108
109
110
111
112
113
114
115
отя бымоей жизни. Хьзстчаяаемлоции. В этот раотъемэмнее–явыинотва,ескшападом,Мотопутеима встрясу мне необход ресток между Востоком и Здговыджнаодоерекдоусобиц. Был тскихЗакавказье, пвыбор пал на их культур и кровавых межрабноеще недаввнколыбель дре ь, как сейчас живут народы ств.аратинтересно узн час самостоятельных госудйсеареспублик,МИКСЗАЗА КАВКМОТБХРЕавтораРЫЖИХ, фототекст Максима108moto.zr.ru март 2012108-115 travel_caucase.indd 1082/9/12 10:03 PM ‣ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАКАВКАЗЬЮ с. 108,1000 КМ В НЕСЕЗОН с. 116,МОТОПРОБЕГ В ЗАПОЛЯРЬЕ с. 118, НОВОСТИ с. 128Готовиться к поездке мы с супругой начали за несколькомесяцев: мотоциклу сделалиТО, проработали маршрут, составили список вещей аж надве страницы. Накануне отъезда отволнения долго не могли уснуть. Новот наконец дорога! На одном дыхании долетели до Курска, где живутродственники. Вторая ночевка в палатке в лесу за Армавиром. С погодой нам откровенно везло: небо безоблачное, ветер теплый. Едеми наслаждаемся. Жизнь в пути своеобразна и интересна: другая природа, иные места, традиции и обычаи.В центре Нальчика, например,встретили свадебный кортеж с автоматчиком, торчавшим из люка автои палящим в воздух… Главное в дороге – люди. Порой краткий разговор меняет твое представление обэтих местах, а то и взгляды нажизнь. К приезжим относятся доброжелательно, всегда предлагаютпомощь.Третий день пути, на горизонтевершины Кавказа. Задача на сегодня – доехать до Тбилиси. За Владикавказом погода портится, начинается дождь. Нароссийско-грузинской границе тишина, очереди почти нет. У погранцов традиционные вопросы: сколькожрет, прет, стоит?.. При досмотревещей интерес вызвали очистительи смазка цепи, пришлось убеждать,что они не запрещены и в дороге необходимы. От российского шлагбаума до грузинского около 1 км по дороге не лучшего качества (мягкоговоря) с двумя неосвещеннымитоннелями, внутри которых вместоразделительного отбойника горащебенки по центру, да еще вода ручьями льется с потолка. Для россиянМОТОКЛУБнеобходима виза, которую мы оформили прямо на границе. Грузинскаяграница оказалось намного цивилизованнее, чем наша: никаких досмотров с пристрастием и лишнихвопросов, все быстро и четко.И вот мы в Грузии! Огорчила лишьпогода (в виде моросящего дождя)и Военно-Грузинская дорога (всяв ямах, залитых водой). Первый перевал – Крестовский (2379 м). Закладывает уши. Едешь и не можешьотвести взгляд от домиков, приютившихся высоко в горах, и облаков, до которых можно дотянуться…И вдруг вспоминаешь, что ты на одном уровне с ними – и еще большедух захватывает. Вдалеке с гор ручейками «текут» барашки, охраняемые лишь огромными собаками.Последние при приближении на небезопасное (по их мнению) расстояние срываются и бегут за мотоциклом, а когда догоняют, понимаешь,что эти собаки покрупнее твоей железной лошадки. Адреналин! И снова тоннель с ямами, жидкой глинойи ручьями, а впереди еще КамАЗ попыхивает своим «евро-6»… Усталимы в тот день крепко и, поняв, чтодо Тбилиси не дотянем, решили искать место для ночевки.Одностенная палатка при температуре «плюс с небольшим» (местами и снег встречался) не вариант..Поэтому остановились в Пасанауриаурив гостинице домашнего типа.Хозяева – муж и жена – оченьприветливые люди, накормилиужином, рассказали о Грузии,о том, как бывали в России вовремена СССР… Утром краткийинструктаж от хозяина дома обособенностях местных ПДД типа:па:«Если на дороге с ума не сошел,л,никто тебя не тронет. Езжай 130,0,и все будет хорошо!» Он оказалсяправ: за время пребывания в Грузиинас ни разу не остановила полиция,даже для так распространеннойв России проверки документов.Погода наладилась, природа живописнейшая, и мы, отдохнувшиеи выспавшиеся, едем в Тбилиси –столицу и крупнейший город Грузии.