112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
ИКИРЕМАТРИрато автора, фотоА,ОВОВАЦОБЦБЦУБа РУрандрансаксекелеАлтАстскстектПродолжение. Начало в «Мото №6.2012»112moto.zr.ru июль 2012112-123 travel america.indd 1126/14/12 10:51 PMI И‣ ТРАНСАМЕРИКАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ с.112,ИНТЕРВЬЮ С НИКОЛАЕМ ВЫГЛАЗОВЫМ с.124,НОВОСТИ с.126II.МОТОКЛУБȑȚɩɋȚȠțɊȚMer des CaraïbesCaribbean Seaɒȥɕȥɔȥдей.ит и разводит люченныеодсв–,бадьсуквстреДорога, ка– люди случайные,ли. Порой,кичитпупооимеВслись и снова исчезадней,в пути. Они появляесте по нескольку наутровмьешедимыор,ас некотшь вечером в бареа с другими посидида.помчались кто куȒțɃțɈɓɆɊȑȚɈɆȜ Ȩɓ Ȫɔ ɥ ɑ ɡȑɆɋȝȼȧ Ɍ ȥ Ɏ ȨɳȑȚȟȚɉȚɩȜȚȼȚɩȚȞȭɆɉȚɒȦɳȪȒȚɎȟĘɇɆȜɎȟȑȟȞȜȝɑɊïȵɋɕɋɍɃɍɃȭȚ ɇȚȞɀ Ȩɓ ɑ Ɍ ɑ ɡМАРШРУТСША – Мексика –ȼɕɊɆГватемала – Сальвадор– Никарагуа – КостаРика – Колумбия – ȍɊɋȝɌȚɂȚȞɋȚ ȷ ɑ ɓ ɑЭквадор – Перу –Боливия – Чили –Аргентина.ПРОБЕГ27 000 км за 5 месяцевȎȚɈɓɪȚɩȚɆȞȝБЕНЗИНВ среднем $0,96/1 лȖȚɊɋɓɖɂȝȒțɊɃȝȞȚɇɳ Ȫ ɍ Ɍ ȥ ҪȵȟɔɊȝȞ ȍҬɩțȞȘ ɳ ɍȦ ɕ ɖ ɑ ɕ ȥМОТОЦИКЛЫHonda Africa TwinȖȚɪȚɈȚȱȞȜțɈɓȭȚĘșȟɊɋȚȑȚɈȚɌȚɋțȕɆȝ ȏȚɈɓțɂȝȞȼɏȟȚɖ28.1201.01 CARTAGENA  MEDELLIN  CALICOLOMBIAЕле вырвались со Стефаном из жаркой Картахены и взяли курс на юг. До Медельина650 км, и две трети пути по жаркой, душнойравнине. Дорога загружена транспортом.Для него она платная, а мы с аборигенамиедем в объезд шлагбаумов. С началом подъема в горы ехать становится тяжко, хотьи красиво. Тут как будто другая страна. Дорога узкая и взорванная, фуры ползут, какгусеницы. Обгоняем вслепую.Медельин – приятное место, находитсяв долине на высоте около 1000 м. Климатподходящий, чисто, всего в достатке. Целыйквартал занимают мотомагазины и мастер-ские, но продают в основном мопеды. ПаблоЭскобар был убит неподалеку, он имел владения в окрестностях. Вообще, это кокаиновые места, а кофе выращивают для отводаглаз.На юг Панамерикана идет по горным массивам. До Кали 450 км отличной многополоски по плоскогорью. Кали в два раза больше,чем Медельин, и тоже приличное место, хотяпоследний мне понравился больше.в 2 раза дешевле, чем на севере. Блокпостовв разы больше – герильерос* тут особо активные. Чем дальше на юг, тем выше и прохладнее. На границе с Эквадором уже2800 м. До экватора 200 км, а ночью +10 °Си днем не выше +20 °С. Вот такие тропики!0506.01 QUITOКито – столица Эквадора – странный город,необычное место. Такой далекий, но чувствуешь себя как дома. Это сложно объяснить,0203.01 CALI  ECUADOR BORDERЮжноколумбийское высокогорье – места необычайные. Климат благоприятный, горныедороги не дают заснуть, пейзажи радуютглаз. Хотя мне ужасно скучно… Топливо* Герильерос (исп. Guerrilleros) – партизаны. В Колумбии действует множество незаконных вооруженныхформирований, от последователей Хорхе Гаитано донаркокортелей.июль 2012 moto.zr.ru112-123 travel america.indd 1131136/14/12 10:51 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРнужно пройтись по улицам, заглянуть в магазины и на рынки,посидеть и поглазеть на народ,попробовать пообщаться. Людидружелюбные и ненавязчивые.В старом городе интересно. Если бы не архитектура и ландшафт, он был бы очень похож напровинциальный российский городок. Магазины смахивают насельмаги. Общепит развит необычайно, буквально в каждом подъезде закусочная. 1–2 бакса за норрмальный обед. Троллейбусыгоняют, набитые битком, по брусчатке на подъем, где и устоять-тосложно.0709.01 QUITO  BANOS MACAS  ZUMBA  PERU BORDERИз Кито дорога снова идет наподъем, на перевале 3300 м.Дождь и холод на самом экваторе! Наконец-то свернули с Панамериканы на восток по новойотличной дороге через Баньос.