текст Виктора ВОЛЫНСКОГО, мастера спорта по мототуризму, фото автораПОСЛЕДНИЙЗАПОВЕДНИК110moto.zr.ru апрель 2012110-121 travel mongolia.indd 1103/15/12 6:23 PM ‣ ОФФРОУД ПО МОНГОЛИИ с. 110,ЮРФАК. НОВОЕ В 2012 Г. с. 122, НОВОСТИ с. 124,ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО УНИМОТО с. 128МОТОКЛУБ«Не всем по кайфу грандиозноепутешествие по гектару глины, реальнохочется посмотреть, а что же там,за горизонтом».(Клим Денисов,из неопубликованного)Накануне путешествия мои познания о Монголии ограничивалисьзаученной фразой из учебника о «первой и единственной стране,перешедшей из феодализма в социализм». Но мы отправилисьв загадочную страну отнюдь не для постижения политэкономии.Нас привлекала (и объединяла) возможность попробовать настоящий офф-роуд. И Монголия не разочаровала.Разработка нового маршрута – самое интересное занятие. Копаешьсяв картах, интернете, умных книжкахи тупых путеводителях, пытаешьсяпредставить, как оно будет, – ужевиртуально путешествуешь. Сначаласоединили два региона: Прибайкальеи Алтай, затем два озера: Байкал иего «младшего брата» Хубсугул натерритории Монголии. Река Селенга,впадающая в Байкал, приносит в него до 60% воды. А вытекает она какраз из озера Хубсугул, что в 350 кмот Байкала. Но Селенге нужно больше 1000 км, чтобы донести этот«дружеский привет». Северный берегХубсугула располагается практическиу границы с Россией, и многие нашисограждане плодотворно этим пользуются: рыбалка, охота и просто отдых от цивилизации. А уж эндуристусам бог велел посетить «последнийзаповедник чистого бездорожья».Стартовали мы из Иркутска. А накануне совершили экскурсию поКругобайкальской железной дороге.Во-первых, чтобы «омыть сапоги»в водах великого озера, а во-вторых, дорога действительно шедевринженерного искусства мировогомасштаба. С одной российской бедой к началу XX в. справляться, видимо, научились: 100 лет прошло,а все сооружения как новенькие. Теперь уже музейная часть Транссибапроходит по южной части западногоберега Байкала, от Листвянки доСлюдянки. Места красивейшие!И с экологией порядок – бабочектам тьма.Путь от Иркутска до Култука серпантинист, среднезагружен и неочень интересен. До поселка Монды, где находится пограничныйпереход в Монголию, лет 25 назадвел вполне себе приличный грейдер.Сейчас асфальт, и более того, идетреконструкция дороги непосредственно перед границей. Переходхотят сделать международным, тоесть пропускать не только гражданРоссии и Монголии. Пока же он открыт как заштатный магазинчик:с 10.00 до 18.00, воскресенье –выходной. О выходном мы узналислишком поздно, билеты на самолетуже куплены. Никакой официальнойинформации о графике работы погранпереходов не найдешь – стражиграницы строго хранят свои тайны.Пришлось оперативно сокращатьмонгольскую часть. А жаль, этотдень нам бы очень пригодился!апрель 2012 moto.zr.ru110-121 travel mongolia.indd 1111113/15/12 6:23 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРОФФРОУД ПО МОНГОЛИИУ ОЧЕРЕДНОГО «ОБО»К СТОЛБУ ПРИКОЛОЧЕНАТАБЛИЧКА С НАДПИСЬЮ НААНГЛИЙСКОМ: «ДАЛ100 КМ САМОЙ КРАСЬШЕИВДОРОГИ В МИРЕ!» ОЙ112moto.zr.ru апрель 2012110-121 travel mongolia.indd 1123/15/12 6:23 PM С пользой проведя незапланированнуюдневку (подготовили мотоциклы к преодолению водных преград), в 9.45 мы былиу ворот погранпоста. Выпустили нас лишьв 16.00. Все это время доблестная российская таможня решала, можно ли пропуститьгрузовик сопровождения. Словами не передать, каких только глупостей я не наслушался от госслужащих! А уж как они не любят принимать решения (кроме «низзя»,разумеется) – «совок» отдыхает! И толькостальная решимость ехать в Монголиювместе с техничкой либо на 10 дней разбить бивак на переходе вынудила их звонить по инстанциям. Наконец большой начальник, находящийся в отпуске (!),прислал письмо (!), в котором разъяснил,что нет никаких законных оснований нас непропускать. И молодой начальник смены,собрав в кулак все свое мужество, принялрешение. Уф, настоящий мачо!