80
81
82
83
HELL MADEVESPAGENERATIONтекст .Stinger, фото из архива автораНовая волнапопулярности (а по сутивозрождение) скутерногоолдскула породилатретье поколениекитов для прокачкиклассических Vespa.Теперь их владельцампод силу скорости,ранее доступные лишьтюнерам вариаторных180–250-кубовыхскутеров.Еще лет 10 назад, во времена прошлой (итогда уже уходящей) волны Vespa-streetracer’s все варианты тюнинга можно былоподелить на две неравные группы. Большинство (и я в том числе) делали умеренную прокачку готовыми компонентами, выпускавшимися 4–5 производителями (заисключением «саксофонов» – их ваялимногие), и снимали до 16 сил с 80–150-кубовых моторов и до 18 – с РХ200. Немногочисленные экстремалы строили гибридыжидкостного охлаждения с «верхом» от125-кубовых двухтактных спортбайков иликроссовых мотоциклов и выжимали до 34 сил.Вскоре тема зачахла, но, как оказалось,лишь на время. Провозвестником свежей волны стали лет пять назад прокачанные до очертенения Smallframe (50S, ET3 и т.д.), а потомпошли потихоньку и новые Largerframe, в основном РХ, сильно реже более «ветеранистые» модели. То, что спрос породит предло-80moto.zr.ru апрель 2012080-083 hellmade.indd 803/15/12 7:41 PM IAGGIOПО СЛУХАМ, P МОТОРЙГОТОВИТ НОВЫЫЙТОКДЛЯ РХ, ОРУДЕТБУЖЕ В СТОКЕ Т ТОЛЬКОВО12-СИЛЬНЫМ. ESPA – НАКАКАЯ ЭТО V КТАХ?ЧЕТЫРЕХ ТАжение, былоочевидным.Как и то, что наука о двухтактных ДВС за те25–30 лет, что прошли с момента разработкиизвестных на тот момент китов вроде Polini177 или там Malossi 166, ушла далеко вперед.Но что произойдет такой качественный скачок, лично для меня стало неожиданностью.Перетряхнули ассортимент Polini и Malossi,восстала из небытия Pinasco, неплохо раскрутилась Parmakit, как черт из табакерки возникла Quattrini… За какие-то три года «конфиги» возможного тюнинга РХ’овских моторовизменились кардинально.Как и раньше, в прокачке РХ два направления. Первое – взять мотор РХ200 и нафаршировать компонентами, абсолютное большинство которых известно несколько десятилетий,не считая, может быть, предлагаемых Malossiизначально «запиленных» картеров, востребованных в основном владельцами РХ80–150,желающими перейти на повышеннуюкубатуру (благокомпоненты трансмиссий и электрооборудование у них унифицированы). Второе –проделать то же самое, но с РХ80–150. Да-да,как и прежде, вот только старые 12–16-сильные варианты теперь всего лишь пусть и продвинутый, но афтермаркет!Да, честно говоря, не настолько и продвинутый. Ведь если раньше переход с весповскойсистемы газораспределения золотником (в качестве которого, напомню, работает праваящека коленвала с фасонным вырезом) на лепестковый клапан была уделом немногих самодельщиков, то сейчас это норма при сколь-либо серьезном тюнинге. Другое принципиальноеизменение – по части карбюраторов. К старымдобрым деллортовским Si (24-м, по сути, отличавшимся от стоковых для РХ200 и Т5 толькожиклерами, и редчайшим, а потому дорогущимSi 26) и «нормальным», сиречь с горизонтальным, а не вертикальным диффузором, PHBH28/30 прибавились не только японско-тай-ваньские аналоги последнего. Pinasco предложила 24- и 26-миллиметровые карбюраторы на основе индийской лицензионной копииDell’Orto Si, к которым присобачила раструбыдля снижения сопротивления всасыванию; таким образом, воздухофильтр предполагаетсянасаживать на патрубок эйрбокса. Любители же более серьезного тюнинга будут обрадованы совсем экстремальным предложениемPinasco: комплектом на основе… беспоплавковой «капельницы» Walbro 27/32, апробированной в картинге.