ВИЦЕПРЕЗИДЕНТ HRC СЮХЕЙ НАКАМОТО ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА ВСТРЕЧАЛСЯС ГЛАВОЙ DORNA КАРМЕЛО ЭСПЕЛЕТОЙ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧЕМПИОНАТЕ MOTOGP.ПО ЕГО СЛОВАМ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПОДТАЛКИВАЕТ HONDA К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ,НАПРАВЛЕННЫХ НА УДЕШЕВЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОГО КЛАССА. ОДНАКО ЯПОНСКИЙ КОНЦЕРН АБСОЛЮТНОНЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПРЕВРАЩЕНИИ ВЕРШИНЫ МОТОСПОРТА В ОДНУ СПЛОШНУЮ КАТЕГОРИЮ CRT.MOTOGPЕсли хотите стать изгоемсреди фанатов MotoGP,выскажите мнение,что для прототипов новойкатегории Claiming RuleTeams(CRT) сезон 2012 г. станеткатастрофически провальным.Стоило обронить фразу, чтоболиды CRT не только неразожгут интерес у публики, нои – того хуже! – будут опасными,воцарилась такая тишина, будтоя покусился на нечто святое.ШАГВПЕРЕД,ДВАНАЗАДтекст Романа АБАЛАКИНА, фото Вячеслава ЛАРКИНА и команд-участницDorna, занимающаяся организацией и продвижением чемпионатаMotoGP, действует на основанииконтракта с FIM (Международноймотоциклетной федерацией), в котором прописано обязательствовыставлять на старт каждой гонкиминимум 18 гонщиков. Откровенно говоря, в течение всего сезона2011 г. их был явный недобор. Нанекоторых этапах можно было бынабрать очки, даже выступив надревнем кольцевом «Востоке»С-565 и просто добравшись до финиша. Например, на Phillip Island,где клетчатый флаг увидели лишь10 участников, 11-я строка принес-ла бы реальные пять очков – неплохо для 46-летнего мотоцикла.Не то чтобы австралийская трассапредставляла собой какую-то аномалию, нет. От 11 до 13 финишировавших насчитывалось в большинстве раундов!Обычно гоночное кольцо имеетдлину 4–5 км, а такие как Brno илиSilverstone – и более. Временамиразрыв между гонщиками на некоторых Гран-при был таков, что, наблюдая за гонкой с трибун, в этотпромежуток времени можно быловыпить чашку кофе и при этом ничего не пропустить – прямо какаято насмешка над спортом. Для тех,ФЕДЕРИКОСАНДИ94кто заплатил за входной билет, всевыглядит иначе, чем по телевидению, где благодаря умелому монтажу можно удачно замаскироватьгромадные пустоты. Второй раззрители могут и не прийти. Падениеинтереса повлечет за собой снижение доходности от продажи билетов, а также сокращение вливанийот спонсоров и рекламодателей.Шоу стало затухать с момента,когда Dorna решила внести некоторые коррективы. Главная идеясостояла в том, чтобы позволитьчастным командам соревноваться наравне с заводскими, тратя наэто заметно меньше средств. Стоит вспомнить, в какую сумму дляYamaha, Honda и Ducati обходитсяучастие в MotoGP. По некоторымданным, прошлый год облегчилказну Honda на $450 млн, Yamaha –не менее чем на $300 млн. И тольконебеса в курсе, сколько титульныйспонсор Ducati продал сигарет –цифра запредельная.Для сравнения: топ-командамWorld Superbike для конкурентоспособной борьбы достаточно болеескромных $10 млн. Глядя на них,первые лица из Dorna и задумалисоздать новый «большой цирк»с командами, для которых участиестоило бы не дороже, чем в WSBK.Такие низкобюджетные командыи будут именоваться Claiming RuleTeam или CRT.