HARLEY-DAVIDSON SPORTSTER л.с. / – н.в. /–тыс. руб.Легенда не может стоить копейки, это аксиома. Но бывают исключения.Sportster 883 способен стать входным билетом в мир Harley-Davidson,причем вполне бюджетным. Попробуем понять, стоит ли предпочестьлегенду начального уровня японскому мотоциклу, на что обратитьвнимание при поиске «спорти» с пробегом, во что обойдется егоприобретение и обслуживание.текст Романа СИТНИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВАКОМУ ХАРЛИ?НЕДОРОГО!ИСТОРИЯКорни семейства Sportster от HarleyDavidson уходят в далекий 1957 г.,когда публике был представлен легкий и мощный (по тогдашним, разумеется, меркам) мотоцикл с претензией на спортивность. 883-кубовыйIronhead развивал немалые 40 л.с.,а довольно эффективные подвескипозволяли не слишком беспокоиться о качестве дорожного покрытия.Неудивительно, что компактный идинамичный Sportster, полностьюоправдывая свое название, использовался не только для «овощного»передвижения по городу. На этихмашинах даже выезжали на бездорожье!Годы шли, Sportster эволюционировал (с точки зрения одних) и понемногу терял свою «настоящесть»(с точки зрения радикальных харлистов). Улучшались подвески, со-вершенствовались тормозные системы. В 1986 г. на смену чугунномуIronhead пришел Evolution – двигатель с алюминиевыми цилиндрамии их головками и гидрокомпенсаторами зазоров клапанов.В 2004 г. случилось и вовсе страшное – силовой агрегат пересталиустанавливать в раму жестко, применив сайлент-блоки. Теперь приработе на холостом ходу двигательподпрыгивает в раме самостоятель-но, не заставляя весь мотоциклактивно подтанцовывать в такт.Естественно, раму тоже обновили:трубу, соединяющую выпускныепатрубки, из-под воздушного фильтра переместили вниз. Тогда же,в 2004 г., немного потолстело заднее колесо – до 150 мм, убавиласьвысота по сиденью. Получил «спорти» и новые тормозные суппорты,пульты и ручки руля; они стали сугубо «спортстерскими» вместо2004 2006 2009 2011Cиловой агрегат «Спортстера» стали устанавливать в раму на сайлент-блоках.50Двигатель «Спортстера» получил системувпрыска топлива вместо карбюратора.Появление модели Iron, бюджетной версииSportster.SuperLow – это низкая посадка, бак большего объема и улучшенные подвески.moto.zr.ru май 2012050-054 rinok HD.indd 504/12/12 8:18 PM ‣ ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯ: HARLEYDAVIDSON SPORTSTER с. 50, НОВОСТИ с. 56,ЭКИП FOX ДЛЯ ОФФРОУДА с. 58, ЭКИП RACER с. 60,ГАДЖЕТЫ: ЭКШНКАМЕРЫ с. 62РЫНОКПосле 2004 г. H-pipe, соединяющийвыпускные патрубки, была убранаиз-под воздушного фильтра, чтобыне закрывать двигатель.Тормозной диск спереди всего один.Маловато для мотоцикла, имеющегов названии корень «спорт». Но дляобычной жизни достаточно.В отличие от «биг-твинов» у 883-го двигатель и трансмиссиясблокированы в единый агрегат. Чтобы добраться до КП на мотоциклепосле 2004 г., придется «половинить» двигатель.унифицированных с остальнымимоделями компании. На Custom появился бак-капелька объемом 17 л.В 2005 г. диаметр задней оси увеличился до 1 дюйма, соответственноизменился и маятник.2006 г. – еще одна знаковая дата. Отныне двигатель «Спортстера» – впрысковый, карбюраторушел в прошлое.В 2009 г. в ответ на мировойэкономический кризис и спад продаж Harley-Davidson представилновую версию 883-го – SportsterIron. От своих собратьев Iron отличается минималистским стилеми заметно более низким ценником.В 2010 г. блок управления двигателем переместили, благодаря чемуупростился вопрос выбора афтермаркетового сиденья.Семейство Sportster насчитывает немало подвидов, зачастуюсильно отличающихся друг от друга: Custom, Roadster, Super Low,Iron, Hugger. Custom характеризуется обилием хрома в отделке. Модели Low и SuperLow, как следуетиз названия, отличаются меньшейвысотой по сиденью и более короткоходной подвеской. SportsterRoadster можно узнать по литымколесным дискам, окрашенномув черный цвет двигателю, тахометру на приборной панели и,конечно же, рейсинговой харлеевской графике. Iron – самая бюджетная версия, пришедшая на смену Hugger, отличающаяся однимвариантом расцветки (Dark Custom), одноместным сиденьем, уко-роченным задним крылом.«Спортстеры» выпуска от 2004 г.и до наших дней – наиболее распространенные на российском вторичном рынке. Их мы и рассмотрим.Выбор рулей огромен: от классических вариантов до ортодоксальных дрэг-баров или ape-hanger.