СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ22ROKON TRAILBREAKER VS БАКСАНmoto.zr.ru июль 2012022-028 test rocon.indd 226/14/12 11:58 PM ЗОНОВАо Николая САХОВА, фотСУялитотекст Анаа БАТЫРУи АлександрON – »KORйодны ш «Баксанвирпоннаую полго рисовали ый отныневижвУвидев й, с которо руса и которонял:япь.амыльбтот с покорения Э я в России – не обойтисдля продаетс ого тестанительнварсбезКак все-таки цвет меняет внешность! Выкрась БТР в конфетно-розовый или васильковый с ромашками – и ужесовсем не страшно. До первого выстрела… Так и с «Роконом»: черный приземистый и угловатый мот смотрится настоящим трактором, место которому – на поле или в болоте. А защитного серого оттенка и с пластиковым кофромдля ружья уже претендует на элитарность: вроде, и дерматин лучшего качества, и сварные швы гламурнее.Но, конечно, уже то, что аппарат стоит на вооруженииамериканской армии, обязывает. Обязывает не обращатьвнимания на дизайн. Вернее так: если пистолет удобнолежит в руке и точно и безотказно стреляет, значит, дизайн у него хорош. А узорчик на затворе – это от лукавого. Но все же, прежде чем отправиться «на боевое задание», изучим матчасть.НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕПреподавал бы я в техническом ВУЗе, посоветовал быприобрести Rokon в качестве наглядного пособия покурсу «трансмиссия». Кажется, здесь собрали все типымотоциклетных приводов. Цепи? Их есть у нас – идутк колесам и спереди, и сзади. Карданный вал – тоже пожалуйста, причем карданный шарнир пересекает ось поворота переднего колеса. Воображаемую, конечно: чтобы дать место валу, рычажная вилка поворачивается надвух шаровых опорах. Хотите угловой редуктор – и такойимеется. Нет тут, пожалуй, только гидропривода, на который в 2002 году (совместно с Öhlins) сделала ставкуYamaha, – но экономически проект провалился.июль 2012 moto.zr.ru022-028 test rocon.indd 23236/14/12 11:58 PM СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТС коробками передач – тожепорядок. Помимо трехступенчатой вальной (с переключением наместе, «ручкой от бачка» – трактор ведь!), на «Роконе» установлен и вариатор с гидроприводом.Чтобы до него добраться, достаточно открутить два саморезалевой крышки. Вариатор – с открытым ремнем. Как-то он будетработать в болоте и в воде? Посмотрим! (А я-то знаю, что емуприготовил – как раз по горлыш-24ROKON TRAILBREAKER VS БАКСАНко, то есть по воздухозаборниксправа над заводной ручкой).Кстати, о ручке. Поскольку двигатель здесь, скажем так, от силовой техники, то система пускашнуром сохранена. Кожух удалось разместить сравнительнонеплохо, хоть он и выступает заидеальный для посадки силуэтмотоцикла. Зато дергать удобно(забегая вперед, скажу, что аккурат перед штурмом бездорожьяэлектростартер умолк и затаился,но разве такая мелочь остановитбоевую машину? И настоящего…хм, искателя приключений?).Итак, моторчик Kohler скромного рабочего объема всего в 208 см3выдает не менее скромные 7 л.с.(впрочем, есть и версия Rangerc «хондовским» пятисильным мотором), но и вес аппарата небольшой – по нашим замерам всего103 кг в полной боеготовности,но без топлива. С первого взгляда в это поверить трудно, когдасмотришь на стальную раму, цепи, редукторы, валы, огромныеколеса. Правда, немало сэкономлено на глушителе (и, несмотряна его крошечный размер, онимеет омологацию для эксплуатации в лесу – «у них» обязательную) и задней подвеске. Ее нетвообще, зато под водительскимседлом – огромный амортизаторс внушительной «переменной»пружиной. Мне (вес в экипе 70 кг)продавить его не удалось ни намиллиметр. Как и переднюю подвеску, где работает его близнец –такой же неуступчивый.