ТЕСТKTM 690 SMCУйти со светофора на заднем колесе, подкатиться к стоп-линии следующего перекресткав стоппи, ввалиться в поворот в заносе, объехать пробку, запрыгнув на высоченныйбордюр или взлетев по лестнице… Cтоит только оседлать KTM 690 SMC, как такой стильпередвижения вырабатывается сам собой. Да иначе на нем и нельзя – неинтересно.ЛЕГКОЕ СУМАСШЕСТВИЕтекст Романа СИТНИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВА и Романа АБАЛАКИНА22moto.zr.ru март 2012022-026 test ktm.indd 222/9/12 7:51 PM KTM690 SMCВ 2012 г. на смену 690 SMC пришлаR-версия. 690 SMC-R отличаетсядвигателем большего рабочего объема –690 см3 и чуть более короткоходнымиподвесками.супермото //см³ /, кг /, тыс. руб.Мотоцикл в стиле «супермото»,допущенный к эксплуатациина дорогах общего пользования, – игрушка все болееи более популярная. Но чего в немобычно больше – драйва настоящего «боевого» мотарда или функциональности «просто мотоцикла»?Честно говоря, я не тешил себя мыслью о том, что последняябуковка в наименовании KTM 690SMC (означающая ни много ни малоCompetition) на практике являетсячем-то большим, чем просто буквой. Все-таки почти 140 кг сухоймассы далеко не спортивный показатель: построенные на базе«450-ток» «боевые» аппараты весят ненамного больше сотни, даи масса сравнимой по мощности«гражданской» Aprilia SXV 5.5 на20 с лишним кило меньше. Но естьодин нюанс..KTM 690 SMC – мотоцикл, непросто допущенный для эксплуатации на дорогах общего пользования, обладающий полным комплектом светотехники, соответствующийвсем мыслимым экологическим нормам (этим может похвастаться иупомянутая выше Aprilia), но и с невозможным по меркам настоящих«спортивных снарядов» межсервисным интервалом: 7,5 тыс. км. Длясравнения: схожую по мощности«раздушенную» Aprilia обслуживать придется каждые 30 часовпробега. «Нераздушенную» – да,реже, раз в 3 тыс. км, но сравниватьее с 690-м некорректно, мощностьпочти вдвое ниже.Если же вдруг после первой поездки вам покажется, что заявленныена бумаге 63 л.с. где-то потерялись,да и «кубиков», по ощущениям,не доложили, не спешите винитьдилера за то, что подсунули вам«задушенный» аппарат. Все гораздо проще: нужно снять сиденьеи передвинуть переключатель режимов мощности из «овощного» (1)или «стандартного» (3–9) в Advanced (скрывающийся под цифрой 2),после чего наслаждаться преобразившимся 690-м. Но осторожно:теперь это другой мотоцикл – нервный, злой, охотно выстреливающий переднее колесо в небо приускорении на первых двух передачах.Кстати о режимах. Точнее, об ихколичестве. Формально их целых10: помимо Soſt и Advanced естьтакже семь вариантов режимаStandard и режим 0. На практике жеразница между положениями переключателя от третьего до девятогоотсутствует, обнаружить ее можнотолько на стенде, поэтому имеетсмысл говорить именно о четырехрежимах: первый, он же Soſt, второй – Advanced, с третьего по девятый – Standard и нулевой, рассчитанный на эксплуатацию мотоциклана топливе низкого качества. В реальной жизни вообще можно ограничиться двумя:третьим для ползания по городским пробками вторым для всего остального. Илидаже только двойкой, иначе зачем покупать 690 SMC?Но на что уж точноникак не влияет поло-март 2012 moto.zr.ru022-026 test ktm.indd 23232/9/12 7:51 PM ТЕСТKTM 690 SMCжение переключателя режимов работы двигателя, так это на ходовуючасть. Хоть в самом «овощном» режиме, хоть в продвинутом подвески690 SMC работают просто великолепно. «Нас невозможно сбить с пути, нам по фигу, куда идти» – этоо «ходовке» 690-го: вне зависимости от того, что у мотоцикла под колесами, он будет ехать куда нужно.Причем куда нужно водителю.Повода усомниться в способностях тормозов также нет – это жеBrembo. Производительности четырехпоршневого радиального суппорта в сочетании с 320-миллиметровым диском хватает всегда,задний же однопоршневой суппортс 240-миллиметровым диском выполняет скорее вспомогательнуюроль… Либо при необходимостипомогает забросить колесо в повороте.Единственное, к чему я никак немогу привыкнуть, так это к игрушечно-пластмассовому облику приборной панели. Нет, я не отношу себяк эстетствующим гурманам и прекрасно понимаю, что бортовой компьютер с 10-дюймовым дисплеемэтому аппарату совершенно не нужен, но обмылочный дизайн и визуальная простота приборки смущалименя очень долго.