Лаос с направлениями вместо дороги непроходимыми джунглями – рай для любителейэндуро. Здесь множество трасс различнойсложности и несколько асфальтированныхдорог. И есть что посмотреть. Эта загадочнаястрана, попасть в которую было нелегко доконца XX в., приобрела ауру самого необычногогосударства в Юго-Восточной Азии, а дляменя наиболее желанного местадля мотопутешествия. И вот мыс друзьями отправляемся в землидревнего королевства Лансанг, чтопереводится как112moto.zr.ru май 2012112-121 travel laos.indd 1124/12/12 9:23 PM ‣ ПУТПУТЕШЕСТВИЕТЕШЕ ЕССПОО ЛАОСУЛАОА СУ с. 112,НАВ ЧЕРНОБЫЛЬА МОТОЦИКЛЕММОТОТОТОТОЦИКЛЕЕРРНОБЫБЫЛЬБЫЛЬ с. 1221 ,НОВОСТИНООВОВОСТСТИСТИ с. 12612МОТОКЛУБКОРОЛЕВСТВОМИЛЛИОНАСЛОНОВтекст Виталия СИДОРЕНКО, фото автораЛаос расположен в глубине полуострова Индокитай. Здесь проживает множество племен со своими традициями и языками. Издревле главнойтранспортной артерией была рекаМеконг и ее притоки. Она же – граница с Таиландом. Я прибыл с тайскогоострова Самуи, пограничный городНонгкхай*, пересек границу на автобусе и через полчаса был в столицеЛаоса – городе Вьентьян.Вся власть в стране принадлежитСоветам, то есть Народно-революционной партии Лаоса. На каждомгосучреждении, будь то парламентили сельсовет в деревне, обязательно висит два флага: страны и партии(серпасто-молоткастый). Бюджетэтой аграрной страны во многомзависит от туризма. Но услышатьанглийский – редкость. Не хотят ниучить, ни учиться. Хотя правительство и разрешило гражданам заниматься частной деятельностью, туристов обслуживают в основномвыходцы из соседнего Вьетнама.Город Вьентьян расположен в излучине Меконга среди плодородныхравнин. В 1827 г. он был полностьюразрушен сиамской армией и долго* Здесь и далее транскрипция географических названий взята из «Википедии».лежал в руинах, пока его не восстановили французские колонизаторы,сохранив национальный колорит.Довольно непринужденный городс множеством буддийских храмови рынков.Важнейший национальный памятник Лаоса – ступа Пха Тхатлуанг,изображенная на гербе страны. Этосимвол и буддизма, и суверенитетаЛаоса. По легенде, в ней хранитсяодна из костей самого Будды. Ступаи окружающие ее храмы Ват Тат Луанг Неу и Ват Тат Луанг Тaй несколько раз были разрушены, но затембережно восстановлены. Не менее интересны храм Ват Пхра Кео(1565 г.), знаменитый «ИзумрудныйБудда» из которого сейчас находится в Бангкоке, храм Ват Си Муанг(1563 г.), где вроде как живет дух –защитник города, удивительная«Черная ступа» без дверей Тхат Дам(XVI в.), а также единственный переживший разрушение города храмВат Сисакет (1818 г.) с многочисленными скульптурными изображениями Будды (всего их 6840). На осмотргорода мне хватило нескольких часов, а до старта еще два дня. Берутакси (тук-тук) и еду в так называемый Будда-парк (он же Ват Сиенгкхуан), что в 25 км от города. Скороасфальт заканчивается, и тук-тукпрыгает по пыльной грунтовке.Скульптурный парк, созданныйв 1958 г. и вдохновленный идеямибуддизма и индуизма, показалсястранным, гротескным.На следующий день прибылиМакс, Андрей и девушка Аня, проживающая в Гонконге. Она загорелась проехать с нами первые тридня пути. Отправляемся в прокат.Его хозяин, пожилой добродушныйфранцуз Жюль, обещал четыре мотоцикла HondaXR 250 Baja. Но в наличии лишь два Baja и два обычныхXR. Отличия всего два, но существенных: у Baja бензобак 14 л (против 9 л у XR) и две огромные фары.Я беру простой XR, такой же достается Ане. Предложенный экип в плачевном состоянии, но он хотя быесть. Позднее наколенники и ботинки ежедневно приматывали скотчем.Я привез свой экип, но взял в прокате штаны, джерси и теплую куртку.Получил документы, инструмент, запасные свечи и камеры. Установилна свой мотоцикл навигацию, купилкарту Лаоса. Все готово к отъезду.Утром фотографируемся на фонетриумфальной арки Патусай и выезжаем на север, в город Ванг Вьенгпо трассам 10 и 13S. Покрытие – ас-май 2012 moto.zr.ru112-121 travel laos.indd 1131134/12/12 9:23 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРЛАОСВ ДЕЛЬТЕ РЕКИЕСТЬ ОТМЕЛЬ С НЕЕССККО ЬККИМИБАРАМИ, А ТАМ – П ОЛЬОЛОЛННЫЫЙЛЕГАЛАЙЙЗ.