94
95
96
97
МАСТЕРСКАЯГОТОВИМК ТРОФИATVРЕЙДАМ -текст Евгения БОАГИ,фото Can-Am и Евгения БОБРИКОВАГРЯЗЕМЕШАЛКИПопулярность квадриков в России растет как на дрожжах, благо покататьсяна них есть где. Но прежде чем штурмовать серьезное бездорожье(или участвовать в соревнованиях по трофи-рейдам), как правило, нужнодоработать штатную технику.Главная цель изменения конструкции стандартного квадроцикла –получение легкого, проходимогои быстрого аппарата. Посколькуспецучастки на трофи-гонках включают в себя как болота и труднопроходимое бездорожье, так и грунтовые дороги с ровным покрытием,необходимо улучшить соответствующие параметры машины.МОДЕЛЬНа сегодняшний день из квадроциклов, представленных на российскомрынке, можно выбирать аппарат самым пристрастным образом. В основном гонщики строят такую ли-94нейку приоритетов (по убывающей):вес – мощность – подвеска – типпривода – надежность конструкции.Обязательно учитывается наличиеи стоимость запчастей, а также то,какой сделан тюнинг. Далее следуют личные предпочтения. Некоторые гонщики готовы пожертвоватьмощностью двигателя и ходовымикачествами во благо малого веса.Это вариант Yamaha Grizzly (pис. 1),где придется дополнительно потратить время и деньги на приобретение комплекта спортивных амортизаторов, которые можно тонконастроить под любые условия. Недостаток мощности компенсируетсяЕвгений Боаги, г. Екатеринбург.Чемпион России 2007 г. по трофи-рейдам на квадроциклах,чемпион Урала 2007 г. (категория ATV), многократный победитель и призер различных квадросоревнований.1moto.zr.ru май 2012094-097 rem master.indd 944/12/12 9:37 PM ПОСЛЕПОССЛ КАЖДОГО СОРЕВНОВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОВЕРЯТЬ СОСТОЯНИЕЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ,ОБРАБАТЫВАТЬ ПРОВОДА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯЭЛЕКНАКОНЕЧНИКИВОДООТТАЛКИВАЮЩИМИ СПРЕЯМИ, ОСМАТРИВАТЬИ НААК‣ МАСТЕРСКАЯ с. 94, САМОПАЛ с. 98, ДЕТАЛИ с. 100, КОНКУРСЫ с. 102РАЗЪЕМЫНА ПРЕДМЕТ НАЛИЧИЯ СЛЕДОВ ВОДЫ И ГРЯЗИ.РАЗЗЪ32ПРИ ВЫБОРЕ МОДЕЛATV ПОРОЙ ВОЗНИКА ИПРОБЛЕМЫ, НЕ СВЯ ЮТЗАННЫЕС ХАРАКТЕРИСТИКАМТЕХНИКИ: ОТ ОТСУТС ИДИЛЕРСКОЙ ПОДДЕРТВИЯДО НЕПОМЕРНО ВЫ ЖКИССТОИМОСТИ ЗАПАС ОКОЙНЫХЧАСТЕЙ.4измененными системами выпускаи программным обеспечением блока управления двигателем, но прибавка составит не более 5%.Второй путь – ставка на мощность и штатно настроенную спортивную подвеску в ущерб массе.Это вариант BRP Can-Am Outlander(pис. 2), и в данном случае придется строго следить за «формой»квадроцикла: тщательно выбиратьдетали, ориентируясь на вес(к примеру, использовать вместолитых алюминиевых колесных дисков с «бедлоками» надувные «айрлоки» на легких алюминиевыхштамповках).Существуют также иные варианты, но при выборе многих из нихвозникают проблемы, не связанныес характеристиками техники: от отсутствия дилерской поддержки донепомерно высокой стоимости запасных частей.ШИНЫОт них напрямую зависит скоростьпрохождения тяжелых участков.Чем больше диаметр колеса, тембольше дорожный просвет у мотовездехода. При немалом диаметреувеличивается пятно контактас грунтом, что, в свою очередь,улучшает проходимость квадроцикла по топким болотам. На сегодняшний день технические требования трофи-соревнованийдопускают максимальный диаметршин в категории ATV-open 28 дюймов. Ширина – параметр второстепенный и зависит от выбора чего-то одного: либо управляемости,либо проходимости. Чем шире передние колеса, тем сложнее удержать квадроцикл на скорости придвижении по твердым поверхностям. Немалые колеса требуютбольшей мощности: двигатели рабочим объемом 400–500 см³очень чувствительны к диаметрушин, 650–700 см³ – относительночувствительны, 800 см³ – практически нечувствительны. Более детальное погружение в процедурувыбора открывает нюансы, связанные с рисунком протектора, егораспределением по поверхностишины, весом и прочими параметрами.