Рядом с ним вулкан Котопакси дымится и готовится извергнуться.В городке есть термальные источники, а вокруг всяческие развлекаловки, такие как банджиджампинг, рафтинг и прочее.Панамерикана идет по хребту,а если свернуть, начинается спускв Амазонию. Спускаешься с 3000 мдо 1000 м и траверсируешь повосточному склону Анд. Это одноиз самых красивых мест за весьпуть. До городка Макас новыйТРАНСАМЕРИКАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕасфальт.Много водопадов и инфтересных возвышенностей. С ночлегом проблем нет. Стефан подхватил какую-то заразу – жралвсякую дрянь где попало по пятьраз в день. В городке Лоха он малость оклемался, и я с чистой совестью с ним распрощался.После Лоха цивилизация постепенно исчезает. Дорогу строят, нотам, где уже положили покрытие,его частенько смывает или заваливает. Сейчас это обычный горныйгрейдер, иногда очень мрачный. Онидет через перевал около 3000 м.До границы с Перу без покрытия, нопроехать можно даже в сезон дождей. Глина не скользкая, с пескоми камешками.Граница проходит по реке. Выездиз Эквадора занял пару минут,въезд в Перу чуть больше, т.к. нужны копии документов, а у меня их небыло, и «копирка» уже не работала,и таможенник был дебил. Поломавшись, он запустил свой древнийящик и напечатал мне вреяввоз. Все бесплатно, никаменный вких очередей. Я решил заночеватьв нестаром, но жутко запущенномхостеле на границе. Строился с размахом, но зачах и помрачнел. Хозяйка беременна, и, кроме ее маленькой дочки, никакого персоналая не увидел.10.01 BORDER  LEIMEBAMBAPERUПосле границы 30–40 км гравийной узкоколейки до городка СанИгнасио. Там есть топливо и прочие блага, только асфальта нет.Он начнется через 100 км. Первый большой город Хаен – жаркий, пыльный, грязный, кишащийпроклятыми моторикшами. Эквадор кажется раем…Есть два варианта добраться достолицы. Один – короткий и быстрый – вернуться на Панамерикануи увидеть лишь зловонную помойку,песок и адский трафик. Другой вариант – повернуть вглубь континента, через северные высокогорныерайоны в сторону Чачапояс и Кахамарка. 370 км без асфальта, но увидите нечто большее, чем дорожныезнаки. Это настоящее Перу. Дорогатраверсирует по разным берегамгорной реки. Скалы нависают сверху, порой бывает жутковато.За первый день я не смог домчать дальше Леймебамба. Нашелхостел – горячей воды нет, туалетной бумаги нет. Попугай во дворепо-русски не говорит. Остальноеприемлемо, все свежее и чистое.Хозяева очень милые люди. И если не осложнять себе жизнь сверхзадачами типа замены колодок, товсе хорошо, даже Интернет есть.11.01 LEIMEBAMBA  CAJAMARCAДорога не так разбита, идет на перевал. Пару часов карабкался навысоту 3600 м. Живописно, свежо,интересно. Потом такой же длинныйизвилистый спуск в жаркую пыльную долину реки Мараньон. Свежеедыхание океана не доходит в этотухлое ущелье, едешь, как в духовке. Но это ненадолго, сразу послеКолумбияВиза: не требуетсяПограничноеоформление:страховка ($16)Валюта: Песо.$1 = 1900 COPТопливо: 5200–9500COP за галлон114moto.zr.ru июль 2012112-123 travel america.indd 1146/14/12 10:52 PM 1213.01 CAJAMARCA  HUARAZКахамарка – достаточно большойгород, есть какие-то достопримечательности колониальной эпохи,только я уже сыт ими по горло. Горячая вода и туалетная бумага112-123 travel america.indd 115в сортирах куда актуальнее. Высота2700 м и достаточно свежо. Я поселился в хостеле в самом центре города. Вокруг разные бары, рестораны, просто забегаловки. Мотоциклзагнали в торговый центр и закрыли. В семь утра спрашиваю, как мнеего забрать. «Никак, – говорят. –Мучача придет только в 9:30». Воттакие они, перуанцы – постоянночего-то ждешь. Банально сдачу пополчаса.