82
83
84
86
88
89
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВTRIUMPH UNIT TWINS«Лучший мотоцикл мира» – титул немного сомнительный(так и хочется воскликнуть: «А судьи кто?»). Но многие знатоки согласныс тем, что в середине 1960-х это звание по праву принадлежалобританским двухцилиндровым мотоциклам Triumph.текст Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива редакцииГОНОЧНОЕ СЕРДЦЕСоздатели мотоциклов мало комуизвестны. Кто разработал такие замечательные машины, как HondaCB750, BMW K1600GT, Harley-Davidson Electra Glide? Вряд ли вынайдете ответ на этот вопрос бездлительных изысканий.Но все же некоторым конструкторам удалось стать настоящимизвездами. И даже суперзвездами –данный статус по праву заслужилангличанин Эдвард Тёрнер, создатель таких знаменитых машин, какAriel Square Four и Triumph SpeedTwin. Несколько десятков лет онвозглавлял конструкторский отдел82конгломерата BSA – Triumph, разрабатывая не только мотоциклетные, но и автомобильные двигатели(например, Daimler V8).Тёрнер прославился мощнымибыстроходными аппаратами, нов середине 1950-х получил заказна разработку «социально ответственного» мотоцикла, то есть такого, на котором обычные трудягимогли бы ездить каждый день наработу. А это означает средняя кубатура (чтобы на дороге лишнимсебя не чувствовать и в то же времяна бензине сэкономить), компактные размеры и какая-никакая за-щита от непогоды. Так родилсяпроект «21»: 350-кубовый дорожный мотоцикл с развитой капотировкой. Общая схема его такая же,как и у знаменитых тёрнеровскихSpeed Twin: два чугунных цилиндра, расположенных вертикальнои параллельно, два нижних распредвала с шестеренным приводом, полусферические камерысгорания. Но конструктор решительно отказался от многочисленных архаизмов: отдельногорасположения коробки передач,чрезвычайной длинноходности мотора и зажигания от магнето. В пра-вую часть картера (с центральнымразъемом) он встроил четырехступенчатую коробку передач (у британских мотоциклов той поры педаль переключения располагаласьсправа), слева пустил дуплекснуюцепь моторной передачи. Коленвалс центральным маховиком опиралсясправа на подшипник скольжения,слева – на шарикоподшипник. Налевом мыске коленвала висел и генератор переменного тока Lucas.Мотор отличался умеренной длинноходностью – 58,2х65,5 мм (старый 350-кубовый имел 55х73,4 мм)и, питаемый одним карбюраторомmoto.zr.ru май 2012082-089 jizn motorov.indd 824/12/12 6:47 PM Двигатель Triumph3TA – типичная дляТёрнера конструкцияс центральныммаховиком и системойсмазки с сухимкартером. Переднийраспредвал черезштанги и коромыслаприводил выпускныеклапаны, задний –впускные.Силовой агрегат Triumph 3TAс дуплексной цепной моторной передачейи генератором переменного токана мыске коленвала. 6-вольтовыйгенератор Lucas был маломощени ненадежен, чем заслужил прозвищеPrince of Darkness («Принц тьмы»).Triumph 21, он же 3ТА, – первыйдвухцилиндровый мотоцикл компаниис моноблочным мотором. По замыслусоздателей, развитая капотировкадолжна была защищать седоковот грязи и смазки. Но она придаваламашине слишком уж бюргерский види заслужила нелестное прозвище«ванна». Компания пыталась продвигать ее на всех двухцилиндровыхмоделях, но вскоре от этой затеиотказалась.Amal Monoblock, развивал 18,5 л.с.при 6500 об/мин.В общем, ничего выдающегосядаже по тем временам. Поэтому неудивительно, что Triumph 3TA, дебютировавший в 1957 г., рынок невзорвал. Оказалось, что боссы компании неправильно оценили запросы покупателей. Это всего пятьюгодами ранее тон задавали отцыГлавную работу по модернизациив начале 1960-х больших 650-кубовыхTriumph провел Дуг Хил.TRIUMPHBONNEVILLEВ 1960Е ГГ.