:43 PM