ЗАЩИТУ ДВИГАТЕЛЯ ПОДОБРАТЬ НЕ ТАК ПРОСТО, КАК КАЖЕТСЯ.НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЕЕ НЕТ ВООБЩЕ, А ПРИМЕРИТЬ ПРИ ПОКУПКЕПО ИНТЕРНЕТУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ПОЭТОМУ МНОГИЕ ЗАКАЗЫВАЮТ СВАРЩИКАМДЕТАЛЬ ПО СВОИМ РАЗМЕРАМ.МАСТЕРСКАЯЗАЩИТНАЯРЕАКЦИЯтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВАРазнообразие предлагаемых длявнедорожных мотоциклов вариантов и способов защиты может сбитьс толку даже опытного мотоциклиста. Поэтому, прежде чем что-то покупать, отрезать или привинчивать,зададимся вопросом: а что конкретно мы хотим получить в результате? Варианты следующие:Если ты ни разу не падал с мотоцикла,значит, у тебя его попросту нет. Этоаксиома. Как бы мы ни надеялись наудачу, собственное мастерство илисовершенство наших аппаратов, времяот времени они падают. Обычно вместес нами. И защита придумана не толькоЯ для пилотов, но и для техники. ЧащеЛДАТна земле оказываются –ЗАЩИ -РОУДА всегонет, не спортбайки! – кроссачиОФФи эндуро. С них и начнем.– чтобы при падении не страдали дорогие детали внешней облицовки мотоцикла и двигателя;– чтобы даже после падениямотоцикл сохранял способностьпередвигаться;– чтобы мой мотоцикл сталвыглядеть как настоящий гоночный аппарат.Первый вариант ответа звучитвполне логично, но он актуалендля тяжелых туристических эндуро. О них мы поговорим в другойраз. Легкие спортивные аппаратырассчитаны на жесткие условияэксплуатации. Двигатель при падениях страдает очень редко, облицовка тоже ломается, как пра-вило, лишь при жестких илинеудачных (на излом) падениях.На сложных маршрутах и при занятии спортом их можно отнестик расходным материалам. Пожалуй, единственное, на что имеетсмысл обратить внимание, – наборы защитных наклеек graphicskits на оригинальный пластик.1. Грамотная защита двигателя: нетвыступающих частей (болты крепленияутоплены), боковины прикрываюткрышки картера. Разве что охлаждениестрадает.2. Такое суррогатное крепление неплохозаменяет фирменное. А резиноваяпрокладка позволяет защите немногосмещаться при сильных ударах, от чегоменьше страдают детали.3. Вариантов рисунка на защитныхпленках бесчисленное множество.13844. Фирменная защита ручек и рычагов(да и рук тоже, в том числе от холодапри езде по трассе). Вот этот элементлишним никогда не будет. Долговечностьего отменная. К тому же пластмассовые«лепестки» продают и отдельно.24moto.zr.ru март 2012084-087 rem master.indd 842/9/12 9:37 PM ЛЮБАЯ ЗАЩИТА УМЕНЬШАЕТ ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ. ДА И КРЕПЕЖ ВЫСТУПАЕТ,НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬСЯ. ПОЭТОМУ ЕСЛИ МОТОЦИКЛ И ТАК НЕВЫСОК КАК, НАПРИМЕР,G650GS, ДОБАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ УБЕРЕЖЕТ МОТОР, НО ОТЧАСТИ ЗА СЧЕТ ТОГО, ЧТОПУТЬ НА СЕРЬЕЗНОЕ БЕЗДОРОЖЬЕ ЕМУ БУДЕТ ЗАКРЫТ.‣ МАСТЕРСКАЯ с. 84, КОНКУРСЫ с. 89655. Защита рамы алюминиевой накладкой. Просто и эффективно.6. Заклепки почти не выступают наружу.7. «Уши» по бокам нижней части рамы защищают от несильных ударови являются деформируемыми элементами. Для дачных покатушек такойзащиты зачастую хватает.78. Однако при жесткой езде за защитными выступами рамы надо следить,поскольку заводская защита не рассчитана на большое число цикловдеформации – трубы тонкие.Они делаются из специальной толстой пленки и способны неплохозащитить облицовку от царапинпри падениях на грунт и гравий.