68
69
70
71
72
ТЕХНИКАБРЕНДМототехника из Китая продолжает отгрызатьсолидный кусок мирового пирога. Причемс затяжным падением внутреннего спросагигантский мотопром Поднебесной сталразворачиваться в сторону экспорта, которыйу ведущих компаний достигает сотен тысяч единицв год. Мне довелось побывать на несколькихкрупнейших заводах Китая и воочию оценитьпотенциал и перспективы мотопрома второйэкономики мира. Первый рассказ – о частномпредприятии из ведущей пятерки брендов и лидерепродаж на внутреннем рынке.текст Анатолия СУХОВА, фото автора и ZongshenСтолица китайского мотопрома находится в стороне от проторенныхтуристических маршрутов. Туданет прямого рейса из Москвы, тамплохо понимают по-английски ивообще из-за постоянного смогаи облачности над городом, расположенным в гигантской чаше среди холмов, местный аэропорт нередко закрыт. Тем не менее языкдовел-таки меня до Чунцина, хотя его написание (Chongqing) неимеет ничего общего с произношением.Серый, в густых иглах небоскребов город трудно охватить взглядом. Мало-мальским ориентиром68служит могучая река Янцзы, желтой плоской змеей рассекающая город. До завода «Зонгшен» мы добираемся по шикарной полупустойавтостраде. Такие же широченныеи внутризаводские проезды. У входа в офис – трехметровые вазы.Внутри – оранжерея со столикамидля переговоров, рядом фонтан,интимный приглушенный свет, приятная прохлада.Однако темнота и холод (на улице февраль и плюс восемь) царяти в цехах. Ворота настежь, у рабочих под фирменной одеждой теплые куртки, тусклый свет сочитсяиз узкой полоски окон под высокойДЕНЬПЕРВЫЙкрышей, освещены лишь линиисборки и посты контроля. Вот гденастоящая экономия! Действительно, у нас затраты на отоплениеи освещение гигантские. А тут – поворачивайся, не спи, а то замерзнешь!И поворачиваются. Со сторонызрелище сюрреалистическое. Конвейер в окружении вороха коробоки стеллажей с запчастями, вокругкаждого аппарата суетится по несколько человек, в полутемном углу цеха стоят ряды собранных мотоциклов, а по дорожкам междуконвейерами рассекают испытатели, проверяющие готовую технику.Словом, картина как на Черкизовском рынке в ночь перед переездом.При этом, однако, присутствуетчетыре этапа контроля качества:входная проверка комплектующих,запуск и контроль работы двигателя, проверка мотоцикла на стендеи, наконец, контроль при упаковке.Проверяют всю технику без исключения: двигатель, трансмиссию,тормоза, свет. Затем контрольныйкруг по цеху – и упаковка.С этого завода выходят аппаратыс двигателями до 250 см3 (самыевостребованные на рынках развивающихся стран) и двигатели дляmoto.zr.ru апрель 2012068-072 zongshen.indd 683/15/12 7:59 PM Мотоциклоснованнойв 1999 г. ZongshenMotorcycle RacingTeam. Эта командапринимала участиев национальномчемпионате MotoGP,в азиатском Кубкенаций, в гонкахна выносливость.В августе 2001 г. онапобедила на этапеMotorcycle EnduranceWorld Championshipна Сузуке, а по итогамгода заняла третьеместо в мировойсерии. Командатакже многократнопобеждалав национальномчемпионатепо супербайку.Сносноеосвещение –только наконвейере.Выводок новых«электричек».Типов приводовдва: моторколесо и моторс двухступенчатойкоробкой передачс электроприводом(управляетсяклавишей на руле).Первый легчеи экономичнее,второйобеспечиваетлучшуюприемистостьи движениев крутой подъем.Английскийязык здесьстатусный… ночужой.Сборочная линия.Тесновато.