ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШСПОРТБАЙКИ2012. Потому чтоикинхетотомссречивый клаовиторпйымй трассе.аоснчоноганиеСпортбайки –грах: на дороимхувдвтувиони жфото компанра ВОРОНЦОВА,текст Александлейий-производитеИНАРГНА«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…» Между тем конструкторы спортбайков занимаются этим каждый рабочий день.Хотя требования к гоночному и дорожному мотоциклам зачастую прямо противоположны:далеко не все, что служит победам на треке,хорошо на городских улицах, и наоборот.50А поскольку все больше тех, кто покупаетспортбайки целенаправленно если и не длягонок, то для трек-дней, производители вынуждены это учитывать, и некоторые аппараты производят впечатление одноразовых (какизвестно, идеальная гоночная машина должнаразваливаться сразу после финиша).этапнымЭтот сезон стал, несомненно, этв развитии класса. Потому что практически все производители 1000-кубовых машин показали свежие версии своих аппаратов. И потому что дебютировали два новых,с иголочки, мотоцикла: Ducati 1199 Panigaleи MV Agusta F3.moto.zr.ru март 2012050-061 marsh.indd 502/9/12 8:52 PM ‣ СПОРТБАЙКИ 2012 г. с. 50, KTM FREERIDE 350, KTM FREERIDE Е с. 62,PIAGGIO BIGBLOCK с. 68, SUZUKI BANDIT 400II с. 76,ЖИЗНЬ С МОТОЦИКЛОМ с. 78ТЕХНИКАВпрочем, важнее другое. Похоже,хоже, всесоздатели мототехники пришли к негласному соглашению: дальнейший ростост мощности не имеет смысла. А вот как этойтой мощьюраспорядиться? И здесь в ход идетдет все: отизощренной электроники до оригинальныхигинальныхрешений в механике.март 2012 moto.zr.ru050-061 marsh.indd 51512/9/12 8:52 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШСПОРТБАЙКИ2012V-образная «четверка»Aprilia RSV4 отличаетсякомпактностью и невероятнойсложностью.Типичная супербайковская «четверка» – двигатель Suzuki GSX-R1000. Блокцилиндров отлит как одно целое с верхней частью картера, зеркала цилиндров имеюткомпозитное покрытие, в состав которого входят никель, фосфор, кремний и углерод.Цепь привода верхних распредвалов расположена сбоку. Во впускном тракте каждогоцилиндра две дроссельные заслонки: нижние управляются от ручки газа, верхние – покоманде блока управления.ХАРД1: СИЛОВОЙ АГРЕГАТПри степени сжатия около 13:1выбор конфигурации камеры сгорания не так уж и велик – плоский«домик», наполнение и продувкукоторого обеспечивают четыреклапана на цилиндр. Чтобы свести к минимуму массу деталей распределительного механизма, клапаны все чаще изготавливают изтитановых сплавов, а их приводидет напрямую от распредваловчерез компактные чашеобразныетолкатели. Разнообразие в этукартину вносят, как правило, европейские компании. Ducati применяет на своих моторах десмодромный механизм, принудительнозакрывающий клапаны. Особенность двигателей MV Agusta – радиальное расположение клапанов(то есть в плане они как бы расходятся по радиусам; правда, уголрасхождения совсем невелик –в новейшей версии Corsacortaвсего 2º). Инженеры BMW применяют короткие промежуточные52коромысла: они дают свободу выбора кривой подъема клапана.После того как «последние романтики» – инженеры Ducati отказались от привода верхних распредвалов зубчатым ремнем,остался лишь один вариант –Наиболее распространенпривод клапанов черезкомпактные чашеобразныетолкатели.цепь (порой с промежуточнымишестернями, что позволяет сделать узел компактнее). Почти всекомпании перешли на боковоерасположение приводной цепи,оно облегчает обслуживаниев разы. Брайан Гиллен, разработ-В двигателяхBMW S1000RRи Yamaha YZF-R1 (нафото) применены«колотые» шатуны:гидропресс ломаетохлажденную донизкой температурынижнюю головку,и образующийсянеровный рельефстыка обеспечиваетточную фиксациюпри сборке.чик мотора MV Agusta Corsacorta,приверженность к центральномуприводу объясняет тем, что распредвалы в такой схеме жестчеи фазы на высоких оборотах не«гуляют». Так-то оно так, но, похоже, прежде всего конструкто-Кривошипы коленвала Yamaha YZF-R1 расположеныкрестообразно, это сближает характер мотора с V-образным.moto.zr.ru март 2012050-061 marsh.indd 522/9/12 8:52 PM Инженеры BMW ввели в привод клапанов короткие коромысла – они позволяютварьировать характер подъема клапанов.рами руководило стремлениесэкономить на полной переработке блока цилиндров.