ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВH.D. KNUCKLEHEAD/PANHEAD/SHOVELHEADЛюбовь лишена логики. Даже упертые поклонники ретротехники признают,что современные харлеевские биг-твины лучше, но сердце отдают святойтроице: Knucklehead, Panhead, Shovelhead.ТРИ ГОЛОВЫ ЛУЧШЕтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива редакции и Harley-DavidsonВ истории американского мотопроизводителя номер один немало крутых поворотов, но самый важныйприключился в 1931 г., когда правление компании (в котором тогдаеще заседали все четыре отца-основателя: Билл Харли, Артур, Уолтер и Уильям Дэвидсоны) принялорешение разработать совершенноновый мотоцикл. Обстановка быласамой что ни на есть драматической: Великая депрессия набиралаодноцилиндровым «Харлеям» соответствовал Indian Prince, 750-кубовым «двойкам» – Indian Sport Scout, большим твинам – Indian Chief.Кроме того, у Indian наличествовалкозырь, который Harley-Davidsonнечем было крыть: роскошный четырехцилиндровый Four.Ответить на этот вызов руководители H.-D. решили созданием несобственной «четверки», а мощного V-твина в европейских традици-Но в Старом Свете вкусы странные:там и автомобили-то мелкие, словноигрушечные. Американским же просторам подавай огромные авто имощные мотоциклы!Новый верхнеклапанный твинбыл спроектирован в лучших традициях тогдашней моторостроительной науки: полусферическиекамеры сгорания, на каждую – дваклапана, установленные под углом90º друг к другу. Привод клапанов –длинными штангами от одного нижнего распредвала. 1000-кубовыйосновным мотивом развития харлеевских моторов – вплоть до появления совершенно нового Evolutionв 1980-е.Первоначально верхнеклапанный твин планировали запуститьв серию в 1934 г., но борьба спротечками так затянулась, чтодаже поднимался вопрос полного отказа от проекта. Наконецв 1936 г. публике представиливерхнеклапанную модель под индексом Е. Новым в ней оказалсяне только двигатель: впервые наHarley-Davidson61E образца 1936 г.Четырехступенчатаякоробка передачс ручным переключениемрасполагаласьв отдельномблоке, первичнаяи моторная передачиосуществлялисьцепями. Дуплекснаятрубчатая рама –с жесткой подвескойзаднего колеса,спереди установленарычажная вилка типаSpringer. 18-дюймовыеколеса – с барабаннымитормозами.обороты, и если в 1928 г. компаниявыпустила более 20 тыс. мотоциклов, то в 1931-м – вдвое меньше.К тому времени американскиймотоциклетный рынок делили между собой две компании: Harley-Davidson и Indian. Импорт был удручающе мал, а последние внутренниесоперники (в начале ХХ в. мотоциклы в США производили около сотни фирм) испарились при первыхударах депрессии. Производственные программы двух конкурентовкак бы отзеркаливали друг друга:74ях. Тогда американские «двойки»с нижнеклапанными механизмамигазораспределения отличались довольно умеренной форсировкой:750-кубовый H.-D. DL развивал18,5 л.с., 1200-кубовый VL – 30 л.с.А в Европе на рынок вышли верхнеклапанные V-твины гораздо большей мощности: так, 1000-кубовыйбританский JAP выдавал целых45 л.с. Правда, подобные моторыставились в чрезвычайно дорогиемотоциклы штучного производства,такие как Brough Superior SS100.двигатель имел почти «квадратную» размерность: 84,24х88,9 мм.Большим новшеством явилась система смазки с замкнутой циркуляцией: до этого харлеевские моторыоборудовались смазкой «на прогар». Новая система – с сухим картером и установленным за двигателем маслобаком. И она же сталаглавной головной болью разработчиков: никак не удавалось обеспечить адекватную смазку всех узловбез огромных потерь масла. К слову, борьба с этим недостатком была«Харлее» появилась четырехступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен,также мотоцикл получил зановоспроектированную раму и свежийдизайн с вынесенной на каплевидный бензобак приборной панелью. В стандартной версии мотор развивал 37 л.