Старый город с узкими улицами сохранил черты традиционной средневековой застройки, а современныекварталы имеют более европейскийвид, многоэтажные дома выходятфасадами на широкие бульварыи проспекты с тенистыми деревьями. Город, основанный в V веке н.э.,запомнился сочетанием прошлогои настоящего и, возможно, будущего, поскольку современные дома,строящиеся в исторических местах,кажутся своеобразной магистральюмежду ними.Но время нашего отпуска неумолимо убегает, и мы едем дальше,март 2012 motomoto.zr.ruzr ru108-115 travel_caucase.indd 1091092/9/12 10:03 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРНА МОТОЦИКЛЕ ПО ЗАКАВКАЗЬЮк морю, в Батуми. Напоследокпосетили информационныйцентр с любыми сведениямио Грузии, а также с бесплатными картами. Но подробная авмтомобильная – за деньги. Онитпочти на всех известных языпках… кроме русского. А на бенкзоколонке заправщик со слозовами «Гдэ бак?..» попыталсявавставить пистолет в задний кофр…Дорога шикарная: по три полосыв каждую сторону, свежая разметка, отбойники, знаки и указатели…Грузины ее называют автобаном,и ехать по ней одно удовольствие.Расслабились и немного заплутали.110Пришлось проехать через Поти, сделав крюк около 60 км, и к вечеру мыоказались в курортном городе Кобулети. В советское время он считался одним из лучших курортов Черноморского побережья. Пальмы наулицах и запах шашлыка из каждойприбрежной кафешки кружили голову уставшим путникам. А вокругморе, море, море!.. И мы решилиостаться на несколько дней. Поставили палатку под вековыми соснами прямо на набережной рядомс палаткой туристов из Армениии отправились купаться…Утром приняли решение снятькомнату, бросить вещи и припарковать мотоцикл, чтобы не быть к нимпривязанными. Жилье нашли быстро. Нам помог местный житель армянин Гагик, с которым мы познакомились накануне. Он поселил насу своего родственника, которыйв прошлом был начальником милиции Аджарии. Хозяин дома Романи его жена Лия – очень гостеприимные люди – выделили нам мансардуи место для мотоцикла во дворе. Хозяин заверил, что за сохранностьимущества можно не беспокоиться:«Можешь даже ключ в мотоциклеоставить, никто не подойдет». Таквсе и было. Надо сказать, что мотоциклов в Грузии (как и в других кавказских регионах) очень мало. Какобъяснили местные жители, на мотоциклах ездить непрестижно, поэтому предпочитают автомобили(в основном «Мерседесы»), тем более что таможенные пошлины наввоз ТС минимальны.Потом, уже налегке, мы съездилив Батуми – главный туристическийцентр современной Грузии. Оченьчистый и красивый город-порт сомножеством ресторанов и кафе,а Батумский бульвар протяженностью 14 км продолжает строиться,рассчитывая стать самым длиннымбульваром в Европе. В старой частигорода царит дух прошедших столетий: здания украшены русалками, химерами, атлантами и другимимифическими существами. Для архитектуры Батуми характерно сочетание европейского и азиатскогостилей. Так мы провели несколькодней, курсируя между Батуми и Кобулети, купаясь в море и загорая.Но стрелка компаса наших странствий все настойчивее указывала наТурцию.Рано утром мы выехали в сторону приграничного городка Сарпи.Провожать нас вышли все соседии родственники хозяина дома, пожелали счастливого пути и приглашалиприезжать снова. Мы планировалидоехать до Трабзона, а на следующий день развернуться и вновь через Грузию проехать в Армению. Награнице машин немного, в основномгрузовики. Грузинскую границу прошли быстро, а турецкий таможенниквообще пропустил нас без очереди.Россиянам для въезда в Турцию виза не нужна, достаточно предъявитьзагранпаспорт. Для езды необходимо международное водительскоеудостоверение (делается в МРЭОза 30 минут) и страховка (500 руб.на три месяца).