Классика для супербайковского мотора – четыре цилиндрав ряд. Этой компоновке отдаютпредпочтение инженеры и японского «квартета», и BMW, и MVAgusta. Ducati и КТМ сохраняютприверженность формату V2, уповая на 200-кубовую фору. К тому же двигатели такой схемы отличаются хорошей тягой на малыхи средних оборотах, что нелишнев гонках на сложных трассах и,несомненно, лучше в «цивильной» езде. Правда, раскручивается такой двигатель ленивее –сказывается масса движущихсядеталей. Недаром Aprilia, Hondaи Suzuki, опробовавшие V-твинына своих спортбайках, в концеконцов от них отказались. Сочетает достоинства обоих вариантов четырехцилиндровый V-об-разный двигатель – как на ApriliaRSV4. Расплачиваться приходитсяповышенной сложностью мотора.Компромисс нашли конструкторыYamaha: расположив шатунныешейки коленвала не в однойплоскости, а крестообразно, онидобились неравномерного чередования вспышек (270 – 180 – 90 –180°) и тем самым повысили тяговые качества двигателя безизлишнего усложнения конструкции.Совсем недавно на мотоциклетных моторах блок цилиндров отливался отдельно откартера. Теперь же многиесоздатели мощных двигателей приняли автомобильную схему, когда блокцилиндров составляетединое целое с верхней частью картера –такая конструкция гораздо жестче.Aprilia RSV4 – одиниз самых совершенныхсовременныхсупербайкови единственныйс V-образной«четверкой».Выпускается в двухвариантах: RSV4R,с подвесками Sachsи RSV4 Factory (нафото) с подвескамиÖhlins и возможностямирегулировки геометриишасси. Для обеих версийприменяется пакетэлектронных системAPRC (Aprilia PerformanceRide Control):трекшн-контроль,вили-контроль,лонч-контроль, квикшифтер.Сцепление с обратной пробуксовкой Honda CBR1000RR: скосы А обеспечиваютдополнительный прижим дисков при наборе оборотов, а скосы В позволяютсцеплению «пробуксовывать» при резком сбросе оборотов.прижимноймеханизмведомый диск«проскальзывающий»механизмведущий дискведущий дискведомый дискприжимнойскос АОтдельных гильз нет – покрытиес высоким содержанием никеляи кремния, успешно противостоящее износу, наносится на стенкицилиндра. В двигателе DucatiSuperquadro применено оригинальное решение: в цилиндрывставлены алюминиевые гильзымокрого типа, а износостойкоепокрытие нанесено на их внутреннюю поверхность.Во впускном тракте, как правило, две форсунки на цилиндр:одна установлена в области диффузора и работает во всем диапазоне, вторая – выше, у воздушного фильтра, и подключается навысоких оборотах, обеспечиваядополнительные дозы топливав режиме большой мощности.Сам впускной тракт – переменной длины: воздух идет по длинному контуру на малых и средних оборотах и по короткому навысоких – так достигается оптимальное для каждого режима наполнение. Регулировку выпускаосуществляет мощностной клапан, уменьшающий сечение выпускной трубы на малых и средних оборотах. Совсем недавнотипичными для спортбайков были выпускные системы с длинными трубами и глушителями «подхвостом», теперь же господствуетпринцип централизации масс,и конструкторы применяюткороткие выпуски, расположенные под силовымагрегатом.Двигатель с высокойстепенью сжатия и большим крутящим моментомс легкостью может заблокировать заднее колесопри резком сбросе газа.Поэтому на мощныхспортбайках применяют «проскальзывающие» сцепления (с обратнойпробуксовкой).На некоторыхмоторах (Ducati, MV Agusta)они сочетаютсяс электроннымисистемами контроля торможения двигателем.«проскальзывающий»скос Вувеличениеприжимной силыуменьшениеприжимной силымартмамартрт 2012201012 mmoto.zr.ruotoottoo..z.zrzrr.r.ru050-061 marsh.indd 5355332/9/12 8:52 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШСПОРТБАЙКИ2012Ducati 1199 Panigale –главная премьера 2012 г.Двигатель Superquadroнового поколения – V-образная«двойка» с десмодромнымприводом клапанов – соединенс алюминиевым монококом рамы.Выпускается в трех версиях:базовой (подвески Marzocchi/Sachs с ручными регулировками,литые колеса, трекшн-контрольи квик-шифтер в стандартномоснащении, ABS и системасбора данных – за доплату),«S» (дополнительно подвескиÖhlins с электроннымирегулировками, кованыеколеса, светодиодные фары)и «S Tricolore» (специальная схемараскраски, выпускная системаиз титана, все опции включены).Подробнее – «Мото» №1-2012.ХАРД2: ХОДОВАЯ ЧАСТЬ54ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКАсжатиеBig PistonForkотбойсжатиеотбойтрадиционнаяконструкциясжатиеотбойсжатиеЗАДНИЙ АМОРТИЗАТОРтрадиционнаяBalanceконструкцияFree R.C.отбойС отказом Ducati от фирменной«птичьей клетки» сталь в конструкции спортбайковской рамыостается лишь у КТМ и MV Agusta.Правда, инженеры из Борго Панигали вновь соригинальничали. Если конструкторы других компанийотдают предпочтение диагональной конструкции (состоящей изнескольких алюминиевых отливок, соединенных сваркой), то наDucati Panigale применен монокок, соединяющий рулевую колонку и силовой агрегат (к которому крепится маятник).