Зфальт, местами сильно разфмытый во время сезона дожмыдей. Я, как более опытныйдейимеющий GPS, еду первым. Заи иммной Аня, потом Андрей, а замыколонну Макс, с ним у менякает косвязь по рации.нравится XR250 – легкий,Мне нпрактически неубиваемый. Я быстропрактичосвоился. Дорога не напрягает. Усосвоилспеваем любоваться пейзажами и делать остановки для фото. К полуднюприбываем в Ванг Вьенг, что в горахна берегу Меконга. Квинтэссенцияплакатно-открыточной азиатскойпасторали с мощной тусовкой бэкпекеров и хиппи, отдыхающих в гармонии с природой за смешные деньги.Основные аттракционы – это каякинг и тюбинг (сплав по реке в камере от грузовика). Утром туристов завозят вверх по течению, а потом онисплавляются. С берега им бросаютверевки, они швартуются к бару, получают дозу напитков и весело плывут дальше. А вечером употребляютдругие «вещества». В дельте рекиесть отмель с несколькими барами,а там – полный легалайз. Пробуемвсе, но понемногу – завтра ехать.Встав пораньше, отправляемсяеще севернее, в город Луангпхабанг.Заезжаем на АЗС заправиться и смазать цепи. Смазка, взятая с собой, невыдержала тряски – флакон треснул.Купить ее невозможно. Лаосцы мажут цепи отработкой, в лучшем случае прочищая зубными щетками.Мы поднялись на высоту около1500 м. Дорога 13S еще асфальтовая, но уже трудная. Местами асфальт попросту смыло, и по пыльной грунтовке движется множество114фур, автобусов и мини-басов. Дисциплина на дорогах Лаоса, каки везде в ЮВА, отсутствует. На серпантине постоянные обгоны повстречке, а тебе остается лишьузенькая полоска обочины, за которой пропасть и никаких ограждений.Местами с гор через дорогу стекаютручьи. На обочинах трудятся детии старики, собирают для кровли жилищ какую-то траву, похожую на камыш. После одного поворота оборачиваюсь: Аня скользит по асфальтуголовой вперед. Помогаем подняться – ничего страшного, легкие ушибы (спасибо экипу). Вправляем рульмотоцикла – и в путь.К вечеру мы в Луангпхабанге,лежащем на слиянии рек Меконги Кханг, рядом с горой Пхуси. Этостарейший город Лаоса, 800 летбывший столицей крупнейшего княжества, а потом и всего королевстваЛяо. Сейчас это культурный и исторический центр страны. Паркуемсяу гест-хауса и отправляемся осматривать город, выпив для бодростипо рюмочке местной самогонки«лао-лао», настоянной на женьшене, гекконах, сиамской кобре, скорпионах и сколопендрах. Как-тов Камбодже я купил бутылочку подобного пойла, но попробовать побоялся. А здесь «замахнули» и остались довольны. После Ванг Вьенгаэто уже не казалось экстримом.В городе множество монастырейи храмов XVI–XX вв. Главный – украшенный фресками и мозаиками монастырь Ват Сиенг Тхонг (1559 г.),самый обширный из всех культовыхсооружений страны. На улицах идеальная чистота, все дома колони-moto.zr.ru май 2012112-121 travel laos.indd 1144/12/12 9:24 PM 112-121 travel laos.indd 115шой деревней с одной улицей.В Лаосе горячий душ – опция длятуристов. Местные ополаскиваютсяиз ковшика или в реке. Но после10 часов пути нам нужен душ, длячего необходимо электричество,а его нет. Выдав каждому по свече,хозяйка успокоила: электричестводают два раза в день по три часа.Зато абсолютно бесплатно. Через10 минут включается свет, и мы бежим мыться. В этот день мы толькозавтракали, о чем ежеминутно напоминают наши желудки. Нашлиединственный общепит, где жестами заказываем ужин. Вокруг полнейшая антисанитария. Готовят надровах. Я заказал цыпленка – подали какой-то набор «собачья радость». Надеюсь, что это все-такицыпленок, ведь, зная всеядностьлаосцев… И, конечно же, Beer Lao!С ним время пролетело незаметно.Свет снова погас, и мы с фонариками побрели обратно. Остановилисьперед знаком с тигром, частеньковстречавшимся по дороге. Смыслнадписи: «Мы гордимся, что у насживут дикие тигры».