ФУТУРОЛОГИЯЭЛЕКТРОМОТО«Из всех искусств для нас важнейшим является 220!» Смотришь наконцепты мото- и автошоу и начинаешь верить в будущее электромотоциклов. И лишь вглядевшисьв детали (и вслушавшись в словаразработчиков), вскоре понимаешь,что ДВС, даже в изувеченном евронормами виде, еще долго останетсявне конкуренции. Несмотря на всеусилия и ухищрения… Нет, не инженеров. Политиков, причем самой упертой и агрессивной ихчасти – «зеленых».текст .Stinger, фото из архива редакции, рисунок Эдуарда КОНОПАБАТАРЕИ В ОГОНЬ!«А на земле давно другой миллениум. Давайте дружно сожжемвсе офисы British Petroleum!»Об этом мечтают вслух экологические активисты и молча – некоторые политики. Точнее, многиеполитики отдельных стран. Штатовские – им геополитическаясамостоятельность Эмиратов,Венесуэлы и Катара что серпомпо причиндалам. Французские –в стране дешевая электроэнергия, вырабатываемая АЭС. Китайские – в отличие от привознойнефти, уголь для тепловых электростанций там свой плюс свои жезапасы лития – самого дорогогокомпонента современных бата-68реек. Японские (и в намногоменьшей степени британскиеи немецкие) – терять статуспроизводителей высокотехнологичной продукции ой как нехочется!А теперь вопрос: при чем здесьРоссия? Страна, которая сама добывает (и пока что экспортирует)нефть; страна, где технологиипроизводства ДВС куда доступнееэлектрических. Да, с нефтепереработкой у нас ситуация не напять баллов, но все же на четверочку, хоть и с натяжечкой, чегоне скажешь об электрораспределительных сетях, обветшавшихдонельзя и ни в коей мере не го-КИТАЙСКИЕЭЛЕКТРОСКУТЕРЫ СОСВИНЦОВОКИСЛОТНЫМИИБО С ЛИТИЕВЫМИДОРОГО БАТАРЕЯМИПОПУЛЯРНЫ В ОСНОВНОМУ СЕБЯ ДОМА, ГДЕ БОЛЕЕЧЕМ ДОСТАТОЧНО 45 КМ/ЧМАКСИМАЛКИ И ЗАПАСАХОДА В 5060 КМ.В ЦИВИЛИЗОВАННЫХСТРАНАХ, ГДЕ ЕЗДИТЬПРИХОДИТСЯ БЫСТРЕЕИ ДАЛЬШЕ, ЭТО НЕ БОЛЕЕЧЕМ АЛЬТЕРНАТИВАВЕЛОСИПЕДУ.товых не то что к миллионам,а даже к сотням тысяч единиц машин и мотоциклов на батарейках.Тогда с какого бодуна разнокалиберные айфонщики и нанопрезиденты настырно продвигают идеюэлектрификации не только общественного, но и личного транспорта – почище, чем когда-тоодин уже обезумевший, но еще неотправившийся в мавзолей вождьидею общей электрификации всейстраны?Ах, экология… То есть испорченный индивидуальным транспортом воздух, да? Мы, «разъездившиеся тут», якобы главныйисточник городской вони. Ноmoto.zr.ru июнь 2012068-071 futurico-electro.indd 685/17/12 7:07 PM PEUGEOTФранцузы интенсивнее другихразвивают электроальтернативу:субсидии при покупке, грантыот правительства… Цель –задействовать потенциал местнойатомной электроэнергетики.Результат – серийные электроскутеры(на фото Peugeot E-Vivacity) и прочийэлектротранспортвспомогательногоназначения.в реальности рядом с морскимтранспортом и тепловыми электростанциями даже весь автотранспорт, включая грузовой, – чтосоветский мирный трактор рядомс американской военщиной. И повыбросам окислов углерода,а особо по более токсичным компонентам выхлопа: танкерыи контейнеровозы работают навысокосернистом топливе, а чтоза некондиция идет в топки нашенских ТЭС и ТЭЦ – о, это песня!Заупокойная…Что-что? Машины чадят в городах, а эти поодаль? Их срезы выхлопных труб высоко? Так в атмосфере, а не в космосе, а потомукислотные дожди и прочие гадости жизни все равно достаютсянам – или нашим родственниками соотечественникам, живущимпоодаль. Есть, правда, еще атомные и гидроэлектростанции, но ихдоля даже у нас не столь велика,а ущерб экологии хоть и крайнередок, но столь же меток.