ЗНАМЕНИТАЯ 24ЧАСОВАЯ ГОНКА BOL D’OR, ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ МИРОВОЙ СЕРИИ FIMENDURANCE, ОКОНЧИЛАСЬ ТРИУМФОМ КОМАНДЫ SRC KAWASAKI И ЕЕ ПИЛОТОВ ЖЮЛЬЕНДА КОСТА, ГРЕГОРИ ЛЕБЛАНК И ОЛИВЕР ФОУР. ПРИЧЕМ ОТРЫВ ОТ БЛИЖАЙШИХ СОПЕРНИКОВИЗ SUZUKI ENDURANCE RACING TEAM ПО МЕРКАМ СУТОЧНОГО МАРАФОНА МИНИМАЛЕН ВСЕГО 1:41,055! ТРЕТЬИМИ СТАЛИ ГОНЩИКИ ИЗ MONSTER YAMAHA YART.КОЛЬЦОЖурнал «Мото» следит за подготовкой первого в России этапа World Superbike с самогомомента его включения в календарь 2012-го года. Все-таки для нашего мотоспорта это событиеэкстраординарное. Однако, если бы не усилия Александра Яхнича, президента командыYakhnich Motorsport, оно так и осталось бы в далекой перспективе – как и «Кубок двух стран»,и многие другие спортивные события с участием российских гонщиков. Об этом, а также о том,насколько привлекателен мотоспорт как бизнес, мы и побеседовали с Александром Яхничемв московском офисе команды.СПОРТ БИЗНЕСинтервью Анатолия СУХОВА и Романа АБАЛАКИНА, фото Евгения БОБРИКОВАВ первую очередь, позвольте поздравить Вас с успехом команды –очень хороший старт. КаковыВаши ожидания в этом сезоне,какие цели поставлены?Ожидания хорошие. Мы уже которыйсезон работаем системно, без ставок на отдельный этап. Это касаетсяне только подготовки Леонова, который, безусловно, на сегодняшниймомент является одним из сильнейших гонщиков в России, Европе идаже в мире. Другое дело, что дляреализации того потенциала, который есть и у гонщика и, естественно,у команды, нужно время, удача и –самое главное – упорство. Потомучто невозможно дойти до какой-тобольшой, серьезной цели без спадов, без падений – это совершеннонормально. И на сегодня, мне кажется, мы нашли свою технологию,знаем, как нам совершенствоватьтехнику, инженерный состав, работувнутри команды и взаимодействиес пилотом. Результат? В Имоле Владимир Леонов приехал в мировомСуперспорте шестым, а в Ассене –и вовсе третьим! Там же, в Имоле, онвыиграл этап итальянского чемпионата CIV и «привез» «второму месту» 24 секунды! Кроме того, младший Леонов (Давид – прим. ред.)92приехал 11-ым на одном из раундовитальянского Yamaha R6 Cup, стартовав 34-м. Еще один молодой пилот – Дакота Мамола – до последнего круга в STOCK600 шел на третьемместе чемпионата Италии. А парнишке – 17 лет, и он лишь первыйсезон проводит на «шестисотках».Это показывает, что команда в состоянии генерировать отличный результат.А если взять отрезок времении задачи помасштабнее – на дватри года?Если говорить о спортивной составляющей, то серьезных задач много.В перспективе двух лет хотелось бы,если не выиграть чемпионат мира,то, по крайней мере, уверенно ехать«в призах». Это, на наш взгляд,вполне реализуемо. На следующийгод мы хотим поднять в чемпионатмира еще одного или двух пилотовв разных классах. Фактически у насесть несколько предложений от производителей мотоциклов о представлении их интересов в классеSBK в 2013 году. Но мы ответственно подходим к этому вопросу, потому что должны получать лучшиетехнические решения. Ведь размениваться на полумеры мы не можем.Именно поэтому у нас была оченьсерьезная работа по выбору техники и на этот сезон. Мы общалисьс разными компаниями (не толькос «Ямахой») и решили, что если мыне получаем заводскую технику, товторой командой ехать не будем.По «Ямахе» ситуация, с одной стороны, сложная: нас завод не поддерживает никак, отчего мы вынуждены инвестировать собственныесредства и в развитие двигателя. Нонадо отдать должное нашим специалистам, среди которых есть и те, кторанее трудился на Yamaha ParkinGO.