Да и внешний вид мотоцикла могут сделать уникальным. Стоятони $ 100–300 и предлагаютсятолько для спортивных моделейэндуро и кросс. Для утилитарныхмотоциклов типа Baja или KLX таких китов обычно нет. Зато естьвозможности для творчества.Главное – найти правильную толстую пленку. В почете, конечно,3М, но есть и альтернативные варианты. Например, пленка длябронирования фар может прекрасно защитить выступающиеместа пластика и рамы. Другоедело – оградить мотоцикл оттравм при наездах на препятствия, однако это уже относится ко второму варианту ответа.Основная проблема для спортивного, как, впрочем, и для ту-ристического, эндуро – встречас большими камнями. От них нужно защитить прежде всего картердвигателя и его боковые крышки.Для тех, кто занимается спортом,выход один – мощная алюминиевая защита поддона. Толстаяпластина надежно защитит двигатель. Но не забываем о нюансах.Перед покупкой нужно удостовериться, что способ установки защиты не причинит вреда двигателю. Между ним и защитой долженбыть зазор не менее 20 мм. Длякрепления защиты должны использоваться силовые элементырамы или картера двигателя. Болты должны располагаться так,чтобы их головки не повреждались при езде, иначе в случае необходимости снять защиту без«болгарки» будет невозможно.Неплохой вариант – закрепить защиту на хомутах через полоскижесткой резины, а вместо болтов8использовать почти не выступающие заклепки.Не менее важно иметь возможность регулярно вычищать грязьмежду двигателем и защитой,иначе масло в двигателе будетхуже охлаждаться. Некоторые запихивают жесткий поролон междукартером и защитой: он не позволяет грязи набиваться в щель, нов то же время ухудшает охлаждение. Впрочем, такая прослойкалучше, чем ничего, посколькувычищать спекшуюся глину, армированную ветками, из-под защиты – развлечение еще то. Такжеубедитесь, что защита не ограничивает доступ к сливной пробкеи вы сможете при необходимостипоменять масло даже в полевыхусловиях. Другое дело, если вашстиль – катание в свое удовольствие, а дороги все больше проселочные с песком и глиной.март 2012 moto.zr.ru084-087 rem master.indd 85852/9/12 9:37 PM МАСТЕРСКАЯНЕ СТОИТ УСИЛИВАТЬ МЯГКИЕ ЗАЩИТНЫЕ УШИ НА РАМЕМОТОЦИКЛА КАК, НАПРИМЕР, НА SUZUKI DJEBEL. ОНИ ДЛЯ ТОГОИ ГНУТСЯ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ОТ ДЕФОРМАЦИЙ САМУ РАМУ. ЗАЩИТУТОЖЕ ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ СОПОСТАВИМОЙ С РАМОЙ ПРОЧНОСТИ.91110В этэтомтомом сслучаелуучачае зачаеззащитаащащищиитат –ччистаяистаисистатаяя прпририхоть.многихэндуроужезавохохоттьь ННа мноогигихх энэндудууро уж сзжеа оавда стоят пластиковые поддончики.Ими и можно ограничиться.Многие делают защиту поддонасамостоятельно. Тут важно не переусердствовать. Слишком прочная, она будет передавать вседеформации на раму, и та долгоне протянет. Слишком широкая,с выступающими углами, грозитповредить ноги водителя. Слишком глухая ухудшает охлаждение,особенно если речь о «воздушнике». Наконец, надо учитывать,что любая защита уменьшает дорожный просвет. Поэтому, есливы ездите в лесистой местностиили по песку, где жестких препятствий не предвидится, можноограничиться легкой защитойили вообще не ставить ее, еслирама позволяет «плавно глиссировать».