с. при 4800об/мин, в варианте EL (форсированном за счет увеличения степени сжатия с 6,5 до 7 единиц) –все 40 л.с. при 4800 об/мин;с таким двигателем мотоциклmoto.zr.ru апрель 2012074-079 jizn motorov.indd 743/15/12 7:22 PM ДвигательKnucklehead –первый серийныйверхнеклапанныйV-твин от HarleyDavidson.ВЕРХНЕКЛАПАННЫЙ ХАРЛЕЕВСКИЙVТВИН СТАЛ ОТВЕТОМЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВОМУ ИНДИАНУ.в конструкцию двигателя пришлось внести около 100 изменений! Тем не менее мотоциклпроизвел фурор: такой мощныйаппарат – и за вменяемые деньги(он стоил $380, всего на $40 дороже бестселлера компании –1200-кубового нижнеклапанногоVLH), да ему все можно простить!В первый же год удалось продатьпочти 1900 верхнеклапанных«Харлеев». Это был безусловныйуспех.Своим прозвищем Knucklehead(«суставчатая голова») двигательобязан форме клапанных кры-массой 227 кг с легкостью набирал 150 км/ч.Появилась новинка без особой помпы: отсутствовала массированная рекламная кампания,дилеров предупредили, что этомашина «лимитированного выпуска». Руководство фирмыопасалось потока рекламаций,и неспроста: помимо проблем сосмазкой у аппарата были и другиетрудности – частые поломки клапанных пружин, «уход» зажигания и перегрев. В первый годВильчатые шатуны –характерная особенностьдвигателей HarleyDavidson. Они позволяютрасположить оси цилиндровв одной плоскости,уменьшая ширину двигателяи нагрузку на коренныеподшипники.шек – они напоминали сжатый кулак с выпирающими костяшками.В рекламной литературе той порыверхнеклапанная модель проходила под индексами 61 (рабочийобъем в кубических дюймах) илиOHV. Да-да, убедившись в успехеновинки, руководители компанииосмелели и взялись ее продвигать.Инициатором самой громкой рекламной акции стал Джо Петрали,гонщик, конструктор и руководитель спортивного отделения фирмы. Взяв двигатель Knucklehead, оноснастил его двумя карбюраторами, увеличил степень сжатия и поставил распредвалы с повышеннымподъемом клапанов. Сам мотоциклДжо Петрали одел в обтекатель,частично закрывающий машину.На гоночной трассе в Дэйтоне онразогнался до 219 км/ч, при томчто абсолютный рекорд скоростимотоцикла, установленный на специальном компрессорном BMW,тогда равнялся 272 км/ч. Впрочем,этот спортивный успех едва ли неединственный в истории харлеевских биг-твинов: по правилам АМАв гонках участвовали нижнеклапанные 750-кубовые аппараты;уже после Второй мировой на ихоснове создали «спортивную» модель К, из которой впоследствиивырос Sportster. А большие «двой-апрель 2012 moto.zr.ru074-079 jizn motorov.indd 75753/15/12 7:22 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВH.D. KNUCKLEHEAD/PANHEAD/SHOVELHEADДвигатель Panhead отличалсяалюминиевыми головками цилиндров,переработанной системойсмазки и гидрокомпенсаторамипривода клапанов (на схемемодернизированный вариант,с гидрокомпенсаторамиу распредвала).НА ДВИГАТЕЛЕPANHEAD ВПЕРВЫЕВ МОТОЦИКЛЕТНОЙПРАКТИКЕ ПРИМЕНИЛИГИДРОКОМПЕНСАТОРЫЗАЗОРОВ ГРМ.Мотоцикл, на котором Джо Петрали в 1937 г. разогналсядо 219 км/ч. Правда, капотировки во время рекордного заездаон снял: сильный боковой ветер едва не угробил его во времятренировочных заездов.76ки» были, как говорится, too fat forrock-n-roll.Решения, опробованные на верхнеклапанной модели (циркуляционная система смазки, новые рамаи дизайн), уже в 1937 г. перешли нанижнеклапанные. Но 61-й привлекал все больше покупателей (темболее что детские болезни его удалось излечить), и в 1939 г. по продажам он догнал все нижнеклапанные модели, вместе взятые!По заказу полиции была разработана более мощная версия 74F, с двигателем увеличенного до 1207 см³рабочего объема (размерность87,3х100,8 мм). Она развивала48 л.