Стандартное решение дляспортбайковской передней вилки – «телескоп» перевернутоготипа с картриджным демпфером.Но несколько лет назад японская«подвесочная» компания Showaпредложила так называемую BigPiston Fork – «вилку с большимпоршнем». Отказавшись от внутреннего цилиндра и дополнительного поршня, инженеры смоглипрактически вдвое увеличитьдиаметр главного поршня. А этозначит, что при том же гидравлическом усилии давление внутривилки ниже, и она мягче и точнее работает, особенно в начале хода. Сегодня вилкипритипа Big Piston Fork пририHondaменяются на HonddaCBR1000RR Fireblade,Fireeblade,ZX-10RKawasaki ZX-1010R Ninja,GSX-R1000.Suzuki GSX-R101000.новацияотВторая новацацацицияия отзаднийаморShowa – заднднний аморморморBalanceтизатор BaBlanclancncee FreeFreeeeCushionсвоRear Cusushiouson («соonосвообалансом»).бодныммббалланансосом»сом»»). ККакакквыполненнаяBig Piston ForkFororkk – вывыпополнполнненнаенннанаяя насовременном уровне штоковаявилка, так и новый амортизатор –возврат к двухтрубной конструкции. Поршень лишен клапанов –они вынесены в донце трубыамортизатора. По уверениям разработчиков, эта конструкцияобеспечивает лучший контрольнад потоками жидкости, особеннов переходных режимах. Первойиспользовала такую системуHonda на Fireblade образца2012 г.Еще недавно некоторые создатели спортбайков гордо заявляли,что хорошо сбалансированноешасси в демпфере рулевого уп-Yamaha YZF-R1отличаетсяуникальным двигателемс крестообразнымколенвалом, сочетающимдостоинства рядныхи V-образных моторов.К сезону-2012 мотоциклобзавелся трекшнконтролем, новой верхнейтраверсой, новымпередним обтекателемсо светодиоднымифарами дневного светаи модернизированнымиподножками.moto.zr.ru март 2012050-061 marsh.indd 542/9/12 9:21 PM равления не нуждается. Но все жесей полезный прибамбас получилпрописку на большинстве аппаратов. Наиболее изощренные системы, такие как электронно-управляемая Honda HESD, способныпринимать во внимание даже скорость мотоцикла.В тормозных системах спортбайков два главных новшества:переход на моноблочные передние тормозные скобы (они гораздо жестче и обеспечивают лучшую обратную связь) и внедрениеABS. И если «моноблоки» все приняли с восторгом (их распространение сдерживала лишь дороговизна производства), то ABS наспортбайке многие воспринялив штыки – как попытку вмешатьсяв святой процесс вождения. Лишьсистемы нового поколения, разработанные с учетом спортбайковской специфики, поумерилискептицизм. Но все равно применение ABS пока остается ограниченным: ее предлагают BMW,Ducati, Honda и Kawasaki.KTM 1190RC8R – проект дляавстрийской компаниипобочный, поэтомунесколько отстающийв своем развитии.V-образная «двойка»с углом развала75º установленав трубчатую рамуиз хромомолибденовойстали. Выпускаетсятакже трековаяверсия, она на 5 л.с.мощнее и на 11 кг легче.Типичнаяспортбайковскаядиагональная рама(на фото – YamahaYZF-R1) состоитиз нескольких большихотливок.050-061 marsh.indd 552/9/12 8:52 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШСПОРТБАЙКИ2012ГазСОФТ: ЭЛЕКТРОНИКАСовсем недавно описание любогомотоцикла логически распадалосьна две части: силовой агрегат и ходовую часть. Электрическая начинкани сложностью, ни разнообразиемне отличалась, поэтому о ней упоминали лишь вскользь.Сегодня же бортовая электроника – отдельная большая тема. И надо сказать, что многие системы:трекшн-контроль, антивили, лончконтроль, дата-лоджинг – пришлис гоночных трасс. Впрочем, «цивильные» версии сложнее: они оперируют не только зажиганием, нои подачей топлива, иначе несгоревший бензин выведет из строя каталитический нейтрализатор.Начав с контроля опережениязажигания, сегодня электронныесистемы все больше вмешиваютсяв работу не только двигателя, нои шасси, как бы ни были против сторонники «честного мотоцикла». Намощных спортбайках обычными стали переключатели режимов отдачимотора. В самом мягком режиме (егочасто называют дождевым, Rain) ограничивается и максимальная мощность, в других меняется характерПанельприборовДатчикположения(с гироскопом)ДатчикАBSСистемавспрыскаи зажиганияБлок АBSДатчик АBSмощностной кривой (что с легкостью осуществляется при управлении дроссельной заслонкой «по проводам»). Создатели Ducati Panigaleсделали следующий шаг: теперь привыборе режимов меняются настройки не только двигателя, но и ABSи подвесок.Трекшн-контроль на серийных аппаратах появился недавно, но прописался настолько прочно, что сейчас ужеРасположение узловэлектронных систем на спортбайкеBMW S1000RR.