Дороги в Турции отличные, разметка четкая, толково установленные дорожные знаки. Машин натрассе почти нет. Непонятно, почему ограничение скорости всего-то80 км/ч?.. Северная Турция оченькрасива и совсем не похожа на курортную часть. Высокие горы, мягкий субтропический климат, не освоенное туристами черноморскоепобережье. Дорога идет вдоль моря, везде есть съезды к воде, можно остановиться и искупаться. Прибрежные города очень ухоженны.Достопримечательностей много,постоянно встречаются коричневыеуказатели на какие-то крепости, святые места и другие исторические па-moto.zr.ru март 2012108-115 travel_caucase.indd 1102/9/12 10:03 PM «СНЫ О ГРУЗИИВОТ РАДОСТЬ! –И ПОД УТРО ТАКВИНОГРАДОВАЯ ЧИСТАСЛАДОСТЬ,ОСЕНИВШАЯ УСТА».(Б. АХМАДУЛИНА)мятники, но мы торопились в Трабзон. Заселившись в гостиницу, мыпрогулялись по городу, выпили в кафе турецкого кофе. Улицы узкие,с небольшими, в основном деревянными, домами. В древности Трабзон – самая восточная греческаяколония на берегу Черного моря, основанная за 750 лет до н.э. В городесохранился ряд памятников византийской архитектуры: бывший соборсв. Софии, обращенный туркамив мечеть (с 1964 г. – музей), ПанагияХризокефалос (теперь мечеть Фатиха), церковь Св. Анны и Св. Евгения(теперь мечеть Йени Джума), а так-108-115 travel_caucase.indd 111же старые городские стены. Иногдапопадаются вывески на русском –типа «Домашние обеды». Но русскоговорящих тут мало. Общались наанглийском языке, некоторые туркиговорят по-немецки, лишь один разпосчастливилось услышать из усттурка русскую речь (он восемь месяцев работал в Москве). Турция в таком формате нам понравилась, онадостойна посещения, и желательнона своих колесах. Не стоит ограничиваться популярными у нас средиземноморскими курортами. Странарасполагает к самостоятельным путешествиям, в том числе благодаряхорошим дорогам, развитой инфраструктуре и доброжелательностиместных жителей.Обратный путь в Сарпи проходилтем же маршрутом. До границы доехали быстро, по пути встретивитальянца на «Гусе», который путешествовал в одиночестве. Награнице не досматривали и быстроотпустили, но у шлагбаума пограничник сказал, что на въезде номер мотоцикла не был занесенв базу и выпустить нас он не может,недвусмысленно намекая на деньги. Но взяток мы не даем принципиально, поэтому после получасаразборок нас все же выпустили.Грузинская граница сюрпризов непреподнесла, мы быстро получилитранзитные визы за $6 каждая.На выезде из терминала встретили двух турецких байкеров, онинаправлялись в Сочи и долго расспрашивали о России.Заправившись в Сарпи, выдвинулись в сторону Годердзского перевала. Дорога неплохого качестванеумолимо ползла вверх, солнцесветило, дождя не предвиделось.Настроение было прекрасное, покане кончился асфальт… А дальшеоколо 60 км от Хуло до Ахалцихе мы2/9/12 10:03 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРНА МОТОЦИКЛЕ ПО ЗАКАВКАЗЬЮс трудом определяли очертания когда-то существовавшейдороги. К тому же начал моросить дождь. Дорога глиняная, с камнями и упавшимидеревьями. В некоторых местах водопады протекаютпрямо через дорогу. Нас обгоняли грузовые «Уралы», окатывая грязью и черным дымом.Ползу на первой, «Фазик» недовольно жужжит вентилятором.Постоянную пробуксовку заднегоколеса компенсирую сцеплением – не убить бы! К тому же переживаю, чтобы ничего не отвали-112лось, да не попороть бы колесо обострый камень. А тут еще и бензинна исходе…Но вот и заправка! Выглядит онатак: из деревянной бочки торчитпистолет. Спрашиваю: «Какой бензин?» В ответ: «Бензин как бензин».Заправиться не рискнул. Посмотрелна карту – километров через 15 начнется спуск, и на крайний случайбуду катиться на нейтрали, благоуклон несильный. Через 20 км, изрядно уставшие и вымотанные медленной ездой, решаем сделать остановку. Оглядываюсь, и от видовголова идет кругом. Кругом альпийские луга, вековые ели, водопады,родники, цветы… Все-таки не зряздесь поехали: ради этих пейзажейможно сколько угодно терпеть такую дорогу. И только я выбрал местодля фото поживописнее, как над нами кто-то начал рубить ель и что-токричать по-грузински. Такого оборота мы не ожидали и, решив не искушать судьбу, быстренько ретировались. Дальше – больше. Туман началсгущаться, видимость максимум метров пять. Едем практически внутритучи, машин и людей почти не встречаем, лишь изредка, как тени, возникают из леса люди с косами и так жебыстро пропадают.