На той стороне тоже не все прошло гладко. Как раз в этот день в районном центреначиналась спартакиада (скачки на лошадях, стрельба из лука и национальнаяборьба), и местный начальник с нужной печатью отбыл созерцать сие мероприятие затри часа до окончания рабочего дня. Пропустить-то нас пропустили, но на следующий день надо было вернуться за документами, чтобы не возникло проблем навыезде (они все равно возникли, но обэтом позже). Мораль: не планируйте в деньперехода серьезных пробегов, можете поломать весь график. Но в бочке дегтя небез ложки меда – человек, берущий деньгиза въезд в национальный парк, тоже куда-то пропал, и мы катались по нему даром.За воротами нас ждал местный проводник. В ближайшую неделю он будет обеспечивать группе направление движенияи питание, организовать которое на 10 че-110-121 travel mongolia.indd 113рекламаХотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]/15/12 6:23 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРловек в степях – задача нетривиальная. Можно, конечно, и собачьимкормом похрустеть, но это экстримдля одиночек.По дороге до первой ночевки заскочили в Ханх – надо же было посмотреть, куда уехала печать с таможни. Сам праздник еще не начался, нозрители уже подтянулись. Мотоциклов на импровизированной стоянкебыло столько, что позавидовало былюбое столичное мотомероприятие.«ИЖи» уже редкость, теперь они выглядят раритетами на фоне изделийкитайского мотопрома. Разнообразие форм и расцветок, всевозможных вариантов фар, защит, багажников! Китай готов предложить все, чтоможет придумать воспаленный мозгмонгольского байкера, и вся эта красота укладывается в $2000 розничной цены.Путь в 200 км вдоль Хубсугуладолжен был занять у нас два дня.Мы уложились в график, но я вновьпожалел о потерянных сутках.В этих местах хотелось бы задержаться подольше. Посередине вос-114ОФФРОУД ПО МОНГОЛИИОСТАВАЛОСЬ ТОЛЬКОЖДАТЬ, ПОКА«ОТЩЕПЕНЦЫ» ПОЙМУТЧТО ОСТАЛИСЬ БЕЗ ,ПРОВОДНИКА, КАРТЫМЕСТНЫХ ДЕНЕГ… ,moto.zr.ru апрель 2012110-121 travel mongolia.indd 1143/15/12 6:23 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]точного берега озера у очередного«обо» (святого места) к столбу приколочена табличка с надписью поанглийски: «Дальше 100 км самойкрасивой дороги в мире». Термин«дорога» в монгольском языке имеет несколько другое значение, нежели в русском, но с остальным я склонен согласиться. Эти места должныбыли стать изюминкой путешествия,и они ею стали. Настоящий офф-роуд: грязь, песок, камни, броды – поотдельности и вперемешку на фонепотрясающей красоты.Нам очень повезло с погодой:границу переходили под моросящим дождем, а на маршрут вышлипод чистым небом. В горах лужи сохнут быстро, поэтому грязь была неочень скользкой, песок – влажным,камни – сухими, а броды – неглубокими. 115 км за восемь часов – оченьприличный результат. Всего однопадение (без последствий) и один«убитый» мотоцикл (на G650GS обломилось верхнее крепление моноамортизатора). Пришлось доставатьиз технички запасной аппарат.