Около пяти утра меня разбудилигромкие голоса за окном, в основном женские и детские. Оказывается, гест-хаус находится на местномрынке. В восемь он уже свернулся.Смазали цепи у местных умельцев – и в путь. Асфальтовая дорогаидет на юг по горам национальногопарка. Очень холодно, туман и сырость. На очках собирается вода,а на мокром, местами подмерзшемасфальте как-то некомфортно.Через три часа спускаемся с гор,становится заметно теплее. В окрес-рекламаальной эпохи отреставрированы, теперь в них гест-хаусы, антикварныемагазинчики и рестораны для туристов. А такого разнообразия тук-туков я не видел нигде. Пожалуй, этолучший город не только Лаоса, нои ЮВА в целом. Жаль, что по графику на него был всего один вечер.Утром на улице не более 5 °С. Везде снуют монахи – собирают подаяние и чистят карму пожертвовавшим.Мой мотоцикл хандрит – на холодную стартер крутит вхолостую, нецепляя маховик. Прощаемся с Аней(она сдает мотоцикл здесь) и выдвигаемся на северо-восток. Через10 км съезжаем с асфальта на грунтовку, пролегающую вдоль рекиКонг, и будто попадаем в другуюстрану. Между дорогой и обрывомнад рекой тростниковые избушки.В дорожной пыли копошатся чумазые детишки и домашние животные.При нашем появлении деревни оживают: все бегут, буквально бросаясьпод колеса, что-то радостно кричаи махая руками. Вдоль реки лесорубы валят деревья и сплавляют их потечению. Погрузчик-слон достает ихи поднимает вверх по обрыву на дорогу. Уходим от реки по живописнымхолмам. Пожалуй, это самая красивая местность на всем маршруте.Через два часа выезжаем на безлюдную асфальтированную трассу 1С, пролегающую через национальный парк. Поворачиваем на юг,в сторону Вьенгтхонга. Пустыннаядорога проходит через деревни, гденаше появление вызывает небывалый ажиотаж. Город Вьенгтхонг,гордо выделенный на карте GPSжирным шрифтом, оказался боль-4/12/12 9:24 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРтностях Пхонсавана крестьяне, стояпо колено в воде, собирают какуюто траву. Находим отель, обедаеми едем в Долину Кувшинов. Равниныпровинции Сиангкхуанг буквальноусеяны сотнями каменных урн неизвестного происхождения. Эти огромные сооружения (самое большоевесит 10,6 т) вырезаны около 2 тыс.лет назад из твердого камня, который здесь не встречается. Для чего они использовались, не знаетникто. Макс предположил, что этоемкости для топлива летающих тарелок. 40 лет назад, во время вьетнамской войны (1965–1973 гг.),в них прятались повстанцы, держапод прицелом проходящие рядомдороги. Поэтому местность интенсивно бомбили, и с тех пор сохранились огромные воронки. Еще однонапоминание о той войне – множество мин и неразорвавшихся снарядов. Ими буквально усеян востокЛаоса вдоль границы с Вьетнамом.ЛАОСХодить можно только по тропамс белыми маячками MAG. Организация MAG занимается поиском и уничтожением боеприпасов, оставшихсяс той войны. Только за три месяца2011 г. она разминировала 2 млн м2земли и обезвредила около 2600взрывоопасных предметов. А местные жители украшают ими свои дома. Наш отель не исключение, хозяин собрал целую коллекцию.Напротив штаб-квартиры MAGесть ресторанчик с говорящим названием Craters (англ. кратеры,воронки). В нем мы и поужинали,и познакомились с интереснымилюдьми. Один из них – Гарольд изАвстрии, второй год путешествующий по миру на «Гусе». Европа, Канада, Китай – и вот он здесь. А ещесемейная пара из Германии на «Сутенерах», едущая из Австралии в Японию, потом в Россию и Европу.Встав пораньше, полюбовавшись рассветом и заправившись на нормальной АЗС, направились наюго-восток. Впереди насждут лишь бочки с помпами и ядовитокраснымккрасн бензином.асКогдаКогдКог «на парах»гдв глубинке Лаоса находишь такуюВдруг сдох мой GPS, прослужив«заправку» – это счастье. Хотя стоший пять лет (дома выяснится, чтоимость топлива на 30–40% выше.просто сгорел предохранитель).