САМОПАЛЭТО ДАЛЕКО НЕ ПЕРВЫЙ САМОКАТ С МОТОРОМ, КОТОРЫЙЯ СДЕЛАЛ. НО ДВИЖКАМИ ОТ МОПЕДОВ И КАПОТИРОВАННЫМДИЗАЙНОМ Я НИКОГО НЕ ТРОНУЛ, ПОЭТОМУ ПРИШЕЛ К ТАКОМУВНЕШНЕМУ ВИДУ.текст Андрея «Котофея» КОЧЕТОВА, фото Евгения БОБРИКОВАВЕЗДЕКАТВ далекие времена почившего СоветскогоСоюза один из известнейших кружковтехнического творчества находилсяпри Нарвском профтехучилище №14.Тогда парни, занимавшиеся в нем, быличастыми гостями на полигонах НАМИ,лауреатами конкурсов «Сам-Авто»и «Мото-Сам». Долгие годы кружкомруководил Алексей Юлле. Сейчас онзанимается дизайном и промышленнойэргономикой, но продолжает создаватьтехнические проекты.88«Научное определение» самоката, данное Алексеем: одноколейное внедорожное транспортноесредство, предназначенное дляезды стоя. Есть имя и попроще:Scud Project. Один финн спросилАлексея, как называется его техника? «Я пока не придумал», – ответил тот. «Scud!» – уверенно заявил финн, глядя на окрас. А чтоеще, как не советскую баллистическую ракету (она же SS-1),можно ассоциировать с ЭТИМ?Цвет «милитари» камуфлируетобъект и созвучен окружающейсреде, что сочетается с предназначением этого аппарата: прогулки на природе, по пляжу, полю, лесу. Эдакий Hummer в миресамокатов.Чем ниже стоишь на самокате,тем удобнее ехать. Но внедорожнику нужен высокий клиренс,иначе соберешь бордюры, корни,камни. То есть движок снизу невариант. Сзади? Будет мешатьcяпод ногами. Поэтому несущуюконструкцию из хромомолибденовых труб Алексей расположил побокам, а движок поднял вверх.Конструкция над задним колесом – подставка для ноги, ведьстойка ездока специфическая:одна нога на платформе, другаяотставлена назад. На скоростяхболее 30 км/ч удобно маневрировать и тормозить. Изменять центртяжести можно лишь телом, какна стоячем гидроцикле.К слову, самокат получилсястоль же динамичным. 150-кубовый движок Briggs & Stratton,форсированный Алексеем с 3,5 до5 л.с., разгоняет его до 80 км/ч!«Я предпочел вариант форсировки, – рассказывает автор, – чтобыне увеличивать массу самоката более тяжелым 200-кубовым движком». Двигатель стал силовымэлементом конструкции. «Он низкооборотистый, и в отличие от мопедного его не надо крутить, – добавляет Алексей. – А спокойныйбурчащий выхлоп никого не нервирует». Кроме того, у 50-кубовогомоторчика мопеда малый крутящий момент, и ему нужен вариаторили КП, а это и вес, и затраты,moto.zr.ru апрель 2012088-089 rem samopal.indd 883/15/12 7:44 PM МНЕ НРАВИТСЯ ЗАЖИГАТЬ НА ЭТОМ АППАРАТЕ! НЕСМОТРЯНА РАДИКАЛЬНЫЙ ВИД, ЕЗДИТЬ НА НЕМ ОЧЕНЬ ЛЕГКО И ВПОЛНЕБЕЗОПАСНО. ХОТЯ ДЖИМИ ХЭСЕЛДЕН, ВЛАДЕЛЕЦ КОМПАНИИ SEGWAY,WAY,РАЗБИЛСЯ ИМЕННО НА СВОЕМ ДЕТИЩЕ…ПОСТРОЙКААлексей Юлле (Эстония/Финляндия)НАЗВАНИЕ Scud ProjectСПЕЦИФИКАЦИЯСИЛОВОЙ АГРЕГАТBriggs & Stratton (150 см3, 5 л.с.)ШАССИПередняя резина Duro 25x12–9Задняя резина Kenda 145/70–6ОБЩИЕ ДАННЫЕМасса 55–60 кгКолесная база 1060 ммВысота 1100 ммШирина по рулю 920 ммДорожный просвет 160 мм«ОН НАЗВАЛИЗОБРЕТЕНИЕ ТАК:МАШИНА-С-КОЛЕСОМПЕДАЛЯМИ- ЕЩЕ- ОДНИМ-КОЛЕСОМИ-ДВУСТОРОННИМРЫЧАГОМ».ТЕРРИ ПРАТЧЕТТи усложнениеуконструкции.коконТутТТут же достаточн центробежнонойноой муфты сцепления.ленлен Передачапрямая– крутяпряпррящегощщег моментамощностивполиммоодостаточно.ненедоПередаточноеППееречислочиислс ло – около 10сло(верхняя((верхнерх я звезда – 10хнзубьев, нижняя – 104). Поэтому скутер и весит в полтора раза больше,и в динамике уступает значительно.Тормоз ленточный, собственнойконструкции. Полоса из 2-мм титана, на которую наклепан антифрикционный материал, зажимает центробежную муфту. Привод тросиком.Основная нагрузка, особенно набездорожье, приходится на переднее колесо. Поэтому Алексей использовал резину с максимальновозможным для 9-дюймового обода размером. «Она еще для трехколесных ATV, – поясняет он. – Завалялась на одном из складовв Финляндии. Большое колесо – этои проходимость, и плавность хода,и амортизация при отсутствии подвески. Ну и дизайнерский кураж».Малое колесо (от детского «квадрика») не ограничивает движениязадней ноги.Широкий руль на резиновых подушках (чтобы убрать вибрациидвигателя) повышает устойчивостьи улучшает управление, особеннона бездорожье, когда приходитсястравливать давление в шинах.Выпускную систему Алексей тожесделал сам: «Оригинальный выхлопдушноват для форсированногодвигателя, выглядит неэстетично,да и звук не очень».Бензобак собственной конструкции, формой напоминает мотоциклетный. «Чтобы аппарат не косилпод газонокосилку, – улыбаетсяАлексей. – Его объема в 1,5 л хватает на 60 км… при попутном ветре».Редакция благодаритмотоклуб Magnum MC за помощьв подготовке материала.апрель 2012 moto.zr.ru088-089 rem samopal.indd 89893/15/12 7:44 PM