с. при 5000 об/мин и разгонялась до 165 км/ч. Ее производствоначалось в 1941 г., причем не только для силовых структур, но и длявсех желающих, и в первый же годона опередила по продажам 61-й.Но то был 1941 г., год Перл-Харбора и вступления США во Вторуюмировую войну. Главные производственные мощности были брошенына изготовление армейского нижнеклапанного WLA, а верхнеклапанные модели выпускались в ограниченном количестве – по несколькосотен в год. Лишь в 1946 г. Knucklehead вернул себе довоенные позиции. Через год ему на смену пришелновый двигатель – Panhead.Модернизируя Knucklehead, конструкторы стремились прежде всегоулучшить смазку, уменьшить потеримасла и справиться с перегревом.Поэтому они отказались от внешнихмасляных магистралей: все каналыподачи масла были выполнены в теле деталей (интересно, что на поздних Panhead все-таки вернулиськ внешним магистралям). Смени-moto.zr.ru апрель 2012074-079 jizn motorov.indd 763/15/12 7:22 PM Harley-Davidson Electra Glide: в середине 1960-х электрозапуск еще был редкостью.Harley-Davidson Hydra Glide 1949 г. получил телескопическую вилкус гидроамортизацией. Задняя подвеска оставалась жесткой.Маятниковая подвеска заднего колесапоявилась лишь в 1957 г. на моделиDuo Glide.ли также материал головок цилиндров: алюминиевый сплав пришел насмену чугуну. Впервые использовали на мотоциклетных моторах гидравлические компенсаторы зазоровраспределительного механизма(гидротолкатели). Это решение значительно облегчило техобслуживание и уменьшило шум при работедвигателя. Рабочий объем, размерность и даже максимальная мощность (40 л.с. для 1000-кубовойверсии и 48 л.с. для 1200-кубовой)моторов нового семейства осталисьтакими же, как и у Knucklehead.Прозвище Panhead («голова сковородкой») новичок получил опятьтаки за форму клапанных крышек –теперь они стали плоскими, безвыступов.Сама компания это прозвищене употребляла. Она сохранялате же официальные индексы: Е для1000-кубовой версии и F – для1200-кубовой (с приставками EL/FLдля моторов с повышенной степенью сжатия и ES/FS для колясочныхвариантов). А полноценное имяHydra Glide биг-твин получил лишьв 1949 г. Впрочем, поначалу оно относилось не к самому мотоциклу,а к новому узлу – телескопическойвилке с гидроамортизацией. Чтобыподчеркнуть плавность езды с такой вилкой, и было выбрано название Hydra Glide – в переводе нечтовроде гидроскольжения.Следующим большим шагом сталпереход от ручного переключенияпередач к ножному и выжиму сцепления не педалью, а рычагом на руле. Осуществлялся он постепенно:в 1952 г. ножное переключениепредложили как опцию, потом оностало стандартным оборудованием,но упертые традиционалисты моглизаказывать ручное переключениевплоть до 1970-х гг.!Одновременно конструкторы старались отучить Panhead от пожирания масла в огромных количествах.Более-менее укротить его аппетитсмогли лишь в 1953 г., когда в серию пошла модификация с переработанными картерными деталями(до того они были унифицированы с Knucklehead), новыми поршневыми кольцами и гидрокомпенсаторами не в головках цилиндров,а у распредвала. Новая версия выпускалась лишь в 1200-кубовомварианте, 1000-кубовый был снятс производства.Тот год стал знаковым в историиамериканского мотоцикла: своипоследние аппараты выпустилаIndian, многолетний (и порой единственный) соперник Harley-Davidson. Впрочем, легкой жизни «Харлею» эта потеря не сулила: на рынкеуже вовсю хозяйничали британскиекомпании, привлекавшие байкеровХодовая часть Harley-Davidson Duo Glide. Несмотряна маятниковую подвеску заднего колеса, конструкторысохранили подрессоренное седло.апрель 2012 moto.zr.ru074-079 jizn motorov.indd 77773/15/12 7:22 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВH.D. KNUCKLEHEAD/PANHEAD/SHOVELHEADПередача зубчатым ремнем впервые была применена на моделиSturgis 1980 г.