БЫЛ ОДНИМИЗ САМЫХМОЩНЫХИ БЫСТРОХОДНЫХМОТОЦИКЛОВМИРА.семейств, искавшие недорогое транспортное средство. Но во второй половине1950-х они отдавали предпочтениеавтомобилю, пусть и маленькому.На рынке же двух колес царила молодежь: более 40% покупателей –моложе 21 года. И такая скучнаямашина (всего-то 130 км/ч максималки) их не интересовала.А жаль, мотор получился хороший! Впрочем, достоинства хорошего мотора и в том, что его можнобезболезненно апгрейдить. Ужев 1959 г. дебютировали 500-кубовые версии (всего-то потребовалось увеличить диаметр цилиндрадо 69 мм): 27-сильный 5ТА и спортивный 32-сильный Tiger 100, разгонявшийся до 160 км/ч.Это уже было веселее! Продажиоживились – по динамике новые«пятисотки» оказались лучшимив классе. Увы, не по управляемости: будучи превосходным двигателистом, Тёрнер имел, скажем так,весьма своеобразное представление о конструкции рамы (чего стоит, например, соединение рамыи рулевой колонки в его 3ТА!). Поэтому из рук понимающих энтузиастов выходили странные гибриды:например, Tribsa (двигатель Triumphв раме BSA) или Triton – соединение того же мотора с рамой NortonFeatherbed. Уже в 1960-е это несоответствие возможностей моторови шасси породило целую плеядузнаменитых британских изготовителей афтермаркетовых рам.К счастью, в начале 1960-х Тёрнер ушел на пенсию. К счастью,потому что переделкой в новыйформат больших 650-кубовых мотоциклов Triumph занялся его преем-ник Берт Хопвуд, до того работавший в компании Norton. А уж тампонимали толк в хороших шасси!С собой Хопвуд увел конструктораДуга Хила, и эта парочка заняласьглубокой модернизацией флагманской модели Triumph – Bonneville.май 2012 moto.zr.ru082-089 jizn motorov.indd 83834/12/12 6:47 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВTriumph T100A Tigerотличался от «бюргерского»5ТА спортивным обликоми форсированнымдвигателем.Triumph Bonneville с новым моноблочным двигателем,оснащенным двумя карбюраторами, выдавал 47 л.с.и разгонялся до 190 км/ч. Параллельно с ним в конце 1962 г.дебютировали менее мощные 650-кубовые машины,с одним карбюратором: 6T Thunderbird и TR6 Trophy.Данный скоростной (190 км/ч!)аппарат украсил гамму в 1959 г.и был назван в честь высохшегосоляного озера в штате Юта, полигона любителей скоростных заездов. Там в 1956 г. американецДжонни Аллен на сигарообразномаппарате с форсированным двигателем Triumph показал рекордную скорость – 345,2 км/ч. Новый Bonneville, представленныйв конце 1962 г., получил моноблочный двигатель, конструктивно такой же, как и спроектированный Тёрнером 350-кубовый3ТА. Вместо магнето и отдельного генератора для освещенияу мотоцикла была система электрооборудования автомобильного типа с генератором переменного тока и катушками зажигания(но не 6-вольтовая, как на 3ТА,а 12-вольтовая, что значительноулучшило свет фары). Наконец,Дуг Хил спроектировал совершенно новую раму. Интересно, что настаром Bonneville применили полный дуплекс, а Хил отдал пред-84TRIUMPH UNIT TWINSРама Triumph 3TA жесткостьюне отличалась, что и понятно:посмотрите, как крепились рулеваяколонка и основание маятника.машины. Если бы чемпионат WSBKпроводился в 1960-е гг., то Triumphбрал бы титул чемпиона мира нераз! Впрочем, на его долю хватило:он царил в британских гонках серийных мотоциклов, таких как Thruxton500 и Production TT (Triumph Bonneville стал первым дорожным аппаратом, показавшим на трассе TouristTrophy среднюю скорость 160 км/ч).