Помимо двигателя важно защитить рычаги на руле. Ассортиментаксессуаров велик, но суть у всех86однаалюминиеваяскобапласодднан –аалюлюмилюмимининиеве аяевая скобакобаасплаасстиковым«лопушком»(оннеплохотикотиковыковымвым «л«лопо ушопшкоом»м» (о нонеплоеплохолоприкрывает и от ветра). Для установки придется совершить актвандализма – острым ножом прорезать отверстия в торцах резиновых ручек на руле. Кроме того,при покупке (особенно при заказе через интернет) будьте внимательны: в комплекте может оказаться не тот крепеж, которыйвам нужен, как по толщине руля,так и по внутреннему диаметру(у алюминиевых рулей он меньше). Кроме того, бывают сложности с монтажом на изгибе руля,укладкой тросиков и т.п., так чтожелательно убедиться, что именно эта модель защиты подходитвашему рулю. После установкизащиты будьте готовы к тому, чторуль станет заметно шире (засчет не только удлинения торцовруля, но и выступания самихдуг), и знакомые тропинки междудеревьями могут преподнестисюрприз.12Штатныепластиковые «лопухи»Шхорошозащищают от веток и дажехохороорорвыдерживают легкие падения. Ноони, как правило, излишне глубоки,поэтому в определенных ситуацияхмогут быть опасны, например, еслирука застрянет при падении.Неплохую защиту облицовоки отчасти глушителя обеспечивает багажник на эндуро. Кроме того, для глушителя выпускаютсяспециальные, обычно хромированные накладки. Но они не предотвращают касания пластикомраскаленной трубы, поэтому припадении на глушитель побыстрееподнимайте мотоцикл, пока пластик не поплавился. Кстати, изнутриот тепла его защищает специальная накладка из фольги-самоклейки. На старых мотоциклах она поройотслаивается, рвется и теряется.Особенно этому способствуетмойка изнанки пластика под высоким давлением. Не ленитесьпроверить и при необходимостиподклеить термозащиту.Те, кто ездит на дальняк(а для этого, бывает, приспосабливают и легкие аппараты), непонаслышке знакомы с боковымиопорами для багажных сумок.Это тоже своего рода защита,особенно если и сумки присутствуют. Главное, чтобы ничегоценного и бьющегося в них небыло. Пусть все ценное и бьющееся будет в центральном кофреили рюкзаке.При активной езде мотоботыпротирают лакокрасочное покрытие рамы и двигателя за считаные часы. Чтобы сохранитьего, устанавливают накладки.На раму – пластиковые или металлические, причем если последние обычно крепят на хомутиках, то пластиковые, по советуодного из читателей «Мото», можно изготовить из пластиковойбутылки, которая при нагреветермопистолетом сама принимает форму сочленений рамы и надежно защищает ее.moto.zr.ru март 2012084-087 rem master.indd 862/9/12 9:37 PM ?? ПЕРВЫЕ ДВЕ ЦИФРЫПРИ ЖЕСТКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИХОРОШАЯВ ОВАЛЕ ОБОЗНАЧАЮТЗАЩИТА РЫЧАГОВОКУПАЕТСЯНЕДЕЛЮ,ПОСЛЕДНИЕ ЗА НЕСКОЛЬКО ВЫЕЗДОВ,ДА ИПАЛЬЦЫГОД ВЫПУСКАШИНЫ??СОХРАНЯЕТ.13151614Ну а теперь перейдем к тому,как сделать вид мотоцикла максимально эффектным. Ограничитьнас в этом может только чувствовкуса или недостаток финансов.Представим, что ни с первым, нисо вторым проблем у нас нет. Добавим лишь немного юмора.Для начала понадобится красивый анодированный руль. Он может быть практически любого цвета, главное, чтобы во время ездырадовал глаз. Профессионалы установят более прочный и толстыйруль, их называют twin wall. Длянас вполне подойдет и обычный –диаметром 22,2 мм. Ведь падатьмы не собираемся! На руле обязательно должны красоваться спортивные рычаги. Последний писк –складывающиеся при падении.Вместе с кронштейном цена такогорычага приближается к двум сотням долларов. Для спортсменовэто оправданно – в гонке некогдаменять сломанную деталь. Длявсех остальных такая покупка –9. Легкая защита на титановыххомутах и заклепках. Между нейи рамой – резиновая амортизирующаяпрокладка.