Грунтовка «номер 10» ненадолгоПришлось доставать карту. На подъпереходит в идеальный асфальтезде к Конглору темнеет. В однойи вновь сменяется укатанным груниз деревень чуть не налетаю на сотом. Оказалось, мы едем по строябак, лежащих посреди дороги. Детии собаки – главная опасность на дощейся трассе. Временами лавируеммежду дорожной техникой. Навстре- рогах Лаоса. В Конглоре быстро находим гест-хаус. Ночью погода порчу ползут лесовозы, груженные ветится, идет дождь.ковыми деревьями. Один завалилсяУтром снова холодно и слякотно.набок, создав пробку, но для нас этоЕдем в 7-километровую пещеру Конне помеха.глора, попасть в которую можноВ одном из сел царит ажиотаж.только на лодке по реке, проходяВсе: и стар, и млад – бегут в одномщей гору насквозь. Внутри темно,направлении. Оказывается, бой быков. Но горбатые быки не хотеливлажно и тепло. На входе вместе соспасжилетами нам выдали фонаридраться между собой, а гоняли поки и сланцы. Но скопление сталактиполю стравливающих их людей.тов и сталагмитов искусственноВдруг перед широкой рекой доподсвечивается. В сухой сезон рекарога закончилась. На месте мостаобмелела, и нам порой приходитсятолько опоры. Грейдер на тросе пеидти по колено в воде, пока лаосцыреправляет машины с берега на беперетаскивают лодку через пороги.рег. Для нас же – ветхий пешеходный мостик из тростника. К счастью, Для местных жителей река через петяжесть мотоциклов он выдержал.щеру – единственная дорога.К полудню мы подустали. Не отВозвращаемся в гест-хаус и оцениваем ситуацию. Экскурсия отняладороги, а от пыли. Свернули в русбольше времени, чем мы рассчитыло пересохшей горной реки перекували, да и мотоциклам нужен сервис.сить – и снова в бой. Дорога периодически прерывается руслами речек. Решаем отступить от плана и ехатьв близлежащий город Тхакхэк. НоМашины переезжают вброд, а мы посначала заруливаем в мастерскую,пешеходным мостам, иногда платяа точнее,за проезд по 5 тыс. кип (20 руб.), в месместным жителям. Однажды пришлось переправляться на лодУКРАШЕННЫЙ ФРЕках-плоскодонках. Задом закаИ МОЗАИКАМИ МОНСКАМИтывали мотоцикл в лодку,местный паренек садился верВАТ СИЕНГ ТХОНГ – АСТЫРЬСАМЫЙхом и, упершись ногами в борта,ОБШИРНЫЙ ИЗ ВСЕХдержал равновесие.КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙСТРАНЫ.116moto.zr.ru май 2012112-121 travel laos.indd 1164/12/12 9:24 PM ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО ЛАОСУПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕЛаосская Народно-Демократическая Республика –государство в Юго-Восточной Азии со столицейВьентьян. Это преимущественно горная страна. Горы редко превышают 2000 м, но у них сильно расчлененный рельеф. Самая большая вершина ПхуБья имеет высоту 2817 м.До 1988 г. въезд туристов на территорию Лаоса былзапрещен. Отсутствие иностранного влияния даетвозможность увидеть традиционный стиль жизниЮго-Восточной Азии. Путешествуя по плодороднымнизменностям в долине реки Меконг и скалистымвозвышенностям Аннамите, многие признают, чтоэто одна из самых интересных стран в ЮВА.КОГДА ЕХАТЬКлимат в Лаосе тропический, с двумя сезонами:дождливым (май – сентябрь) и сухим (октябрь – апрель). Средняя температура около 28 °С, но в апреле может доходить до 38 °С. В горных районах с декабря по февраль температура падает до 15 °С.КАК ДОБРАТЬСЯПрямых авиарейсов из России нет. Попасть в Лаосможно только из соседних стран – местная авиакомпания Lao Airlines выполняет рейсы в Таиланд,Камбоджу, Китай и Вьетнам. Во Вьентьян летаеттакже несколько компаний ЮВА. Оптимальный маршрут лежит через Бангкок, куда держат путь некоторые российские авиакомпании и Thai Airways.Можно добраться поездом до границы Лаоса –города Нонгхай, а дальше автобусом. Автобусыходят и из Вьетнама, в том числе из Ханоя, гдетри раза в неделю приземляются самолеты «Аэрофлота» (из Москвы) и Vietnam Airlines (из Хошимина), однако в этом случае визу на границеполучить затруднительно. Еще труднее попастьв Лаос по земле из Камбоджи.БЕЗОПАСНОСТЬЛаос достаточно безопасная страна, где, несмотряна долгие войны, кризисы и нищету, уровень преступности остается удивительно низким. Однакоследует соблюдать разумные меры предосторож-ности: не носить с собой все наличные деньги, драгоценности и паспорт (достаточно иметь ксерокопию), а оставлять их в сейфе отеля.