100
101
102
103
МАРКЕТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО PERSONALITY MEDIA ПРОВЕЛО ОПРОС, В КОТОРОМ ПОПЫТАЛОСЬ ВЫЯСНИТЬ, КТОИЗ МОТОГОНЩИКОВ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРЕН В ИСПАНИИ. В КАТЕГОРИИ УЗНАВАЕМОСТИ ПЕРВОЕ МЕСТО ДЕРЖАТДАНИ ПЕДРОСА И ХОРХЕ ЛОРЕНЦО  ИХ УЗНАЛИ 88 % РЕСПОНДЕНТОВ, В ТО ВРЕМЯ КАК ВАЛЕНТИНО РОССИ  87 %,А МАРКА МАРКЕСА  63 %. ЗАТО В ОБЩЕМ РЕЙТИНГЕ МАРК НАБРАЛ 7,1 БАЛЛОВ ИЗ 10, КОГДА БАУТИСТА  6,8,ПЕДРОСА  6,7, А ЛОРЕНЦО  ВСЕГО 5,6.ЗАПИСКИ ИЗ ПАДДОКА«Быть мотогонщиком – это как жить в периодВторой мировой войны», – говорил в 1960-егоды девятикратный чемпион MotoGPМайк «The Bike» Хейлвуд. В старые добрыевремена мотоспорт был значительноопаснее, чем в наши дни.БЕЗОПАСНОСТЬВ MOTOGP:erreugA laemmocerreugaàlавтораШОСТАК, фототекст КатериныВ 2010 г. мы потеряли Шойю Томизаву, в 2011-м – Марко Симончелли. В 1960–1970-е гг., когда мотоциклы становились все быстрее,а экипировка и оборудование треков за ними не поспевали, бывалои по три смерти в день гонок. Сейчас это кажется невероятным, нотогда на треках не всегда устраивали даже зоны вылета, и упавшийпилот мог врезаться в железный забор, дерево или здание.Бывший гонщик MotoGP Стив Пэрриш в книге о легендарном гран-100прийном пилоте Барри Шине, созданной в соавторстве со звездоймотоспортивной журналистики Ником Харрисом, так описывает тотпериод: «Я отказался от участияв практике Гран-при Чехии, потомучто последний поворот был недостаточно безопасным – стену не огородили брикетами соло-Лорис Капиросси, Клод Дэнис,Франко Унчини и Марко Меландриза работой: инспектируют трассув Индианаполисе.мы. Организаторы назвали меняскандалистом. Помню, как в 1973 г.в Сильверстоуне мы попросили AutoCycle Union (административный орган по мотоспорту в Великобритании. – прим. ред.) уложить такиебрикеты на один из поворотов. Ониответили, что в этом нет необходимости. Ким Ньюкомб, лидер чемпионата, в тот же день погиб, врезавшись в неприкрытый барьер в томсамом месте».Впоследствии некоторые трекипостроили железные барьеры «армко» для предотвращения вылетамашин. Однако без дополнительнойзащиты они оказались губительныдля мотогонщиков, комбинезоныкоторых в ту пору были настолькотонкие, что без труда сворачивались в рулон.Организаторы гонок заботилисьне о пилотах, услуги которых стоиликрайне дешево, а только о том, какзаработать побольше денег, и FIM(Международная мотоциклетнаяфедерация) потворствовала им.Прибавьте к этому отсутствие солидарности между гонщиками,и выходило, что выступить единым фронтом и отказаться от участия в наиболее опасных Гран-приневозможно. Ведь полная стартовая решетка из тех, кто ради денегзабывал о смертельном риске, набиралась всегда.Что же до медицины, то знаменитая «Клиника Мобиле» в своем изначальном, далеком от сегодняшнего, виде была создана тольков 1977 г. и присутствовала не навсех этапах. Поэтому спасение утопающих часто становилось деломрук самих утопающих.«В 1979 г. я присоединился к команде Suzuki, но уже во время первого сезона Гран-при в Сан-Карлосепопал в серьезную аварию, – вспоминает в своей книге Стив Пэрриш. –Тогда я весьма сильно побился.Медицинский центр, куда меня отправили, оказался драным тентом,где ребята-медики осматривали меня, покуривая сигареты. Они далимне аспирин, стакан воды, и на этомлечение закончилось».moto.zr.ru июнь 2012100-102 sport safety.indd 1005/17/12 8:47 PM Хотите, чтобы о вашем путешествииСПОРТДаиджиро Като погиб на треке «Судзука»в Японии в апреле 2003 г.Подобная ситуация не могладлиться вечно, и в 1979 г. гонщикипод предводительством трехкратного чемпиона MotoGP Кенни Робертса-старшего организовалисобственный чемпионат под названием World Series. Задумка не удалась: многие ведущие автодромы,напуганные Федерацией, угрожавшей им санкциями, новую сериюпринять отказались. Тем не менеесвоим поступком гонщики добились-таки от организаторов MotoGPи членов федерации уважения, по-Марко Симончелли не стало в октябре 2011 г.