У нас – один из лучших «стаффов»по «Ямахе» в чемпионате. У нас –лучший мотоцикл, это сейчас очевидно. Единственная проблема –весьма средненький двигатель.Я думаю, где-то от полусекунды досекунды мы проигрываем из-за него.И решить это мы сможем примернок середине сезона или даже ближек концу. В этом нам помогает одинизвестный инжиниринговый центр,который работает и для команд Формулы-1. Жаль, авторитетный тюнердвигателей Маркус Эшенбахер (эксшеф-механик Кэла Крачлоу – прим.ред.) фактически отказался с намисотрудничать, в силу надуманныхпричин. И он официально ушелв Aprilia (которая от этого немаловыиграла). Так что, хотя мы и лучшиеиз «Ямах», преимущество Honda иKawasaki очень заметно – все-такичастной команде сложно конкурировать с заводскими.Каковы сильные стороны команды на сегодняшний день?Наша команда хорошо работаетс подвеской и с электроникой. Более того, совершенствуется и в отношении мотоцикла, и в общениис пилотом. Мы все больше и большестроим байк под Леонова. И это,я считаю, правильно. На этапе чемпионата Италии в «Имоле» Леоновустановил рекорд круга со временем 1:52,2. Если мы с таким временем ехали бы в чемпионате мира,место у нас было бы чуть получше.И опыт выступлений в прошлогоднем итальянском чемпионате тут нипри чем. «Имолу», кстати, Леоновне знает. Первые тесты там мы провели за две недели до этапа WSS.Знаете, я часто слышу, в том числеи от мотожурналистов: повезло, тамвсе упали. «Имола» – физическисложная трасса. Посмотрите на Мораиша, который в гонке лидировал,потом ехал третьим: он упал – емупросто сил не хватило. Леонов всегда был талантливым парнем, но заmoto.zr.ru июнь 2012092-095 sport int.indd 925/17/12 8:36 PM ТЕПЕРЬ, ПОМИМО ИНТЕРНЕТПОРТАЛА CONCERT.RU, БИЛЕТЫ НА СУПЕРБАЙКМОЖНО КУПИТЬ В КРУПНЫХ ТОЧКАХ ПРОДАЖ ЕВРОСЕТИ. ДЛЯ ИНОСТРАННЫХГОСТЕЙ ПРИ УЧАСТИИ ТУРОПЕРАТОРА ИНТУРИСТ БЫЛИ ПОДГОТОВЛЕНЫПАКЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А ИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОРГАНИЗОВАЛИ ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛЬНЫЙСЕТЕВОЙ РЕСУРС WORLDSBK.INTOURIST.COM.последние два года он сильно вырос как пилот. Он отлично взаимодействует с техниками в работе надмотоциклом. В нашей команде людииз ParkinGO считают, что Чэз Дэвисв этом плане проигрывает Леонову.По поводу заводской поддержки«Ямахи». Вы с нашим представительством контактируете? Может оно помочь договоритьсяс головным офисом в Японии?К сожалению, никак. И здесь, какя понимаю, есть объективное обстоятельство. Дело в том, что собственно гонки профилирует YamahaEurope, а российский офис, насколько я знаю, подчинен напрямую Японии. Мы года три назад приходилив «Ямаху» и беседовали, но ответбыл примерно такой: «Много васздесь ходит…» И я просто сделалдля себя вывод, что, к сожалению,невозможно добиваться взаимопонимания со всеми (это касается нетолько «Ямахи»). В данном случае,ну нет заводской поддержки – и нет.Я могу сказать, что в нашем офисев Италии фактически уже прописалась Yamaha Italy. Естественно, сегодня в Европе лучшая Yamahaв «шестисотках» – это YakhnichMotorsport. И тут уже деться им некуда. Но Yamaha Europe еще сама неСПОРТпонимает, с чем она будет житьв следующем году. Посмотрим…Для Европы, для «Ямахи», вы –все-таки европейская команда.В России вы – российская команда. Вы отбираете лучших. Насколько для Вас принципиальнонайти российского пилота?Принципиально, безусловно. Этоосновополагающие ценности, которые мы закладываем в развитиеданного проекта. Из шести пилотов,включая двух девушек, которыеу нас в команде сегодня на контракте, пятеро – российские гонщики.