Абстрактно эта идея, начертаннаяна салфетке во время обеденногоперерыва, выглядит красиво, особенно если в гонках ты ничего непонимаешь. И вправду, первоклассная ходовая часть в сборе обойдется в сумму меньше 250 тыс. «зеленых», что составит львиную долюзатрат на технику. Причем некоторые перебьются и без высокотехнологичного шасси: во время послесезонных тестов в Валенсии Рэнди деПюнье обкатывал слегка модифицированную раму от Aprilia RSV4, и,похоже, с гранприйными покрышками Bridgestone она работала вполнесносно. Кроме того, найдется немало супербайковских моторов, способных выдать 220 л.с. (оригинальные двигатели в MotoGP выдаютпримерно столько же), например,силовой агрегат Aprilia RSV4, потенциал которого отрицать трудно.И если ходовая будет стоить€200 тыс., а мотор – «какие-то»ИВАНСИЛЬВАmoto.zr.ru март 2012094-097 sport crt.indd 942/9/12 7:39 PM ПОСЛЕ ПЕРВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ С ЗАВОДСКИМИ КОМАНДАМИ КАРМЕЛА ЭСПЕЛЕТА ПОДГОТОВИЛНОВЫЙ ПАКЕТ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГЛАМЕНТ MOTOGP. ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЕТСЯ УСТАНОВИТЬВЕРХНЮЮ ПЛАНКУ ДЛЯ БЮДЖЕТОВ КОМАНД, А ТАКЖЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕНЕКОТОРЫХ ДОРОГОСТОЯЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕРИАЛОВ. ОТ ИДЕИ ЕДИНОГО ECU ОТКАЗАЛИСЬ,НО ЗАТО В ПЛАНАХ С 2013 Г. ВНЕДРЕНИЕ ПРАВИЛА ОДИН ПИЛОТ ОДИН МОТОЦИКЛ.€20 тыс. (вместе с КП), то в чемпроблема?Все дело в маленькой черной коробке с кремнием и припоем – блоке управления двигателем (ECU).Именно в нем и кроется успех многих команд в MotoGP и WSBK. Потому как современный ECU заведуетне просто образованием горючейсмеси и ее воспламенением, нои трекшн-контролем, системой контроля старта (лонч-контролем), антивили, а также автоматическимиперегазовками при переключениивниз, и это всего лишь начало. Следующий шаг – интеграция GPSи ECU, чтобы заставить мотор работать с оптимальной отдачей в зависимости от того, на каком участкетрека находятся пилот и мотоцикл.Электронные мозги сами решат,сколько передать мощности в распоряжение гонщика, чтобы тот могвоспользоваться ею в полной меребез боязни переборщить.Конечно, на словах это все элементарно, но даже топ-командымеж тем в некотором замешательстве, так как от теории до реализации подобной технологии путь неблизкий. Колин Эдвардс, которогопереманили в NGM/Forward Racing(команду категории CRT), первымделом после тестов новой машиныпрокомментировал ситуацию вокругэлектронных систем: «Наши рукибуквально связаны электроникой.В 2003 г. Aprilia одной из первыхприменила все эти «электронныеручки газа», и у меня такое чувство,будто сейчас приходится повторятьуже пройденное. Последние несколько лет у меня в распоряжениибыла система трекшн-контроляс отчетливой обратной связью, чьюработу можно было определить наслух. И эволюция дошла до уровня,когда ее вмешательство не нарушает сбалансированности шасси. А теперь… Я открываю газ в полнойуверенности, что трекшн работает,но я понятия не имею КАК! Это всеравно что кидать кости».Потом Эдвардса было не остановить: «Сейчас все напрямую зависитот электроники. Невозможно ездитьна мотоцикле, на котором ты поворачиваешь ручку газа и не получаешь ничего, либо, наоборот, чутьприоткроешься – и на тебя вываливается все. На данный момент у меня первый вариант. Рисковать нечем, я даже не могу получитьадекватного ускорения на прямой.