32
33
34
36
37
ТЕСТVAN VEEN OCR1000Впервые за много лет у поклонников экзотики появиласьвозможность купить новый мотоцикл с роторным двигателем.Причем это не обещанный Стюартом Гарнером Norton, а выходециз Голландии – Van Veen OCR1000.РОТОРНОЕВОЗРОЖДЕНИЕтекст Алана КАТКАРТА, фото Киоши НАКАМУРЫВпервые мотоцикл под таким названием дебютировал еще в октябре 1974 г. на выставке Intermotв Кельне и произвел такой фурор, что кое-ктов концерне BMW получил по шапке: как же так,звездой салона стало не произведение баварских мастеров, а творение голландского выскочки? Да что там BMW – на фоне этой машинысмазался дебют даже такого эпохального мотоцикла, как Honda Gold Wing. И неспроста: VanVeen просто ошеломлял и технической экстравагантностью роторного двигателя, и дизайном(который потом копировали многие), а главное –умопомрачающей мощностью в 100 л.с. с хвости-32ком (самый мощный серийный мотоцикл той поры – Kawasaki Z1 имел «всего» 82 л.с.). Ну и ценаошеломляла тоже: с учетом инфляции, равна нынешним € 40 тыс., но тогда за подобные деньгиможно было пол-Rolls-Royce купить. Впрочем,таких ценителей экзотики, как американскийгазетный магнат Малькольм Форбс и немецкийпрофессиональный плейбой, совладелец Opelи Sachs Гюнтер Закс, эта сумма от покупки не отвратила. С другой стороны, подобных экстравагантных богачей оказалось немного: за четырегода производства удалось продать всего 38 мотоциклов.moto.zr.ru июнь 2012032-037 test vanveen.indd 325/17/12 11:42 PM ИНДЕКС OCRВ ОБОЗНАЧЕНИИМОТОЦИКЛАСЯРАСШИФРОВЫВАЕТКАК OIL-COOLEDROTORS – РОТОРЫС МАСЛЯНЫМОХЛАЖДЕНИЕМ.VAN VEEN OCR1000классик /  /  см³ / , л.с. / кг /   июнь 2012 moto.zr.ru032-037 test vanveen.indd 33335/17/12 11:42 PM ТЕСТVAN VEEN OCR1000После окончания производстваоснастку и задел деталей выкупилдругой голландский энтузиаст роторных аппаратов – Гер Ван Ротселар. Это богатство позволило емусобрать 39-й мотоцикл – для себя.Но потом вся эта куча железяк пылилась на складе, и Ротселар началпотихоньку подыскивать для неепокупателя. В процессе поисков Герпознакомился еще с одним голландцем – реставратором классическихавтомобилей и мотоциклов Андрисом Вилинга. Тот оценил размерызадела и сказал: «Да тут еще на десяток мотоциклов наберется. Такпочему бы их не собрать?»Памятная встреча произошлав 2009 г., и вскоре Вилинга и егопартнер Дирк Книп зарегистрировали компанию OCR Motors. Главнойцелью они провозгласили постройкуабсолютно аутентичных мотоциклов, а это означало, что все недостающие детали, вплоть до самыхмелких, таких как хомутики тросов,должны сделать те же компании,которые поставляли комплектующие для оригинальных Van Veen.Единственные «обновленные» узлы – шины Michelin Macadam. В ос-тальном этот мотоцикл – история наколесах, но с иголочки новенькая!Так что современный Van VeenOCR1000 вовсе не реплика; скорееэто возобновление производствачерез 30 лет! Многие детали мотоцикла были приобретены как фабричный задел, в том числе литыеколеса Ronal – их сделал тот жепоставщик, который снабжал конвейеры Daimler-Benz и BMW, и онисмотрелись совершенно футуристично в эпоху спицованных колес,так же как и вилка прямо-таки современного размера (диаметр несущих труб 42 мм) с начинкой от Koni,и газонаполненные амортизаторыKoni, и чугунные тормозные дискиBrembo с двухпоршневыми скобамиот того же производителя. Как нисмешно по нынешним временам, нов середине 1970-х это были самыевысококлассные компоненты, какиетолько можно было раздобыть, и ихстоимость во многом повлияла нацену мотоцикла, сделав ее заоблачной.Итак, назад в будущее. Что-что,а уж денек, проведенный за рулемэтого старого нового мотоцикла,скучным не назовешь. Я ездил наВнешностьроторногодвигателяошеломляетабсолютнойнепохожестьюна традиционныемотоциклетныемоторы.Из-завыступающегокорпуса сцепленияпользоватьсяпедалью тормозанеудобно.Дизайнерскаяштучка – зеленыециферблаты приборов.