У меня было много предложений отиностранных пилотов совершенноразного уровня, предложений какбесплатных, так и со спонсорскойподдержкой. Например, перед прошлогодним этапом в Портимао Фабьен Форе был без работы, и мырассматривали вопрос: «Не взять лиего в команду?» Тогда решили, чтоэто – не наш выбор. И в ПортимаоВолодя его объехал… Вот и сейчас,когда Форе выиграл, итальянцыспросили: «Может, надо было?» Нонет, не надо. Ведь мы уже думалинад вариантами наиболее эффективного развития команды и Володикак пилота. Даже собирались пригласить сверхопытного чемпиона,РРОССИЙСКОГОМОТОСПОРТА НЕТМКАК СПОРТИВНОЙИНФРАСТРУКТУРЫ.НАМ ЕЕ НУЖНОСОЗДАТЬ. ИНОСТРАННЫЕИНВЕСТИЦИИ ПОЯВЯТСЯТОГДА, КОГДА БУДЕТ ЧТОПРЕДЛОЖИТЬ.июнь 2012 moto.zr.ru092-095 sport int.indd 93935/17/12 8:36 PM РОССИЙСКОИТАЛЬЯНСКИЙ ПРОЕКТ КУБОК ДВУХ СТРАН ИЛИ COPPA DEI DUE PAESI В НЫНЕШНЕМ ГОДУ СОСТОИТСЯ НА ТРЕХТРЕКАХ: 10 ИЮНЯ MISANO ADRIATICO ИТАЛИЯ, 22 ИЮЛЯ BRNO ЧЕХИЯ И 26 АВГУСТА MOSCOW RACEWAY РОССИЯ. ВСЕГОНЩИКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦЕНЗИИ FIM/UEM/FMN, БЫТЬ НЕ МОЛОЖЕ 16 И НЕ СТАРШЕ 50 ЛЕТ. ЧТОБЫПРЕДОТВРАТИТЬ НЕНУЖНУЮ И ДОРОГОСТОЯЩУЮ ГОНКУ ВООРУЖЕНИЙ, ОРГАНИЗАТОРЫ УСТАНОВИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯК 600КУБОВЫМ МАШИНАМ НА УРОВНЕ СТОКОВОГО КЛАССА SТK600.МОТОСПОРТА КАКБИЗНЕСА В РОССИИ,К СОЖАЛЕНИЮ, НЕТ.ПОСТРОИТЬ ЕГО ЗДЕСЬС НУЛЯ ЗАДАЧАГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ,ЧЕМ ВЫИГРАТЬЧЕМПИОНАТ МИРА.который мог бы свои знания и опытпередать Володе. Более того, у меня великолепные отношения личнос Джулиано Ровелли, владельцемParkinGO, и он предлагал передатьнам всю команду с Лукой Скасса.Но весь прошлый год буквальнокаждый месяц ситуация меняласьв пользу того, что нам такой человек не нужен. Сейчас проблема «каксовершенствовать мотоцикл» больше не стоит. У нас – хорошая синергия, хорошие инженеры. Наш мотоцикл, насколько может, едет. И несамый плохой мотоцикл – точно.Как Вы отбираете кандидатовв вашу команду? Есть ли шансу молодых ребят, скажем, из Барнаула, с Камчатки попасться Вамна глаза и сделать карьеру?Легко сказать: «Конечно, есть!»Но давайте будем реалистами. Наша94функция – не в этом. Ведь нельзяобъять необъятное – я ж все-такине ДОСААФ. Мы вынуждены былизаниматься от минимото до большого кольцевого просто, чтобы обозначить возможность развития такого бизнеса. Это не значит, что мыбудем продолжать в том же духе.Для мальчишек, которым понравится спорт, будут трансляции. К кольцевому спорту придет популярность – начнется совсем другаяистория развития. Мы сдвинулиглыбу. В последнее время появились, как минимум, три компании,которые организуют различногорода соревнования. Открываютсяшколы в Питере, в Казани, в Москве. Они приглашают к себе и известных гонщиков. Для молодых ребятпуть профессионального роста ужесуществует. Со своей стороны, мыначинаем в этом году еще один совместный проект с Infront – офици-альную школу гоночного мастерства World Superbike, где будутпреподавать самые настоящие чемпионы. Одно из занятий состоится27 августа, сразу после гонки WSBKв Москве. Так что мы стараемся ив этой сфере дать некую цель, некое направление движения. Поверьте, будет в России активно развиваться супербайк – будут и школыразвиваться. Думаю, ребята из Барнаула, скорее, приедут тренироваться в Новосибирск, туда, гдеесть или будут хоть какие-то трассы, хотя бы картинговые.Команда «Яхнич Моторспорт» –это меценатство или бизнес?