От Кахамарки я вернулся на Панамерикану. Буераками не успеюв Лиму на финиш Dakar Rally. В горах холодно, а долины рек и прочиенизменности пустынные и оченьжаркие. Ехать вдоль океана свежо.Дело в холодном течении. Панамерикана на севере Перу ветренаяи пыльная, скучная и гадкая. Вокруг по пустыне бесконечные помойки и поселки, мало отличимые другот друга. Промчал Трухильо не останавливаясь и снова устремилсяв горы вдоль реки Рио-Санта. Дорога идет к Уарасу и знаменитойгорной цепи Кордильера-Бланка.рекламамоста вновь подъем на следующийперевал 3200 м. За ним приличныхразмеров городок Селендин и оставшаяся часть пути до Кахамаркис убитым грейдером и приличнымтрафиком. Фуры и автобусы, пикапы и стройтехника… Дорогу пытаются строить, но она постоянноразрушается, и работы никогдане прекращаются. На самом деле,асфальт уже украли и продали,а местным крестьянам все равно,ведь их транспорт – только ослики. Как и сто лет назад, они живутв глинобитных хижинах, носят причудливые шляпы и пиджачки, женщины не стригут волосы, а мужчиныне умываются. Поэтому выглядяткак персонажи какого-то научнопопулярного фильма о жизни в отдаленных частях нашей планеты.6/14/12 10:52 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРТРАНСАМЕРИКАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕЭто крюк в несколько сотен км, изних 100 км скальных дорог без покрытия. Асфальт закончился вскорепосле поворота, где я и заночевална берегу в палатке. Был покусанзлыми мошками и чесался потомнеделю.Начинается жесть. Дорога злая,с большими и острыми камнями,проложена по ущелью вдоль рекичерез разрушающиеся скалы. Множество одноколейных тоннелей, заезжать в которые жутковато. Ноеще хуже полутоннели, когда однасторона открыта, а скала сверху нависает, и непонятно, как держится.После Уальянки, где обосновалсянекий оазис цивилизации, дорогастановится получше. В ясную погоду на востоке видны снежные вершины, а больше смотреть не на что.Уарас – обычный перуанский городишко. По рассказам я ожидалбольшего, однако реальность скудна. Тем не менее я остановился наполдня и ночевку.1415.01 HUARAZ  LIMAОт Уараса (2900 м) дорога ведет навысокогорное плато (4100 м). Местность напоминает Чуйскую степь.Кругом одни пастбища. На востокеснежные вершины подступают всеЭквадорВиза: не требуетсяПограничноеоформление:не требуетсяВалюта:Доллар США ($)Топливо:$1,45–2,00 за галлон116moto.zr.ru июль 2012112-123 travel america.indd 1166/14/12 10:52 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу [email protected]ближе. Потом спуск на Панамерикану. Перед столицей виды побережья радуют глаз, мусора поменьше. За 30 км до центра начинаетсямегаполис Лима. Если бы не «Дакар», я бы промчал этот муравейник не оглядываясь. Перу оченьпохоже на Россию. Такое же ощущение, что кто-то всех накалывает,а электорат дремуч, как амазонские джунгли. Тот, кто прозреетмалость, начинает накалыватьсвоих же соплеменников, с кем недавно чунга-чангу отплясывал. Почему же относительно пристойнов соседнем Эквадоре? Те же индейцы, только через речку живут…В Dakar Rally я, конечно, не участвовал, но финишировал. Финиш«Дакара» – церемония долгая, нацелый день. Событие государственного значения. Площадь действа оцеплена, никого не пускают.Я понял, что меня жестоко кинули.Так дело не пойдет! Нацепил на мотоцикл все «джипиесы», экипировался по полной программе и рванул к площади, как настоящийгонщик, сбившийся с дистанции.