Наконец верхняя точка перевала – 2025 м. Кругом туман гущепрежнего, не видно ничего, толькостолб с указанием направленийи высоты. Присмотрелись – вроде бы какие-то постройки виднеются, решили передохнуть. И тут изтумана со всех сторон начали выходить люди, каждый что-то пытаетсяпотрогать, потом вопросы типа:«А сколько стоит?», «Какого годавыпуска?», «За сколько можно продать?..» Чувствую, надо уезжатьотсюда, и чем скорее, тем лучше.Напоследок спрашиваю: «Когданачнется нормальная дорога?»,а в ответ из тумана: «Километровчерез 30!..» Настроение пропалосовсем, ведь планировали сегодня доехать до Еревана. Дорога пошла вниз, «Фазику» стало полегче,сквозь тучи стало пробиваться солнце, дорога – улучшаться, а настроение – приходить в норму. ПослеАхалцихе началась новая дорогахорошего качества, какие почтивезде в Грузии. Сделав остановкув Ахалкалаки, подкрепились хачапури и выдвинулись в сторонуармянской границы.И вновь грузинская граница пройдена за 10 минут без всяких проблем. Перед армянской две машины – едут с моря. Заполняем бланк,передаем паспорта пограничнику,и через 15 минут их возвращаютс отметкой о въезде в Армению.У шлагбаума армянский пограничник в смешной шапке и с ружьемприветствует нас и желает счастливого пути. Живут армяне заметноскромнее своих соседей грузин, этовидно по домам, машинам и т.п. Вечереет, а кругом холмы, и палаткупоставить негде. Принимаем решение доехать до Гюмри, второго повеличине города в Армении, и заночевать в гостинице. Цены на жильевыше, чем в Грузии и Турции, двухместный номер стоит 15 тыс. драм(около 1400 руб.). Но уже стемнело,и мы заселились в гостиницу «Алмаз» (пожалуй, самую дешевуюв городе) за 10 тыс. драм с общими на весь коридор туалетом и душем. Мотоцикл припарковаливо дворе, приняли душ, переоделись и отправились гулять по городу. Гюмри расположен на высоте1550 м над уровнем моря в центральной части Ширакской котловины, в 8–9-балльной сейсмическойзоне. В декабре 1988 г. он сильнопострадал во время катастрофического Спитакского землетрясения.Особенно досталось старой частигорода, но, несмотря на это, городmoto.zr.ru март 2012108-115 travel_caucase.indd 1122/9/12 10:03 PM А,ДАЯ ВЕРШИНОМЖАКЬСЕДЗ«ЖИВОПИСНЧЕЛОВЕК, НАМ ПЛАТОКАРАБАХСКО АЕТ, КАКУЮТЕБЕ ПОВЕДИЛ АРЦАХстроится и восстанавливается.ПЛАТУ ПЛАТЕСТЬ СВОЮ».В городе находится пять церквей,)монастырь и православная часовня.я. ЗА МИР И Ч(А. БЕГЛАРЯНЗемлетрясение практически разрушило наиболее роскошную и историически важную из них церковь Аменапркич (Всеспасителя), которуювосстанавливают до сих пор.Утром обменяли деньги, заплатили за гостиницу – и в Ереван. Дороги неплохие, а кругом пейзажи изфильмов про Афган. Жара под 40,и даже когда едешь, чувствуешьсебя стоящим в полном экипе в парилке перед вентилятором. ДоЕревана доехали быстро – всего-то 130 км. Ученые считают, чтоЕреван древнее Рима на 29 лет,хотя армянские легенды возводятоснование его к Ною, выводя название города из восклицания«Еревац!» («Она появилась!»),якобы произнесенного Ноем, когдаиз-под воды показалась вершинаМалого Арарата. Хотя столице Армении уже больше 2800 лет, свойсовременный вид она приобрелав последние 50 лет. От древнейчасти города мало что осталось,так как до этого его не раз разрушали в ходе различных войн. Наиболее распространенный строительный материал – розовый туф,поэтому Ереван еще называют Розовым городом.