102
КОНКУРСПОХОЖЕ, НЕМНОГИЕ НАШИ ЧИТАТЕЛИ КОГДАЛИБО ЗАДУМЫВАЛИСЬ НАД ВОЗМОЖНОСТЬЮ БУКСИРОВКИ ОДИНОЧНОГОМОТОЦИКЛА. А ПРИМЕНЯЛИ НА ПРАКТИКЕ  ЕЩЕ МЕНЬШЕ, ДА И НЕ СЛИШКОМ УСПЕШНО. ОДНАКО СУЩЕСТВУЕТ НАДЕЖНЫЙ,БЕЗОПАСНЫЙ И ПРОВЕРЕННЫЙ СПОСОБ, О КОТОРОМ МЫ СЕГОДНЯ ПОГОВОРИМ. ПРИЗ ЖЕ ОСТАЕТСЯ ЖДАТЬ ПОБЕДИТЕЛЯСЛЕДУЮЩЕГО ЭТАПА.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ №32012ДЕРЖИ КОНЕЦ!Конечно, ПДД запрещают буксировку как одиночными мотоциклами,так и их самих. А в гололедицу гибкая сцепка вообще вне закона. Ноэто на дороге, куда в принципе может доехать и эвакуатор. Случисьже поломка на бездорожье илив лесу, рассчитывать приходитсялишь на свои силы. Или на помощьдруга. Но даже вдвоем катить мотоцикл по пересеченке тяжело, есливообще возможно (да и второй мотоцикл без водителя не поедет).Любой подъем, овраг или заснеженное поле превращаются в непреодолимую (по крайней мере заразумное время) преграду. Междутем палатку и сухой паек на короткие покатушки брать не принято. Нокогда до торных путей десяток километров, уже не важно, сколькокилометров до дома.Итак, самое очевидное – и разумное! – решение: двигаться к домуили большой дороге, используя второй мотоцикл. Конечно, если свойне разорван пополам и не завязанузлом, и у него остается способность катиться и тормозить. Но какприцепить трос, чтобы он позволялкомфортно буксировать неисправный мот, сохраняя устойчивостьи управляемость обоих?Традиционный способ крепления – за багажник и рулевую колонку – хоть и напрашивается сам собой, является, пожалуй, самымхудшим из всех вариантов. Те, ктопробовал так ехать, отмечают, чтои на ровной-то дороге удержать мотоциклы очень трудно, особеннозадний. Водителю «тягача» нужноочень тонко работать ручкой газаи рычагом сцепления, чтобы не де-ВНИМАНИЕ,, КОНКУРС!КООНКУУРСС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатыйв «Мото» №5-2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.25. КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯДо конца гряды валунов оставалась какая-то сотня метров, когда снизу раздался удар, мотор рыкнул и мотоцикл застыл в ямке между двумя камнями.То, что порвалась цепь, стало ясно сразу. Ясно даже почему – не иначе какприложил задней звездой о камень. Не сегодня, так вчера. Непонятно другое –как в дорожных условиях ее срастить, чтобы проехать три десятка километровгрейдера до стоянки. Из инструмента – отвертки да ключи. Как поступить?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый илиэлектронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 июня 2012 г.Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.102102рнуть руль буксируемого. Да и заднему придется рассчитывать с торможением: чуть перетянул трос,особенно если он под углом, – и мотна боку. Этому способствует и большое плечо приложения силы относительно точки опоры – дороги.Чем жестче трос, тем большерывки. Петр Русинов пишет: «Металлический трос – наихудший выбор, так как у мотоцикла нет специальных буксирных проушин, и онкак минимум повредит лакокрасочное покрытие. Предпочтение отдается полимерным стропам, особенно динамическим. Я, как джиперс многолетним стажем, знаю, чтодинамическая стропа благодарярастяжению до 30% компенсируетошибки буксирующего – рывки».Дмитрий Шафиков поведал, какоднажды в качестве троса друзьямпришлось использовать моток изоленты. При этом, чтобы не порватьсцепку, буксируемый скутер пришлось сперва разогнать.Но даже эластичный трос несильно помогает при неудачномкреплении. Петр Русинов признается, что при достаточном опыте ездына мотоцикле ему ни разу не доводилось ни буксировать, ни бытьбуксируемым. Однако он решилвзглянуть на проблему с теоретической точки зрения.«В идеале трос хорошо крепитьза рулевую колонку между перьямивилки, тогда он не мешаетуправлению. Однако для этого надо демонтировать фару.Не на всех мотоциклах этолегко выполнимо, так что такой способ больше подходитдля эндуро, кросса и классических дорожников. Привязаться можно и под нижнейтраверсой за хребтовину ратмы, но только если это немсильно уменьшает угол повосрота вилки. Чем вылет вилкирбольше и чем ниже к раме мыбпривязываемся, тем большептрос мешает повороту. Однатко ниже крыла переднего колесаквсе равно не привяжешься. У мотовциклов, сильно закрытых пластицком, дело обстоит хуже – силовыекэлементыне видны, надо сниматьээллпластик. Однако теоретически, еслипне мешает ветровое стекло, можнонтрос перекинуть сверху через рульти привязаться к раме под седломв передней части. Но тогда тросбудет тереться о бак, что не оченьхорошо. Можно к концу троса привязать две не очень длинные (одинакового размера) веревки, концыих присоединить к симметричнымдеталям мотоцикла слева и справа,а чтобы они не мешали поворачивать, посередине между ними вставить жесткую распорку. Главное,чтобы она не попала под переднееколесо». Сложновато!А вот способ, подсмотренный насоревнованиях по фигурному вождению в Европе: трос привязываемк правой подножке ведущего и левой – ведомого. Этой зимой егопришлось проверить на практике –и результат превзошел все ожидания! Заглохший мотоцикл удалосьотбуксировать по ледяным дорожкам, через овражек и ручей до самого дома, причем даже без намека на потерю равновесия – вот чтозначит короткое плечо приложениясилы! Более того, на тросе буксируемый мотоцикл ехал даже устойчивее, чем своим ходом, – заднее-токолесо без тяги не скользит. Единственная особенность – мотоциклыдвижутся по параллельным траекториям, поэтому на дороге занимают почти целую полосу. Буксировщик должен об этом помнить и нерезать повороты. Еще одно преимущество данного решения в том, чтодаже ослабший при торможениитрос не попадет под колесо.12В заключение несколько слов обузлах, которыми лучше вязать трос.Самый подходящий, пожалуй, беседочный (фото 1) – он никогда не затянется намертво, даже намокнув.Если же веревки маловато, можноиспользовать выбленочный (фото 2). Но он может скользить, поэтому вначале трос надо натянуть, чтобы узел «встал».moto.zr.rutмайй220201201122103 rem zadacha.indd 1024/12/12 7:52 PM