С одной стороны, это хорошо –клиренс (за 30 см) не уменьшается. С другой – зачем тогда нужнаподвеска вообще, если она практически не работает? Для прыжков – еще куда ни шло, но прыгать на тракторе категорическине рекомендуется: полный приводтакого может не выдержать. Хотяконструкция фантастически надежна – по заявлению производителя, из всего парка «Роконов»,выпущенных за 50 с лишним летв США, около 85 % до сих порв строю.Создатели «Баксана», покорившего Эльбрус в августе 2003-гоmoto.zr.ru июль 2012022-028 test rocon.indd 246/14/12 11:59 PM БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙМОТОЦИКЛ ОКАЗАЛСЯНЕОЖИДАННОЛЕГКИМ И ВПОЛНЕУПРАВЛЯЕМЫМ.Ключ то лиот почтовогоящика, то лиот чемодана,но только неот мотоцикла.И замок не наместе.(см. «Мото», №10-2003) тожевнимательно изучили «Рокон»,но от сложной в изготовлениисхемы с карданным валом и угловым редуктором решили отказаться – в пользу цепной передачи с промежуточным поперечнымваликом с карданными шарнирами. Да и силовой агрегат взялиотечественный – 80-кубовыйЗиД. В отличие от «Трейл-Брекера», у «Баксана» наличествуютобе подвески, значительно боль-022-028 test rocon.indd 25Со снятой левой крышкой:аккумулятор снизу – это хорошо, нижецентр тяжести. А вот открытыйремень вариатора – стремно. Но болотои брод проехали, хотя местамии с пробуксовочкой…ше база и чуть ниже высота поседлу. Зато нет места для пассажира. Почти одинаковые колесаи сравнимая мощность мотора.Итак, вперед!ПО ВОЛНАМ, ПО ГОВНАМНа Rokon усаживаешься, какв кресло «биг-босса», сразу проваливаясь в мягкое, почти до самого деревянного его основания(да-да, под поролоном – дерево,экологически чистый материал.И плавучий, замечу!). Управлениепростенькое: кроме света, двеклавиши – зловещая KILL (по-нашему «стоп двигателя») и Enginesтоp (подключенная – куда бы выдумали? – к сигналу!). Причемпервая – слева на руле, вторая –справа. Наверное, чтобы врагне догадался. Ну да это мелочи,главное – замок зажигания начопперный манер расположену правого колена на пластмассовом кожухе. Как выяснилось,рекламаСо снятой правой крышкой: слева виден подседельный амортизатори ручка переключения передач. Их три, с нейтралями между ними.С непривычки можно запутаться, а индикации нет. Главное, не завестисьна передаче, иначе может включиться вариатор и мотоцикл уедет один.Ключ зажигания и верхний рычаг («подсоса») цепляются за ногу.А, может, обрезать эти «выступы», да и все дела?6/14/12 11:59 PM СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТROKON TRAILBREAKER VS БАКСАНИСПЫТАВ ЕГО ВО ВСЕХВОЗМОЖНЫХ СТИХИЯХСРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ, ХОЧЕТСЯВОСКЛИКНУТЬ: ДА НА НЕМПАХАТЬ НАДО! ТОЛЬКОДОРОГОЙ ОВЕС ПОЛУЧИТСЯ.Лодочный»индикатор уровнятоплива – дешевои сердито.Передний багажник – нужная опция,особенно, если задней платформы нет.Под ним – редуктор привода переднегоколеса с дисковым тормозом.в оригинале он отсутствует, ноустановлен в соответствии с нашими требованиями сертификации.Мой совет – снимайте сразу, выкидывайте или переносите в другоеместо. Здесь он, во-первых, больно врезается в ногу (если та нев мотоботе), во-вторых, гнется обнее же и, в-третьих (и это самоенеприятное), на спуске постоянноцепляется за бот, поворачиваетсяи вырубает двигатель. А кнопкипуска-то – нееет… И – вариатор:26с горки не заведешься. Так чтовреден сей девайс.У «Баксана» все просто: отечественные «ковровские» пульты работают кондово, но четко.«Старт-стоп» есть, электростартера нет – да и не нужен. У «Рокона» он первый день исправноработал, а во второй – еще доводных процедур – умолк. Подозреваю все тот же замок.Первый этап – болото. Купаниедвух коней – черного и желтого.