Желания гулять по такой жаре небыло, поэтому ограничились осмотром ключевых достопримечательностей. Город представляет собойамфитеатр, у подножия котороговокруг площади Республики раскинулась его центральная часть. Перед зданием Музея истории Армениистоят легендарные поющие фонтаны, одновременно меняющие свойцвет. Впечатлила старинная церковьСурб Саркис и современный (крупнейший в Ереване) Кафедральныйсобор Св. Григория Просветителя,а за ним архитектурный комплексЕреванского вокзала с памятникомДавиду Сасунскому. Жаль, не посетили монумент «Каскад», служащийогромной многоярусной смотровойплощадкой, с которой открываетсякрасивейший вид на город на фонегоры Арарат.Вырвавшись из раскаленного города, отправились в сторону Севана, самого большого озера Армении.Севан – второе по запасам преснойводы горное озеро в мире, уступающее лишь озеру Титикака. Дорога донего отличная, расстояние примерно30 км. На берегу нашли место подпалатку – и бегом купаться. Озероудивительно тем, что до полудня вода в нем очень холодная, а послестановится приятно прохладной, поэтому во второй половине дня купающихся значительно больше. Когдавернулись к мотоциклу, нас ждаликакие-то люди с предложением оплатить пошлину за установку палатки. Цену озвучили в 6 тыс. драм, нов итоге сошлись на половине. Поставили палатку, взяли холодненькогопива с севанскими раками, и жизньналадилась!..Утром ранний подъем и последний бросок к конечной точке нашегопутешествия – непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. По путичасто встречаются «кемперы» с итальянскими и польскими номерами.На въезде в НКР полицейские сняликопии паспортов, выдали бланк длярегистрации в МИД НКР, и уже черезнесколько часов мы подъезжалик Степанакерту.На въезде в город стоит побывавший в боях танк, развернутый дуломв сторону Азербайджана. В самомСтепанакерте почти ничто не напо-минает о войне. Очень приветмливые и дружелюбные жители.Не успели мы припарковатьсяи открыть блокнот в поисках гостиниц,тин как к нам подошел человек,предложил помощь, и уже черезпрепять минут мы сидели у него дома,пятели арбуз, разговаривали за жизнь.Потом он проводил нас в очень приличную гостиницу с умеренными ценами. На следующий день поехалив МИД, где нас попросили полностью описать планируемый маршрут.Мы было расписались, но работницаМИДа вычеркнула половину и быланепреклонна: «В Агдам нельзя!» Карабахские власти очень не хотят,чтобы кто-либо напоминал мируо том, что случилось в Агдаме летом1993 г.И мы отправились в Шуши, чтов 11 км по автодороге Горис – Степанакерт. Шуши – это настоящаянерукотворная крепость. Со всехсторон отвесные скалы, поросшиеколючими кустарниками. Из города виден Лачинский коридор,именно по нему отступали азербайджанцы. Внизу, как в чаше,расположился Степанакерт. Давным-давно в Шуши жили вместеи армяне, и азербайджанцы, нов начале прошлого века былсожжен армянский старый город, а в конце века – азербаййджанский. Эмоционально этоонепростая прогулка. Стеныдомов в сколах от снарядов,брошенная ржавая военнаятехника добавляет унылости..Люди доброжелательныеи приветливые, но в глазахи разговорах чувствуетсяболь и страшное осознаниепережитого ими. Чтобы неподдаваться гнетущему чувству,тву,стараюсь глядеть на все со стороороны. А дабы развеяться, поехалик еще одной достопримечательности – водопаду «Зонтик».На выезде из Шуши решили заправиться. С топливом все просто:есть бензин, просто бензин. На всейтерритории Арцаха (Нагорный Карабах), да и Армении в целом, это«Лукойл» иранского производства. «Фазик» смирился и уже некапризничал и лишь иногда выражал свое недовольство – глохнулпри переключении передач. Этупроблему я устранил, просто добавив оборотов холостого хода.Дорога к водопаду была неожиданно долгой, хотя по карте расстояние 12–13 км. Местные толькопожимали плечами и говорили, чтопервый раз слышат об этом «Зонтике», хотя в каждом путеводителепо Арцаху о нем написано. Позднеемы поняли, что «Зонтиком» его называют только туристы, а на армянском его обозначают совсем иначе.