Энергоэффективность? Да,КПД больших энергоустановокпоболе, нежели авто-мото-ДВС,да еще и с трансмиссиями в придачу. Тем более что для первыхне существует переходных режимов (где энергоэффективностьрезко падает, особенно на безнаддувных моторах, а про «турбы» на мотоциклах давненько неслыхать). Но если взять КПД всейсистемы «ТЭС – сети – розетка –преобразователь – аккумулятор –преобразователь – электропривод», то он сопоставим с КПДсистемы «НПЗ – нефтебаза – бензовоз – АЗС – ДВС – трансмиссия». К тому же наиболее эффективные на данный момент батареина основе лития требуют допол-KTM FREERIDE EДля полноценныхпокатушек (с выездом напленэр) на KTM Freeride Eпомимо самогомотоцикла и комплектаэкипа не помешаетзакинуть в кузов фургоназапасную батарею…и бензогенератор.BRAMMOEMPULSE 10160 км/ч максималкии такой же запас хода(но при куда болеескромной скорости) – зацену Aprilia Tuono 4R.В НАЧАЛЕ ХХ В. ПРЕССАПРЕВОЗНОСИЛА ДВС,СРЕДИ ПРОЧЕГО, ЗАЭКОЛОГИЧНОСТЬ! ЭТОСЕЙЧАС НАМ СМЕШНО,А ТОГДА МЕГАПОЛИСЫОСОБЕННО ЛОНДОНВ ПРЯМОМ СМЫСЛЕЗАХЛЕБЫВАЛИСЬВ ЛОШАДИНОМ ДЕРЬМЕ.BMWБольшинство концептов BMWпоследних лет – на электроприводе. Вот только ихсерийные потомки пока чтосплошь бензиновые!VOLTAнительных энергозатрат на поддержание их в рабочем диапазонетемператур. При этом многие производители манкируют подогревом батарей, «забывая» сообщить потребителю, что припадении температуры воздухас эталонных 25 до 0 °С отдача,скажем, литий-ионных батарейпадает примерно на 20 %.К слову, литий – компонент нетолько недешевый (и токсичный!),но и весьма дефицитный: его запасы на планете ограниченныи большая часть сосредоточена…Стартап Volta Motorbike вряд липошел бы дальше пластилиновогомакета без финансовой поддержкиадминистрации Барселоныи безвозмездного участия InstitutoEuropeo di Design.да-да, как мы упоминали, в Китае. И если спрос на электромобили станет крупномасштабным,вряд ли тамошняя компартия откажется от соблазна еще увеличить стоимость батарей, введяспецналоги на добычу элементаили экспортные пошлины в рамках экономической конкуренциис Западом, вновь видящим себяпроизводителем высокотехнологичной продукции. Надо же как-токомпенсировать тающее преимущество в стоимости рабочей силы! А альтернативы литию нети пока не предвидится. Такие технологии не возникают как чертикиз коробочки. Если кто не помнит, японцы и американцы начали экспериментировать с подобными накопителями еще в конце1970-х, небезосновательно видяв них… пусть хлопотную, но дешевую альтернативу использовавшимся тогда в стратегическихцелях серебряно-цинковым аккумуляторам. И все (все!) предлагаемые в качестве перспективныхиюнь 2012 moto.zr.ru068-071 futurico-electro.indd 69695/17/12 7:08 PM ФУТУРОЛОГИЯЭЛЕКТРОМОТОBRAMMOENERTIA PLUS95 км/ч, до 128 км безподзарядки – и ценаDucati Monster 696+.конструкции батарей по сей деньна основе лития, включая малоэнергоемкие, но быстрозаряжаемые Toshiba SCiB с использованием диоксида титана. Дороговизналитиевых батарей – основная, нодалеко не единственная причинанеадекватной, с точки зрения мотоциклиста, стоимости. Электродвигатели тоже не фунт изюму:медь стоит многократно дорожестали и алюминия. И хотя длясовременных электромоторов меди (в пересчете на единицу мощности) требуется все меньше, этокомпенсируется использованиемредкоземельных элементов дляпостоянных магнитов. Не забудеми то, что литиевые батареи отнюдь не вечны, особенно если ихподзаряжать в ускоренном режиме, а не по восемь часов за раз.