во время Гран-при в Малайзии на трассе «Сепанг».вышения оплаты и большего внимания к проблемам безопасности –треки, вызывавшие уйму критики,исчезли из расписания Гран-при.Следующий серьезный шаг пилоты MotoGP сделали в 1992 г., когдапопросили экс-чемпиона в классе500 см³ Франко Унчини стать ихпредставителем в деле обеспечения безопасности. Надо сказать,что почти за 10 лет до того дня карьера самого обладателя титула1982 г. была разрушена инцидентомна треке – в 1983-м он упал на этапе в Нидерландах, а пытавшийсяего обогнуть Уэйн Гарднер наехалему на голову. Шлем соскочил… Тринедели Унчини провел в коме, сумел поправиться, но так и не смогвосстановить прежнюю формуи был вытеснен конкурентами. ДляФранко это не первая серьезнаяавария. Так вышло, что коллегамдоктора Косты уже приходилосьДля Шойи Томидзавы роковым стал этап «Сан Марино»на автодроме Misano World Circuit в сентябре 2010 г.спасать ему жизнь, причем в первый же официальный уик-энд существования «Клиники Мобиле» (1мая 1977 г.), когда итальянец попалв аварию вместе с пятью другимигонщиками класса 250 см³.Таким образом, в 1993 г. была основана IMRA (International Motorcycle Riders Association), от лицакоторой Унчини писал письма организаторам с предложениями поулучшению того или иного «кольца». Но неизвестность IMRA сталапричиной бесплодности ее деятельности. И так продолжалось до техпор, пока Унчини не вошел в составпрофсоюза гонщиков IRTA (International Road Racing Teams Association), где, став настоящим функционером, начал тесно сотрудничатьс FIM в деле омологации (сертификации) треков.Трагическая гибель в 2003 г. Даиджиро Като, одного из известнейших японских пилотов MotoGP, обладателя титула в классе 250 см³,побудила к пересмотру стандартовбезопасности. На скорости около200 км/ч японец потерял контрольнад мотоциклом и сначала врезалсяв барьер из шин, а потом в пеноблоки, что стало причиной вывиха сустава между основанием черепаОт паденийи форс-мажоровне застрахованникто – дажечемпионы.июнь 2012 moto.zr.ru100-102 sport safety.indd 1011015/17/12 8:47 PM АМЕРИКАНСКАЯ КОМАНДА GPTECH ПЛАНИРУЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВАЙЛДКАРДОМ В MOTOGPИ ВЫСТАВИТЬ НА СТАРТ ЭТАПА В ИНДИАНАПОЛИСЕ ДВА ПРОТОТИПА КАТЕГОРИИ CRT, ПОСТРОЕННЫХ НА БАЗЕ ДВИГАТЕЛЯ SUZUKI GSXR 1000 И ШАССИ BLC MOTORSPORT. НАРЯДУ С ATTACKPERFORMANCE, ОНА СТАНЕТ ВТОРОЙ КОМАНДОЙ ИЗ США, КОТОРАЯ ПОЛУЧИТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬВ ЭТОМ СЕЗОНЕ. ОДНАКО ПОКА НЕЯСНО, КОГО ПРИГЛАСЯТ НА МЕСТА ПИЛОТОВ.Авария Даиджиро Като продемонстрировала, что халатное отношениек безопасности приводит к трагическим последствиям.и шейным отделом позвоночника.Като отбросило на трассу… Обычнов подобных случаях вывешиваетсякрасный флаг и гонка останавливается. Но в случае с Даиджиро ничего подобного не произошло – маршалы просто положили Като наносилки и унесли с трека, а гонка непрекращалась ни на минуту. Помнению следственного комитета,своими действиями обслуживающийперсонал мог усугубить травму шеи.У этой аварии было два серьезных последствия. Во-первых, автодром Suzuka признали опасными для гонок закрыли. Во-вторых,чуть больше чем через месяц послетрагедии организовали MotoGPRiders Safety Commission (Комиссияпо безопасности гонщиков MotoGP),куда вошли Валентино Росси, СетеЖибернау, Кенни Робертс – младший и Нобуатсу Аоки, а также Dornaв лице Кармело Эспелеты, FIM в лице Франко Унчини и другие.Состав комиссии менялся.В 2008 г. ввели правило выдвижения в ее члены по одному гонщикуот каждой заводской команды,а позже все пилоты без исключенияполучили право присутствовать наее заседаниях, проводимых накануне гоночного уик-энда.Во время тестов MotoGP в Хересемне выпал шанс побеседовать с темсамым Франко Унчини и узнать изпервых уст о работе, проделаннойкомиссией с 1993 г. Все-таки малокто разбирается в вопросах безопасности чемпионата лучше, чем он.102«В 1992 г. гонщики пришли к пониманию того, что чемпионат значительно развился во многих направлениях, но только не в планебезопасности. Поэтому у них родилась идея учредить должностьсвоего делегата по безопасности.