Листаю путеводитель. «Общаяплощадь Монголии составляет 1,564млн км2, население около 2,5 млн жи-телей». Почти три Франции! Беремкалькулятор, делим, округляем –1 житель на 0,6 км2. Негусто, локтямине толкаются. «Средняя высота надуровнем моря 1580 м». Если к этомуприбавить огромную равноудаленность от океанов, то климат долженбыть суперконтинентальный. «Железных дорог 1928 км». На всю страну! Без комментариев… «49 250 кмавтомобильных дорог, из них 1674 кмасфальтированы». Что в нашем понимании дорога? Комплекс конструктивных элементов и искусственныхинженерных сооружений, включающий покрытие, хотя бы гравийное.Все остальное проходит под термином «проселок», то есть накатанныеколеи. Так вот в Монголии именно такие проселки называются дорогами,хотя справедливости ради уточняю:мосты через речки иногда присутствуют.От Хатгала (южная оконечностьХубсугула) наш путь лежал строгона юг к озеру Зуун, что примернов 250 км от последней стоянки. Примерно, потому что у всех путешественников показатели одометров различаются: направление одно, а дорогмного, и каждый выбирает свою.реклама110-121 travel mongolia.indd 1153/15/12 6:23 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРМежду этими пунктами монголы решили построить дорогу (урбанизациязацепила-таки и этот благословенныйкрай). «Комфорт» новостроя мы оценили в полной мере. То, что дорогаеще не доделана, понять можно. Нона тех участках, которые вроде каквведены в эксплуатацию, такая зубодробительная «стиральная доска», что чувствуешь, как закипаетмасло в амортизаторах. Как оказалось, гребенка – фирменный знакмонгольских направлений, поэтомуна их дорогах саморазбирается любая техника и отваливаются плохоприкрученные детали райдеров.На середине пути, в Мурэне (наанглоязычных картах – Морон), пришлось поменять деньги – бензин,взятый из России, заканчивался,а местный продается только за тугрики. С бензином на заправках, находящихся в областных и районныхцентрах, бывают перебои. Топливовезут из России, и если у нас случаются какие-то сложности, то здесьоно сразу исчезает. Нам говорили,что три месяца до нашего приездане было 92-го. Нигде. Один раз видел на колонке надпись «95». Ходятслухи, что иногда бывает, но насладиться им нам не пришлось. Столицааймака (области), расположеннаяв голой степи, порадовала однойасфальтированной улицей и двухэтажным зданием банка. Валютуменяет непосредственно директор,коим оказалась худощавая монгол-116ОФФРОУД ПО МОНГОЛИИка лет за 40 в европейском офисномкостюме просто царственного вида(императрица Цыси, как я ее окрестил). Сотрудники банка по одному еевзгляду носились как угорелые, чтомонгольскому менталитету несвойственно. Меняют только доллары,евро и рубли. Наилучший курс у доллара, предпочтение отдается крупным купюрам новых серий.После Мурэна нам предстоял100-километровый бросок. Ноздесь нас подстерегла типичнаядля Монголии напасть – поехалине туда. Не все, а часть группы,которая «не могла ехать медленно» (в их понимании). Если первыедва дня потеряться было сложно(дорога шла вдоль озера), то первый же перекресток внес в умы полный раздрай. Сигналить или догонять бесполезно: пока гид выяснял,куда народ так припустился, ужеи пыль успела осесть. Оставалосьтолько ждать, пока «отщепенцы»поймут, что остались без проводника, карты, местных денег. На HP2баки небольшие, и теплилась надежда, что далеко народ не уедет.У водителей встречных машин выясняли, где они видели трех мотоциклистов. Когда преодолели 70 км,решили оставить дежурного, снабдив его деньгами и подробными инструкциями, а остальным двигатьсяк месту плановой стоянки и там дожидаться отставших. Этот эпизодс разделением коллектива на фрагменты был первым и последним –все туристы опытные, просто «нашло затмение».