ВРЕМЯОпережает московское на три часа.ЯЗЫКОфициальный язык – лаосский (лаотянский, лаоили ляо) или тхай-лаосский, относящийся к тайской группе паратайской языковой семьи. Насчитывается пять главных диалектов, каждый из которых подразделяется на говоры (более 70).Также распространены французский, тайскийи вьетнамский.ВИЗАНачиная с 1 сентября 2007 г. гражданам России дляпосещения Лаоса сроком до 15 дней виза не требуется (и тем, кто прилетает в международные аэропортыЛаоса, и тем, кто прибывает в страну из соседних государств по суше). Нужен лишь загранпаспорт сосроком действия не менее шести месяцев на моментвъезда. Иногда офицер пограничной службы можетпотребовать предъявить обратные билеты либо ваучер или подтверждение брони отеля. В случае еслипланируется более длительный визит, оформить визуследует заранее в посольстве Лаоса в Москве либов посольствах и консульствах, находящихся в соседних с Лаосом странах.Разрешен беспошлинный ввоз из стран, не имеющихобщих границ с Лаосом: сигарет – максимум 500шт., или 100 сигар, или 500 г. табака; крепких алкогольных напитков – одна бутылка, вина – максимумдве бутылки; личных драгоценностей – до 500 г.Запрещен вывоз предметов искусства и старины,являющихся национальным достоянием, изображений Будды (разрешены к вывозу только сувенирные варианты).ВАЛЮТАЛаосский кип (LAK). В обращении находятся банкноты номиналом 5000, 2000, 1000, 500 и 100кип. Кип – единственная юридически законнаявалюта страны, но тайский бат и доллары СШАпринимаются к оплате повсеместно, особеннов городах.1 рубль (RUB) = 285 кип (LAK)ГОСТИНИЦЫЛаос – одна из беднейших стран Азии. Гостиницы, какправило, представляют собой гостевые дома высотойв несколько этажей с особым колоритом и минимальным сервисом. Отелей в классическом пониманиив Лаосе не так много – около трех сотен; большинствоиз них классифицированы в соответствии с европейской системой оценки гостиничного сервиса.Обычно стоимость размещения в гостиницах невысокая, значительно ниже, чем в европейскихотелях аналогичной категории. Номера боль-шинства отелей оснащены кондиционером, крометого, предоставляется бесплатный wi-fi. Наличиев номере отдельной ванной комнаты и холодильника следует уточнять заранее.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВВ Лаосе можно арендовать эндуро 250, 400, 650 см3,старенькие чопперы, мотоциклы китайского производства. Цена – до $50 в день. Обычно туры по Лаосукомбинируют с турами в соседние Таиланд и Вьетнам.ЦЕНА ТОПЛИВАБензин дорогой – примерно 55 руб. за литр.ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБПожарная служба – 190Полиция – 191Скорая помощь – 195ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫПосольство Российской Федерации в Лаосе:Sisattanak Distr., Thaphalanxay quarter, km 4,Thadeua str., Vientiane, P. O. Box 490, Vientiane,Laos. Тел.: (856) 21-31-2219, (856) 21-31-2222Национальное бюро по туризму: 222–971Авиакомпания Lao Airlines: (856-21) 21205154Авиакомпания Thai Airways: (856-21) 2225279Авиакомпания Vietnam Airlines:(856-21) 217–562/252–618ПОСОЛЬСТВА И КОНСУЛЬСТВАРЕСПУБЛИКИ ЛАОСПосольство Лаосской Народно-ДемократическойРеспублики в Российской Федерации:121069, г. Москва, ул. Малая Никитская, д. 18(495) 690-25-60, (495) 637-01-58ТАМОЖНЯВвоз и вывоз иностранной валюты не ограничен(сумма свыше $2 тыс. в наличных или трэвел-чекахдолжна быть предъявлена таможенным чиновникам при пересечении границы и задекларирована).Ввоз и вывоз национальной валюты запрещены.реклама112-121 travel laos.indd 1174/12/12 9:24 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРто,СОРУБЫВДОЛЬ РЕКИ ЛЕ ВЬЯВАЛЯТ ДЕРЕ ХИ СПЛАВЛЯЮТ И ЗЧИКПОГРУПО ТЕЧЕНИЮ, А АЕТ ИХСЛОН ДОСТВЕРХИ ПОДНИМАЕТ ВОРОГУ.ПО ОБРЫВУ НА Дгделюди прямо на землеремонтируют мопеды.