вызывает удивление факт его отсутствия. Мы подробно описывалиэту систему недавно (см. «Мото»№9-2011), так что просто напомнимосновные принципы. Обнаруживпробуксовку заднего колеса приразгоне (по косвенным параметрам,например резкому возрастанию оборотов двигателя, или напрямую – сравниваяBMW S1000RR взорвал рынокв 2010 г., отбив немало покупателейу японских концернов. Версия 2012 г.получила измененные настройкиподвесок и электронных системдвигателя, механическийдемпфер рулевого управления,расширенные функции панелиприборов, новые траверсыи обновленные облицовки.В стандартное оснащениемотоцикла входиттрекшн-контроль,в заказное – ABS,квик-шифтер, системасбора данных.Система антивилипрепятствует резкомуотрыву переднего колесаот дороги при разгоне.56moto.zr.ru март 2012050-061 marsh.indd 562/9/12 8:52 PM SuzukiGSX-R1000к сезону-2012получил двигательувеличеннойв среднемдиапазонеоборотовмощности, новуювыпускную системуконфигурации 4-2-1,переднюю вилкусистемы BPF, тормозаBrembo с переднимимоноблочными скобами;мотоцикл на 2 кг легчепрошлогодней версии.СоздателиYamaha YZF-R1(на фото) считают стрелочныйтахометр болеенаглядным.Их точку зренияразделяютконструкторыAprilia, BMW,Suzuki.Моноблочныепередние тормозные скобыпочти стандартдля современныхсупербайков.показания датчиков на колесах),система «придушивает» мотор, изменяя опережение зажигания и подачу топлива. В самых продвинутыхсистемах учитываются и показателидатчиков положения. Степень вмешательства можно регулироватьв зависимости от дорожных условийи личных предпочтений.Лонч-контроль на серийных мотоциклах пока экзотика: его применяет лишь Aprilia. Эта система аналогична трекшн-контролю, но работаетпри старте с места, позволяя, бросив сцепление, дать полный газ и нио чем больше не беспокоиться.Система антивили препятствуетрезкому отрыву переднего колеса050-061 marsh.indd 57от дороги при разгоне. Причемсовременные версии умеют различать намеренные вили «на моменте» и непроизвольные «козления»,а также смягчают последствия резкого сброса газа (проще говоря, недают грохнуть передним колесом обасфальт).Квик-шифтер позволяет переключать передачи без выжима сцепления и сброса газа. Чтобы уравнятьскорости валов КП, эта система надоли секунды изменяет опережение зажигания и подачу топлива.Поскольку в гоночной практикеквик-шифтер применяется давно,его конструкция отработана и отлажена, и приходится лишь удивляться тому, что на серийных аппаратахего используют только Aprilia, Ducatiи BMW (опционно).Хотя практически все производители мощных спортбайков для предотвращения блокировки заднегоколеса при резком сбросе газа ис-2/9/12 8:52 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШСПОРТБАЙКИ2012APRILIA RSV4 FACTORY APRCBMW S1000RRDUCATI 1199 PANIGALE Sданные производителяданные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕКОРОЛЕВАСУПЕРСПОРТА> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Модельный год2012Модельный годСнаряженная масса, кг179*Снаряженная масса, кг178*Снаряженная масса, кгДлина, мм2040Длина, мм2056Длина, мм2075База, мм1420База, ммБаза, мм14371422,72012188Высота по седлу, мм845Высота по седлу, мм820Высота по седлу, мм825Вылет, мм105Вылет, мм98,5Вылет, мм100Угол наклона рулевой колонки, град.24,5Угол наклона рулевой колонки, град.Угол наклона рулевой колонки, град.24,5Объем бензобака, л17> ДВИГАТЕЛЬОбъем бензобака, л2417,5> ДВИГАТЕЛЬОбъем бензобака, л17> ДВИГАТЕЛЬТипV4, 4TТипR4, 4TТипV2, 4TГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³999,6Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия78×52,313:1Рабочий объем, см³999Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 80×49,7Степень сжатия13:1Макс. мощность, л.с. при об/мин180/12 250Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/мин115/10 000Макс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питаниявпрыск топлива,2 форсунки на цилиндржидкостная112/9750Система питанияСистема запускаСистема охлажденияСистема запуска193/13 000впрыск топливаСистема охлажденияРабочий объем, см³Степень сжатияэлектростартер12,5:1Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питанияжидкостнаяэлектростартер1198Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 112×60,8Класс 600-кубовых спортбайков переживает далеко не лучшие времена. Продажи упалидраматически, именно из-заэтого BMW придерживает выпуск собственного суперспорта,который, по слухам, давно ужеготов к производству. В сезоне-2012 ни один традиционныйпроизводитель в этой категориине отметился даже модернизацией!