Команды Англии и США на мотоциклах Triumph успешно выступалив главномПО СРАВНЕНИЮ С ЯПОНСКИМИ,состязании эндуБРИТАНСКИЕ МОТОЦИКЛЫро – «ШестидневНЕ БЫЛИ ОБРАЗЦОМке ФИМ» (своюНАДЕЖНОСТИ, НО ОБЛАДАЛИпочтение такой же схеме,ЛУЧШЕЙ УПРАВЛЯЕМОСТЬЮкак на 3ТА:ИБЕСПОДОБНОЙ ХАРИЗМОЙ.одинарнаяпередняятруба, раздваивающаяся под силовым агрегатом (полудуплекс). Но, грамотно сплетя трубы и усилив места ихсоединения косынками, Дуг получил очень жесткий узел, к тому жев его силовую схему был включени двигатель. Надо сказать, чтотакая перемена понравилась невсем. Во-первых, жесткие соединения хорошо передавали вибрации, а на них двухцилиндровыйрядник без балансирного вала нескупился. Во-вторых, старая рамагуляла как хотела и в предельныхрежимах была просто опасна, зато в обычной езде прощала новичкам грубые ошибки. А новаятребовала уверенной руки.Зато опытные драйверы принялиобновленные Triumph на ура! И немалая часть этих скоростных родстеров была переделана в гоночныезолотую медаль на машине этоймарки взял и культовый актер и заядлый мотоциклист Стив Мак-Квин).В США 500-кубовые Triumph успешно противостояли 750-кубовымHarley-Davidson (по правилам АМАдо 1969 г. в самом популярном классе гонок – классе С соперничали 500-кубовые верхнеклапанныеи 750-кубовые нижнеклапанные машины). А 650-кубовые версии верховодили в таких специфическиамериканских состязаниях, какAmerican AMA National TT. C британским Tourist Trophy эти гонки неимели ничего общего: они проводились на земляных трассах и пред-Слева направо: Вэл Пейдж, Эдвард Тёрнер и Берт Хопвуд. Эти триинженера спроектировали едва ли не половину всех знаменитыхбританских мотоциклов!moto.zr.ru май 2012082-089 jizn motorov.indd 844/12/12 6:47 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВTRIUMPH UNIT TWINSБРИТАНСКИЕМОТОЦИКЛЫНЕ БЫЛИ ОБРАЗЦОМНАДЕЖНОСТИ,НО ОБЛАДАЛИОТЛИЧНОЙУПРАВЛЯЕМОСТЬЮИ БЕСПОДОБНОЙХАРИЗМОЙ.Новая рама –дуплексная, сварная,со встроенныммаслобаком – появиласьна 650-кубовыхмотоциклах Triumphв 1971 г. Смыслмодернизации для многихостался непонятен: ужчто-что, а старая рамаконструкции Хила былапревосходной.Вот как выглядели мотоциклы, в 1960-е гг. выступавшие в гонках серийныхаппаратов, из которых вырос современный WSBK.Полиция тоже уважаламотоциклы Triumph.ставляли собой микс из спидвеяи мотокросса. Мотоциклы Triumphпобеждали в них чаще, чем все другие марки, вместе взятые!Американские успехи сталижизненно важными для компании.Британское правительство в 1961 г.приняло билль Хьюза – Халлетта,вводящий 250-кубовый лимит длямотоциклистов-новичков. И продажи мотоциклов сразу упали на35%! Поэтому английская мотопромышленность вынужденно переориентировалась на экспортныерынки, прежде всего на самый богатый – американский. В 1968 г.Triumph выпустила 37 059 мотоциклов и 25 407 из них продалав США (в самой Великобританиивсего 2143). Маркетологи компании учитывали и разницу во вкусахВосточного и Западного побережий Штатов. На востоке пользовались большим спросом 500-кубовые аппараты – динамичные, нолегкие. Их с удовольствием покупали мальчики из Гринвич-Виллиджа и других студенческих кампусов(на таком Triumph ездил – и разбился – Боб Дилан). На западелюбили мощные машины, особенно внедорожные. Порой одни и теже модели выпускались в разных86Двигатель TriumphT120 Bonneville.вариантах: так, скрэмблер TriumphTR6C в исполнении East Coast былтем, что немного погодя назовутмотоциклом двойного назначения,а в версии West Coast – боевымкроссачом.