ДвигательShovelheadс новыми головкамицилиндров пообразцу Sportster.соблазнительными ценами и техническим совершенством своих машин. А у американских биг-твиновне было даже мягкой подвески заднего колеса! Роскошное подпружиненное седло лишь отчасти заменяло ее. Только в 1957 г. дебютировалDuo Glide – большой «Харлей» с маятниковой подвеской заднего колеса и гидроприводом заднего барабанного тормоза.Следующей большой переменыпришлось ждать аж восемь лет.В 1965 г. на смену Duo Glide явилсяElectra Glide, оборудованный электростартером. Это новшество потянуло за собой целый ряд перемен.Электрооборудование было переведено с 6 на 12 В. Большой аккумулятор занял место традиционногоподковообразного маслобака – тотстал прямоугольным, с внутреннимHarley-Davidson Super Glide 1971 г. – первый серийный кастом от крупной компании.78фильтром. Чтобы уменьшить перемещение двигателя при запуске,конструкторы соединили его и коробку передач болтами с литымалюминиевым кожухом моторнойпередачи (взамен прежней штампованной детали).В следующем году инженерыпредставили и новое поколениедвигателя. На смену «сковородке»пришел «совок» – Shovelhead.И опять все свелось к модернизации: мотор получил новые головкицилиндров по образцу Sportster;они позволили поднять мощностьпримерно на 10% и (опять-таки!)уменьшить уход масла.Но эта неспешная эволюция немогла остановить импорт: в середине 1960-х Honda продавала в СШАвтрое больше мотоциклов, чемHarley-Davidson. Финансовое положение компании пошатнулось, и онапопала в зависимость от концернаAMF, производящего спортивноеоборудование. И кто же мог знать,что ключ к ее спасению в руках актера Дениса Хоппера? Популярныйв 1950-е (благодаря съемкам в знаменитом фильме «Бунтарь без причины» вместе с Джеймсом Дином),в 1960-е он, казалось, вышел в тираж. Но актера привлекла молодежная контркультура, и Хопперс друзьями снял Easy Rider – светлую и жестокую притчу в стиле roadmovie о поисках Америки в Америке. Вышедший на экраны в 1969 г.,фильм моментально приобрел культовый статус и сделал звездами исполнителей главных ролей: самогоХоппера, Питера Фонду и Джека Николсона, а также пару чопперовс харлеевскими моторами. Мотоциклетная кастом-культура вышла изподполья и заполонила не толькоСША, но и Европу и Японию.Новую тенденцию моментальноухватил «Вили Джи» Дэвидсон –внук одного из основателей компании и ее дизайнер. Взяв за основудвигатель Shovelhead, он накрутилвокруг него адскую смесь из агрегатов Electra Glide и Sportster,оформив ее в кастом-стиле. Такв 1971 г. родился Harley-Davidsonmoto.zr.ru апрель 2012074-079 jizn motorov.indd 783/15/12 7:22 PM Super Glide – первый в мире серийный кастом (если не считать отдельных итальянских мокиков, создатели которых просекли фишку ещераньше). Потом «Вили Джи» разрабатывал благодатную жилу, создавая новые модели а-ля чоппер: LowRider 1977 г., Fat Bob 1979 г., WideGlide и Sturgis 1980 г.Инженеры тоже не спали. В 1970 г.они внедрили генератор переменного тока, в 1972-м – передний дисковый тормоз, в 1973-м дополнилитормозную систему задним дискоми отказались наконец от кикстартера и опционного ручного переключения передач, а в 1978 г. перешлина электронное зажигание. В поисках идеального смесеобразованиясменили нескольких американскихпоставщиков карбюраторов и в конце концов в 1974 г. выбрали японскую Keihin. В 1977 г. в мотоциклахпоявился еще один японский узел –передняя вилка Showa.Кошмаром производителей автомототехники в США в 1970-е гг. стало ЕРА – Агентство по охране окружающей среды. Оно столь рьяновзялось за дело, что поначалу этопривело к поразительным результатам. Если наши законодатели с удивительной (или подозрительной?)