БРЕНДJIANSHEДЕНЬВТОРОЙтекст Анатолия СУХОВА, фото автораТРИИ ДНДНЯ В ЧУНЦИНЕПродолжаем рассказ о мотозаводах Китая. На этот раз речь пойдет о Jianshe –флагмане КНР, гордости КПК, единственном стопроцентно государственномпредприятии в стране, производящем мотоциклы.Сильное государство – основасчастливой жизни. В этом убеждены не только руководители компартии Китая, но и рядовые еечлены и беспартийные китайцы,с которыми мне довелось общаться на рынках и в магазинах Чунцина. И, на протяжении многих летнаблюдая за экономическим ростом страны и сейчас разглядываяее изнутри, я понимаю, что убеждение это основано не столько надогмах, сколько на практическомопыте.72О ПРЕДПРИЯТИИ:Jianshe ведет свою историюс Ханьянского оружейногозавода, созданного в 1889 г.Военная специфика сохранилась по сей день: промышленная группа Jianshe,в которую входит несколько заводов, – важная частьКитайской оружейной технической корпорации.С 1980 г. компания произвела более 14 млн мотоциклов, оборот продажпревысил 45 млрд юаней,а в казну государства поступило около 5 млрдюаней налоговых выплат.Сотрудничество с Yamahaначалось в 1982 г., когдаяпонская компания выбрала Jianshe в качестве гене-рального партнера. На заводе в Чунцине началсявыпуск модели CY80 по технологии ямаховской Y80.В декабре 1991 г. JiansheGroup и Yamaha инвестировали по 50 % капитала, учредив компанию JiansheYamaha Motorcycle Co., Ltd.,которая стала одним из 500крупнейших национальныхпредприятий с иностраннымкапиталом.Сегодня Jianshe выпускает мотоциклы, скутеры,квадроциклы, велосипеды(в том числе электрические), силовую продукцию.На предприятии в Чунцинеработает 8 тыс. человек.При годовой мощности2 млн единиц техникив 2011 г. там выпущено1,7 млн мотоциклов и скутеров и 1,85 млн двигателей.moto.zr.ru май 2012072-077 jianshe.indd 724/12/12 10:20 PM О сегодняшнем положении дел и о планах на будущее я побеседовал с заместителемуправляющего компанией Ю Янгом.зуемся скидками и льготами,в том числе при таможенномоформлении. Ну и, конечно,госзакупки: у нас монополияна поставки мототехники государству.Но вместе с тем мы вкладываем в производство своиПреимущества? Да, опреде- деньги и вынуждены немалоленные преимущества есть. инвестировать в охрану труВо-первых, завод оченьда. К тому же в отличие отудачно расположен – в цент- частной компании мы не моральной части города. Дру- жем просто так увольнятьгие промышленные предперсонал. Так что, вероятно,приятия переводят подальше у нас немного ниже прибыль,за городскую черту, на насно выше ответственность.же это не распространяется.Кто занимается дизайномК тому же мы не платим заэтот участок земли, который аппаратов – Jianshe иливыделило нам государство. сторонние ателье? Сейчасмногие европейские (в час(Старый мы продали.) Призакупке оборудования поль- тности, итальянские)«Цзяньши» – государственная компания. Каковыее преимущества и недостатки по сравнениюс частными предприятиями – вашими конкурентами?Но, конечно, идеология не была бы идеологией, если бы не шларука об руку с пропагандой. БрендJianshe мелькает в новостях нетолько промышленности, но и политики. Ведь это одна из витриндостижений народного хозяйства,образцово-показательное предприятие, куда привозят иностранные делегации и глав правительств.А меня интересовало не толькоПодготовкак литью.А как отразился кризисфирмы выполняют заказы на Jianshe? Как изменилсяобъем производства заиз Китая…последние три года?Да, мы тоже сотрудничаемПрактически не изменился.с итальянцами. Наш партВообще, сегодня спад пронер – Marabese Design.даж мототехники с ДВС почти компенсирован ростомКаковы ваши отношенияпродаж электрических мос Yamaha? Насколько выделей.можете распоряжатьсяее технологиями для проВы продаете технику в 78движения бренда Jianshe?