Желтого купать нужно осторожно,поскольку забор воздуха у негоснизу, у колеса. В горах болотнет. А Trail-Breaker я окунал посамый верх колес. Достал дноили нет – не знаю, посколькуATV’шные шины не столько цеплялись за грунт, сколько гребли.К тому же, колеса алюминиевые,полые и герметичные – потомувсплывают. Но при желании ихможно утяжелить – хоть водойв качестве НЗ, хоть бензином.Емкость каждого – 19 л. И ещеодин плюс колес-баков – онине пачкаются и ничего на себяне наматывают.О грязи стоит сказать отдельно. Если «Баксан», преодолевболото, радостно отряхивался,как мокрый пес, покрыв пятнамигрязи и мой рюкзак, и экип (дажена визор залетало), то ROKONоказался удивительным чистю-Левый пульт. KILL-свич есть, а вот «старта» – увы! – нет.«Не верь глазам своим». Stop engine – сигнал, причем справа!лей: «правильные» крыльяи большая подушка пассажирского сиденья позволяют водителю не стирать экип после «бурив болоте» – достаточно лишь надевать бахилы от ОЗК или Л-1.Бахил, кстати, хватает на раз –выступающие части мотоциклаСиденье слишком мягкое, а дощечкаи амортизатор под ним слишком жесткий.Хотелось бы наоборот…за день протерли их насквозьв разных местах.Несмотря на наличие пассажирского сиденья, его, скорее, стоитрассматривать как emergencyseat – если кому-то и вправду невтерпеж. Оно без подвески, с высоко расположенными подножкаГлушитель крошечный,но с работой справляется.moto.zr.ru июль 2012022-028 test rocon.indd 266/14/12 11:59 PM ROKON TRAIL-BREAKERБАКСАН-2данные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный годМодельный год20112003Снаряженная масса, кгДлина, ммДлина, мм2130Ширина, мм(830*)2007Ширина, мм762 (730*)База, мм1295 (1260*)(96*, без топлива)База, мм1500 (1510*)Высота по седлу, мм800 (820*)Высота по седлу, ммДорожный просвет, мм381 (350*)Дорожный просвет, ммОбъем бензобака, л10Топливобензин с О.Ч. не ниже 91(780*)390 (330*)Объем бензобака, л4Топливобензин с О.Ч. не ниже 91Максимальная скорость, км/ч:на 1-й передаче16> ДВИГАТЕЛЬна 2-й передаче32Двигательна 3-й передаче56 (50,5*)ЗиДТип1-цил., 2ТГРМ> ДВИГАТЕЛЬлепестковый клапан на впускеРабочий объем, см³80Тип1-цил., 4ТГРМOHVСтепень сжатияРабочий объем, см³208Макс. мощность, л.с. при об/минДиаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия70×54Макс. мощность, л.с. при об/минПодставка длинная, с хорошей«пяткой», но доставать ее оченьнеудобно (ни ногой, ни рукой).Система питания7/360012,4/2800карбюраторСистема охлажденияпринудительная,воздушнаяСистема запускаэлектростартер + шнурс рукояткой> ТРАНСМИССИЯТиппостоянный полный приводКоробка передач3-ступенчатая + вариаторГлавная передачакомбинированная:цепью – к заднему колесу,карданным валом (проходящимв верхней трубе рамы)и цепями – к переднему колесу022-028 test rocon.indd 27трубчатая, полудуплексная, стальнаяЗадняя подвескарычажная, с однимамортизатором–Тормозная система раздельная, гидравлическаяПередний тормозЗадний тормозКолесаШины11:1Система питания9,5 /7500карбюратор Dell’Orto∅ 21 ммСистема охлаждениявоздушнаякикстартер> ТРАНСМИССИЯТиппостоянный полный приводКоробка передачдисковый(на валу редуктораглавной передачи)дисковый (на валу редуктораглавной передачи)полые, герметичные, сварные,алюм. сплав5-ступенчатаяГлавная передачакомбинированная:цепью – к заднему колесу, карданным валом(в поперечной плоскости мотоцикла)и цепями – к переднему колесу> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРаматрубчатая, полудуплексная, стальнаяПередняя подвеска рычажная, с регулируемыммоноамортизаторомЗадняя подвеска маятниковая, с регулируемыммоноамортизаторомТормозная система> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска48×44Система запускаМакс. крутящий момент,Нм при об/минРамаДиаметр цилиндра × ход поршня, мм8,5:1Карданный вал проходит через осьповорота вилки. Шарниры хорошодоступны.