Тхакхэк – один из самых малопосещаемых городов долины Меконга. В течениеВторой индокитайской войны онбыл своего рода Гаваной на Меконге, в его клубы и казино стекалисьтысячи тайцев и вьетнамцев. Сегодня китайский Новый год, поэтомуповсюду проходят праздничныерелигиозные мероприятия. Встречаем группу англичан на эндурос гидом-лаосцем. Они идут в обратном направлении, с юга на север.Вид у ребят грязный и уставший.По словам гида, вчера шли дожди,а дорога – в основном глина. Было много падений. Возможно, нампредстоит то же самое… Ночуемс ними в одном отеле на берегуМеконга. Коридор завален пропотевшим экипом.Утром, позавтракав странной лапшой с сырым яйцом, направляемсяна восток, в сторону города Махасай. Тут начинается офф-роуд вдольграницы с Вьетнамом. От него насотделяет лишь небольшой горныйхребет. Наш путь пролегает по зна-118ЛАОСменитой Тропе Хо ШиМина – идущей параллельно границе системедорог, троп и опорныхпунктов времен вьетнамской войны. По нейвьетнамцы перебрасывали своивойска с севера на юг, а в многочисленных пещерах укрывались партизаны, что, естественно, не нравилось американцам. Этим местамкрепко досталось – за четыре годаВВС США вывалили сюда более 1,1млн т взрывчатых веществ и гербицидов, нанеся сильный урон природе и населению края. До войны тутбыли непроходимые джунгли с множеством диких животных, дажеслонов и тигров. Сегодня их нет,а природа местами напоминаетуральские степи. И во многих семьях до сих пор рождаются детис различными уродствами.Дорога 1Е – грунтовка красного цвета с промоинами и буграми –идет через многочисленные деревни в направлении города Сепонг,периодически упираясь в узенькиедеревянные мосты. Она забита множеством крестьян на мотоблокахс телегами. Замечаю, что заднийтормоз постепенно пропадает, ив ближайшей деревне обращаемсяв мастерскую. Хозяин сразу понял,чего мы хотим. Рядом на земле былраскидан мопед. Андрей, осматриваясь, случайно наступил на пласти-ковую боковину. Раздался смачныйхруст. Хозяин мопеда, чуть не рыдая, схватил ее на руки. Спустямгновение рядом с потерпевшимсобрались сочувствующие, о чем-топереговариваясь и недобро на наспоглядывая. Предлагаем компенсацию в 50 тыс. кип (200 руб.), и всесчастливы.Рыжий грунт сменяется бледнойглиной, а дорога превращаетсяв безлюдную тропинку, уходящуюв джунгли. Ехать значительно сложнее – в лесу влажная после дождяглина с продавленной мотоблокамиколеей, местами толстый слой песка.Пришлось и поваляться. Въезжаемв глухую деревню и тут же оказываемся в центре внимания аборигенов. Это края народности Лао тхэнг.Их считают древнейшим народом,и в праздники остальные лаосцыподносят им символическую даньза право жить на их территории.К вечеру прибываем в Муанг Пин.Здесь большинство уже этническиевьетнамцы, настрой у них менеедружелюбный. У нас же на лбу ненаписано (по-вьетнамски), что мырусские. Да и русских эндуристовв этих краях видят не часто…Утром стараемся наесться впрок:день предстоит нелегкий. Сегоднянаш курс на юго-восток, в Сараван.Вдоль дороги №23 огромных размеров воронки от бомб, залитые водойи похожие на искусственные водо-емы. Американцы сбрасывали бомбы с ядами, поэтому вокруг малочто растет, а в джунглях огромныепроплешины. Вместо плодороднойпочвы песок, который внезапныепорывы ветра разносят на многиекилометры вокруг.Красный грунт горной «трассы»неожиданно заканчивается взорванным еще во время войны мостом.Через реку ходит паром – две лодки, соединенные платформой. Загружаемся на него вместе с группойместных. Андрей фотографирует,ему позирует веселый дедушка.Редкость для этих мест, ведь население глубинки до сих пор верит,что фото отнимает у них часть души,и отворачивается от объектива.Далее дорога уходит в джунгли.Снова едем по выжженным ядовитыми бомбами местам. Под колесами камни и песок. Попадаются лесорубы на мотоблоках, они валятдеревья и бензопилами распускаютбревна на доски.