Добрались до деревни Мхитаришен, дальше дороги нет. Но не оставишь же мотоцикл прямо на дороге! Постучал в первый дом. Прогостеприимство армянского народа знают все – по любому случаюнадо накрыть на стол. А когда хозяин узнал, откуда мы приехали,то произнес: «Молодэц! Настоящиймужчина».март 2012 moto.zr.ru108-115 travel_caucase.indd 1131132/9/12 10:03 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРНА МОТОЦИКЛЕ ПО ЗАКАВКАЗЬЮПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО ГРУЗИИПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕГрузия – это что-то таинственное, окутанное тайной и загадкой, страна с древнейшей историейи самобытной уникальной культурой, добрымии отзывчивыми людьми, страна цветов и песен,страна храмов, гор и голубого неба.КОГДА ЕХАТЬЛучше всего ехать в Грузию с апреля по октябрь.Местные жители особо рекомендуют начало мая.КАК ДОБРАТЬСЯC 21 июня 2011 г. авиасообщение между Россиейи Грузией, прерванное в 2008 г., было частичновосстановлено. Грузинская авиакомпания Airzenaи российская S7 начали регулярные полеты изМосквы в Батуми, Кутаиси и Тбилиси. На своих колесах попасть в Грузию можно только через КПП«Верхний Ларс» на Военно-Грузинской дороге.Он является единственным легальным КПП нароссийско-грузинской границе. Въезд через Абхазию и Осетию закрыт. Можно добраться и поморю, из Сочи дважды в неделю ходят скоростные суда до портов Поти и Батуми.БЕЗОПАСНОСТЬСитуация в стране стабильная. Грузия отличаетсявысокой сейсмической активностью. В окрестностях Тбилиси выделены участки с 6–8-балльнойсейсмичностью.ВРЕМЯСоответствует московскому.ЯЗЫКОфициальный язык – грузинский. Русский не распространен повсеместно.ВИЗАДля въезда в Грузию гражданам России требуетсявиза. Оформить ее можно в посольстве Грузии илинепосредственно в международных аэропортах,морских портах и наземных пограничных переходах. Для оформления визы на границе офицерупограничной службы необходимо предъявить загранпаспорт, срок действия которого на моментвъезда составляет не менее трех месяцев.Взимается визовый сбор: 50 GEL (~$30,1) за туристическую визу (срок пребывания 30 дней),10 GEL (~$ 6) за транзитную визу (срок пребывания 72 часа). Сбор оплачивается в грузинскойвалюте в отделении банка, которое находитсянепосредственно на пограничном пункте. Дополнительно банк может взимать комиссию за операцию в размере 1,5 GEL (~$ 0,9).ПОСОЛЬСТВА И КОНСУЛЬСТВА ГРУЗИИПосольство Грузии:Москва, Мал. Ржевский пер., д. 6Тел.: (495) 690-46-57Консульский отдел:Москва, ул. Остоженка, д. 26Тел.: (495) 637-59-40, 637-59-57, 637-59-88ТАМОЖНЯВвоз иностранной валюты не ограничен, национальной – не более 25 тыс. лари. При ввозе ларив страну в размере, превышающем указанныйпредел, необходимо иметь документы, указываю-114щие происхождение валюты. Разрешен вывоз ранее ввезенной иностранной валюты в течение года с даты въезда, национальной – не более 3 тыс.лари. Разрешается вывозить за пределы страныне более четырех экземпляров банкнот каждогоиз номиналов лари, для вывоза большей суммынеобходимо разрешение Национального банкаГрузии.Рекомендуется декларирование ввозимых наличных денег, особенно если их сумма в эквивалентепревышает $ 2 тыс. – во избежание осложненийпри выезде из страны.Беспошлинно ввозятся заявленные в таможеннойдекларации драгоценности, предметы и товарыв количестве, не превышающем потребностейличного пользования, а также до 200 сигарет,до 3 л вина или до 10 л пива плюс предметы личного пользования весом не более 100 кг.ВАЛЮТАЛари (международное обозначение – GEL)Обменный курс по состоянию на 25.01.2012:1 GEL = 18,49 RUBНДС в Грузии составляет 18%.C середины 2011 г. иностранцы могут вернутьпри выезде из страны 15% от стоимости товара(3% удерживается в качестве банковской комиссии). Возврат НДС невозможен при покупке золотых изделий, транспортных средств и скоропортящихся продуктов.