И вот на таком безрадостномфоне MV Agusta рискнула выпустить свой первый суперспорт. Более того, компания195/10 750132/9000впрыск топлива,2 форсунки на цилиндрСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯСцеплениеСцеплениеСцеплениемногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкоймногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкоймногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкойКоробка передач 6-ступенчатая, кассетного типаКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачаГлавная передачацепьГлавная передачацепьцепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаРамаРамадиагональная, алюм. сплав,с регулировками рулевой колонки,высоты маятника и положениясилового агрегатаПередняя подвескателескопическая вилкаперевернутого типа, полностью регулируемаяДиаметр труб, мм43Ход колеса, мм120Задняя подвескамаятниковая, с прогрессивной характеристикой и полностьюрегулируемым моноамортизаторомПередняя подвескаДиаметр труб, ммХод колеса, ммдиагональная, алюм. сплавтелескопическая вилкаперевернутого типа,полностью регулируемая46120Задняя подвескамаятниковая, с прогрессивной характеристикой и полностьюрегулируемым моноамортизаторомХод колеса, мм130Тормозная система раздельная, гидравлическаяраздельная, гидравлическая, по заказу –интегральная, с ABSПередний тормоз2 диска ∅ 320 мм,4-поршневые моноблочные скобыПередний тормоз2 диска ∅ 320 мм,4-поршневые радиальные скобыХод колеса, ммЗадний тормозКолесаПередняя шина130диск ∅ 220 мм,2-поршневая скобакованые, алюм. сплав120/70ZR17Задняя шина 200/55ZR17, по заказу 190/55ZR17пользуют сцепления с обратнойпробуксовкой, некоторые в помощьему используют и электронные системы. Так, на Ducati Panigale электроника отслеживает положениедроссельных заслонок, выбраннуюпередачу и степень замедления58Тормозная системамонокок, алюм. сплавПередняя подвескателескопическая вилкаперевернутого типа, полностью регулируемая,электронные регулировки гидравликиДиаметр труб, ммХод колеса, мм43120Задняя подвескамаятниковая, с прогрессивной характеристикой и полностьюрегулируемым моноамортизатором,электронные регулировки гидравликиХод колеса, ммТормозная система130раздельная, гидравлическая, по заказу – с ABSПередний тормоз2 диска ∅ 330 мм,моноблочные 4-поршневые скобыЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,1-поршневая скобаЗадний тормозКолесалитые, алюм. сплавКолесадиск ∅ 245 мм,2-поршневая скобакованые, алюм. сплавПередняя шина120/70ZR17Передняя шина120/70ZR17Задняя шина190/55ZR17Задняя шина200/55ZR17оборотов двигателя и при необходимости приоткрывает дроссельные заслонки.ABS на спортбайках работаетв более сложных режимах, чем народстерах и турерах: она обученараспознавать такие ситуации, какстоппи, вили, торможение двигателем, езда в сильном наклоне. Обычно такая тормозная система – полуинтегрального типа: нажатие напедаль тормоза воздействует толькона заднее колесо, а вот сильноедавление на рычаг переднего тор-Kawasaki ZX-10R0R Ninja новогопоколения дебютировалтировал всего годназад, поэтому к сезону 2012 г.изменились лишьь вариантырраскраски. Самыйй насыщенныйэлектроникой мотоциклотоцикл от японскихпроизводителей.. Трекшн-контрольвходит в стандартноеартное оснащение,ABS – за доплату.у. Подробнее –«Мото» № 2-2011.1.Honda CBR1000RR0RR Fireblade отмечаетей легендарной серии.20-летний юбилейК сезону 2012 г. спортбайк получилновые подвески Showa (Big Pistonalance Free RearFork спереди и Balance2-спицевые колеса,Cushion сзади), 12-спицевыею панель на жидкихновую приборнуюененные настройкикристаллах, измененныеы облицовок. По заказувпрыска и формыкомплектуется комбинированнойемой с ABS.тормозной системойmoto.zr.ru март 2012050-061 marsh.indd 582/9/12 8:53 PM возлагает на аппарат нешуточные надежды (см. «Мото» №42011). Что же противопоставили итальянские конструкторысоперникам и кризису?«Прежде всего это MV Agusta».Не смейтесь, это – аргумент!Клаудио Кастильони удалосьневероятное: возродить легендарный бренд (который, скажемчестно, к началу 1990-х уже начали подзабывать) во всей егокрасе, ухитрившись обойтисьбез дорогостоящей гоночнойпрограммы. Теперь же, напевая«Мне сверху видно все», Клаудио наблюдает за воплощениемпроекта «F3», который долженперенести марку из почетного,но не очень прибыльного сектора эксклюзива в премиальныйсектор масс-продакшна.Создатели MV Agusta F3 АдрианМортон и Эцио Масчерони неподдались соблазну сотворитьяпона-клон (путь, как показывает практика, весьма успешный).