Британские байки царили, покаяпонцы занимались малыми куба-турами. Но в 1965 г. на рынок вышла Honda CB450, ее рядная двойка, оснащенная двумя верхнимираспредвалами, выдавала 43 л.с. –и позиции 500-кубовых Triumphпошатнулись. А на рубеже 1960–1970-х японцы выдали целое семейство большеобъемных машин:четырехтактные Honda CB750и Yamaha XS650, двухтактные Kawasaki 750H2 и Suzuki GT750 – ипродажи британских мотоцикловрезко пошли на спад. Японскиеконкуренты покоряли современным дизайном, техническим совершенством, их электрика не глючила,масло не капало (к «британцам» была приложима пословица «Если масло не течет, значит, оно кончилось»),а моторы не напрягали владельцеввнезапными отказами и быстрым износом. Управляемость, правда, у выходцев с Востока была хуже. Но этисамураи быстро учились!Нельзя сказать, чтобы англичанене предвидели такого поворота(Тёрнер в начале 1960-х посетиляпонские мотозаводы и был оченьвпечатлен увиденным). КонцернBSA – Triumph предпринял ответные шаги. Во-первых, Хопвуд и Хилспроектировали трехцилиндровый750-кубовый аппарат, которыйв 1968 г. дебютировал сразу поддвумя марками: BSA Rocket III иTriumph Trident. Этот мотоцикл подинамике не уступал даже такомугрозному сопернику, как HondaCB750 (и куда лучше управлялся),moto.zr.ru май 2012082-089 jizn motorov.indd 864/12/12 6:47 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВTRIUMPH UNIT TWINSTriumph Bonneville 1970-х гг.с 750-кубовым двигателем и дисковымитормозами. В 1975 г. наконец-топедаль переключения передач переехалана левую сторону, а тормозная –на правую.Triumph TSS 1982 г. Двигательоборудован балансирным валоми четырехклапанными головкамицилиндров. Увы, кооператив обанкротилсяи эта модель не стала массовой.что вскоре подтвердили многочисленные спортивные победы. Вовторых, боссы компании провелиреорганизацию производства: насмену стапельной сборке бригадами квалифицированных рабочихпришел быстроходный конвейер,что сулило внушительную экономию. В третьих, открыли большойпроектный центр, в который набрали инженеров из авиационной и автомобильной сфер.Увы, всякая палка о двух концах.Triumph Trident был мотоцикломпревосходным, но дорогим и отвратительно собранным. Реорганизация производства вместо снижениясебестоимости привела к падениюкачества. А инженеры-авиационщики, конечно, превосходно разбирались в нюансах хай-тека, но незнали мотоциклетной специфики.Например, они спроектировали ноTriumph Bonneville TT Special громилвсех соперников в американскихсоревнованиях ТТ.88TRIUMPHСТАЛ ТРИУМФАТОРОМВ СОСТЯЗАНИЯХ САМОГОРАЗНОГО РОДА: В ШОССЕЙНОКОЛЬЦЕВЫХ ГОНКАХ,НА АМЕРИКАНСКИХ ТРЕКАХИ НА ТРАССАХШЕСТИДНЕВКИ.вую раму, которая с 1971 г.стала применяться на650-кубовых твинах: дуплексная, сварная (ушли в прошлоевтулки с бронзовой пайкой), совстроенным в верхнюю трубу большого диаметра маслобаком. Но заливную горловину расположили…под седлом, украв у себя немалуючасть объема этой самой трубы. Изза этого и седло пришлось поднятьпочти на кроссовую высоту, чтомногих отвратило от покупки. Вскоре сотрудники проектного центраувеличили рабочий объем твина –сначала до 725 см³, потом до744 см³. Против такой модернизации категорически возражал Хопвуд, и недаром: уровень вибрацийстал запредельным (пришлось даже крепить руль на сайлент-блокахи ставить специальные бочкообразные ручки).Так, всего за несколько лет модель Triumph Bonneville превратилась из королевы бала в «даму,которую никто не танцует». С закономерным итогом: в конце 1971 г.