С матчастью разобрались? Тогдапоехали! Посещение картодромас целью проверки спортивной составляющей 690-го было решенооставить на десерт, а сначала выяснить, каков SMC в роли банальногогородского транспорта. Все-такиналичие ПТС обязывает.KTM 690 SMCданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬМодельный год2011РамаСухая масса, кг139,5База, мм1480Передняя подвеска телескопическая вилкаперевернутого типа, полностью регулируемаяпространственная, стальнаяДорожный просвет, мм290Диаметр труб, ммВысота по седлу, мм900Ход колеса, ммОбъем бензобака, л12Задняя подвескамаятниковая,с моноамортизатороми прогрессивной характеристикой, полностью регулируемая> ДВИГАТЕЛЬТип1-цил., 4TГРМDОНС, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³Ход колеса, ммТормозная система654Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 102×80Степень сжатияПередний тормоз11,8:1Макс. мощность, л.с. при об/мин63/7500Задний тормозМакс. крутящий момент,Нм при об/мин64/6000КолесаСистема питанияСистема охлажденияСистема запускавпрыск топливажидкостная48275265раздельная,гидравлическаядиск ∅ 320 мм,4-поршневые радиальныемоноблочные скобыдиск ∅ 240 мм,1-поршневая скобаспицованныеПередняя шина120/70–17Задняя шина160/60–17электростартер> ТРАНСМИССИЯСцеплениемногодисковое,в масляной ваннеКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачацепьИ тут аппарат проявил себя вовсей красе. Узкий, высокий, легкий, индифферентный к качеству дорожного покрытия, КТМпозволяет прошивать городскиепробки со скоростью, недоступной ни спортбайкам, ни стритам.Да, руль иногда кажется чрезмерно широким, но понимаешьэто, лишь проезжая между двумя стоящими рядом внедорожниками или «Газелями». В остальное время ты просто едешьвне зависимости от плотностипотока. Если же на дороге становится совсем грустно, всегдаможно уйти в «параллельноеизмерение»: ни бордюры, нилестницы не станут серьезнымпрепятствием для 690-го, желающего продолжить путь равнозначно основному потоку, ноне вместе с ним.24Такие ненужные элементы,как подножки пассажира, легкодемонтируются. Причем вместес кронштейнами.Производительностичетырехпоршневого радиальногосуппорта Brembo в сочетаниис 320-миллиметровым дискомхватает всегда.Да, ехать приходится, частощелкая «коробкой», ловить диаапазон с самым сочным моментом,ом,м,но это ничуть не напрягает. Всевнимание сосредоточено на друуугом – выбрать более короткуюmoto.zr.ru март 2012022-026 test ktm.indd 242/9/12 7:51 PM траекторию, начинать тормозитьтак, чтобы закончить стоппи строгона стоп-линии, уйти с очередногосветофора на заднем, «вильнутьхвостом», заезжая на парковку…Не хватает для полного счастьясущей мелочи – пространства длябагажа. Но КТМ не был бы КТМ'ом,если бы не решил эту задачу превентивно: в каталоге есть отличнаяполужесткая сумка с креплением,позволяющим демонтировать еелегким движением руки. В сумкубез проблем помещается папкас документами формата А4 и/иликомплект сменной одежды, самыерисковые могут забросить тудаи ноутбук.Есть, правда, и еще одна сложность – высота по сиденью 900 ммпредполагает, что водитель обладает либо длинными ногами, либовеликолепными водительскими навыками. Или же масса пилота такова, что под ее воздействием подвеска складывается до болеекомфортной высоты мотоцикла.Если же ни первого, ни второго, ни(что всего проще и встречаетсячаще) третьего у вас нет.. Увы, поначалу придется немного понервничать, передвигаясь по городу.С другой стороны, человек ко всемупривыкает, так что если сомненийв своих способностях нет (а у когоони есть?), расположенное на 90 смвыше уровня асфальта сиденье неповод отказываться от покупки сей«зажигалки». А вот стоя ехать на690-м очень удобно, не зря же егородной брат – 690 Enduro.Некоторый дискомфорт возникает, когда выезжаешь из города наболее-менее свободные трассы.В первую очередь, понятно, из-заотсутствия ветрозащиты. При приближении показаний спидометрак полутора сотням «кэмэчэ» ставший плотным воздух очень настойчиво толкает в голову и грудь. Второй момент – динамика разгонапосле сотни. Она, конечно, не такая, как у многоцилиндровых аппаратов, и иногда в голову закрады-Давид ДЖАЛАГОНИЯ,многократный чемпион Россиипо аквабайку, участник Кубка Россиипо супермотоЕздит на Suzuki V-strom, супермотона базе CRF-450, Honda TL-125 Trial,Kawasaki Super Sherpa.