Конечно, бизнес. Но, к сожалению,его в России нет. Построить этотбизнес здесь с нуля – задача гораздо сложнее, чем выиграть чемпионат мира. Но, с другой стороны,реализуемый нами проект – комплексный. Мы хотим развить этот рынок и занять на нем определеннуюнишу. У нас есть права на проведение чемпионата мира World Superbike на 10 лет, есть собственныйпроект «Кубок двух стран», которыймы планируем в ближайшие годыактивно развивать, для чего заручились поддержкой Infront Motorsport и Infront Sport Media (глобальной компании с ФилиппомБлаттером во главе), а также руководства FIM. Самое главное –в международном календаре соревнований мы находим для негоправильное место по соседствус чемпионатом мира, что станетхорошим трамплином для европейских и, прежде всего, российскихгонщиков.Кстати, с самого начала былоощущение, что «Кубок двухmoto.zr.ru июнь 2012092-095 sport int.indd 945/17/12 8:36 PM ВТОРОЙ ЭТАП ЧЕМПИОНАТА ИСПАНИИ ПО КОЛЬЦЕВЫМ МОТОГОНКАМ CEV ПРИНЕС MOTORRIKARACING ОЧЕРЕДНЫЕ ОЧКИ МОЛОДОЙ ПИЛОТ РОССИЙСКОЙ КОМАНДЫ АНТОН ЕРЕМИНФИНИШИРОВАЛ НА ДЕСЯТОМ МЕСТЕ В KAWASAKI NINJA CUP. ТЕПЕРЬ ОН ЗАНИМАЕТ 13Ю СТРОЧКУВ ТУРНИРНОЙ ТАБЛИЦЕ. ВТОРОЙ ПИЛОТ И ВЛАДЕЛЕЦ КОМАНДЫ АНДРЕЙ МАРЦЕВИЧ В КАТЕГОРИИSTOCK EXTREME ПРИЕХАЛ 24М.стран» был создан специальнодля наших спортсменов, чтобыони могли опробовать свои силына европейском уровне...Самое главное – опробовать ихвнутри чемпионата мира, где совсем другая атмосфера. Понятно,что уровень спортсменов европейских – это близко к «топу», хотя не«топ». В России же есть всего четыре-пять пилотов, которые могут соревноваться на уровне европейскихчемпионатов (Италии, Германии илиИспании) и которые что-то делаюти где-то едут… Другое дело: кактолько мы дадим возможность непяти людям это делать, а пятнадцати-двадцати, поверьте, во-первых, подтянутся молодые ребята,а во-вторых, из двадцати-то человек двое-трое точно выстрелят.Давайте вернемся к перспективам и инвестициям. Мало кто вообще в России видит мотоспорткак бизнес. За сколько лет, присамом удачном раскладе, могутокупиться вложения в мотоспорт?На самом деле, в России возможность есть у многих. Удачный расклад может случиться и не за«сколько лет», а за «сколько дней».Приезжает премьер-министр в город Томск – и случается счастьеу футбольной команды. А мы строим свой проект с точки зрения классического бизнеса и, на наш взгляд,он имеет совершенно четкие и ясные перспективы. На операционнуюокупаемость, я думаю, мы выйдеми в этом году. Что касается возвратаинвестиций – мне бы хотелось оценивать это года в три. Конечно,много приходящих факторов, ноинтерес к этому проекту весьмабольшой. Проблема в том, чтослишком мало людей, в том числеи из бизнес-сообщества, реальнопонимают, что это может вправдуслучится в 2012 году. Поэтому длянас Рубикон – это сам чемпионат.Проект развивается правильнои в плане спонсорства, и в планепостроения бизнеса вокруг спортивных мероприятий. Мы крайнедовольны темпами строительстватрассы и вообще уровнем менеджмента, который на трассе присутствует: Ханс-Йорг Фишер – настоящий профессионал. К российскомуэтапу Супербайка готовим хорошуюпрограмму. Должен получитьсяпраздник. Будет праздник – будетбизнес.Одно время шел разговор о том,что вы собираетесь строить«кольцо» в Ярославле.Да, была такая бизнес-идея. Мыдаже взяли приличный кусок земли. Потом мы рассматривали вопросо приобретении у муниципалитетатрассы Imola, но не договорилисьс итальянцами. С трассами в России чуть сложнее, чем в Европе. Основное – это место расположения.Трасса в 200 км от Москвы заведомо теряет в инвестиционной привлекательности, и каждые 30 кмближе к столице дают больший эффект. В данном случае, MoscowRaceway, может быть, чуть далековата, но это – уже московская трасса. Вопрос – в наличии клиентов.