СТОЛИЦА КИТАЙСКОГОМОТОПРОМАЧунцин (Chongqing) расположен в Центральном Китае,в верхнем течении Янцзы. Это один из четырех городовцентрального подчинения (ГЦП) и самый крупный изних. Площадь подведомственной городу территории составляет 82,4 тыс. км2, чтов 2,4 раза больше, чем территория трех остальных ГЦП: Пекина, Шанхая и Тянцзиня. Население округа Чунцин почти 35 млн, однако четыре пятых населенияпроживают в сельской местности и лишь около 7 млн – в городской застройке.Чунцин – крупнейший центр мотопромышленности Китая. В нем расположены16,4% всех предприятий по выпуску мототехники, на которых занято 27,3% работников мотоиндустрии. При этом их доля прибыли составляет внушительные 32,3% –показатель средоточия крупных производств.Собственно город расположен в котловане среди холмов, поэтому здесь почтивсегда дымка, высокая влажность и очень грязный воздух. Пыль хорошо виднана листьях деревьев, которые местные власти в изобилии высаживают на городских улицах.апрель 2012 moto.zr.ru068-072 zongshen.indd 69693/15/12 7:59 PM ТЕХНИКАБРЕНДСборка двигателей Piaggio.Готовая продукция собираетсяв огромных сборочных цехах.ОТ МАСТЕРСКОЙ ДО ИМПЕРИИZuo Zongshen основал свою компанию в 1992 г., когда партийные руководители в Китае начали стимулировать частное предпринимательство. Тогда это была небольшаямотоциклетная мастерская, которая быстро превратилась в заводик. Сегодня компания Zongshen входит в пятерку крупнейших мотопроизводителей Китая и обладает капиталом свыше 4 млрд юаней, в ней работает около 18 тыс. человек. Компания сотрудничает с группой Piaggio (в частности, производит скутеры под этой маркой,в прошлом году выпущено 50 тыс. шт.), а также с Harley-Davidson (выпускает комплектующие из пластика). В мире мототехника Zongshen продается как под собственноймаркой, так и под именем Zip star.В 2011 г. экспорт составил 270 тыс. единиц (40% объема производства), из них 20тыс. вывезено в Европу, около 150 тыс. – в Латинскую Америку и Африку. Такжев прошлом году Zongshen произвела 20 тыс. электроскутеров, из которых 5 тыс. ушло за границу (основной рынок в мире – Бразилия, в Европе – страны Бенилюкс). Кроме того, компания выпускаетлодочные моторы Selva и силовое оборудование.25–30% прибыли Zongshen тратит на исследования и почти40% вкладывает в расширение производства.Тут же проходятпробные поездки.Проверкуна стенде проходятвсе двигатели.Контроль качествана стенде.скутеров Piaggio. Помимо сборочных цехов есть и литейка,и мехобработка, и цех формования пластмасс. Причем окрашивают их современным способом –порошковой эмалью.Побывал я и в лабораториях исследовательского центра. Здесьмножество моторных стендов, наЭКОНОМИКА:ПОКА ТОЛСТЫЙ СОХНЕТ…За последние три года производство мотоциклов в Китае заметносократилось, несмотря на меры постимулированию экономики, предпринятые правительством в 2009 г.Лишь в конце 2011 г. наметился некоторый рост, но в целом годовыеобъемы остаются ниже, чем до кризиса (27 млн против 27,5 млнв 2008 г.), хотя прибыль немногоувеличилась. Спад производствапроизошел по причине как сокращения экспорта (из-за мировогокризиса), так и ослабления внутрен-70которых проходят сертификационные испытания новые двигатели.Нормальный цикл – 200 часов, чтов среднем соответствует 16 тыс.км пробега. Есть и стенды дляпроверки амортизаторов, сопротивления качению и т.п., словом,стандартный технологический набор. Но не более того. И, навер-него спроса (напротив, вызванногоростом благосостояния – населениестало пересаживаться с мотоциклов на автомобили).