«Давно хотел протестировать KTM 690 SMC,так как был наслышано нем. В очередной разприехав на сочинскийкартодром потрениро-022-026 test ktm.indd 25ваться на своем CRF-450супермото, я был приятно удивлен, увидевтам ребят из журнала«Мото», да еще и с новой тестовой техникой,в числе которой был и690-й. Мне предложилипопробовать 690 SMCв деле. Сев в седло и положив руки на руль, я сразу проникся довериемк мотоциклу и рванулна нем по треку в спортивном режиме. И неошибся.Из приятных впечатлений: прекрасный дизайн,эргономика, отличныетормоза, энергоемкаяи читаемая подвеска,никаких лишних вибраций и звуков в двигателе, хорошая управляемостьв короткихповоротах,возможностьМы говорим КТМ,подразумеваем WP!При гражданскойи любительскоспортивнойэксплуатацииоб апгрейде подвескизадуматься вряд липридется.входить в поворот с управляемым заносом. Непонравилась чрезмернобольшая высота по сиденью (может, стоилоопустить центр тяжести асфальтного мотоцикла ниже, увеличивтем самым контрольв поворотах?), а такженедостаточная мощность мотора – совсем«задушили» его в угодуэкологам. Но общаяоценка аппарата положительная: хороший мотоцикл на каждый день,на котором можно смеловыбираться на выходных на трек, не боясьударить в грязь лицом.2/9/12 7:51 PM ТЕСТKTM 690 SMCваются мысли о том, что не такойуж и универсальный этот аппарат.На самом деле все намного проще:ну не может, физически не может«одностволка», пусть даже такаябодрая, ехать «наверху» как «литровый» «спорт». Поэтому в данномслучае нужно лишь немного поменять сознание. Понять (и принять),что вторая сотня километров в час –это зона движения, а не полученияудовольствия. И все встанет на своиместа.А теперь, собственно, десерт –выгул KTM 690 SMC на закрытойтрассе. В качестве таковой был выбран сочинский картодром, которыйидеально подходит для мотоцикловданного класса. Да, покрытие непервой свежести, в нескольких местах чувствуется заметная гребенка,через трещины в асфальте выби-26вается земля, но это как раз и непроблема для нашего подопечного.Зато наличие на 1350-метровойтрассе шести левых и четырех правых поворотов (причем три из них –«шпильки») в сочетании с 200-метровой прямой позволяет помучитьтехнику в достаточно широком диапазоне режимов.Мы попали на картодром в разгартренировки сочинских и краснодарских спортбайкеров, к которой сразу и присоединились. После нескольких пристрелочных круговвыяснилось, что 690-й позволяет нетолько спокойно висеть на колесеу «литровых» «спортов», но и обгонять их в особо затычных поворотахпо внешней траектории. Да, на прямой преимущество 1000-кубовыхчетырехцилиндровых моторов становилось очевидным, но получен-ный отрыв на общее времякруга никак не влиял. Зато какой кайф был, протиснувшисьмежду ползущим на коленочке200-килограммовым спортбайком и краем полотна, уйтивперед, слегка оторвав переднее колесо от полотна трека, и ввалиться в следующийповорот по собственной траектории. В итоге, заехав на картодромпокататься в том числе на КТМ'е,я почему-то преимущественно нанем и ездил. Ну не требуются тамдругие аппараты. Неинтересны.Мотоцикл на тест предоставленкомпанией «Байк Ленд».Экипировка Kenny предоставленакомпанией «ПРОМото».Так для чего все-таки нуженэтот гражданский «супермотостайл»-мотоцикл? Какни удивительно, для всего.KTM 690 SMC можно использовать в качестве рядовогоежедневного транспорта(особенно если установитьту самую сумку на хвост),при этом совершенно необязательно изображатьиз себя стантрайдера, можно просто «тошнить»с чопперами, классикамии «спортами» в потоке.При желании 690-й – идеальный прошиватель пробоки фан-байк в одном флаконе. Можно на нем выбираться и на трек, при этом какминимум не теряясь в хвосте тренирующихся. А придолжном уровне «железности» опорной поверхностиводителя 690-й вполне неплохой турист. Я лично невижу никаких сложностейв неспешных коротких поездках на 690-м на тысчонку-другую километров. Нолучше, конечно, не по автобанам.moto.zr.ru март 2012022-026 test ktm.indd 262/9/12 7:52 PM