Они попросили меня занять этудолжность. Я очень горжусь работой, которую мы проделали с техпор. Омологацией занималась Мотофедерация, а я стал мостикоммежду гонщиками и FIM, подсказы-Commission (Комиссия гонщиковпо безопасности).Мы рады видеть каждого гонщика, но постоянно наши заседанияпосещают только Валентино Росси и Лорис Капиросси, иногда приходят Дани Педроса и Кейси Стоунер, часто – Ники Хейден. Эторабочая группа комиссии. Обычномы собираемся в первый день прак-ЛОРИС КАПИРОССИ:КАК У СОВЕТНИКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ,У МЕНЯ МНОГО ОБЯЗАННОСТЕЙ,НО САМОЕ ГЛАВНОЕ  Я ВСЕГДАСТОЮ НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВИ ЗДОРОВЬЯ ГОНЩИКОВ.вал, что именно стоит усовершенствовать.Трек Suzuka вызывал у менятревогу на протяжении ряда лет.Однако по многим, в том числеполитическим, причинам мы продолжали на нем гоняться. До техпор пока не произошла трагедияс Като. Этот инцидент заставилгонщиков осознать, что я занимаюсь всем этим не просто таки мне требуется их помощь. Такчто с целью добиться большеговлияния на организаторов гонокбыла создана Riders Safetyтик и решаем, как и где можно ещеобезопасить данный трек. Послечего делаем запрос в федерацию,а она, в свою очередь, доносит наше мнение до руководства кольцевой трассы, которое в ответпредлагает собственный пакетдоработок. Наше дело – рассмотреть его и дать ответ, приемлемон или нет.Нам удалось найти решения дляповышения безопасности многихавтодромов. Я отлично помнюпоследний поворот трека Гран-приАргентины: выход из поворота пе-СПОРТред финишной чертой находилсяпрямо около стены питлейна.В том месте нашими стараниямипоявилась шикана, для создания которой из-за большого оврага пришлось построить что-то вродебалкона, взявшего на себя роль зоны вылета.Сегодня у нас уже не так многоработы: мы занимаемся совершенствованием деталей. Например, следим, чтобы гравийная подушка была идеально ровной иличтобы разметка на треке проводилась специальной краской, сцепление с которой идентично сцеплению с асфальтом (скользкаякраска часто служила причинойаварий)».В конце прошлого года после22 лет пребывания в мотоспортедолжность советника по безопасности занял итальянский пилотЛорис Капиросси, не пропустивший почти ни одного заседанияRiders Safety Commission. Первымделом он взялся за то, от чегогонщики больше всего страдалив последнее время, – за шиныBridgestone.Работа Лориса только началась.Он посещает тесты, занимаясьоценкой рабочих характеристикшин 2012 г. и экспериментальныхпокрышек, общается с пилотами,членами команд и представителямиорганизаторов чемпионата – DornaSport, которые, собственно, и наняли его. Отметим, что Лорис, верныйинтересам гонщиков, поставил одно условие: он должен работатьчестно, без учета экономическихи политических моментов. Условиебыло принято, а значит, мы можемрассчитывать на еще более безопасное будущее наших любимыхпилотов и надеяться, что им удастся избежать фатальных случайностей, от которых, увы, в мотоспортеникто не застрахован.moto.zr.ru июнь 2012100-102 sport safety.indd 1025/17/12 8:47 PM 103 iPad moto.indd 10322.05.2012 10:21:27iPad- и Аndroid-версия – каждый месяц!жми на все!App StoreCкачивайте бесплатно вИ еще много всегоинтересного...Покорите высоту 6317 метроввместе с британскимимотоциклистамиОтправляйтесь в путешествиепо двум АмерикамПодсчитайте, выгодно ливкладывать деньги в российское«кольцо»Вспомните историю первогохондовского V-твинаЗадумайтесь, сможет лиаккумулятор заменить бензобакРассмотрите победителямосковского кастом-шоуУзнайте, как и куда лучшеустанавливать экшн-камерыПрисмотритесь к подержанномуHonda CBR1000RR FirebladeОткройте характер мотоциклас роторным двигателемПочувствуйте, что такоенастоящий «Харли»Оцените дорожный и оффроудныйпотенциал Triumph TigerЧитайте в июнеДайджест