ГОСТИНИЦЫНа территории Грузии расположены главным образом небольшие семейные отели, а также гостевые дома. Однако туристическая инфраструктураактивно развивается, и в ближайшие годы в стране появится несколько десятков хорошо оборудованных гостиничных комплексов. Стоимостьразмещения в грузинских отелях не всегда соответствует уровню комфорта.В большинстве городов Грузии, в том числе в Тбилиси, доступен частный сектор, один из самыхбюджетных вариантов размещения в стране.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВПроката мотоциклов нет, но есть туры по бездорожью на легких эндуро.Подробную информацию можно получить на сайте www.enjoymoto.com или по телефону(495) 506-65-76.ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВАВ Грузии доступен неэтилированный бензин (95-йи 98-й) и дизельное топливо. Этилированный бензин отсутствует. Запрещается провозить бензинв канистрах. Цены (за литр):95-й – 1 EUR98-й – 1,02 EURДизель – 1,02 EUR.Армяне искренне считают, чточем чаще накрываешь стол (по любому поводу), тем больше тебе вернется. Но времени в обрез, поэтомусогласились только на кофе. Выпитьнужно обязательно, иначе ты не желаешь счастья хозяину. И вот мотоцикл стоит под чехлом, а хозяинобъясняет, как пройти к водопаду.Путь оказался не прост – добираться пришлось по козьим тропам насклонах гор. Жара под 40, кругомколючки, а я еще и в тапочках на босу ногу.Но вот мы уже почти на дне каньона, потянуло прохладой. Узкий каньон средь крутых скал скрываетмного интересного: старинное селение Хюнот, в котором сохранились развалины мельниц и домов,крепостные башни, пещеры, сред-невековый мост, живительный родник и многое другое. По дну каньона шли несколько часов, по путикупаясь в естественных запрудахи фотографируясь. И вот наконец,измученные и оголодавшие, вышлик «Зонтику», не встретив на пути ниодной живой души. Виды из ущельяпрекрасны. Горы то залиты солнечным светом, то покрыты легкойдымкой. Хочется взять кистьи краски и рисовать, рисовать, рисовать… Путь обратно был немноголегче – вечерело и солнце палилоССМЕРТЕН ОМЕБ!ЯИНЕМ«АР, ОН НЕ ЧИСЛ –ТВОЙ НАРОДА УМЕНЬЕМ,НЕЛВАЛСОПРЯДЯТИ НА НЕГО ГЛНЬ ЕМ:С НЕДОУМЕ ВИДИТ? ЧТОЧТО ОН ПРЕД..»ИЗОБРЕТЕТ? (А. ГИТОВИЧ)ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБПожарная служба – 01Полиция – 02Скорая помощь – 03ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫСправочная служба – 09Секция интересов Российской Федерации при посольстве Швейцарии в Грузии:0162, Грузия, г. Тбилиси, просп. И. Чавчавадзе, 51(8-10-99532) 291-24-06, 291-26-45, 291-26-75moto.zr.ru март 2012108-115 travel_caucase.indd 1142/9/12 10:03 PM Ч)«Разминировано» нет, да и так пона это, он сохраняет свою уникальне так сильно, дало передышку дооную атмосферу. Кажется, будто гонятно, что там, где не ходят дажезавтра.етов остаться тут навек, вглядываясь коровы, опасно. В Агдам заехать неНа следующий день решили порискнули – все же это оккупированехать в Гандзасарский монастырь нав загадочные символы, которыминая, охраняемая войсками территомаршрутке, чтобы немного отдохнуукрашены хачкары, любуясь удивирия, а нам проблемы не нужны.ла пятая точка. Маршрутка отправтельной архитектурой и размышляяВ ходе Карабахской войны Агдамляется из Степанакерта в десять уто вечном… Вечером той же маршстал ареной ожесточенных боев,ра, но прийти нужно к девяти, иначеруткой мы вернулись в Степанакерт.билетов не будет. Пришли в 8:50,На следующий день запланирова- а после того как армяне его захваа билетов уже нет. Кассир посовели поездку по оккупированной тертили, они планомерно, улицу за улитовала договориться с водителем.