С закатом подъехали к берегу озера. Пока ожидали «гонщиков», решили скоротать время за игрой в карты.Тут с холма на бешеной скорости,чуть не оторвав в повороте кузов отшасси, к нам спускается «крузак»гражданской наружности. Подлетаети в последний момент тормозит, чутьне упершись мне в колени. Из машины важно вылезает упитанный монгол средних лет в гражданской одежке, слегка навеселе. Я ему объясняю,что приходилось видеть разных придурков, но он всех переплюнул.Товарищ пропускает возмущенные слова мимо ушей и начинает выяснять, а чего это мы тут делаем?В картишки играем, не слепой, наверное, раз так ездишь. Тут он достает «чисто конкретно» американскийполицейский значок (единственноевиденное нами проявление «штатовского» пути развития Монголии) и,небрежно им помахивая, призываетнас сделать как минимум три «ку».moto.zr.ru апрель 2012110-121 travel mongolia.indd 1163/15/12 6:23 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]ский парадокс: вроде и озер много,а страна испытывает огромный дефицит пресной воды. И к ней у монголов очень трепетное отношение.Еще на границе нас просветили,что мыться с мылом и стирать вещи в озерах нельзя, а то духи водынам какую-нибудь гадость устроят.К сохранению природы все участники команды подходили ответственно, но расстаться на неделю с элементарной гигиеной смогли не все:влажными салфетками голову мытьзатруднительно. По-видимому, духи воды недаром едят свой эфирный хлеб: нарушителей вычислилии «подарки» раздали (об этом ниже). Вообще, с гигиеной и удобствами в Монголии просто, точнее,проще некуда – всё в природу. Хорошо, если есть хоть какая-то растительность выше 50 см или складкирекламаК его глубокому разочарованию, всене сговариваясь отворачиваютсяи продолжают игру. Пока монгольский эцилопп соображал, чего бы такого сделать для укрепления своегостатуса, к нему подошел наш гиди с эмоциями статуи Чингисхана налице сказал пару фраз. Дяденькасразу как-то сдулся, залез в свойджип и тихо отъехал. Поджтомт проводник сообщил,МОНГОЛЬСКИЙчточ в Монголии естьспециальная служба,сПАРАДОКС:в которую можно поВРОДЕ И ОЗЕРжаловатьсяна этогожполицейского, и, скореепМНОГО, А СТРАНАвсего, с должности еговсИСПЫТЫВАЕТтурнут.туСледующее озеро наОГРОМНЫЙнашем маршруте (а всенаДЕФИЦИТ ПРЕСНОЙночевки были на берегахноВОДЫ.озер) – Телмен. Монгольозе110-121 travel mongolia.indd 1173/15/12 6:23 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРОФФРОУД ПО МОНГОЛИИПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО МОНГОЛИИПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕНесмотря на небольшое количество историческихпамятников и отсутствие развитой инфраструктуры,Монголия привлекает к себе внимание сотен тысячтуристов. Главным богатством страны была и остается почти не измененная людьми природа, котораяманит сюда приверженцев экотуризма. Бескрайниепросторы зеленых степей, безжизненные на первыйвзгляд пустыни и солончаки, дикие ландшафты горных районов, изумрудная гладь озер и, самое главное, самобытная культура местных жителей – вотчто влечет гостей со всего света.КОГДА ЕХАТЬТуристический сезон обычно продолжается с маяпо октябрь. Начало июля – лучшее время для путешествий по северной части страны, в этот жепериод проводится праздник Наадам. Июнь и сентябрь также прекрасная пора, но, как правило,туристов в эти месяцы бывает меньше. Лучшиемесяцы для встречи с пустыней Гоби – сентябрьи октябрь.