Так что пока езжу на свои 65%».Насчет перспектив на сезон2012 г. Колин был откровенен:«Стартуй чемпионат сейчас (декабрь 2011 г. – Прим. ред.), я быфинишировал в самом хвосте пелетона. Но все-таки я чувствуюпотенциал для извлечения успехаиз существующего положения и достижения вменяемых результатов.Собираемся ли мы сражаться с парнями из заводских команд? Чертпобери, нет. Сможем ли навязатьборьбу некоторым прототипам?Не сомневаюсь».Эдвардс – один из самых опытных пилотов в паддоке и уж точнонеплохой девелопер. Едва ли найдется тот, кто станет обвинять егов выборе CRT ради спокойной пенсии. Но Техасскому Торнадо придется очень постараться, чтобы на ны-СПОРТВряд ли новые участники из CRTсоставят реальную конкуренциюБену Спису – даже бывший коллегапо команде, опытнейший КолинЭдвардс, на тестах в Сепанге быллишь пятнадцатым.На фотографии запечатленаработа инженеров и механиковсупербайковской команды Aprilia.Похоже, чуть ли не те же самыелюди в фирменной «априлиевской»униформе будут работать надпроектом CRT MotoGP. Беда в том,что без их знаний и навыковкоманде Aspar не обойтись.КАРМЕЛОМОРАЛЕСнешнем мотоцикле докарабкатьсяхотя бы до первой десятки.При всем том блок ECU – это и самый убийственный фактор для всего проекта CRT. Насколько темаэлектроники важна для Dorna, можно понять из технического регламента. Ведь всякая команда вольнаприобрести любой двигатель за €20тыс. – за эту сумму она получаеткомплектный силовой агрегат, но…без «мозгов» и «софта».Есть и еще один нюанс. Мотоциклы CRT не могут быть заводскойподготовки. Само собой, ради этогои задумывалась категория. Не всетак легко. Возьмем, к примеру, команду Aspar, которая входит в чем-март 2012 moto.zr.ru094-097 sport crt.indd 95952/9/12 7:39 PM СПОРТИВНЫЙ ДИРЕКТОР PRAMAC DUCATI КАРЛО ПЕРНАТ ВСЕГДА БЫЛ ИЗВЕСТЕН СВОЕЙ ПРЯМОТОЙ.ПО ЕГО МНЕНИЮ, ВНЕДРИВ НОВУЮ ПОДКАТЕГОРИЮ CRT, DORNA ТАКИМ ОБРАЗОМ ПЫТАЕТСЯУБЕДИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПОСТАВЛЯТЬ КОМАНДАМСАТЕЛЛИТАМ ПРОТОТИПЫ ПО ЦЕНЕНЕ БОЛЕЕ 1 МЛН ЕВРО. И ПОХОЖЕ, ЧТО ЗАВОДЫ УЖЕ СВЫКЛИСЬ С ЭТОЙ ИДЕЕЙ. ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКОЗАКРЕПИТЬ ЕЕ ПРАВИЛАМИ.пионат со своими мотоциклами CRTна базе моторов Aprilia RSV4, полученных по договору аренды с правом выкупа. Почему не купленных?Как сказали в команде, таково было требование Aprilia. Причем в договоре та прописала обязательноеусловие, чтобы двигателями занимались только ее инженеры. Персоналу же Aspar остается менятьколеса да натирать пластик. Затокоманде помогают люди с серьезным навыком настройки электроники. Но как такой уровень подготовки и технологий соотноситсяс заявленной малобюджетностью?Если сумма расходов будет близкак той, что приходилось выкладывать командам, участвовавшимна технике Aprilia в классах 125и 250 см³, – тогда никак. При желании вы наверняка сможете купитьдвигатель подготовки Aprilia – Aspar, и он будет идентичен знаменитому мотору с приводом распредвалов от шестерен… Но зачем?