ЛЕБЕДКАНа рынке лебедок для квадроциклов присутствуют только электрические модели. Ни механических,ни гидравлических, как у внедорожников, в таком малом размерене существует. Тяговые характеристики лебедок должны как минимум втрое покрывать весовые характеристики снаряженногоквадроцикла. То есть, если он весит 350 кг, необходимо выбиратьлебедку с тяговым усилием 1050–00 кг. Тг.ройнройноййной запапаспаса1200кг.Тройнойзапасобусловлен не только силовыми качествами, но и конструктивным исполнением. Как правило, лебедкисерии 3000–4000 (показатель тягового усилия в фунтах, 1 фунт =453 г, то есть 1360–1812 кг дляэтой серии) обладают значительной скоростью намотки троса,очень прочным корпусом с герметичным исполнением и, как следствие, высокой надежностью (pис.3). При установке мощнойлебедки следует помнить о ееэнергопотреблении. Стандартногоаккумулятора хватает на 50–100 м тяжелого болота. Из дооснащения обязателен удлинитель троса, полиспаст и несколькоальпинистских карабинов (pис. 4).Штатный крюк можно сразу заменить на карабин – нагрузку выдерживает бльшую, весит меньшемай 2012 moto.zr.ru094-097 rem master.indd 95954/12/12 9:37 PM МАСТЕРСКАЯСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ГРЯЗЕВЫЕ ШИНЫ ITP MUD LITE, ИМЕЮЩИЕ РЕДКИЕ ВЫСОКИЕ И НАПРАВЛЕННЫЕ ЛАМЕЛИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО САМООЧИЩЕНИЯ, ХОРОШО СЕБЯ ПОКАЗЫВАЮТ В БОЛОТАХ И НАГРЯЗЕВЫХ УЧАСТКАХ, НО НЕУСТОЙЧИВЫ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ ИЗЗА СИММЕТРИЧНОГО ШАГАЛАМЕЛЕЙ. ЭТОТ ПРОТЕКТОР ПРИ ЕЗДЕ КАК БЫ ШАГАЕТ ПО ДОРОГЕ ИЗЗА РАЗРЫВА В РИСУНКЕ.567и не слетает с зацепленного к дереву троса.ПОДГОТОВКА К ВОДЕЛюбой мотовездеход спроектирован для беспроблемного преодоления водных преград глубинойоколо метра. Но на соревнованияхприходится «переплывать» реки,дно которых редко бывает ровным.Кратковременное превышение указанного предела может стать причиной остановки двигателя и даже егополомки. Для обеспечения моторавоздухом изготавливают (как правило, из пластиковых сантехнических труб) специальный шноркель(pис. 5). Он должен быть не вышеруля, так как при погружении квадроцикла на глубину появляетсячрезмерная плавучесть его нижнейчасти (шины стремятся всплытьи опрокинуть мотовездеход). На такую же высоту, до руля, следует выводить еще два шноркеля: длявпуска и выпуска воздуха с цельюохлаждения вариатора (еслиу квадроцикла вариаторная трансмиссия). На случай утопления стоитзащитить двигатель от попадания96воды в картер через систему вентиляции. На всех двигателях ее шлангвыведен в систему впуска и приполном затоплении квадроцикла(к примеру, при случайном погружении сверх допустимого предела илиопрокидывании в воде при наездена камень) вода попадает в масло.Решается эта проблема путем установки еще одного шноркеля с фильтром тонкой очистки топлива насвободном конце (cм. pис. 5).Фильтр обеспечивает «дыхание»двигателя, не позволяет воде попасть в картер и препятствует вытеканию масла при опрокидывании.ПОДГОТОВКА ПОДВЕСКИСтандартная подвеска редко подходит для трофи-рейдов. Как показывает практика, даже лучшиестандартные амортизаторы работают более или менее хорошо, нонедолго. Через 3–4 соревнованияони выходят из строя. Заменаштатных амортизаторов на афтермаркет позволяет добиться превосходной работы подвескии идеального поведения квадроцикла на бездорожье, а регулиро-вок хватает для настройки подлюбой тип гонки. Можно увеличить степень демпфирования наотбой и сжатие на высокой скорости для скоростных гонок или, наоборот, значительно уменьшитьусилие сжатия и преднатяг пружин, тем самым подготовив технику для болота. Настраиваетсяамортизатор, как правило, передгонкой после изучения карты местности и понимания того, в какихусловиях придется ехать. На трассе все регулировочные винты покроются слоем грязи, и подобраться к ним будет непросто.