охотой идут навстречу пожеланиямнефтяных магнатов, в который разоткладывая запрет на производствои продажу «грязного» бензина, тоЕРА обрубило его выпуск одним махом! И пока нефтезаводы перестраивались на выпуск высококачественного неэтилированного бензина,а конструкторы соображали, какприспособить моторы к новымжестким ограничениям, никого неудивляло, что, скажем, традиционный американский V8 пятилитрового объема мог выдавать всего130 л.с. Harley-Davidson отреагировал на новые времена выпуском80-инчевого (1338 см³) вариантаShovelhead. Он не был мощнеепрежнего 1200-кубового (всего64 л.с.), зато работал тише, выбрасывал меньше вредных веществи лучше тянул. Первыми в 1978 г.получили новый двигатель в качестве опции модели Electra Glide и LowRider, а в 1981 г. он полностью сменил на конвейере прежнюю версию.Две знаковые модели дебютировали в 1980 г. Большой турер TourGlide отличался от Electra Glide закрепленным на раме большим полуобтекателем с двумя встроеннымифарами. Кроме того, машина получила новую раму, в которой двига-ЭВОЛЮЦИЯ БИГ-ТВИНОВ HARLEY-DAVIDSON В ЦИФРАХСемействоМодельГодывыпускаРазмерность,ммРабочийобъем, см³KnuckleheadKnuckleheadKnuckleheadPanheadPanheadPanheadPanheadPanheadPanheadPanheadPanheadShovelheadShovelheadShovelheadShovelheadShovelheadShovelheadShovelheadEELFLELFLEL Hydra GlideFL Hydra GlideFL Hydra GlideFL Duo GlideFLH Duo GlideFLH Electra GlideFLH Electra GlideFX Super GlideFLH Electra GlideFXS Low RiderFLT Tour GlideFXB SturgisFXE Super Glide1936–19471936–19471941–19471947–19491947–19491949–19531949–19531953–19571957–19651957–19651965–19661966–19811971–19811978–19831978–19831980–19831980–19821980–198384,24x88,984,24x88,987,3x100,884,24x88,987,3x100,884,24x88,987,3x100,887,3x100,887,3x100,887,3x100,887,3x100,887,3x100,887,3x100,888,8x10888,8x10888,8x10888,8x10888,8x10899899812079981207998120712071207120712071207120713381338133813381338Макс.мощность,л.с./об/мин37/480040/480048/500040/480048/500040/480048/500055/540055/540060/540060/540066/560066/515064/460064/460064/460067/580067/5800Сухая массамотоцикла,кг227227243232248252268271276276313327243345275348278259Базамотоцикла,мм151015101510151015101510151015101540154015401540162015601615154016151590Макс.скорость,км/ч145150165150165150165165160165160165170160165160165165ВЫШЕДШИЙ В 1969 Г. ФИЛЬМ EASY RIDER ВОЗНЕС ПОПУЛЯРНОСТЬКАСТОМАЙЗИНГА И МАРКИ HARLEYDAVIDSON НА НЕБЫВАЛУЮ ВЫСОТУ.Фильм Easy Rider породил всемирныйкульт мотоциклетной кастом-культуры.тель подвесили на сайлент-блоках,и пятиступенчатую коробку передач; вскоре эти узлы появилисьи на других больших «Харлеях».А на чоппере Sturgis впервые былиопробованы моторная и главная передачи зубчатым ремнем.В 1981 г. компания Harley-Davidsonопять стала свободной: несколькоглавных менеджеров выкупили ее акции у AMF. Казалось бы, хороший повод для того, чтобы назвать двигатель, который пришел в 1984 г. насмену Shovelhead, именем Freedom.Но нет, такую марку получил многопозднее мотор от совсем другогоамериканского производителя. А новый двигатель Harley-Davidson, в котором было переработано все (отцилиндров, изготовленных не из чугуна, а из алюминиевого сплава, досистемы смазки, наконец-то избавившейся от протечек), впервые приобрел официальное имя Evolution, чтоне помешало и к нему прилепить «головастое» прозвище Blockhead.Святая троица Knucklehead,Panhead, Shovelhead до сих порпользуется немалой популярностью, уже у кастомайзеров. Этапублика считает использованиесвежих харлеевских моторов моветоном, а вот двигатели прежнихпоколений как бы облагороженыпатиной времени. Тем более чтона рынке не иссякает предложение как подлинных агрегатов, таки тщательно выполненных новоделов.апрель 2012 moto.zr.ru074-079 jizn motorov.indd 79793/15/12 7:22 PM