Для цилиндра Pinasco 177 такая «кормушка»что свинье апельсины. Но то-то и оно, что этот«котел» давно не вершина прогресса. Поршневые нового поколения вроде Quattrini M1XL(172 см³ на стандартном ходе поршня, шестиканальная продувка), Parmakit TSV (187 см³с длинноходным коленвалом) или TSV 10R(канонические 177 см³ на стандартном ходе,жидкостное охлаждение головки и верхнейчасти цилиндра) позволяют снимать 24, 20и 23 л.с. соответственно. (Замечу, отдача какминимум не хуже, чем при форсировке «двухсотых пи-иксов» китами прошлого поколения!)апрель 2012 moto.zr.ru080-083 hellmade.indd 81813/15/12 7:41 PM HELL MADEVESPAЕстественно, при условии, что выпускная система соответствует, а зажигание заменено нановое, программируемое и с 1–1,5-килограммовым маховиком.Ну и, само собой, если правильно выставлен сквиш: это слово выучили уже и весповоды благодаря новому поколению головокцилиндра. В то время как раньше данным вопросом не заморачивались, оставляя «родную» головку (и теряя 1–1,5 отнюдь не лишних«лошадей»), то сейчас мы имеем выбор измногих вариантов как с боковым, так и с центральным расположением свечи, а также «модульных» версий с отъемной камерой сгорания. Например, можно предпочесть PinascoVRH GP, укомплектованный сразу двумя «шляпами» с центральным расположением свечи:«туристической» и «гоночной» (последняяс увеличенными «полями», повышенной степенью сжатия и меньшим сквиш-зазором).Степень сжатия? 11–12 единиц в «дорожных»версиях (для «двухсотых» моторов тоже), чтопредполагает использование 98-го бензина,82а строгое выдерживаниесквиш-зазоров требует частой очисткикамеры сгорания от нагара.В трансмиссии усовершенствований немного, разве что расширилась гамма методов усиления сцеплений и появилисьновые производители, а возможность«удлинения» конечного передаточного отношения дополнилась китами дляустановки 12-дюймовых колес от VespaGT-serie. По подвескам измененийи вовсе никаких (регулируемые Bitubo появились не вчера).Что же до стилистики, то она стала намного скромнее, чем 10 летназад. Тогда, видимо, все наигрались вволю – и в обрезание, и в стеклопластик. А потому сейчас, как правило, максимум вольностей – чуть подрезать «хвост»и переднее крыло да поставитькафе-рейсерное седло.moto.zr.ru апрель 2012080-083 hellmade.indd 823/15/12 7:41 PM РХ200 СТАЛИПРИ ПРОКАЧКЕ ННОХОДНЫЕНОРМОЙ ДЛИ О 57 ММ)(60 ВМЕСТ ОЛЯЮЩИЕПОЗВКОЛЕНВАЛЫ, АТЬ ОБЪЕМУВЕЛИЧИВ ПРИЧЕМ.ДО 235 КУБОВ РИТЕТАХЧАСТО В ПРИОИКОВАЯСТОИТ НЕ П ОТЯМОЩНОСТЬ (Х ВАЮТСЯОБИНЕКОТОРЫЕ ДА ХОРОШАЯИ 35 СИЛ!), НА.СЕРЕДИТе же, кто хочет выделиться,ься строят снасряды из олдтаймеров. Об одном таком опытемы уже рассказывали (см. «Мото» №8-2010),и этот аппарат отнюдь не белая ворона напарковках и в паддоках скутерных мероприятий. Впрочем, олдтаймеры часто вовсестараются не резать и даже не раскрашивать.Причиной тому и мода на винтаж, и соблазнпроизвести пущий эффект на дороге сочетанием скромного вида и максималки в полтораста «кэмэчэ».P. S. А что же smallframes? Да замечательно!Их моторы все чаще переходят барьер 40 л.с.,причем «чистых», на колесе, а чтобы картерыне лопались от такой мощи, их выполняют заново – фрезерованными (фре-зе-ро-ван-ными!). Но об этом в другой раз. Возможно, ужев следующем номере.апрель 2012 moto.zr.ru080-083 hellmade.indd 83833/15/12 7:41 PM