Эта ситуация крайне неблагоприятна для мелких производителей.Часть из них пытается выжить,ориентируясь на европейские рынки. Объемы продаж там невелики,но высоки требования к качеству.Однако и цена мелкосерийных аппаратов оказывается сравнительновысокой (хотя и привлекательнойдля европейцев). Тормозит продвижение насыщенность рынкаи нераскрученность брендов.Крупные производители не спешатотказываться от традиционныхрынков – Южной Америки, Африкии Азии, где востребована малокубатурная техника. Поэтому дорогостоящие разработки «литров»и «шестисоток» их пока не интересуют. Зато сегодня в китайском мотопроме стремительно растет доляэлектрических аппаратов, которыепроизводят как для внутреннегорынка (основная часть), так и наэкспорт, в том числе в Европу.К примеру, в гамме продукцииZongshen уже три десятка «электричек».moto.zr.ru апрель 2012068-072 zongshen.indd 703/15/12 8:00 PM ОНИ НЕ ПАРЯТСЯPiaggioMP3 Zongshenпроизводит лишьдля внутреннегорынка Китая. Главакомпании подарил300 таких скутеровполиции городаЧунцина.Да, в прямом и переносномсмысле слова. В Чунцине удивляет многое. Во-первых, толпыкитайцев, бредущих по улицам,эстакадам, даже в туннелях –в потоке машин, ничуть не смущаясь и не сбиваясь с неторопливого, но осторожного шага.Говорят, здесь нет уголовной ответственности за сбитого пешехода. И судя по тому, что ни однамашина не останавливается даже на немногочисленных пешеходных переходах, это действительно так. Но и пешеходы незевают. Чтобы перебраться надругую сторону оживленнойулицы с пятью полосами движения, дожидаются просвета в потоке машин – нет, не на всей улице (это в принципе невозможно),а хотя бы на одной-двух ближайших полосах – и группками выходят на дорогу. Выстраиваютсяпо пунктирной линии и ждут про-света на следующей полосе. Приэтом машины обтекают их с двухсторон. С непривычки жуткоезрелище. Но потом пришлосьи мне бросаться в этот водоворот. Дело в том, что подземныйпереход около гостиницы закрыли, а надземный еще не достроили. Ну и никто (кроме меня) непарится по этому поводу. Кстати,надземных переходов сооружено уже немало. И судя по темпамстроительства, которые я могоценить из окна моего номера,через год их число удвоится.Второе, что бросается в глаза, –экономия на отоплении. Нетолько в заводских цехах, нои в офисных помещениях в городе, в магазинах, кафе. Всеходят, сидят за компьютерамив верхней одежде, даже дети застеклом игровой комнаты былив курточках. А нам говорят –потогонная система. Нет, они непотеют!ЭТАПЫ СБОРКИЭЛЕКТРОВЕЛОСКУТЕРАСертификационныеиспытания двигателя.Директор по сбытупредставляет толькочто собранный байк.ное, неспроста «Зонгшен» заказывает дизайн у всемирно известнойNova, а планы по большекубатурным моторам связывает с Hyosung.Хотя немало у компании и собственных патентов. Всего же она располагает более чем 30 лабораториями, на которые потратила свыше300 млн юаней.Ну и, конечно, я не мог не побывать на линии сборки электрическихмоделей. Прошел ее всю с фотоаппаратом в руках – она проще и движется куда быстрее, чем нитка с ДВС.А потом прокатился на готовом изделии. Смотрите фоторепортаж и читайте мини-тест. В следующем номере –другие заводы Чунцина.Проверка тросика газана стенде.Цех сваркистальных рам(алюминиевыерамы длякроссачейварят на другомпредприятии).Большинствоизготавливаютсявручную.Здесь рождаются новые формы.