КАК ДОБРАТЬСЯАэрофлот и Miat Mongolian Airlines совершают потри рейса в неделю между Москвой и Улан-Батором. Поезд из Москвы в Улан-Батор отправляетсядважды в неделю, время в пути – 101 час. Естьежедневный поезд из Иркутска, время в пути –36 часов.В Монголию ходят также регулярные автобусыиз близлежащих регионов России.Автомобильные КПП на границе Россия – Монголия: Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия), Монды – Ханх (302 км от Иркутска), Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо,Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун.БЕЗОПАСНОСТЬУровень безопасности средний: много уличныхкраж, на рынках большое количество попрошаеки нищих.ВРЕМЯСтрана лежит в двух часовых поясах. Время в центральных и восточных районах (в том числе в столице – Улан-Баторе) опережает московское на четыре часа, в западных – на три часа.ЯЗЫКГосударственный – монгольский (халха-монгол).В городах многие свободно говорят по-русски, наюге страны распространены различные наречиякитайского, более 5% населения говорит на казахском языке.ВИЗАДля посещения Монголии гражданам России необходима виза, которую можно оформить в консульском отделе посольства Монголии в Москве,в генеральных консульствах Монголии в Иркутске, Улан-Удэ, Кызыле (Республика Тыва) и Екатеринбурге. Для оформления визы требуетсяпредоставить: загранпаспорт, срок действия которого составляет не менее шести месяцев; однуцветную фотографию 3,6 х 4,7 см; копию первойстраницы загранпаспорта с личными данными заявителя; одну визовую анкету (на русском, английском либо монгольском языке); приглашениеот принимающей стороны (отель или турфирма,официально зарегистрированная на территорииМонголии). Дополнительно необходимо предоставить разрешение на пребывание заявителяв Монголии, выданное в Агентстве по вопросамгражданства и натурализации при МЮВД Монголии (действительно в течение шести месяцевс момента выдачи), и справку с места работы наофициальном бланке предприятия с указаниемдолжности и оклада.Срок действия туристической визы – три месяцас момента выдачи, срок пребывания в стране – 30суток. Стандартный срок оформления виз – пятьрабочих дней.ПОСОЛЬСТВА И КОНСУЛЬСТВА МОНГОЛИИВ Москве: Борисоглебский пер., д. 11.Тел.: (495) 691-46-36, 690-67-92.В Иркутске: ул. Лапина, д. 11.Тел.: (3952) 34-21-43, 34-32-45, 34-34-37.В Кызыле (Республика Тыва): ул. Интернациональная, д. 9. Тел.: (39422) 10–445, 10–430.118В Улан-Удэ: ул. Профсоюзная, д. 6.Тел.: (3012) 21-52-75.В Екатеринбурге: ул. Маршала Жукова, д. 3.Тел.: (343) 359-88-82, 371-51-28.ТАМОЖНЯСвободно импортируется местная валюта в количестве до 815 тугриков, для большего количества необходимы банковские документы, подтверждающие законность ее приобретения. Ввозиностранной валюты номинально ограничен суммой в $2000 (или эквивалент в другой валюте).Вывоз местной и иностранной валюты ограниченколичеством, заявленным в таможенной декларации, заполненной при въезде.Разрешен беспошлинный ввоз сигарет – до 200шт., или сигар – до 50 шт., или 250 г табака; крепких спиртных напитков – до 1 л, пива – до 3 л иливина – до 2 л, а также товаров личного пользования на общую сумму до $ 1000 на человека. Бытовая техника, фото-, кино- и видеоаппаратураввозятся в количестве, не превышающем одногопредмета каждого наименования. Предметы истории (в том числе книги и рукописи), художественные произведения и электронные компонентыдолжны быть внесены в таможенную декларацию.