Над головами вырастает потолокиз молодого бамбука, который неприятно хлещет по головам. Из-загустой растительности и песка ехатьстановится все сложнее. Проходиммногочисленные самодельные мостики через горные речки. В одномместе вспугнули бабочек, живущихна дереве. Словно в сказке, мы стояли и смотрели, как тысячи бабочеклетают вокруг.moto.zr.ru май 2012112-121 travel laos.indd 1184/12/12 10:45 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]Ребята уезжают вперед. На следующем подъеме, вылетев из колеи, падаю уже я. Сумка с коммуникаторомслетает с бака, выдирая провод зажигания. По рации оповещаю о происшествии ребят и в полной темнотепытаюсь восстановить проводку.Андрей вернулся, но уронил мотоцикл на камни, продавив крышкукартера. Масло гонит только поддавлением, но ехать так нельзя. Даи я в суматохе посеял масло на доливку. Доползаем до Макса и решаем ночевать прямо на дороге. Видимо, кто-то наверху не хочет, чтобысегодня мы ехали дальше.Пока Макс занимался костром,я нашел у себя в вещах мыло. Андрей заделал им трещину в крышке.Я сначала не поверил, но ни каплимасла больше не вытекло. Надеваемна себя всю одежду. У костра тепло,но вообще похолодало здорово. Ребята съели банку консервированного тунца. Я отказался – очень хотелось пить. Выпили банку Sponsorна троих. Лучше бы не пили… Собирая на ощупь валяющиеся бамбуковые палки, надеемся, что очередная палка не зашевелится в руках.Откидываюсь на рюкзак и полусидярекламаВ конце концов упираемся в горный хребет, проехать через которыйневозможно, и понимаем, что заблудились. Но хуже то, что закончиласьвода! Чувствуем судороги в ногах –первые звоночки обезвоживания.У Макса – сильный ушиб ноги. Болеетрех часов ушло на поиски дороги.Возвращаемся в деревню, а это почти 30 км, и сразу ищем питье. Нахолишь сладкую бурду под назвадим лнием Sponsor, воду не продают.Выпиваем по паре банок и побанке берем с собой. Времябк вечеру, а в горных джунгляхтемнеет моментально. Вместетс солнцем уходит и тепло.Подключаем коммуникаторАндрея к моему мотоциклу,Аи я кладу его в сумку на баке.Дорога 23 показана жирной поДолосой, а на самом деле это узенькаягорная тропа, сильно размытая речками. Иногда она вообще идет по ихруслам. Стемнело. Накатывает усталость. В свете моей маленькой фарыпочти ничего не видно, а у Максасвет пропал вовсе. На одном изподъемов на жидкой глине он роняет мотоцикл. Я останавливаюсьи помогаю ему завершить подъем.112-121 travel laos.indd 1194/12/12 9:24 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРЛАОСРАВНИНЫПРОСИАНГКХУ ВИНЦИИБУКВАЛЬН АНГСОТНЯМИ О УСЕЯНЫУРН НЕИЗКАМЕННЫХВПРОИСХОЖЕСТНОГОДЕНИЯ.ходим на хороший укатанныйгрунт, а затем и на новенький асфальт, который приводит нас в Сараван. На развилке меня остановилполицейский. За все время путия впервые увидел полицию на дороге. Но он лишь захотел посидеть намоем мотоцикле…По плану наш маршрут долженидти в сторону границы с Камбоджей. Однако мы потеряли два дня,поэтому поворачиваем к конечномупункту – городу Паксе. Через паручасов мы в предгорье плато Болавен. На дороге деревянная доскас надписью на английском (!): здесьȎɓțɊɂɋȠȝɊɂȭȟȚɊɂɪȠȚɚȚɊɂМАРШРУТ: Вьентьян –Ванг Вьенг – Луангпхабанг – Вьенгтхонг –Пхонсаван – Конглор –Тхакхэк – МуангПин – Сараван –Паксе – Тямпатсак –Паксеможно выпить гокофе. Едем по стрелкамрячий кофеи попадаем на кофейную плантацию. Вокруг тысячи кофейных деревьев с созревающими плодами.Мимо проходят крестьяне, нагруженные дровами, а под навесомженщины ткут… Обычные деревенские будни. В беседке лежа в гамаке покачивается белый парень. Онпредставился менеджером и любезно предложил свежий кофе, воду и жареный арахис. По его видуи интонации стало ясно, что из растений любит он не только кофе. По-ɇȠȝɊȞȚɁȚɊȎȚɊɂĘȎɓțɊɂȵɑɐɍɋɐɔɍɋɌɊɃɎɋɅɆïȥɋɃȭȍȔȖȎɓțɊɋɓɖɊȑȝɊɂɈȝɩɐɆɍɑ120сложное впереди. Ближе к полуднюначинают попадаться местные жители: женщины с детьми и деревянными торбами за плечами, и мужчиныс длинноствольными ружьями. Значит, неподалеку деревня, и вскоремы к ней выезжаем. Позабыв прожажду, достаем фотоаппараты.В этих местах проживает народностьЛао сунг. Поначалу они отворачиваются, но потом даже позируют. Водыне попили, но позитивной энергиейзарядились.