Ведь его узнаваемость,стран мира. Какие рынкискажем, в Европе или Рос- наиболее важны сегоднясии куда ниже, чем Yamaи какие – в перспективе?ha. Насколько важно вампродвигать на эти рынки Сегодня главные направления сбыта для нас – Азия,свой бренд?Африка и Южная Америка.В основе всех современных Возможно, со временеммотоциклов Jianshe модели в круг наших приоритетоввойдет и Россия.Yamaha. «Кабы» – 100%производство, но и особенностиведения бизнеса под контролем государства. К счастью, мне удалосьосмотреть все предприятие – от литейки и исследовательского центрадо столовой и заводского полигона,а также побеседовать с заместителем управляющего компанией.Первое, что привлекает внимание в цехах, – сравнительно небольшое число персонала. НикакойФормы для деталей картераи головки цилиндров.технологий Yamaha, но сосвоими дополнениями. У наснет никаких ограничений наиспользование их технологий и продажу техники. Мыможем продавать как в Китае, так и в других странахвсю линейку продукции подсвоим брендом. Однако Европа сегодня не слишкомпривлекательный для насрынок. Кризис еще не закончился, продажи мототехникипадают…суеты у ленты конвейера, четкаяорганизация рабочих мест, практически на европейском уровне. Подход тоже европейский: для каждоговида деталей свои контейнеры,специальные ложементы. Пластик,например, разложен в полотняныекарманы на мобильном стеллаже,каждая деталь в своем кармане, непоцарапается! То же и с металлическими конструкциями. Например,Литьеваямашина.Один из заявленных вамиприоритетов – повышение качества продукции.По каким именно направлениям?Это касается эксплуатационных характеристик в целом: мощность, комфорт,экономичность. В ближайших планах – производство впрысковых моделей,удовлетворяющих Евро-3:мотоцикла 150 см3 и ATV400 см3. Недавно мы провели переговоры по этомувопросу с известным производителем систем впрыска – Mikuni.Каковы ваши планыпо выпуску электроскутеров? Увидим лимы какие-либо оригинальные разработки,или вы пойдете по пути производства простого и недорогоготранспорта?Уже в этом году три электрических модели заменятаналоги с ДВС, в будущемих число возрастет. Покамы не планируем отступатьот традиционных технологий. Они хорошо себя зарекомендовали.багажники укладываются на стеллажи с одетыми в пластик крючками и опорами – еще одна гарантиякачества.Второе, что стоит отметить, –оборудование. И цеха, и лаборатории оснащены станками, литьевымимашинами, испытательными стендами американских, японских, итальянских фирм. А современныймонтаж линий – в два этажа – по-Эта сеточка – фильтр. Ее вставляютв каждую литьевую форму, а потом удаляют.май 2012 moto.zr.ru072-077 jianshe.indd 73734/12/12 10:20 PM БРЕНДJIANSHEЦех сборкидвигателей. Синиестулья справа – местаза столиком. Каждыетри часа конвейеростанавливают – длявсеобщего чаепития.Подавляющеебольшинствобрака видно толькоспециалисту. Всеэти отливки пойдутв переплавку.ПРЕДПРИЯТИИНА ФЛАГМАНСКОМ НА ТЕПЛЕТОЖЕ ЭКОНОМЯТ ЛЬНОМИ СВЕТЕ. НО В ОСТА ОДСТВАЗВОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИ ПЕЙСКОМРОЕВПРАКТИЧЕСКИ НА Е.УРОВНзволяет не только экономить местоес о(хотя его здесь, кажется, хватит навторой такой же завод), но и создавать резервную емкость, чтобы даже в случае непредвиденного сбояне останавливать производство. Насегодняшний день завод загруженна 85% мощности.Третье, что выделяет Jiansheсреди многих заводов Китая, – контроль качества продукции. Основных этапов традиционно три: входной контроль комплектующих,контроль собранных агрегатово ой контроль.