Вам никто не продаст ни ECU, низаставляющий его работать «софт»,ни знания априлиевских специалистов. По мне так команда Aspar решила заявиться в CRT по той причине, что ей удалось заполучитьневероятно конкурентоспособныймотор и двух талантливых гонщиков: «супер-быстрого-пока-в-седле» Рэнди де Пюнье и подающегонадежды 22-летнего испанца Алекса Эспаргаро.Но оставим в покое испанскуюкоманду и вернемся к категорииCRT в целом. Сам факт, что ееучастники будут плестись во второйполовине пелетона, ясен и без подсказок. Но все же стоит подготовиться к настоящему шоку. Дляэтого достаточно посмотреть времяс тестов в Сепанге.Первым на тестах был Кейси Стоунер (1.59,607), вторым – Хорхе Лоренцо (2.00,198), третьим – ДаниПедроса (2.00,256), четвертым –Бен Спис (2.00,495)… Самый быстрый из CRT, Колин Эдвардс на SuterBMW, лишь пятнадцатый (2.04,722)!А последний из «бюджетников», испанец Хорди Торрес из FRT Kawasaki,и вовсе показал 2.10,184. Сравните их с рекордными для малазийского трека квалификационными2.00,518, записанными на счет Валентино Росси и Yamaha в 2009 г.9615623471 Прототипам категории CRTдозволено иметь запас топливав размере 24 л («традиционные» гранприйные мотоциклырасполагают лишь 21 л).2 Блок управления двигателемECU может быть любым. Поэтому здесь обязательно появитсяполный букет электроники(трекшн-контроль, лонч-контроль, вили-контроль и проч.).Вряд ли на ней можно будет сэкономить.3 Рабочий объем двигателяограничен 1000 см³, а коли-чество цилиндров – четырьмя. Всего в течение сезонакоманды CRT может использовать 12 моторов на одного пилота (заводские, члены MSMA(Yamaha, Honda и Ducati), –шесть). При этом если кому-тоиз членов MSMA покажется,что у финишировавшей команды CRT какой-то невероятный мотор, то она вправе поокончании гонки выкупить егоза €20 тыс. с трансмиссиейили за € 15 тыс. без оной, ноне более одного двигателяза сезон. Отсюда и название –Claiming Rule Team. Всего засезон подобных требованийк одной команде CRT должно быть не больше четырех.Впрочем, судя по результатамтестов, желающих воспользоваться этой возможностью будет немного.4 Правила MotoGP, касающиесяпокрышек, распространяютсяи на CRT. С 2009 г. используютсяшины Bridgestone. На весь сезон предусмотрено четыре варианта для переднего колеса,шесть – для заднего, а такжеодин – для дождевой гонки.На каждый этап можно выбратьтолько два разных компаундадля обоих колес.5 Ходовая часть должна бытьполностью оригинальной, безаналогов среди серийной техники.6 Команды свободны в выбореподвесок. Запрет касаетсятолько электронно-управляемых конструкций.7 Размерность колес четко регламентирована: переднее –4х16,5, заднее – 6,25х16,5.На тестах прототипы Suter BMWбыли фаворитами среди машин CRT,тем не менее до заводских им далеко.А ведь пилоты уровня Кейси Стоунера, едва привыкнув к новой длясебя «литровой» технике, срежутс лучшего времени «восьмисоток»еще секунды полторы и выйдут нарубеж 1.58. При подобном раскладе тот же Хорди Торрес окажетсяв 12 секундах от лидеров, что заставляет задуматься.Представим, что один круг в Сепанге у лучших гонщиков займет 120секунд с копейками или около того.Всего за одну гонку они должны проехать 30 кругов. Для кого-нибудь изарьергарда это выльется в итоговоеотставание на финише от Кейси Стоунера и его друзей в 360 секунд, чторавняется трем кругам. Поэтому од-ной из главных интриг предстоящегосезона для зрителей станет: насколько мотоциклы CRT отстанут отлидеров – на два или на три круга.