Разброс цен соответствующий – от$100 за примитивную «палку» до$300 и более за «произведение искусства» (или «кошмар водопроводчика», зависит от точки зрения).ГДЕ ИСКАТЬВо-первых, у официалов можнонайти новый аппарат как текущего,так и предыдущего годов выпуска(хотя не факт, что на момент выхода статьи таковые еще останутся).У тех же официалов встречаютсяи мотоциклы с пробегом, сданныепо «трейд-ин».Во-вторых, на рынке есть рядкомпаний, специализирующихся напоставках бэушных Harley-Davidsonиз Штатов и, как ни странно, изЯпонии. «Шпротстеры» в их салонах встречаются довольно часто.В-третьих, аппарат уже с нужным (или не очень) тюнингом можно найти «там» и организовать доставку в Россию.Ну и, в-четвертых, немало владельцев готовы расстаться со своими «Харли» по объявлению. Делоза малым – выбрать.ТЮНИНГДаже чтобы просто перечислитьвсе позиции для тюнинга «Спортстера» из «родного» каталога иосновных афтермаркетовых, оставшейся части журнала вряд ли хватит. А построить из них можно все,что душе угодно. Поэтому обозначим лишь основные направления.Не меньше выбор стоек руля ($20–80) – для еще более тонкой настройки рабочего места водителя.То же и с подножками. Они различаются не только внешним видом,наличием или отсутствием хромаи т.п., но и геометрией, причем существенно, что позволяет комфорт-ЗАЧЕМЭто легенда. Зачастую лаконичной надписи Harley-Davidson набаке достаточно, чтобы желаниеобладать «настоящим мотоциклом» перевесило все прочие аргументы. Но и в плане практичности дела обстоят неплохо:«Спортстер» позволяет прошивать пробки (при соответствующих навыках водителя, конечно), не слишком отставая отвсяких там классиков.Помимо этого, «спорти» – хорошая заготовка для постройкичего бы то ни было. В соответствии с пожеланиями владельца 883-й может быть превращен в дрэгстер, небольшойтурер, стильный круизер илирадикальный боббер. Но приэтом он и в стоке самодостаточен. Можно просто ездить.Точнее, не просто, а ездить наHarley-Davidson.май 2012 moto.zr.ru050-054 rinok HD.indd 51514/12/12 8:18 PM ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯHARLEYDAVIDSON SPORTSTERКомпактное ветровое стекло добавиткомфорта при дальнобое.Форвард-контроль не толькодань стилю, он весьма удобенпри передвижении по трассе.Защитные дуги ничуть не портят облик«Спортстера». Можно даже найти дуги,которые выполняют роль форвардов.В городе миддл-контроль комфортнее,чем форвард.но разместить на «спорти» человека практически любого ростаи предпочтений в посадке. Их стоимость колеблется от $80 до $250(все там же, в США) в зависимостиот конструкции, именитости производителя и жадности продавца.А можно совместить приятное с полезным и вместо «выносов» поставить дуги с местами для ног. Прискромном бюджете ($80–150) получите и защиту, и возможность вытянуть ноги вперед.И сиденья для «спорти» – на любой вкус, цвет и кошелек. Цены нате же Corbin – от $ 299 за прорстое водительскоекое и $628за непростое (соо спинкой)до суммы свышее$1 тыс. за двух-местное сиденье со спинками дляводителя и пассажира. Наличие подогрева добавит еще $200–220. Если ценник Corbin смущает, ищите варианты от производителей поскромнее и соответственно минимум вдвое дешевле.Также, полистав каталог, можнопревратить «Спортстер» в турер.Ветровое стекло ($65–200 в СШАза комплект с креплением) повыситкомфорт на трассе. Если же этогомало, приобретите широкий олдскульный обтекатель в стиле «электрички». Corbin предлагает такой закаких-то $1399, но можно немногосэкономить, купив неокрашенныйза $1199.Багажные системы на «спорти» – от классических кожаныхсумок до стильных жестких «чемоданов». Цены – от пары сотендо пары тысяч «вечнозеленых».Пара кожаных седельных сумокобойдется в $250–300, бэггерстайл-кофры от Corbin – в $1699(плюс несколько сотен за достав(Россию). Вообще, превратитьку в Россию«Спортстер» в стильный бэггер«Спортстерсовсем не сложно, вопросв на личии средств.ЦЕНЫКак уже было сказано, несмотря на принадлежностьк клану H.-D., «маленький» «Спортстер» на рынкеподержанных мотоциклов отличается весьма гуманным ценником. Карбюраторный аппарат начала2000-х гг. обойдется в среднем в 220–300 тыс. руб.Цена на «последние настоящие», то бишь карбюраторные, «Спортстеры» (2006 г.) может доходить до350 тыс. руб.; многое зависит от платежеспособнос-52Отдельного упоминания достойнывыпускные системы для Evolution.Как и во всем для H.-D., выбор здесьпросто запредельный, поэтому остается руководствоваться чувствомвкуса и толщиной кошелька. Ориентиры – от $200–250 за аналог родных «труб» до $450–700 за выпускот Vance & Hines или Akrapovic.