Спортивные амортизаторы, крометого, заточены как под разборкус целью профилактики после сезона (замена масла, чистка клапанов), так и под более индивидуальную настройку путем заменырегулировочных прокладок илимасла (см. «Мото» №9-2010,с. 60). Вышеперечисленными характеристиками обладают, например, изделия WP, ELKA, OHLINS,FOX, REIGE. Все они провереныв условиях рейдов и хорошо себязарекомендовали (pис. 6).ЗАЩИТА ДНИЩА И РЫЧАГОВВетки и бревна, попадающие подднище, способны натворить немало бед. Поможет установка защиты. Она к тому же помогает преодолеть болотные кочки, пни,бревна и камни за счет скольжения. Камни оставляют столь значительные следы на защите, чтопосле соревнований зачастую приходится менять ее целиком. Но зато ни один жизненно важный узелне страдает. Защита бывает изалюминия или пластика. Алюминиевая легче, пластиковая прочнееблагодаря большей толщине и более вязкому материалу, она обеспечивает лучшее скольжение.Рычаги квадроцикла защищаютисключительно от бревна или пня,которые могут остановить движение.От ударов о камни защита не сильноспасает. Важный элемент, которыйподвержен наибольшему риску повреждения, – пыльник шарнира привода колеса. Разрыв этого нежногочехла может привести к полномуобездвиживанию квадроцикла, поэтому защита рычагов должна предохранять и его (pис. 7, 8).moto.zr.ru май 2012094-097 rem master.indd 964/12/12 9:37 PM ШИНЫ MAXXIS ZILLA, КАК И В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ, ИМЕЮТ НАПРАВЛЕННЫЕ ЛАМЕЛИ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМООЧИЩЕНИЮ КОЛЕС. КРОМЕ ТОГО, БЛАГОДАРЯАСИММЕТРИЧНОМУ РИСУНКУ ПРОТЕКТОРА ОНИ БОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫ НА ТВЕРДОМПОКРЫТИИ, НЕ ТЕРЯЮТ СЦЕПЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТЬЮ ПРИ ПЕРЕКАТЫВАНИИ.ЗАЩИТА РАДИАТОРАКонструкция радиатора крайнехрупкая, а роль очень серьезная:охлаждение двигателя при высоких нагрузках, а значит, и успехв гонке практически полностьюзависят от него. Радиатор можетпроткнуть ветка, повредить вылетевший из-под колеса камень, егосоты могут забиться грязью и т.д.Способы решения проблемы разнообразны: перенос радиатора в болеебезопасное и чистое место, изготовление жалюзи, защищающих отбрызг грязи и веток (pис. 9), установка увеличенных или добавочныхмалогабаритных радиаторов.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СВЕТ9Основного света квадроцикла достаточно лишь при возвращениидомой в темноте по ровной дороге. Для быстрой езды его крайнемало, тем более при ограниченном времени и неограниченномколичестве грязи, залепляющейфары. Выход – установка дополнительной фары на руль. Светдолжен быть ксеноновым. Помимо того что у него высокая яркость, в нем все неровности вы-НАИБОЛЕЕВНУЖДАЮЩАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТВНИМАНИ ИЙСЯ В ОСОБОМ ,ПО БЕЗДО И ПРИ ДВИЖЕНИИРОСИСТЕМЫЖЬЮ, – РАДИАТОРОХЛАДВИГАТЕЛЖДЕНИЯЯ.глядятреально,нетувеличенияглядглядятядят реаа льльноо, неет увувеле личлииччееннияияям, как при освещении обычнойлампой накаливания. Наиболееконструктивно удачными можносчитать фары с размером линзыоколо 100 мм и встроенным блоком розжига (например, HellaLuminator). Хорошее решениес точки зрения снижения энергозатрат на освещение – светодиодная оптика, но на сегодняшнийдень достаточная яркость ее обеспечивается только большими и тяжелыми фарами.ОБСЛУЖИВАНИЕПри подготовке к гонкам особоевнимание следует уделить надежности электросистем. Все разъемына датчиках двигателя стоит смазать водоотталкивающим составом. Попадание воды и грязи может стать причиной остановкидвигателя, которую найти и устранить в условиях леса практическинереально.8май 2012 moto.zr.ru094-097 rem master.indd 97974/12/12 9:38 PM