чистый понт. Да, на эти деньгиможно купить с десяток обычных(или пару комплектов защиты), ноэкономить на имидже – не нашподход. Ведь как приятно показывать друзьям складывающийсяво все стороны рычаг и ловить ихвосхищенные взгляды!Потом, пожалуй, заменим крышечки тормозных бачков на специальные тюнинговые. Они легчеграммов на пять, а главное, отлично смотрятся. Как говорится,лиха беда начало. Теперь необходимо позаботиться о тормозахи защитить передний тормознойдиск от летящих камешков специальным (лучше карбоновым) чехлом. Еще нужно не забыть установить дорогой и хрупкий титановыйвыпуск и на него тоже приспособить карбоновую защиту. И наконец, все открытые части рамыи маятника закрыть пластиком,алюминием и карбоном! И насладкое – поставим новое сиденье, сделанное из специальногогого13. Рычаг из прочного и легкого сплавафирмы ZETA при падении простоспружинит – на любителя, но не длялюбителя.10. Такие конструкции не дадутв обиду радиаторы.14. Сиденье удобное и прочное.Порвать его невозможно.11. Эта защита предохраняетне выпуск, а ногу пилота. Чтобына трубе не появлялись вмятины,нужна другая конструкция.15. При снятии защиты не жалейтепроникающей смазки.12. Прихваченная кольцами изтонкой проволоки грипса никогдане провернется.17. Алюминиевая ручка газа несломается при падении – еще одинсекрет профессионалов.прочного и такого красивого материала!Вотнашт теперьтеепеп рьрь нна мотоцикл похож нагоночныйна настоящийнасастотооящящийиййггоно очоноч ночныныы аппарат.ничего,чтосамыеважат.т. И ничегиче го,его, что стоамыеамые важажныеспортсменовоченье длдляя спорсппорортст мем нонов и ужуж оче ньчедорогиечастивилкуамортиоророгигиегиеччаастс ти – вивилклкулкк у и амамоорртитизаторменятьстали.Всегдаатоор мы меннятть неестаа лили.. ВсВсеге дадаможносказать,онизавеведьеддььмможожж нооска закаказазатьтьь, чтчтото онои зааказаны,некаа зааныы, ноно еещещещене пришли,пришпри лииши, татакак16. Усиленное колесо: красиво, но длялюбительской езды не нужно.как их настраивают прямо на заводе прямо под наш вес и стильезды.И не страшно, что менять поврежденную после падения защичастодороже, чем отремонтит чтуасс тоодроватьобычныймотоцикл.Ведьрроваватььобычнбычныйчный мыйотнатакомкрасивоммоцикемыынаттааакокоом кррассииввомом моцикоцикоцике теездитьбудемпорежедапеперьеррььездздитть бубудед м поорере жжееда попопотише.дайттишетиишеше.. Неедайайббогог иогиспачкается!спспаччкакаететсясяся!17март 2012 moto.zr.ru084-087 rem master.indd 87872/9/12 9:38 PM 088 iPad moto.indd 882/9/12 11:28 PMiPad- и Аndroid-версияжми на все!App StoreCкачивайте бесплатно вИ еще много всегоинтересного...Встречайте: ретро своими руками!Но с выдумкой и с долей шутки.Вспомните, какими былимотоциклы Рижского завода.И узнайте, какими они могли быть.Познакомьтесь с новымимаксискутерами от BMW и сравнитеих с обновленной Yamaha.Оцените дружелюбность848-кубовой версиибескомпромиссного DucatiStreetfighter 1098!Не удивляйтесь: Husqvarna вышлана большую дорогу, представивнейкеды 900 и 900R.Почувствуйте разницу междудвумя «Нортонами», выпущеннымис интервалом в 40 лет.Узнайте все о самой громкойновинке сезона 2012 – DucatiPanigale.Насладитесь премьерамиМиланского мотосалона и оценитеатмосферу Парижского – впервыеза последние четыре года!Читайте в февралеДайджест