о ро О последнемос е еи выходнойчуть подробнее. Здесь не ездят поцехам на готовой продукции, да этои не нужно: на выходе несколькобарабанных стендов, где параметры проверяются по европейскому(и японскому) счету: от работы тормозов и светотехники до мощностидвигателя и «экологии». А для испытаний есть полигон с горкамии ванной, с асфальтом и брусчаткой, а также с булыжной мостовойи ступенчатой плиткой. Забегаявперед, скажу, что несколько об-Два популярных мотоцикла – с двигателями 125 и 150 см3 – я покатал на полигоне Jianshe. Я выбрал их неспроста: в этом году они будут продаваться в России. Полигон расположен непосредственно на территории предприятия и, хотяон небольшой по площади, включает все основные элементы, кроме скоростного кольца. Но больше всего меня поразила гигантская лестница высотой в несколько этажей. На ней любят снимать ролики с квадроциклами.«Осьмушка» сюрпризовне преподнесла. Типичноеутилитарное транспортноесредство. Неплохой разгонза счет коротких передач,средние тормозаи дубовая – главнымобразом для ровнойдороги – подвеска.А вот 150 см3 заметноотличается в лучшуюсторону. В первую очередьблагодаря лучшим настройкамподвески. По брусчатке онедет вполнеуверенно, даи в горку тянеткуда веселей.Сборочный цех. На освещениии отоплении здесь тожеэкономят. Зато ворота можноне закрывать.Единственное по-настоящемусветлое место – бокс внешнегоконтроля.74На этих линиях собирают двигатели125YBR и Super Cub. Их четыре, каждаясостоит из 45 постов. Большая частьмоторов идет на сборочный конвейер,но немало отправляется и на соседнийзавод Jianshe-Yamaha (о нем чуть ниже,в «Дне третьем»).Табло выхода продукциипо сборочным линиям.moto.zr.ru май 2012072-077 jianshe.indd 744/12/12 10:20 PM Доска передовиковпроизводства.Все – коммунисты.Контроль –обязательная процедура.Как визуальный……так и в лаборатории.На фото – контрольразмеров картера.реклама072-077 jianshe.indd 754/12/12 10:20 PM БРЕНДJIANSHEПОРАЖАЕТ, СКОЛЬКМОЛОДЕЖИ РАБОТА ОЕТЗДЕСЬ НА ВЫСШИХРУКОВОДЯЩИХ ПОСТАХ.Контроль на стенде проходиткаждый аппарат.Линияупаковки.разцов продукции на том полигополигоне я откатал.Помимо мотоциклов на заводе выпускают скутеры – с «кабовским» мотором. В ближайшихпланах – выпуск электроскутеров, которые постепенно становятся все более востребованными в Китае.ДЕНЬТРЕТИЙ76JIANSHEYAMAHAТретий день я посвятил визиту насовместное предприятие JiansheYamaha. Именно там производятроссийский бестселлер – YamahaYBR125. Правда, еще на проходной меня предупредили: фотографировать в цехах нельзя.Ну что же, учитывая, что моторыдля этих мотоциклов производятна заводе, где я побывал накануне, да и прочие технологиите же, мы с вами, дорогие читатели, ничего не потеряем.Все уже осмотрено и отснято. Более того, коли двигатели популярного у нас «Ёбра» и пока ещемалоизвестного «Цзяньши» различаются лишь надписями накрышке, да и половина другихзапчастей наверняка подойдет…Улавливаете? «Если не видноразницы, то зачем…» Вообще,в производстве всего четыре мотора: 50 см3 для TTR50, 125 см3для YBR125, «кабовский» 110 см3и 250 см3 для YBR250.moto.zr.ru май 2012072-077 jianshe.indd 764/12/12 10:20 PM План будущего полигона я увиделв комнате для переговоров, а из окнаоткрывался вид на поле, где егопостроят уже через пару лет.Очень интересная «четвертушка».К сожалению, пока не для России. В Китае жеона втрое дороже, чем YBR125, в том числепо себестоимости. И это заметно!О ПРЕДПРИЯТИИ:Всего в Китае три предприятия Yamaha. Завод в Чунцинеприносит 32% прибыли. Онпостроен в 2009 г. и удобнорасположен – неподалеку вокзал и аэропорт. На предприятии занято 2300 человек, изних рабочих – 1700. Японцев –12 человек, включая генерального директора. В 2011 г.здесь произведено 600 тыс.единиц техники. Цель – к 2013 г.выйти на выпуск 1 млн аппаратов в год.Экскурсию по заводу проводил Тян Донг, исполняющийобязанности управляющего.Контроль на стенде проходиткаждыйаппарат.Какие же ещемотоциклызакупать полиции, как неотечественные, не правда ли?рекламамай 2012 moto.zr.ru072-077 jianshe.indd 77774/12/12 10:21 PM