При вывозе обязательному таможенному контролю подлежат меха, шкурки животных и изделия изних, золото и изделия из него, драгоценные металлы и камни, а также предметы старины и культурно-исторические ценности. Стоимость каждого вида вывозимых изделий не должна превышать$ 500. В случае превышения этой суммы взыскивается пошлина от 10 до 100%.местности. На предыдущей ночевке деревья закончились, началасьстепная часть нашего путешествия.Чем дальше на юг, тем большепеска. То немного присыпет вечнуюгребенку, то вдруг превратитсяв толстый слой. Целина только напервый взгляд кажется жесткой, насамом деле это тот же песок с редкой растительностью, испещренныйнорами сусликов (не опасно) илисурков (уже хуже!) Видимо, монголыохотятся на последних не толькоиз-за вкусного мяса, но и из банальной мести – сурки угробили не однуподвеску. Сурковые норы (а точнее,ямы) расположены так, что каждаявстреча – неожиданность. Вообще,все монгольские дороги одна сплошная неожиданность: только раскатишься на ровном участке, как надотормозить «в пол», чтобы не уткнуться в груду камней или не влететьв промоину. Расслабляться и терятьконцентрацию нельзя – последствияне заставят себя ждать. Один из нарушителей конвенции с духами водыотвлекся на секунду – и на тебе! Приложился аккурат на россыпь камней.Сам райдер отделался довольно неприятными ссадинами, а вот НР2представлял из себя унылое зрелище: на тросике свисает рычаг сцепления, под картером расползается лужамасла. Хотя цилиндры были упакованы в защиту, коварный камень нашелв ней брешь и расколол клапаннуюкрышку из магниевого сплава. Запасной, естественно, нет…Не стали пороть горячку, забросили мотоцикл в техничку и поехалина стоянку на озере Баян. Поставилилагерь на северном берегу, где имелась хоть какая-то растительность,и через гладь озера наслаждалисьвидом барханных песков, устилавших южный берег. До захода солнцаразобрали подбитый мотоцикл. Несколько упаковок «холодной сварки», два больших тюбика герметика,ВАЛЮТАВалюта – тугрик (международное обозначение –MNT, внутри страны – Tg или Tug). Курс: 1 RUB =44,5 MNT (по состоянию на февраль 2012 г.).ГОСТИНИЦЫГостиничная база Монголии сосредоточенав Улан-Баторе и состоит прежде всего из 3и 4-звездочных отелей. За пределами городовночлег на территории туристических баз или юрточных кемпингов. Турбазы включают в себя, какправило, несколько десятков войлочных юрт(максимум 50). Одновременно в лагере можетразместиться до 180 человек. На территориикруглогодичных лагерей расположены такжедеревянные коттеджи. В летний период размещение в Монголии следует бронировать заранее – дефицит гостиничных номеров ощутимдаже в Улан-Баторе.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВПо нашим данным, проката мотоциклов в Монголии нет. Enjoy Moto проводит 14-дневные туры поСибири и Монголии на мотоциклах BMW R1200GSи BMW F650GS.ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВАБензин (92-й) и дизельное топливо в Монголииесть почти везде, даже в южных регионах, хотябывают перебои. АЗС много, в том числе довольно современного вида.Стоимость топлива (по состоянию на декабрь2011 г.): А92 – 43,97 RUB, дизельное – 40,65 RUB.ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБМилиция – 102Скорая помощь – 103Пожарная служба – 101Центральная больница при посольстве Российской Федерации – 450–007 или 450–008ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫСправочная телефонных номеров – 109Справочная аэропортаУлан-Батора «Буянт-Уха» – 116Монгольское национальное управлениепо туризму: +97611 318–099Монгольская ассоциациямолодежного туризма: +97611 350–615Посольство Российской Федерации в УланБаторе: Проспект Мира, д. 6, г. Улан-Батор,Монголия. Тел.: +97611 327191, +97611 312851Генконсульство в Дархане: Залуучудын гудамж, 13, сомон Дархан, аймак Дархан-Уул,Монголия. Тел.: +976–1372 23–996Генконсульство в Эрдэнет: Монголия,Орхонский аймак, г. Эрдэнэтmoto.zr.ru апрель 2012110-121 travel mongolia.indd 1183/15/12 6:23 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]Монголии. Наш проводник утверждал, что это самые красивые места.