конгломерат BSA – Triumph былобъявлен банкротом и за его спасение принялось правительство –со свойственной бюрократам грацией. Его планы предусматривалислияние с другой мотоциклетнойкорпорацией – Norton – Villiersи перевод производства на болеесовременный завод BSA c закрытием предприятия Triumph в Меридене. На эту реорганизацию правительство выделило 12 млн фунтовстерлингов.Но тут взбунтовались рабочиеобреченного завода в Меридене.Они устроили сидячую забастовку, которая продолжалась двагода (!), и в конце концов победили: в 1975 г. между профсоюзами и руководством концернаNorton – Villiers – Triumph былзаключен контракт, по которомупроизводством мотоциклов Triumph занимался образованныйв Меридене рабочий кооператив.А вскоре к нему перешли и всеправа на марку.Кооператив в Меридене выпускал исключительно твины – в основном 750-кубовые BonnevilleДвухцилиндровые Triumph успешновыступали и во внедорожных состязаниях.В 1973 г. рабочий объем большоготвина увеличили до 744 см³, и онполучил пятиступенчатую коробкупередач.Боевой скрэмблер – Triumph TR6Cв исполнении West Coast.moto.zr.ru май 2012082-089 jizn motorov.indd 884/12/12 6:47 PM ЭВОЛЮЦИЯ МОТОЦИКЛОВ TRIUMPH С МОТОРАМИ UNIT TWINМодель3ТА5ТАTiger 100T120 BonnevilleTR6SS TrophyT120C TTT100R DaytonaT120 BonnevilleTR6C Trophy SST140RV BonnevilleT140V BonnevilleBonneville 750750TSSГодывыпускаРабочийобъем, см³Размерность,мм1957–19661959–19661959–19651962–19711962–19711963–19671966–19711971–19741971–19731972–19731973–19781978–19801981–1988198234849849864964964949864964972474474474474458,2х65,569х65,569x65,571x8271x8271x8269x65,571x8271x8275x8276x8276x8276x8276x82Массамотоцикла,кг155157163168174159154175174176177192186200шенно новое предприятие, далуказание спроектировать с нуля мотоциклы современного типа,и с 1990 г. бренд ведет отсчет«жизни после смерти». Да еще какой жизни! Компания вошла в числоведущих европейских производителей, захватив 5,9% мирового рынкамотоциклов с моторами рабочимобъемом свыше 500 см³.Старая Triumph проскрипела ещенесколько лет. На время, понадобившееся Блуру для организациинового производства, он передалправа на марку Лесу Харрису, который уже был признанным специалистом по производству запчастейдля Triumph (часто гораздо лучшегоБаза,мм13101415142014101410141013841420142014201420142014201448Макс.скорость,км/ч132145160188175193180180175180190180190190качества, чем заводские). Харрисвыпускал классические Bonnevilleв крохотных количествах для особых любителей (кто сказал геронтофилов?) до 1988 г.Когда Джон Блур приобрелTriumph, он объявил, что не собирается паразитировать на былой славе и компания будет выпускать только самые современныемотоциклы. Но против рынка непопрешь: ретротема всегда в моде,и в 2000 г. дебютировал-таки Bonneville, ставший первенцем в целойсерии аппаратов неоклассическогооблика. Однако технически этовсе же другие машины – и другаяистория.рекламав разных исполнениях. Увы, несмотря на некоторые потуги модернизации (например, установкучетырехклапанных головок), в основе это были все те же машины,которые на фоне бурного развитиямототехники становились все более архаичными. Порой удавалосьвыжить лишь за счет заказов напоставку полицейских мотоцикловв разные экзотические страны типаГаны. Но в 1983 г. наступил финал:кооператив обанкротился.Все остатки некогда гордой компании Triumph, включая права намарку, выкупил промышленникДжон Блур. Мы все знаем, к чемуэто привело: он выстроил совер-Макс.мощность,л.с./об/мин18,5/650027/650032/650047/670045/650055/650039/740049/720047/700050/700052,5/600048/650053/650057/6500082-089 jizn motorov.indd 894/12/12 6:47 PM