86
87
ДЕТАЛИСтатистика свидетельствует, чтоглавная угроза жизни и здоровьюбайкера, как ни странно, не мотоцикли даже не автомобиль, а вынужденноебезделье. Именно зимой обостряютсязаболевания, страдает психика, котораяне успевает восстановиться за короткийлетний сезон в России. И лучшеелекарство от томления духа и прочиххворей – ручной труд, когда рукине только держат банку, бутылку илисигарету, но и совершают более сложныедвижения под управлением головногомозга. Этот материал подскажет, какможно занять свой досуг без вредадля себя и своего мотоцикла.ЕМУРИТРЕМОН ИПНИКПОДШтекст Харитона КРИВОЛАПОВА, фото скрытой камеройЛУЧШЕ, ЧЕМ ПАСЬЯНСВ любом мотоцикле содержитсянемало шариковых подшипников.Многие владельцы меняют их припервых признаках люфта или посторонних звуках, а старые выкидывают. Между тем любой мальчишка раньше знал, сколь ценендаже изношенный подшипник.Ведь помимо прямого назначения(катиться куда сказано) он является источником шариков для рогатки (или пневматики, что ближек современным тенденциям),а также великолепной стали дляножей. К тому же подшипник, какпоказал мировой опыт, вполнеподдается восстановлению. Этутехнологию первыми освоилияпонцы, которые в конце прошлого века массово скупали советские подшипники (даже новые!),переделывая их в «made in Japan» (кстати, именно поэтому тогда японские подшипники былизаметно дешевле европейских).Позже, когда про bearing reforming пронюхали китайцы, деталипошли «по второму кругу».86Но грамотно восстановить геометрию оказалось трудной задачей, поэтому постепенно в Поднебесной освоили производствоновых подшипников, а старые советские хранят в качестве стратегического запаса высококачественной стали. Мы покажем, какперебрать подшипник в домашних условиях. Это не так сложнопри наличии прямых (и нетрясущихся) рук и нехитрого инструмента.1. Для начала убедимся, чтоподшипник: а) не имеет внешнихповреждений; б) крутится пальцами. А если он крутится без заеданий и в нем нет люфта, возможно, его выкинули по ошибке.Тогда промываем его и переходимк п. 19.2. Затем протираем подшипники смотрим на маркировку. Еслиэто Япония, Европа или СССР, естьшанс успешного восстановления.В случае с Китаем доходим доп. 10 и собираем шарики для рогатки.123456moto.zr.ru апрель 2012086-087 rem podship.indd 863/15/12 8:17 PM КОНЕЧНО, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ПОДШИПНИК ПО ЕГО ПРЯМОМУНАЗНАЧЕНИЮ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. ДА И ЦЕЛЬ НАША, КАК ПОМНИТЕ, БЫЛА СОВСЕМ ДРУГАЯ! НО МОЖНОВОЗИТЬ ЕГО С СОБОЙ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ДЛЯ СПРАВКИ: ЧЕТЫРЕ МИРНЫХ ПОДШИПНИКА  ПОЧТИГОТОВЫЙ КАСТЕТ, ПРИЧЕМ БЕЗ СТАТЬИ. ИЛИ ЖЕ ПОДАРИТЬ СЫНИШКЕ  ПУТЬ СТРОИТ САМОКАТ!7891011121314161715181920213. Тонкой отверткой аккуратноподцепляем сальник. Если такихподшипников много, можно особоне беспокоиться.4. Зажав подшипник в тиски,аккуратно высверливаем заклепки сепаратора.5. Если подшипников много иони одинаковые, можно ускоритьразборку сепаратора, разломавего половинку. Из двух целых половинок от двух подшипниковлегко собрать один сепаратор.6. Половинка сепаратора в целости и сохранности.7. Болгаркой срезаем заклепки…8. …и половинку сепаратораоткладываем в сторону – она нампригодится.9. Теперь можно собрать всешарики вместе (удобнее – в нижней части подшипника)…10. …и разобрать его, перекосив кольца. (Так, кто рассыпал пополу шарики? А нечего пальцырастопыривать!)11. Той же отверткой счищаемг… простите, старую, засохшуюсмазку с сальника.12. Сальник должен быть какновый. Иначе… обойдемся безнего. В конце концов японцы тожеэкономят: ставят только одинсальник, причем с наружной стороны, чтобы клиент не догадался,что его на… на нем сэкономили.13. Отмываем детали в бензине(керосине и т.п. – по вкусу), оцениваем повреждения колец и шариков.14. Те, кто знает, что за приборна фото и для чего он нужен, могут измерить диаметр шариковмикрометром. Измерять лучшепо диаметрам как минимум трехвзаимно перпендикулярных осей.Чтобы не запутаться, можно воспользоваться маркером для компакт-дисков и нарисовать на каждом шарике оси, а также записатьрядом с ними результаты измерений.15. Этот этап – главноеноу-хау мирового автои мотопрома. Поэтому мыне можем показать его нафото без риска судебногопреследования. Однаконамекнуть – пожалуйста!Нам надо восстановитьгеометрию шариков и ко-лец. Лучше всего для этого подходят советские подшипники,особенно времен перестройки,у которых сталь еще нормальная,а размеры уже «от балды». Подбираем шарики и кольца так,чтобы зазоры в системе послешлифовки и полировки были неболее одной сотой диаметра шарика (с учетом того, что при запрессовке подшипник сжимается). Шарики удобно шлифоватьв старой стиральной машинев мешочке с дробью и абразивом(конечно, без воды). В сельскихрайонах (где ненужные исправные стиральные машины найтитрудно), бывало, эти мешочкипривязывали к колесу электропоезда. Но тут важно точно знатьрасписание движения состава,чтобы вечером или на другойдень изъять отшлифованные шарики. Ну и не попасть под подозрение в терроризме…Кольца же шлифовать придется по старинке – оправкой твердого дерева (бук, дуб) и зеленойпастой ГОИ. Во времена СССР этуоперацию нередко поручали солдатам, чтобы выполнить горящийплан. И целые воинские части вечерами терли пастой заготовкиподшипников, которые потом оказывались в их самолетах, автомобилях, кораблях…16. Итак, дефекты убраны,детали подготовлены к сборке.Самое трудное – вложить все шарики обратно в кольца и не рассыпать подшипник. Когда-то наэту работу охотно брали бывшихкарманников с их тонкими и ловкими пальцами. Да и сейчас назоне, говорят, за перевыполнениеплана по сборке подшипниковсбавляют срок.17. Вставлять первую половинку сепаратора удобнее снизу –чтобы равномерно распределитьшарики по «лузам».18. В качестве заклепок можновзять кусочки медной проволоки(даже если одна вылетит, большого вреда подшипнику это ненанесет).19. Закладываем свежую смазку…20. …укладываем сальник…21. …и запрессовываем его.Подшипник как новенький! Хотяпочему – как?апрель 2012 moto.zr.ru086-087 rem podship.indd 87873/15/12 8:18 PM