ми – сидишь на нем, как лягушка,и подпрыгиваешь на каждой едвазаметной кочке. Лучше уж заказать грузовую платформу (такаяопция имеется).На асфальте, на проселкеи в поле Trail-Breaker способенпередвигаться «на все деньги»,что по GPS соответствует 50 км/ч.Управляемость на такой скоростивполне приличная, но ерзающеесиденье (на уже упомянутом моноамортизаторе) снижает балл. А нагорных тропках вообще заставляет придерживать его мышцамибедер. «Баксан» на «отжиг» нерассчитан. И из-за низкого седла«ямочкой», и из-за плохой курсовой устойчивости, и из-за паразитной реакции на руле при открытии газа (у «Рокона» такогонет). Действительно, нечего емуделать на равнине!Однако в горах и «Рокон» неспасовал. Несмотря на то, что накрутых спусках его разматывает,а на подъеме он, кажется, вот-вотостановится, нет и намека на про-рекламаСнаряженная масса, кг 98,8 (103*, без топлива)Передний тормозКолесаШиныс приводом на переднееколесо, гидравлическаядисковыйсварные, сталь25х8 R12 (Dunlop KT131)*Измерено в «Мото».Зачетные колеса: не пачкаются,плавают, да еще и бензин можно запасти!Подвеска явно не от этого мотоцикла –чтобы сжать пружину, на багажник надозагрузить кабана. А, может, и вправду –надо?26х8 R12 (Goodyear Rawhide MT’R)буксовку на 30-градусной (и немного более) «сыпухе», где тренируются только «квадрики».«Баксан» злее, но скорость егоне выше. Вариатор, на мой взгляд,намного безопаснее: открыл газ наполную – и не закрывай, знай рулисебе! Можно даже передачу перепутать – и на первой, и на второйрусские горки «американец» берет хоть и медленно, но уверенно.Правда, загружать передок (а наспуске – зад) все же надо, иначеколесо отрывается от земли и –прощай, полный привод.Существенный недостаток «Рокона» – отсутствие горного «стоя-6/15/12 1:11 AM СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТночного» тормоза. Если «Баксан»на уклоне можно оставить на передаче, то «американец» катитсявниз при любом раскладе – кромекак лежа на земле. Или придетсяфиксировать один из рычагов «липучкой» – способ хоть и «колхозный», но простой и эффективный.По лесу проходимость обоихаппаратов ограничена радиусомразворота, у «Баксана» в большей степени. Так что бурелом недля них.А вот брод достался в единоличное пользование «американцу»ROKON TRAILBREAKER VS БАКСАН(у «Баксана», напомню, низкийвоздухозаборник). Заявленнуюглубину в 61 см он преодолеваетна ура. Но из-за положительнойплавучести на большой воде егосносит течением. Что же, тут – какрешит водитель (или капитан?):либо плыть, либо открыть кингстоны (пробки колес) – и ехать. Замечу, уверенней всего броды он проходит на второй передаче.В экспедиции, конечно, важнане только надежность техники, нои расход топлива. Залив утром10-литровый бак, к обеду я выра-ботал половину. Вполне достойно, учитывая, что надлительные рейды вдали оттыловых служб его будущиевладельцы вряд ли рассчитывают, да в колесах можно запастиеще аж 38 л!Мотоцикл Rokon Trail-Breakerпредоставлен на тесткомпанией moto-center.ru.Видовая фотосъемка производиласьна территории и с любезногоразрешения ЗАО «Спортивноэкологический комплекс «ЛАТА ТРЭК».Trail-Breaker – уникальныйдля нашего рынка аппарат. Но вряд ли он станет массовым, хотя наЗападе его используюти военные, и спасатели.Бороться за место нарынке ему предстоити с настоящими эндуро,и с квадриками. Его плюсы – великолепная проходимость (тяговая и геометрическая), низкаяпосадка, малый вес. Минусы – низкая максимальнаяскорость и не очень низкая цена.ТОТ, КТО ХОЧЕТПРОХОДИМОСТИКВАДРИКА И ЛЕГКОСТИМОТОЦИКЛА, НАЙДЕТ ИХВ РОКОНЕ.28moto.zr.ru июль 2012022-028 test rocon.indd 286/15/12 12:00 AM