А пластик льютпо соседству.апрель 2012 moto.zr.ru068-072 zongshen.indd 71713/15/12 8:00 PM ТЕХНИКАВЕЛОСКЭКСПЛУАТ УТЕР МОЖНОПЕДАЛЕЙ ИРОВАТЬ И БЕЗ.ПО ВСЕМ НО С НИМИ ОНДОКУВЕЛОСИП МЕНТАМЕД.БРЕНДРотор мотор-колесамощностью 2 кВт (хотяна самом деле он статор,ибо неподвижен). Никакихнанотехнологий,дешево и сердито.А это колесос постояннымимагнитами.Собираетсямотор на10 винтах.Простои технологично.В кофре уместитсявелошлем и наборинструментов.Привод моторколесом мощностью350 Вт. В задней подвеске –моноамортизатор.Рядом с ключомзажигания кольцо длялегких сумок. На рулеуправление светом,поворотникамии кнопка сигнала.На изящнойприборке – спидометри вольтметр.ПОД ТИХОЕ ЖУЖЖАНЬЕтестированные аппараты – с обычнымисвинцовыми батареями.Эх, давненько я не ездил на велосипеде! Реакции велоскутера настолько просты, что его можно смело рекомендоватьдаже тем, кто никогда не передвигался надвух колесах. А масса (70 кг, из которых17 кг приходится на съемную батарею)позволяет затащить скутер и в квартиру.Благо ни бензин, ни масло в нем не плещутся. Жаль, места – только для водителя. Разгон, мягко говоря, не впечатляет,хотя заявленные 35 км/ч аппарат выдает.А в экономичном режиме (при 25 км/ч)производитель обещает пробег до 60 км.ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯP1(W)4000UP2(V)(W)60 3000I(A)100n(rpm)700EFF(%)100360054 27009063090320048 24008056080280042 21007049070240036 18006042030 15005035050160024 120040280189003021030800126002014020400630010701000000…или зарядить скутер черезэту «компьютерную» вилку.401200преодолел даже маломощный велоскутер – пусть и на пределе, но педалине понадобились. Взрослый же аппаратна таком подъеме даже набирает скорость. Неплохо.Вероятнее всего, электроскутеры Zongshen в ближайшее время появятся в России. Ждем их на полноценный длительный тест.Для максималки в 35 км/ч хватаети барабанного тормоза. Зато какиестильные колеса!602000Полноразмерныескутеры разгоняютсякуда охотнее и даженемного превышаютзаявленную максималку в 45 км/ч.(С пассажиром жеспидометр остановился аккурат на 45.) Экономичная скорость здесь чуть выше (30 км/ч), каки пробег (70 км). Правда, при езде ощущается несильный, но явный запах перегретой изоляции. Однако китайцы успокоили – обкатка! Под стать мотору и шасси.Но если «велосипеду» можно проститьнезамысловатые подвески и «ватные»тормоза, то на скутере они уже напрягают. Впрочем, для его скорости их хватает.Да и китайцы (в отличие от европейцев)на дорогах никуда не спешат.Последний и, на мой взгляд, один из важнейших тестов – подъем с места. Благокрутой (около 10°) заезд в горку нашелсяу входа в цех. К моему удивлению, егоБатарею можно унести домойна подзарядку…Похоже, электротранспорт завоевываетместный рынок и без помощи законодателей. Немалая часть аппаратов, припаркованных у цехов предприятия, –электрические, собранные теми жерабочими, что на них ездят. Я тоже решил протестировать несколько моделей,которые мне незамедлительно прикатили. Одна – экспортный велоскутер, неплохо покупаемый в Голландии. Другие –двухместные полноразмерные скутеры,более мощные, но и более тяжелые. Замечу, дорогие литий-ионные батареирынок пока не жалует. Поэтому все про-00102030405060708090 100, ģ(Ȟɔ)М – крутящий момент на колесе; Р1 – потребляемая мощность; U – напряжение,Р2 – мощность на колесе; I – ток; n – частота вращения ротора (колеса); EFF – КПД.72moto.zr.ru апрель 2012068-072 zongshen.indd 723/15/12 8:00 PM