СОГЛАСНО ПРАВИЛАМFIM, РАБОЧИЙ ОБЪЕМРОТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙПРИРАВНИВАЕТСЯК ПОРШНЕВЫМВ СООТНОШЕНИИ 1:1,7,ТАК ЧТО 996 СМ³OCR1000 ЭКВИВАЛЕН1693 СМ³ ПОРШНЕВТНЫОГОДВС.34moto.zr.ru июнь 2012032-037 test vanveen.indd 345/17/12 11:42 PM ТЕСТVAN VEENVAN VEEN OCR1000данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012,сборка из компонентов 1978 г.Сухая масса, кг292База, мм1550Угол наклона рулевой колонки, град.29Объем бензобака, л24> ДВИГАТЕЛЬТипВанкеля, двухроторныйРабочий объем, см³ 996 (эквивалентный 1693)Степень сжатия9Макс. мощность, л.с. при об/мин100,4/6500Макс. крутящий момент,Нм при об/мин135/3500Система питаниядвухкамерныйкарбюратор SolexСистема охлаждения жидкостная, с маслянымохлаждением роторовСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯСцеплениеКоробка передачГлавная передачадвухдисковое, сухое,с гидроприводом4-ступенчатаявал> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамадуплексная, стальнаяПередняя подвескателескопическая вилкаДиаметр труб, мм42Задняя подвескамаятниковая, с двумягазонаполненными амортизаторами KoniТормозная системагидравлическаяПередний тормоздва диска ∅ 280 мм,2-поршневые скобы BremboЗадний тормоздиск ∅ 280 мм,2-поршневая скоба BremboКолесалитые, алюм, сплавПередняя шина110/90–18Задняя шина130/80–18VAN VEEN  КОРОЛЬ КРОХОТУЛЕК1962–1989 – эти даты можновыбить на могильном памятнике самого младшего класса«серьезных» мотогонок. Поначалу в нем использовалисьмоторы с цилиндрами размером с кофейную чашку – всего 50 см³; в 1984 г. их повысили до чайной – 80 см³.Можно смело сказать, что этоткласс протянул столько летблагодаря мотоциклам немецкой марки Kreidler: на них выиграли восемь званий чемпионамира и более 70 гонок чемпионата. Четыре титула из восьми – заслуга Хендрика ВанВена, энтузиаста гонок и способного инженера. Ван Венбыл ведущим импортеромKreidler в Нидерландах –к 1971 г. он продал больше100 тыс. мотоциклов и мопедов этой марки. Средства отуспешной коммерческой деятельности позволили ему финансировать гоночную программу – и наоборот,спортивные успехи служили отличной рекламой его бизнесу.Компания Kreidler с энтузиазмом занялась гонками в новорожденном 50-кубовом классе, но уже в 1964 г. этотэнтузиазм иссяк и мотоциклызаводской команды досталисьВан Вену. Со временем в нихоставалось все меньше немецкого и становилось всебольше голландского. Звездный час этих машин насталв 1969 г., когда FIM запретиламногоцилиндровые двигателив 50-кубовом классе. Немецкий конструктор Йорг Мёллерспроектировал для Ван Венасовершенно новый аппарат,с горизонтальным двигателемжидкостного охлаждения,развивавшим 17,5 л.с. при14 000 об/мин, и гонщик ЯнДе Врис в 1971 г. принес голландцам первый титул чемпиона мира.Де Врис повторил свой успехв 1973 г., а в сезоне 1972 г. они испанец Анхель Ньето наDerbi набрали одинаковое количество очков, так что победителя пришлось определять,суммируя гоночное время.Ньето стал чемпионом с преимуществом в 21,32 с!В 1974 г. чемпионат мира выиграл другой голландец, ХенкВан Кессел, нетипичного для50-кубового класса роста: 1 м73 см. На трассе Спа в БельгииКессел показал среднюю скорость круга более 160 км/ч,а на прямой разогнался до202 км/ч – это на мопеде-то!К тому времени Ван Вен наладил серийное производствореплик чемпионских мотоциклов, так что в 1975 г. 18спортсменов из ведущих 26выступали на его аппаратах.Одновременно он начал работу над большим мотоцикломсобственной марки. Проектирование возглавил Йос Шургерс – молодой инженер и мотогонщик (третье местоСинька оригинальногочертежа Van VeenOCR1000.36«Якори»центральнойподставки.в чемпионате мира 50 см³в 1971 г.). Первый прототипбыл построен в 1972 г.:100-сильный 1000-кубовыйроторный двигатель MazdaCosmo в шасси Moto Guzzi V7.Затем Шургерс приступилк разработке мотоцикла с шасси собственной конструкции,уже с мотором Comotor. Этотдвигатель – совместное детище компаний NSU и Citroen,намеревавшихся развернутьмассовое производство роторных автомобилей. У Ван Венатоже были наполеоновскиепланы – выпускать по 2 тыс.