У них даже двигатель вращается в обратную сторону – как нааппаратах MotoGP! Три цилиндра выбраны ради лучшей тяги,ну и фора в 75 «кубиков» не помешала. Блок цилиндров отлиткак одно целое с верхней частью картера. Во впускном тракте (с рекордным в классе диаметром диффузора – 50 мм) двефорсунки на цилиндр. Но изюминка машины – система MVICS(Motor & Vehicle IntegratedControl System). Она объединяет управление дроссельнымиMV AGUSTA F3заслонками по проводам,выбор из пяти режимовуправления двигателем (четыре предустановленные, а пятыйможно запрограммировать самостоятельно), восьмипозиционный трекшн-контроль,лонч-контроль и квик-шифтер.То есть по насыщенности электронными системами аппарат уступит лишь редкому супербайку,а в классе суперспорт такуюроскошь вообще пока виделилишь на гоночных машинах!Шасси мотоцикла – в традицияхмарки. Рама в передней частиизготовлена из труб хромомолибденовой стали, ее заднюючасть составляют алюминиевыеотливки. Передняя полностьюрегулируемая телескопическаявилка – от Marzocchi, задниймоноамортизатор с дополнительными регулировками гидравлики высокой и малой скорости сжатия – Sachs. Впрочем,первая партия спортбайков выпущена в исполнении Serie Oro,с подвесками Öhlins, тормозамиBrembo в гоночной спецификации и углепластиковыми облицовками. Но в этой версии мотоцикл стоит фантастические €24тыс. (в Италии!), и компания нескрывает, что серия ориентирована скорее на коллекционеров.А вот «обычный» F3 стоит вменяемые €11,99 тыс. (опять-такив Италии) – и это уже бомба! Потому что это ценовой уровеньбольшинства «шестисоток», ноу тех нет электронных системи эмблемы MMV Agusta.данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Сухая масса, кг173Длина, мм2060База, мм1380Высота по седлу, мм805Вылет, мм99Объем бензобака, л16> ДВИГАТЕЛЬТипR3, 4ТГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³675Диаметр цилиндра × ход поршня, мм79×45,9Степень сжатия13:1Макс. мощность, л.с. при об/мин126/14 400Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 71/10 600Система питаниявпрыск топлива,2 форсунки на цилиндрСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯСцеплениемногодисковое, в масляной ваннеКоробка передач6-ступенчатая, кассетного типаГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамапространственная, комбинированная:сталь + алюм. сплавПередняя подвескателескопическаявилка перевернутого типа,полностью регулируемаяДиаметр труб, мм43Ход колеса, мм125Задняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикойи полностью регулируемым моноамортизаторомХод колеса, ммТормозная системаПередний тормоз123раздельная, гидравлическая2 диска ∅ 320 мм,4-поршневые радиальные скобыЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,2-поршневая скобаКолесалитые, алюм. сплавПередняя шинамоза приводит в действие тормозаобоих колес.Разработанную компанией ÖhlinsРазсистему электронного управлениясистеподвесками применить на спортподвебайке пока успела лишь Ducati – натоп-версиях модели Panigale. Гидтоп-вравлические характеристики измеравлиняются с помощью расположенныхняютсвнутри узлов актуаторов. Водительвнутрможет использовать предустановможеленные значения, которые привязаленнырежимам работы двигателя,ны к рлибо отрегулировать эти параметрысамостоятельно, используя панельсамосприборов в качестве дисплея борприботового компьютера.товогСистема сбора данных – прибамСисполезный для фанатов трекбас, пдней. Она записывает скоростьмотоцикла, обороты двигателя,степень открытия дроссельных заслонок, выбранную передачу, степень вмешательства трекшн-контроля и т.д. и т.п. в каждый моментдвижения, с тем чтобы потом этиданные можно было скинуть на компьютер и проанализировать. На заказ такая система устанавливаетсяна BMW S1000RR и Ducati Panigale(в версии Tricolore входит в стандартное оснащение).Какой должна быть панель приборов спортбайка? Здесь проектировщики разделились на двалагеря. Одни считают, что обороты двигателя – важнейший параметр и его удобнее считывать со120/70ZR17Задняя шина180/55ZR17стрелочного тахометра. Другие же делают ставку на дисплеис графическим тахометром. Темболее что такое исполнение позволяет полностью менять видпанели приборов: например, одинвариант для дорожной езды, второй – для трека. Самый продвинутый вариант – панель Ducati Panigale на TFT-транзисторах, котораяавтоматически меняет свой видв зависимости от выбранного режима.ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫЕсли мощности и момента бесконечно много, то скоростные качествамашины определяют сцепные свойства шин. Похоже, создатели супер-март 2012 moto.zr.ru050-061 marsh.indd 59592/9/12 8:53 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШСПОРТБАЙКИ2012HONDA CBR1000RR FIREBLADEKAWASAKI ZX-10R NINJAKTM 1190 RC8RMV AGUSTA F4RRданные производителяданные производителяданные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг200> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг198> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Модельный годСнаряженная масса, кг184**Снаряженная масса, кг192*Длина, мм2100База, мм1430Длина, мм2077Длина, мм2075Длина, ммБаза, мм1407База, мм1425н.д.База, мм1425Высота по седлу, мм820Высота по седлу, мм813Высота по седлу, ммВылет, мм96,3Вылет, мм110Вылет, ммУгол наклона рулевой колонки, град.25,5Угол наклона рулевой колонки, град.23,3Угол наклона рулевой колонки, град.Объем бензобака, л16,5Объем бензобака, лУгол наклона рулевой колонки, град.23° 18ʹОбъем бензобака, л17,7> ДВИГАТЕЛЬОбъем бензобака, л17> ДВИГАТЕЛЬ805/825201297> ДВИГАТЕЛЬВысота по седлу, мм830Вылет, мм100,423,5±117> ДВИГАТЕЛЬТипR4, 4TТипR4, 4TТипV4, 4TТипR4, 4ТГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³999,8Диаметр цилиндра × ход поршня, мм76×55,1Степень сжатия12,3:1Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питания178/12 000112/8500впрыск топлива,2 форсунки на цилиндрСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартерРабочий объем, см³998Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия76×5513:1Рабочий объем, см³1195Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия13,5:1Макс. мощность, л.с. при об/мин200,1/13 000Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/мин114,3/11 500Макс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питаниявпрыск топлива,2 форсунки на цилиндрСистема запускаСистема питанияжидкостнаяСистема охлаждения105×69Система запуска175/10 250127/8000впрыск топливаСистема охлажденияэлектростартерСтепень сжатия> ТРАНСМИССИЯСцеплениеСцеплениеСцепление79×50,913,4:1Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питания201/13 400114/9200впрыск топлива,2 форсунки на цилиндрСистема охлажденияжидкостнаяСистема запуска> ТРАНСМИССИЯмногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкой998Диаметр цилиндра × ход поршня, ммжидкостнаяэлектростартер> ТРАНСМИССИЯмногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкойРабочий объем, см³электростартер> ТРАНСМИССИЯмногодисковое,в масляной ваннеКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачацепьГлавная передачацепьГлавная передачацепьСцеплениемногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкойКоробка передач 6-ступенчатая, кассетного типаГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаРамаРамаРамадиагональная, алюм. сплавдиагональная, алюм. сплавпространственная, стальнаяПередняя подвескателескопическая вилка BPFперевернутого типа, полностью регулируемаяПередняя подвескателескопическая вилка BPFперевернутого типа, полностью регулируемаяПередняя подвескателескопическая вилкаперевернутого типа, полностью регулируемаяДиаметр труб, ммДиаметр труб, ммДиаметр труб, мм43Ход колеса, мм120Ход колеса, мм43120Ход колеса, мм43120Задняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикойи полностью регулируемым моноамортизаторомЗадняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикойи полностью регулируемым моноамортизаторомЗадняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикойи полностью регулируемым моноамортизаторомХод колеса, ммХод колеса, ммХод колеса, мм138,2140Тормозная системараздельная, гидравлическая, по заказу – интегральная, с ABSТормозная системараздельная, гидравлическая, по заказу – с ABSПередний тормоз 2 диска ∅ 320 мм, 4-поршневыерадиальные скобыПередний тормоз 2 диска ∅ 310 мм, 4-поршневыерадиальные скобыЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,1-поршневая скобаЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,1-поршневая скобаКолесалитые, алюм. сплавКолесалитые, алюм. сплавТормозная система120раздельная,гидравлическаяПередний тормоз2 диска ∅ 320 мм,4-поршневые моноблочные скобыпространственная, комбинированная: сталь + алюм. сплавПередняя подвескателескопическая вилкаперевернутого типа, полностью регулируемаяДиаметр труб, ммХод колеса, мм43120Задняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикойи полностью регулируемым моноамортизаторомХод колеса, мм120Тормозная система раздельная, гидравлическаяПередний тормоз2 диска ∅ 320 мм,4-поршневые моноблочные скобыЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,2-поршневая скобаЗадний тормозКолесалитые, алюм. сплавКолесадиск ∅ 210 мм,4-поршневая