Так оно и есть. Отроги Алтая превращают окружающий пейзаж в потрясающую картину: невысокие перевалы и широкие долины пересохшихрек, по руслам которых мы ехали,настоящие реки с берегами, заросшими кустарником, уже забытыми таким необходимым! Духи воды,взявшие было перерыв, снова принялись за воспитательную работу.У одного нарушителя два проколаподряд. А мы за пару дней до этогоотдали новую камеру на 17'' странствующим итальянцам (они стартовали из Милана два месяца назад)!Не хватило ума отказать, теперь клеим свою. Во время вынужденногоожидания проводник соорудил изкривой палочки и лески удочку нахариуса и буквально за 10 минут вытащил из ручья парочку рыбин приличного размера. Хариуса монголыраспробовали и уважительно назы-рекламадва ленточных хомута и руки механиков вернули байк к жизни.На следующий день до полудняборолись с песком. Тут уже приходилось ехать не только по несколькимколеям, но и по целине, по которойпробиваться было даже сподручнее.Ближе к озеру Хяргас пески закончились, и даже получилось прохватитьпо дну высохшего солончака. Группавкатилась в темп, поломок в тот деньне было, поэтому лагерь поставилиза два часа до захода солнца – оставалось время половить рыбу. На пятьзабросов спиннинга озеро ответилочетырьмя рыбинами вида «голый осман» калибра 2–3 кг. После фотографирования улов отпустили, так какмонгольская повариха вежливо отказалась его готовить, сославшись на«неприятный запах». Спорить не стали, тем более что и без добычи кормили нас вкусно и на убой.Последним водоемом маршрутазначилось озеро Ачит – в Западной110-121 travel mongolia.indd 1193/15/12 7:04 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРОФФРОУД ПО МОНГОЛИИвают царской рыбой. А может, нашитуристы к нему приучили. В итогекаждый получил за ужином кромеобычной еды еще и мисочку ухи.Последний день в Монголии необошелся без приключений. За 50 кмдо перехода «устал» R1200GS – обломился болт моноамортизатора. Нонадо отдать ему должное: я думал,он «склеит колеса» раньше. И отдельное восхищение водителю за ездуна нем по пескам! В итоге на переходе Ташанта в техничке два мотоцикла и три человека, семь мотоцикловпришли своим ходом. Сначала наспросят оплатить транспортный налог.После препирательств о стоимостинегативного воздействия на дороги(читай: направления) мотоколес отдаю 1000 руб. за всех и получаю квитанцию сомнительного вида.Далее монгольская таможня, хотя я бы назвал ее казахской. Этотрегион заселен казахами, и на переходе «служат» местные жители, поэтому дальнейшие события к этническим монголам отношения неимеют. На один мотоцикл у нас отсутствовало свидетельство о регистрации (так получилось), но быланотариальная доверенность. Выяснилось это еще на въезде в Монголию, но я смог убедить таможенников в Ханхе, что доверенность ещекруче свидетельства о регистрации(«На ней печати с орлами!»). Наспропустили и выдали на каждоеТС специальный талон, которыйявляется основанием для выезда ТСТСс территории Монголии.