Дорога становится ровнее и прямее, появляются следы машин.В следующей деревне в ларьке запчастей для мопедов покупаем масло. Жестами спрашиваем про воду.Продавец – щупленькийпаренек – выносит двелитровые бутылки. Жадновысасываем содержимоеи просим еще. Всего выпили и залили в бурдюки неменьше дюжины бутылок,чем привели ларечникав восторг. За происходящим с интересом наблюдала вся деревня.Ехать становится значительно легче. Дорогу –размытую грунтовку –можно назватьмноголюдной. Вскоре вы-ȯɈзасыпаю. Какое же блаженство находиться в горизонтальном положении! А звезды-то какие красивые…«Там кто-то ходит!..» – сквозьдрему доносится голос Макса. Я сразу вспомнил, где нахожусь, и сон какрукой сняло. Что-то большое ломанулось через густые заросли бамбука рядом с нами. В свете фонарикалишь сверкнули глаза. Время 2:30.Костер давно прогорел, очень холодно. Даже не вспомню, когда я такзамерзал. Андрей разжег костер, и,немного согревшись, я снова заснул.С первыми лучами солнца просыпаются птицы. Капли росы, скапливающиеся в листве вековых деревьев, падают прямо на лицо.«На завтрак идем?» – пошутил я.«А можно я еще немного поваляюсь?..» – отшутился Макс. На этойпозитивной ноте мы поднимаемсяс холодной мокрой глины. Пытаемся разбудить железных скакунов.У Макса заводится сразу, мотоциклАндрея – минут через 10. У моего несхватывает стартер. Гонял, пока непосадил аккумулятор. На влажнойглине не растолкать. Берем аккумулятор с мотоцикла Андрея. Завелся!Собираем вещи, выпиваем последнюю банку бурды – и в путь.Заночевать оказалось правильным решением, потому что самоеȗȠȚȜȠɔȜПРОБЕГ:2300 км за 10 днейБЮДЖЕТ:$100 в день на человека.Всего около $1000ȗȍȸȭȍȓȻȖȚɁȚɊɊȚȜȠțɋȒȟȚɊɂĘɇɆɊȖȚɩȚɁȚɊБЕНЗИН: 91–95,в среднем $1,5 за литрɇȚȜȞțМОТОЦИКЛ:Honda XR 250ȎȩȐȗȓȍȒȑȍȒȵȔȻȶȍmoto.zr.ru май 2012112-121 travel laos.indd 1204/12/12 9:25 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]ка сидели за столом, парень рассказал, что плантации принадлежатгосударству, но обрабатываютсяавстрийской фирмой. Сорт кофе,произрастающий здесь, на солнечной равнине, – «либерика». А вышев горах, где влажно и прохладно,растет кофе «арабика». Крестьянепоказали, как обрабатывают кофе, – только вручную. Немного отдохнув, мы двинулись дальше.В предвкушении благ цивилизации типа горячей пищи и душа я открутил ручку газа и вспомнил, чтоеду не один, только на подъездек Паксе. Остановился подождать ребят. Андрей вскоре подъехал,а Макса нет. Достаю рацию – не отвечает. Возвращаюсь назад и через20 км вижу: стоит на обочине и голосует. Стуканул двигатель. Хорошо,что не вчера… Останавливаем грузовичок с добродушным водителеми двумя женщинами и загружаем мотоцикл вместе с Максом в кузов.Утром бесплатно поменяли его наHonda WR 223, ибо нашей вины тутне было. Паксе – важный рыночныйпограничный город, основанныйфранцузами в 1905 г. Он неинтересен, но в 40 км от него расположензнаменитый Тямпатсак, один издревнейших городов страны. Рядомруины Ват Пху (VI–XII вв.), похожиена Ангкор Ват в Камбодже.Осмотрев развалины, выдвигаемся в сторону плато Болавен. Это горная местность, которая отделяет долину Меконга от горных цепейАннамите, формирующих границуЛаоса с Вьетнамом. Большая частьместности вокруг плато, высота которого около 600 м, мало исследована туристами. Многочисленныебурные реки сбегают с него во всехнаправлениях, образуя более сотникрасивейших водопадов. Жемчужиной плато я бы назвал водопадТад Фан. Здесь вода не падает с горы, а как бы льется в яму глубиной120 м, на краю которой находишься.Незабываемое зрелище!Вот и закончилось наше путешествие. Мы увидели самобытную страну во всей ее красоте. Прошли своего рода проверку на прочность. А тепроблемы, которые случались, почти неминуемы. Это тоже часть приключений. Нужно быть готовымк тому, что звезды лягут не так, какты задумал, сидя в кресле передкомпьютером и планируя маршрут.реклама112-121 travel laos.indd 1214/12/12 9:25 PM