ритории. Согласно маршрутномуцей, дом за домом, разнесли городлисту, утвержденному МИД НКР, нам по кирпичику. Сегодня Агдам – это«Стоя поедешь?» – спросил водиразрешено проехать к монастырюогромный город-призрак. Тысячитель, колоритнейший армянин. И мыДадиванк. К нему идет отличнаяразрушенных и сожженных домовпоехали. Это было безрассудноезаросли чертополохом. А еще карешение! В Ford Transit вместилосьновая дорога, но мы прячем картуких-то 20 лет назад тут жило около26 (!) человек. Вновь отдам должное Карабаха и едем по рукописномуармянскому гостеприимству – женуплану, нарисованному местным жи- 50 тыс. человек…Как и многие монастыри Армепосадили на переднее сиденье. Отъ- телем, через Агдам и Мартакерт.ехав от автовокзала, водитель подА если остановят пограничники, ска- нии, Дадиванк (IX–XIII вв.) стоитнациональную музыку пел и танцежем, что заблудились… По пути зав потрясающе красивом месте, гарвал прямо за рулем всю дорогу.брошенное азербайджанское клад- монично вписываясь в окружающийВ маршрутке мы познакомилисьбище, по местным меркам оченьландшафт. Название связано с имебольшое. Значит, должно бытьнем Св. Дади, который проповедос местным жителем Артемом. Пои немалое селение, но его нет –вал христианство на западе Арприезде в село Ванк нам предложемении и был учеником апостолано было погулять по деревне, а онвсе сожжено. Табличек с надписьютем временем сходит к брату за маАРМАВИРшиной и отвезет нас в монастырь –НЕВИННОМЫССКэто около 4 км в гору. Забегая вперед, скажу, что ГандзасарскийМинеральные Водымонастырь резко контрастируетПЯТИГОРСКс туристическим селом Ванк с оригинальным зданием гостиницы в виде корабля, рестораном и зоопарНАЛЬЧИКком. После посещения монастырявсе это выглядит как-то нелепоВЛАДИКАВКАЗи не к месту. Строительство гостиницы, устройство зоопарка и реставерноерация Гандзасара спонсировалисьКУТАИСИмореодним человеком – выходцем изПотиэтого села.КобулетиМонастырь произвел на нас особоеБАТУМИТБИЛИСИвпечатление. Когда оказываешьсяв его стенах, возникает ощущение,что попал в другой мир, окутанныйТРАБЗОНГЮМРИтуманной пеленой, которая скрывает и защищает это уникальнейшееместо от всего земного. Гандзасар –оз. Севанключевая достопримечательностьАрцаха, и посещает его огромноеЕРЕВАНСТЕПАНАКЕРТколичество туристов, но, несмотряФаддея,одногоФае оо о изз 70 ученикове оХриста. По преданию, монастырьбыл построен над его могилой.В селе, где раньше жили азербайджанцы, всего несколько домов,в которых обитают армяне-беженцы. Ночуем в палатке, а утром возвращаемся в Степанакерт.Места там, конечно, уникальные,куда ни кинь взгляд – всюду история. Но отпуск подходил к концу,и нам пора собираться домой. И радостно, и грустно, однако любаядорога ведет к дому. И вот уже горы сменяются равнинами, меняются люди, климат, погода. Земляне такая уж и большая, и счастьевнутренней свободы подкрепляетсвобода физическая, которую может дать только мотоцикл. Емуя благодарен за каждую секундувремени, проведенную в дороге.И счастлив тот, кто смог это понятьи оценить.МАРШРУТ Москва – Курск – Воронеж –Армавир – Невинномысск – МинеральныеВоды – Нальчик – Беслан – Владикавказ –Тбилиси – Кутаиси – Поти – Батуми – Трабзон – Гюмри – Ереван – Севан – СтепанакертПРОБЕГ 8 тыс. км за 16 днейБЕНЗИНГрузия: 2–2,3 лари за литр (40–46 руб.)Армения, НКР: 500 драмм за литр (40 руб.)Турция: примерно $2 за литр (60 руб.)МОТОЦИКЛYamaha FZ6N (2007 г.в.)БЮДЖЕТ 31 тыс. руб. на двоихВизы:Россия – Грузия (на 30 дней) – $30 с человека +$2 комиссия. Транзитная (на три дня) – $5с человека + $1 комиссия (не на каждом КПП!).Виза в Турцию не требуется.Страховка 500 руб. на три месяца.Виза в Армению не требуется.Страховок не платили.Виза в НКР не требуется, только регистрацияв МИДе НКР. Страховок не платили.ПРОЖИВАНИЕ (на двоих):В палатке – бесплатно.В Грузии – 20–40 лари.В Армении – 10–25 тыс. драмм.В НКР – 10 тыс. драмм.март 2012 moto.zr.ru108-115 travel_caucase.indd 1151152/9/12 10:03 PM