Увидев такое вопиющее нарушение правил, казахотаможенник дажев лице поменялся от свалившегося нанего счастья. «Индульгенция» изХанха на него никакого впечатленияне произвела. Нам было объявлено:мотоцикл изымается на таможенныйсклад до предоставления оригиналасвидетельства о регистрации. Это означало: пропустим за подарок в видеодного BMW. А глаза такие честныечестные. Мы хотели даже пойти напрорыв, но вовремя одумались, сменив силу на хитрость.НАМ БЫЛОМОТОЦИКЛ ОБЪЯВЛЕНО:НА ТАМОЖ ИЗЫМАЕТСЯЕННЫЙ СКЛДО ПРЕДОСАДОРИГИНАЛА ТАВЛЕНИЯСВИДО РЕГИСТРА ЕТЕЛЬСТВАЦИИ…ЛенивыетаможенниЛенин выв е таамоможеж нннниики не удосужились идентифицировать мотоцикл без документов, предоставив нам самим решить, какойоставим в подарок. Жадные и глупыелюди! Сначала мы расположилисьв зоне досмотра так, чтобы всем мешать, затем стали приставать к пограничникам, почему не выпускаютшесть мотоциклов – у них же всеоформлено. Пограничники стали испытывать нетерпение: какого чертатаможня нас держит? И когда последняя ушла обедать, главный погранец не выдержал и дал командуМАРШРУТИркутск – Монды – Ташанта – БарнаулПРОБЕГ2950 км (1400 км по Монголии)ИРКУТСКМондыоз. ХубсугулЧибитХатгалоз. Ачитоз. ХяргасМурэнБЕНЗИНА-92, 1850–2000 MNT/л,дизтопливо 1900–2150 MNT/л)МОТОЦИКЛЫBMW R1200GS (1 шт.), BMW R1200HP2Enduro (3 шт.), BMW G650GS (5 шт.)МАШИНЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ГАЗ «Садко»(4х4 с кунгом), Land Cruiser 80 (с прицепом)БЮДЖЕТ 60 тыс. руб. на человекаКУРС 1 руб. = 44 MNTПРОЖИВАНИЕРоссия – гостиницы и турбазы.Монголия – палатки120moto.zr.ru апрель 2012110-121 travel mongolia.indd 1203/15/12 6:24 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]открыть ворота для шести мотоциклов, оставив в заложниках меняи техничку. Надо ли уточнять, чтопервым в нейтральную зону вылетел потенциальный арестант?Дальнейшие события напоминалидешевый водевиль. Иду в таможнюи вежливо интересуюсь, когда отпустят техничку. Мне опять напоминают про мотоцикл без документов. «Какой такой павлин-мавлин?»Он уже дома, на российской территории. Кто пропустил?! Это вы с пограничниками выясняйте, у нас вседокументы в порядке, так что задерживать никаких оснований нет.Воры, мы вас сейчас арестуем! Ага,арестовывайте, только российскогоконсула и переводчика сюда, а развесистую ябеду на вас в Улан-Баторя гарантирую. Чтобы таможенникисовсем не «потеряли лицо», я согласился официально оплатить штраф1500 руб. за «несанкционированную езду в зоне досмотра». Последолгого выписывания квитанции,согласовывания текста и переписывания нас наконец-то выпустилив сторону Родины.Тут грешным делом я подумал,что российская таможня тоже «порадует», а нам еще до Чибитаехать, где запланирована ночев-ка в туркомплексе «Кочевник».Ладно, к палаткам не привыкать,но упустить возможность попариться в бане было бы нестерпимо. Но,видимо, суточный лимит засад мыисчерпали. Российская границавстретила нас как родных. Колесамотоциклов и грузовика были вымыты спецраствором (за деньги,но реально отработали). Каждогоосмотрели на предмет желтых глаз,спросили о самочувствии. Быстрооформили документы и распахнуливорота домой. Ведь могут, когдазахотят!После монгольских направленийпо отличному асфальту Чуйскоготракта четыре сотни километров –это как 5 коп. переложить из правого кармана в левый. Ни погода,ни очередные проколы не моглиостановить грязных туристов, решивших добраться до настоящейрусской бани! Дорога до Барнаула заняла еще два дня. «Монгольский экспресс» прибыл на конечную станцию.P. S. Отдельные респект и уважухаМарине Тычинской. На моей памятиэто первая женщина, проехавшаямаршрут подобной сложности зарулем мотоцикла.реклама110-121 travel mongolia.indd 1213/15/12 6:24 PM