Можно с уверенностью сказать, чтонескольких едких комментариев вовремя трансляции они удостоятся.Однако гонки – это не камеди-шоу!Зачем их превращать в фарс?moto.zr.ru март 2012094-097 sport crt.indd 962/9/12 7:39 PM В КАЛЕНДАРЕ MOTOGP ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ТРАССЫ. СРЕДИ ПРЕТЕНДЕНТОВ ЕЩЕ НЕ ПОСТРОЕННЫЙ АВТОДРОМ MOTORPARK В ЧИЛИ, ПРЕЗЕНТАЦИЯКОТОРОГО ПРОШЛА В НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ПРОЕКТОМ,ПОДГОТОВЛЕННЫМ ШТАТНЫМ АРХИТЕКТОРОМ ГЕРМАНОМ ТИЛЬКЕ ПРИ УЧАСТИИКЕВИНА ШВАНЦА, ПЛОЩАДЬ СООРУЖЕНИЯ СОСТАВИТ 180 ГА.нять кучу «сиэртишников», которыхони уже многократно обходили?Зрелищное шоу? Может быть. Номожно ли это назвать гонками Гранпри? Навряд ли.Понимает это и Карло Эспелета,с легкой руки которого и появилисьновшества последнего времени.Цель их ясна – радикально снизитьстоимость участия в гонках. И отступать от намеченного плана главаDorna явно не намерен – обратногопути нет. Следующим шагом станет,скорее всего, добровольно-принудительная уравниловка в виде единого блока управления (ECU) длявсех остальных команд, включаязаводские.Идея на первый взгляд неплохая – аккурат по такому пути пошелБританский супербайк. Проблемав другом: «три кита MotoGP» –Honda, Yamaha и Ducati инвестируютцелую прорву денег в собственныеразработки программного обеспечения ECU, и должно произойти нечтосовсем фантастичное, чтобы онив один миг от них отказались.С конца прошлого года Эспелетаактивно пытается найти компромиссс заводами. Правда, судя по всему,пока безуспешно. Но не будем спешить с выводами – для окончательного решения есть время до мая.ПУСТЬ ПОЛНОСТЬЮПОДГОТОВЛЕННЫЙДВИГАТЕЛЬ ВМЕСТЕС КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧИ ОБОЙДЕТСЯ ВСЕГОВ 20 ТЫС. ЕВРО,НО БЕЗ УПРАВЛЯЮЩЕЙЭЛЕКТРОНИКИ ОННИЧЕГО НЕ СТОИТ.Разница в скорости между прототипами заводских команд и CRT будет по-настоящему катастрофичной,поскольку, за исключением нескольких избранных гонщиков, весь массив CRT де-факто не сможет поддерживать высокий уровень.Я ни в коем случае не ставлю подсомнение компетентность участников чемпионата, а констатируюДЖАНЛУКАНАННЕЛЛИфакт. MotoGP – это не просто национальное или международное первенство. Здесь совершенно инойпорядок с точки зрения сложности,где чемпионы мира из других серийраскрывают себя в полной мере.Весь прошлый год было заметно,как выбивали из равновесия наквалификациях Кейси Стоунера даже чуть менее быстрые райдеры,СПОРТоказавшиеся на его траектории.Можно представить, какие молниибудут сверкать в его паддоке, когда на быстром круге он станет вечно спотыкаться о мотоциклы CRT,чья скорость километров на 50в час меньше!Что произойдет, когда «БыстраяЧетверка», сражаясь за первыеместа, круг за кругом будет дого-P. S. Когда материал уже был сданв печать, пришло сообщение, чтокоманда Team Grillini решила отказаться от участия в MotoGP в пользу WSBK. Ее несостоявшийся пилотФедерико Санди в 2012 г. станетзащищать цвета Effenbert Libertyв STK1000, а судьба второго,Джанлуки Наннелли, пока неизвестна.ЙОННИХЕРНАНДЕСмарт 2012 moto.zr.ru094-097 sport crt.indd 97972/9/12 7:39 PM