мотоциклов в год! Под это дело он даже построил специальный завод в немецком Дюдерштадте – поближек основному региону сбыта.Там в 1977 г. началось серийное производство машин.Увы, Ван Вен сильно переоценил емкость рынка. В 1981 г.выпущен последний аппарат –всего 38-й по счету…Крутые по тем временамтормоза не адекватны массеи динамике мотоцикла.moto.zr.ru июнь 2012032-037 test vanveen.indd 365/17/12 11:42 PM Андрис Вилинга –специалист по реставрацииавтомобилей и мотоцикловс роторными моторами.Конструктор Van VeenOCR1000 Йос Шургерс.VAN VEEN OCR100РАЗГОНЯЕТСЯ ДО 100 0КМ/ЧЗА 3,6 С И ДО 200 КМЗА 16 С – ВПЕЧАТЛЯЮ /ЧПОКАЗАТЕЛИ ДАЖЕ ЩИЕНЫНЕШНИМ ВРЕМЕНПОАМ.Регулировки заднихамортизаторов Koni – лишьпо поджатию пружин.нескольких роторных мотоциклах(в основном марки Norton), и, хотянеобычная внешность мотора отталкивает многих мотофанов, нельзя не признать, что эти двигатели отличает чрезвычайно плавнаяработа и широкий рабочий диапазон. Нажимаю на кнопку стартера –и мотор просыпается мгновенно,благодаря карбюраторам Solexс автоматическими пусковымиустройствами. На холостых 1300об/мин двигатель работает совершенно без вибраций, с характерным саундом роторника – нечтосреднее между высоким голосомдвухтактника и низкочастотным бубнением четырехтакника. В общем, как трехтактный.Включаю первую передачу –и мотоцикл спокойно трогается нахолостых оборотах. А уже с 2000об/мин можно выкручивать ручкугаза до упора – ускорение впечатляющее! При этом машина даже непытается поднять переднее колесо – тому препятствуют и большая(1550 мм) база, и внушительнаямасса (роторы-то из чугуна) самого двигателя. Мотор с легкостьюнабирает предельные обороты –красный сектор начинается с 6500об/мин. Ограничителя оборотовнет, а стоило бы: несколько разпри разгоне я спохватывался, чтострелка зашкалила за 7000 об/мин,при этом спадамощности нечувствуешь. Когда идешь на высшей передаче соскоростью 160 км/ч,на тахометре всего 4200об/мин, при этом никакойвибрации. Переключение передаччеткое, хотя при переходе с первойна вторую чувствуешь нейтраль –ну что же, зато ее поиск затруднений не вызывает. Диафрагменноесцепление с гидроприводом работает точно, правда, особо легкимвыжим не назовешь.Посадка на OCR1000 – привет из1970-х гг.: прямая, но довольнокомфортабельная, по крайней мередо скорости 140 км/ч, когда начинает сдувать. Единственныйизъян – выступающий справакорпус сцепления, которыйупирается прямо в лодыжку.Из-за него нельзя ни поставить ногу как следует на подножку, ни воспользоватьсятолком ножным тормозом.А поскольку двухроторныйдвигатель практически не замедляет машину при сбросе газа,остается полагаться на тормоза.Увы, они не соответствуют ни массемотоцикла, ни его динамике – призамедлениях лихорадочно давишьчто есть силы на нерегулируемыйрычаг переднего тормоза и пыта-ешься нащупать педаль заднего.Впрочем, другие супербайки 1970-хв этом отношении нисколько нелучше. Подвески, на нынешнийвзгляд, просто примитивны, хотяв 1970-е Koni были символом крутизны. Пружины задней очень жесткие – видимо, чтобы соответствовать массе байка и его крутящемумоменту. Передняя вилка, без каких-либо регулировок, тоже жесткая и не слишком отзывчивая. Высовершенно не чувствуете, что происходит с передней шиной, а этознание совсем не лишнее, если выхотите довезти аппарат стоимостью€ 85 тыс. домой в целости и сохранности.Перевод Александра ВОРОНЦОВАНе могу отделаться от ощущения, что Андрис Вилинга дал маху. Все же такой мощный мотоцикл достоин гораздо лучшихтормозов и подвески. Современные радиальные Brembo и регулируемые Ohlins позволили бысовместить динамику и безопасность. Все же реставрация –это одно, а возобновлениепроизводства – совсем другое.Да, Van Veen OCR1000 значительно опередил свое время поконцепции и динамике, но старомодные подвески и тормозане дают этим насладиться.июнь 2012 moto.zr.ru032-037 test vanveen.indd 37375/17/12 11:43 PM