КОНКУРСОТВЕТЫ НА ЗАДАЧУ ПРО РАЗЛИЧИЯ ЦЕПНОГО И КАРДАННОГО ПРИВОДОВМЫ ПОЛУЧИЛИ САМЫЕ РАЗНЫЕ. ПРИЧЕМ ВОПРОС ОКАЗАЛСЯ НЕОЖИДАННОСЛОЖНЫМ, ЧТО УПРОСТИЛО ВЫБОР ПОБЕДИТЕЛЯ. ИМ СТАЛ СЕРГЕЙ КУТЕПОВ.ОН ПОЛУЧАЕТ ОТ КОМПАНИИ BMW ФИРМЕННУЮ СМАЗКУ ЦЕПИ.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ №12012ОПОРНЫЙ ПРЫЖОКНапомним, речь шла о том, что прирезком старте мотоцикл поднимается над задним колесом, его подвеска разжимается. Однако мотоциклы с приводом колеса валом«подпрыгивают» сильнее, чемс цепным приводом. Объясненийчитатели прислали множество.Многие вспомнили, что цепьсостоит из множества звеньев,в каждом из которых есть небольшой зазор. Якобы оттого при старте с цепным приводом и рывок получается слабее, и мотоцикл нетак сильно «козлит». Да еще провис вносит свою лепту: пока цепьнатянется, вал уже поднимет мотоцикл.Но провис или люфт в звеньяхцепи вообще не влияет на передачумомента, пока цепь не натянется.Больше того, за счет сил инерциив трансмиссии с неотрегулированной (провисшей цепью) рывки притрогании или торможении будут даже больше, чем при натянутой.Другая версия, продолжающаяпервую, – «заброс момента» приупругой деформации вала. «Ответнапрашивается сам собой из курсаприкладной механики, – пишет читатель. – Переднее колесо отрывается от земли под воздействиемкрутящего момента, передаваемого на заднее колесо, в случае с цепью этот момент доходит до негопрактически без искажений (еслине брать в расчет небольшое растяжение цепи), однако у карданного вала все немного сложнее.В момент передачи момента на валот двигателя происходит его деформация, называемая кручением, что вызывает «заброс» кривойкрутящего момента немного вышезначения, передаваемого двигателем (кривая идет вверх линейно,затем делает небольшую «шапочку» и выходит на рабочее значение). Именно эта «шапочка» момента, возникающая за счеткручения, дает больший момент(по сравнению с цепью) и мотоцикл охотнее «подпрыгивает».Теоретически верно, практически же деформация вала ничтожнаи намного короче во времени, чем«схватывание» сцепления, котороекак раз и обеспечивает плавное нарастание крутящего момента.На самом деле все несколькопроще, в пределах школьного курса физики. Вот ответ победителя.«Если сказать точнее, то не «карданный» мотоцикл «подпрыгивает» лучше, а мотоцикл с цепнымВНИМАНИЕ,ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатыйв «Мото» №5-2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.23. ДЕРЖИ КОНЕЦ!Когда мотоцикл ломается вдали от дома, это неприятно. Но еще не катастрофа. А вот когда это происходит вдали от цивилизации, да еще в дождьили мороз (и для многих эндуристов сие вовсе не теория!), ситуация становится критической. Бросать мотоцикл жалко, толкать бесполезно, а вотвзять на буксир – заманчиво. Да, ПДД запрещают такой вариант по отношению к «одиночкам», но ведь и действуют они только на дорогах.А где-нибудь на зимнике или на тропинке такая возможность существует.Как же дотащить мотоцикл максимально безопасно? Куда, что и как крепить и как двигаться? Делитесь опытом!Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый илиэлектронный адрес редакции (см. с. 6) до 15 апреля 2012 г.Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.089 rem zadacha.indd 89приводом «кабрится» хуже. Таккак тянущая ветка цепи не пересекает ось вращения маятника задней подвески, то относительноэтой оси возникает сжимающийзаднюю подвеску крутящий момент, который пропорционаленрасстоянию от упомянутой оси дотянущей ветки цепи по нормали.Посему крутящий момент на валу ведущей звездочки реализуетсяв виде крутящего момента как наколесе («полезного»), так и на осимаятника («бесполезного»). То жесамое относится и к мотоцикламс ременным приводом колеса.И, безусловно, явление возникает только в мотоциклах с вращательной конструкцией маятника,коих подавляющее большинство.В мотоцикле с главной карданнойпередачей амортизаторы заднейподвески не сжимаются от крутящего момента двигателя, так как«кардан» вращается в другойплоскости. К тому же ось карданного вала во множестве конструкций пересекает ось качания маятника, не вызывая «побочных»реактивных крутящих моментов».Чтобы лучше понять, как работает трансмиссия, достаточнопредставить, что заднее колесозакреплено на дороге в точке контакта (практически так и происходит в случае старта без пробуксовдки). При приводе валом мотоциклкстремится «обкатиться» вокруг весдомой шестерни главной передачид(колесо-тостоит!), из-за чего при(к(кподнимается над дорогой. Цепнойппривод передает тот же момент,пно, кроме того, тянет за верх ведонмой шестерни, стремясь повернутьммаятник «внутрь» мотоцикла, томесть сжать заднюю подвеску. Рееакция опоры и вызывает некотоарое опускание (или, точнее, уменьршение подъема) всего мотоцикла.шЭтот эффект зависит от положенияЭмаятника мотоцикла, но не от диамметра звездочек, поскольку с росмтом диаметра момент на плечетуменьшается в обратной пропоруциональности.ц2/9/12 9:39 PM