Нельзя не отметить и еще одинаргумент электроманьяков: экопотребление в частности и этическое потребление вообще, активно продвигаемые в качествекультурных эталонов. Что это такое? Экопотребление – потребление, наносящее минимальныйвред окружающей среде. Понятиеэтического потребления шире –70ДОШЛО ДО ТОГО, ЧТОЗАИНТЕРЕСОВАТЬМОТОЦИКЛЕТНЫМСТАРТАПОМ ИНВЕСТОРАМОЖНО ТОЛЬКОВ ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИХОТЯ БЫ ОДНА ВЕРСИЯРАЗРАБОТКИ ОСНАЩЕНАЭЛЕКТРОПРИВОДОМ.ЗАТО ПОЛУЧИТЬПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙГРАНТ В БРИТАНИИ,ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ НАЛЮБУЮ ИЗОБРИДЕЮ ЛЕГЧЕЛЕГКОГО ПРИ УСЛОВИИ,ЧТО ТВОЯ КАРАКАТИЦА НА БАТАРЕЙКАХ.оно включает в себя еще и отказот потребления вещей, при которых нарушаются права людей. Таквот, приобретение транспорта набатарейках противоречит и томуи другому. Насчет прав человекаочевидно: значительная частькомпонентов такой техники производится в Китае и прочих странах Юго-Восточной Азии, где ситуация с оплатой и условиямитруда, а также с профсоюзамиобщеизвестна. А еще стремление,по сути, вывести выхлопную трубу к окнам соседа с этикой имеетмало общего. Как мало имеет общего с экологией навязываемоеобновление парка, особенно есливспомнить повышенную токсичность производства батарей (любого типа, но особенно литиевых)и их утилизации.Тогда зачем гонят эту волну,спросите? А все просто. Государственный интерес отдельныхстран, помянутый в начале ста-E-SCHWALBEХаризматичный (а для восточныхнемцев так иконописный) дизайн,сносные характеристики (11 л.с.,80 км/ч, 125 кг, до 180 км пробега).Вот только цена – каку 400-кубового «макси».moto.zr.ru июнь 2012068-071 futurico-electro.indd 705/17/12 7:08 PM Как правило (и Mini E-Scooter не исключение)в продвижении такой техники пытаются делатьупор на хипстернутость. Вот только сами хипстеры(заразы этакие!) предпочитают олдскул...ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТНЫЕМНЕ ПУБЛИКАЦИИ ОБЭЛЕКТРОСКУТЕРАХПРИЧЕМ ВПОЛНЕЭКСПЛУАТАБЕЛЬНЫХ!ПОЯВИЛИСЬВ НЕМЕЦКОМ ЖУРНАЛЕMOTORRAD В ФЕВРАЛЕ1942 Г. ТОГДА ЭТАТЕМА БЫЛА ЕЩЕАКТУАЛЬНЕЕ: РАЙХУОСТРО НЕ ХВАТАЛОБЕНЗИНА ЧУЯЛИНАЦИ, ЧТО БАКИНСКАЯНЕФТЬ ИМ НЕДОСТАНЕТСЯ И ПОИСКАЛЬТЕРНАТИВЫ ДЛЯГРАЖДАНСКОГОТРАНСПОРТА ШЕЛПОЛНЫМ ХОДОМ.тьи, хорошо подогретый состарившимися экс-хиппи в тамошнихпарламентах и помноженный навнешнюю пропаганду. Плюс влияние экономистов старой школы,узревших шанс оттянуть конецдемонстративного потребленияв качестве двигателя экономики.Но даже в развитых странах электроистерия не повсеместна: скажем, итальянцы (а уж они, давайте признаем, что-то смыслят ив мотоциклах, и в автомобилях)предпочитают поощрять не электрификацию, а перевод традиционных ДВС на сжиженный природный газ. Может, оттого, чтотамошнее коммуно-, соц-, демои анарходвижение 1970–1980-хне порождало «зеленую волну»,а жесткая конкуренция на всехфронтах (от парламентского дотеррористического) с ультраправыми заставляла и учила левыхбыть жесткими прагматиками,а не праздными идеалистами?Так что поехал я чадить двухтактником и дальше.И разрази меня Чирикова, еслиэто не так!MINIВ качестве игрушки (да и вспомогательного транспорта)электроскутер Mini был бы любопытен. Но BMW Groupотказалась от конвейерного продолжения темы.Похоже, неспроста...июнь 2012 moto.zr.ru068-071 futurico-electro.indd 71715/17/12 7:08 PM