Я в данном случае говорю о заполняемости трека. Это значит, чтодолжны быть трек-дни, авто-мотопроизводители, готовые купитьвремя на трассе и что-то там организовать. Понятно, что основнойавтомобильный рынок сильно централизован. Россия – второй рынокв Европе по продаже автомобилей,и процентов 50 из этого рынка –в Москве. Поэтому московская трасса намного эффективней, чем любая другая. Даже с учетом Питера,Казани и других городов. Та жетрасса «Казань-ринг» – отличное,качественное «кольцо» с точки зрения спортивных ощущений. Для того, чтобы сделать из существующейтрассы трассу мирового уровня,придется серьезно вложиться. Вопрос в том – надо ли это делать?В прошлом году руководство«Казань-Ринга» все предложенияевропейской комиссии, котораяпроверяла готовность трассык одному из этапов «Кубка двухстран», встретило в штыки.Какова ситуация на MoscowRaceway? Насколько там вос-приимчивы к рекомендациям FIMи FIA?С точностью до наоборот. Но передMoscow Raceway стоит иная задача.В Казани комиссия была действительно европейская, чтобы омологировать «кольцо» под UEM (UnionEuropéenne de Motocyclisme, Европейская мотоциклетная федерация – прим. ред.). Под FIM – я дажене знаю, что с казанским трекомнужно было сделать. Для процедуромологации мы неоднократно привозили на Moscow Raceway комиссию FIM. И надо отдать должноеи Хансу-Йорг Фишеру, и руководителю проекта Екатерине Бильцевич,и владельцу трека Рустему Терегулову – там переложено два участкауже готовой трассы, на что былопотрачено дополнительно почти500 тыс. евро. Хотя, в принципе,это было необходимо лишь для того, чтобы принять Супербайк.А не осталось ли мысли приобрести или построить какой-нибудь трек здесь или в Европе?Мы анализировали и такой вариантдо того момента, пока не сформировали инвестиционную стратегию,которую реализуем последние годадва. Владение спортивным объектом – бизнес специфический. В Европе он развит хорошо, в России –плохо. Мы серьезно вложилисьименно в спортивный маркетинги в этом направлении пошли. Еслина каком-то этапе нам покажетсяинтересным инвестировать в строительство нового трека, то это будеткакая-то отдельная история. Сегодня этот вопрос не актуален.СПОРТВ Россию пришел Мировой Супербайк. Как думаете, что в большем объеме придет в российскиймотоспорт: иностранные инвестиции или отечественные?Российского мотоспорта нет какбизнеса, как спортивной инфраструктуры. Нам ее нужно создать.Иностранные инвестиции появятсятогда, когда будет что предложить.Пока в России продукт на стадиивыхода. Мы еще должны доинвестировать. Потому что нельзя прийтив мир, что-то выиграть, и назавтраты – Aspar или Gresini. Только черезкакое-то время продукт становитсяинвестиционно привлекательным.Вследствие этого, в ближайшие годы стоит ожидать, прежде всего,российские инвестиции. Иностранные, скорее, войдут через топовыесоревнования. Вот есть, например,новый спонсор у World Superbike –это компания Eni. У Eni есть большие интересы в России – партнерская программа с Газпромом и такдалее. Но эта история – из мирабольших финансов. У «развития изнутри» экономический потенциалв России очень большой. Есть российская команда в Германии (VectorRacing Евгения Сокловского – прим.ред.), есть ребята, которые выставили молодого парня в чемпионатеИспании (команда Motorrika RoadRacing в составе Андрея Марцевичаи Антона Еремина борется за медали в CEV – прим. ред.), в IDM людиедут. Плюс те, кто вовлечен в отечественный мотоспорт, начинаютсоздавать свои кубки, какие-то соревнования… Это тоже инвестиции,денежные либо организационные.То есть рынок уже ожил.ХОТЯ В СУПЕРСПОРТЕМЫ ЛУЧШИЕ ИЗ ЯМАХ,ПРЕИМУЩЕСТВО ЗАВОДСКИХHONDA И KAWASAKI ОЧЕНЬЗАМЕТНО ВСЕТАКИЧАСТНОЙ КОМАНДЕСЛОЖНО КОНКУРИРОВАТЬС ЗАВОДСКИМИ.июнь 2012 moto.zr.ru092-095 sport int.indd 95955/17/12 8:36 PM