Несмотря на то что изначальноспортстеровский мотор довольнободр (по меркам класса), кому-тоэтого покажется мало. Взбодритьего получится классическими способами – поменяв выпуск, фильтр,карбюратор. Можно пойти дальшеи нарастить его рабочий объем до1200, 1250 и даже 1450 см³. Ценавопроса – $450–550 за комплектцилиндров, поршней, пальцеви колец для конверсии 883 кубовв 1200; киты от S&S несколько дороже. Можно немного сэкономитьна покупке цилиндров и расточитьуже имеющиеся. Вот только нужно ли делать из шустрого «спорти»тяжелый «биг твин»? Вопрос риторический.Еще одно направление то ли ап-,то ли даунгрейда «Спортстера» –установка карбюратора взамен сис-ти покупателя. Счастье стать владельцем впрыскового Sport ster с 2007 г. обойдется в 350–450 тыс.руб. На цену влияет и степень «нафаршированности» конкретного мотоцикла.На фоне стоимости мотоциклов с пробегом ценник на новый «шпротстер» может показаться подозрительно низким. Самая бюджетная версия883-го, Iron, в салоне официального дилера стоит486 тыс. руб., а Superlow в зависимости от цветаобойдется в 508–535 тыс. руб.темы впрыска. Зачем? Если не знаете, значит, вам оно не надо. Однакопроцедура отработана. Помимо карбюратора (а это может быть и родной Keihin CV, и Mikuni HSR40 илиHSR42, и даже S&S Super-E илиSuper-B) потребуется зажигание;обычно ставят AMM-P3.ВЫБОРПрежде чем нести потом и кровьюзаработанные средства продавцу,стоит определиться с двумя существенными параметрами вашего будущего «Харли».Во-первых, «жесткий» или «резиновый»? Разница есть, и то, насколько она заметна, прямо пропорционально величине среднегодневного пробега. На мотоциклахдо 2004 г. – самых «настоящих» –двигатель установлен в раме жестко. Как следствие – весь крепежноровит «убежать», а зеркала являются скорее украшением, чемфункциональным элементом. «Резиновый» «Спортстер», выпускающийся с 2004 г., уже не такой бескомпромиссный вибростенд.Во-вторых, карбюратор или впрысктоплива? В 2006 г. на смену «карбу»пришли форсунки, управляемыеэлектроникой, что позволило снизить аппетит и улучшить экологичность. Правда, некоторые апологеты «тру-Харли» меняют системувпрыска на карбюратор, поэтому нестоит удивляться, увидев его на мотоцикле от 2006 г.Также при внимательном осмотреможно обнаружить, что крышка аккумулятора крепится пластиковойmoto.zr.ru май 2012050-054 rinok HD.indd 524/12/12 10:31 PM ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯHARLEYDAVIDSON SPORTSTERОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ РАСХОДНИКОВИ ЗАПЧАСТЕЙ, РУБ.НаименованиеОригинальныезапчастиНеоригинальныезапчастиМасляный фильтр780360–800Воздушный фильтр23001700–2900Свечи зажигания300180–400Тормозные колодки передние41001100–3800Тормозные колодки задние41001100–380015 000–17 000Ремень8000–12 000КОНКУРЕНТЫОбратите внимание на состояние ремняи шкивов. Замена ремня обойдется в 10–15тыс. руб., шкивов – еще в 15–20 тысяч.И это без учета стоимости работ.KAWASAKI VN900, 2006 – н.в.,220–427 тыс. руб.SUZUKI VZ800, 2006 – н.в.,240–420 тыс. руб.SUZUKI VL800, 2002 – н.в.,220–450 тыс. руб.HONDA VT750, 1997 – н.в.,180–445 тыс. руб.54moto.zr.ru май 2012050-054 rinok HD.indd 54При желании из «Спортстера» можнопостроить комфортный туристическийаппарат.стяжкой. Не стоит пугаться – этораспространенный «тюнинг» на мотоциклах после 2004 г. Дело в том,что крышка держится не слишкомпрочно, и таким образом многиеподстраховываются от ее потери.Если покупаете мотоцикл у частника, обязательно поинтересуйтесьчастотой ТО и тем, какое масло заливали. А также осмотрите аппаратна предмет обнаружения потековэтого самого масла. В целом отпотевание масла на крышках двигателяне проблема, а характерная особенность многих «Харли», но если стоитвыбор между мотоциклом с такойособенностью и без нее, зачем искушать судьбу?Обратите внимание на состояниеремня и шкивов. Замена ремня облегчит кошелек на 15–17 тыс. руб.без учета стоимости работ.И еще. У «Спортстера» есть одно немаловажное отличие от прочих собратьев хэдэшного племени – компактность. Поэтому, еслиприрода не обделила ростом, топеред тем как покупать «спорти»,стоит все-таки его примерить. Вероятность того, что под двухметровым наездником он будет выглядеть как детский велосипед,довольно велика…Мотоциклы для съемки предоставленыкомпанией Megamoto.ru.апрель 2012 moto.zr.ru544/12/12 8:18 PM