скобакованые, алюм. сплавПередняя шина120/70ZR17Передняя шина120/70ZR17Передняя шина120/70ZR17Передняя шина120/70ZR17Задняя шина190/50ZR17Задняя шина190/55ZR17Задняя шина190/55ZR17Задняя шина190/55ZR17байков уже подошли к данномупределу, поэтому дальнейшее совершенствование моторов будет направлено не на повышение максимальной мощности, а на расширениерабочего диапазона и сглаживаниемощностной кривой. Посколькуэлектроника стремительно совершенствуется, ухитряясь при этом недорожать, то вскоре мы будем вспо-60минать нынешние трехрежимные регуляторы со снисходительной улыбкой. Возможно, спортбайки получатвстроенные возможности широкихрегулировок абсолютно всех систем,а индустрия тюнинга будет предлагать не «железо» (установку которого в Европе к тому же стремятся запретить), а «софт», позволяющийграмотно настроить свой байк.Технари выложат в сеть огромныемануалы с рекомендациями типа:«Включение вторичных форсунок начетвертом повороте трассы N устанавливаем на 9000 об/мин». А дляне столь продвинутых юзеров важнейшей станет кнопка Reset, возвращающая заводские настройки…Революции в конструкции ходовой части ожидать не приходится.Алюминиевая «диагональ» из крупных отливок – вариант компромиссный, но всех устраивающий и к тому же довольно технологичный.Интересен выпад «подвесочной»компании Showa, фактически вернувшейся к конструктивным схемам1960-х гг. Подвески с электроннымуправлением пока еще темная лошадка. Конкуренты фирмы Öhlins,moto.zr.ru март 2012050-061 marsh.indd 602/9/12 8:53 PM SUZUKI GSX-R1000YAMAHA YZF-R1данные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг203Модельный год2012Снаряженная масса, кг206Длина, мм2045Длина, мм2070База, мм1405База, мм1415Высота по седлу, мм810Вылет, мм98Высота по седлу, мм835Вылет, мм102Угол наклона рулевой колонки, град.23,5Угол наклона рулевой колонки, град.24Объем бензобака, л17,5Объем бензобака, л18> ДВИГАТЕЛЬ> ДВИГАТЕЛЬТипR4, 4TТипR4, 4TГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³999Рабочий объем, см³998Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 74,5×57,3Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатияСтепень сжатия12,9:1Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питания185/10 500н.д.впрыск топлива,2 форсунки на цилиндрСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартер78×52,212,3:1Макс. мощность, л.с. при об/мин182,1/12 500Макс. крутящий момент,Нм при об/мин115,5/10 000Система питаниявпрыск топлива,2 форсунки на цилиндрСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯСцеплениеСцеплениемногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкоймногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкойКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачацепьГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаРамадиагональная, алюм. сплавдиагональная, алюм. сплавПередняя подвеска телескопическая вилка BPFперевернутого типа, полностью регулируемаяПередняя подвескателескопическая вилкаперевернутого типа, полностью регулируемаяДиаметр труб, ммДиаметр труб, ммХод колеса, мм43120Ход колеса, мм43120Задняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикойи полностью регулируемым моноамортизаторомЗадняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикойи полностью регулируемым моноамортизаторомХод колеса, ммХод колеса, мм130120Тормозная система раздельная, гидравлическаяТормозная система раздельная, гидравлическаяПередний тормоз2 диска ∅ 310 мм,4-поршневые моноблочные скобыПередний тормоз2 диска ∅ 310 мм,6-поршневые радиальные скобыЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,2-поршневая скобаКолесалитые, алюм. сплавЗадний тормоздиск ∅ 220 мм,1-поршневая скобаКолесалитые, алюм. сплавПередняя шина120/70ZR17Передняя шина120/70ZR17Задняя шина190/50ZR17Задняя шина190/55ZR17Примечания: * – сухая масса; ** – без топлива; н.д. – нет данных.очевидно, взяли паузу, чтобы посмотреть, как эти узлы будут вестисебя после двух-трех лет эксплуатации. А вот ABS пропишется навсех спортбайках – со вступлениемв действие законодательных норм,заставляющих устанавливать этусистему. В свою очередь, датчикиABS пригодятся и для электронныхсистем.600-кубовые суперспорты должныотставать от супербайков по определению, хотя бы для того, чтобы оправдать ценовой разрыв. Но очевидно, что вскоре и в этом классе придутдвигатели нового поколения с управлением дроссельными заслонками«по проводам», а это позволит с легкостью реализовать работу такихсистем, как трекшн-контроль.март 2012 moto.zr.ru050-061 marsh.indd 61612/9/12 8:53 PM