«Эй, амиго! Несисито рапидо финишДакар, порфавор, а то спутник уходит!.. – кричу полицейским в оцеплении (а сам ржу не могу). – Камасмастер мис амигос, сой де Русиа!Несисито ир порвавор!» Визор неподнимаю. Те вызвали главного.Я ему все повторил и добавил, чтодело пахнет международным конфликтом. Мне отсалютовали и расступились. Удача! Подъехав как можноближе, я спешился. Вот он, моментславы! Я и впрямь финишировал на«Дакаре», только в особом классеи в своем зачете. Со мной фотографировались какие-то люди, полицейские, пресса, организаторы.Шлем в руки, лицо поумнее. Дорогу участнику «Дакара»!1428.01 LIMA  CUSCOЧто я делал 10 дней? Менял масло в моторе, потом чинил треснувшее переднее крыло, затем болелчем-то, снова чинил мотоцикл. Время летит незаметно, а меня ждеткрай Земли! И снова в горы, в направлении Ла-Оройя. Чтобы попастьв городок Уанкайо, нужно преодолеть перевал. Дорога асфальтирована, но холодно, снег, туман. Контраст резкий: за пару часов с уровняморя и +35 °С до 4800 м и -2 °С. Сознание немного мутнеет. И сновавниз до 3500 м, там потеплее. Уанкайо небольшой, но есть все необходимое.июль 2012 moto.zr.ru112-123 travel america.indd 1171176/14/12 10:53 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРСледующий день офф-роуд, ноне жесткий. Высокогорье 3000–4000 м, перевалы, ламы, картошка.Интересно, высоко, свежо. Дорогахорошая, если не очень дождит. Навысоте 3500 м ночевать холодно:ночью около нуля. Местные приходят поболтать, животные разныепасутся. Отличное место для кемпинга. Отсюда при желании можнодобраться до Куско. Самое большоеколичество туристов я встретилтам. В Куско едут все! Кемперыи оверлэнд-траки, байкеры и бэкпекеры… Ну и я тоже. Это что-то среднее между Меккой и Диснейлендом.За прошлый год там побывал 1 млн.туристов. Хотя по мне интереснее,что на высоте 4000 м растят картошку, а паразиты не выживают. Тяжкий труд махать мотыгой на такойверхотуре, но инки – народ привычный. Мне с мотоцикла слезть – ужедышать нечем. По ночам проснешься порой, глотаешь воздух, надышаться не можешь.Итак, город-герой Куско. На улице встречаешь людей, которых видел еще где-нибудь в центральнойАмерике. Проблем с ночлегом нет,зато есть с парковкой. Я нарезалнемало кругов в темноте, пока нашел хостел с паркингом. Ночная езда по Куско увлекательна, особеннопо ступенькам, по пешеходнымулочкам или дорогам с односторонним движением. Наткнулся на новый хостел «Chelagarto»: никакойатмосферы древности и прочейерунды, зато есть все, что нужно.Оказалось, Стефан поселился в со-118ТРАНСАМЕРИКАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕседнем хостеле, он болел сальмонеллезом. По его рассказам, дорогачерез Амазонию – пустая трата времени и сил. Никаких джунглей нет,напоминает буш. Смотреть нечего,жарко. Так что единственный верный путь через Перу – это высокогорья. Уверен, никакие «Диснейленды» не смогут сравниться с тем,что можно увидеть и пережить наэтой дороге.2930.01 MACHU PICCHUЯ полез туда потому, что вроде какнадо. Никаких иллюзий не испытывал. «Диснейленд» за $ 70. Зарекался не ходить на всякие руины, ноэто же Мачу-Пикчу! Новый знакомый американец Нил наплел, какойклевый трип можно сделать до Агуас-Кальентес, а там до руин рукойподать. Стефан завелся: «We haveto do this fucking ride!» – «Ok, let`sgo…»* И вместо того, чтоб двигаться в Боливию, я сделал крюк, чтобыпоглазеть на древнее обиталищетуземцев. 250 км в один конец,100 км бездорожья. Асфальт поройвзорван, смыт или засыпан. Сейчассезон дождей – оползни, камнепады и прочие напасти каждый день.Асфальтовая часть увлекательна.Подъем на перевал 4300 м, потомспуск в высокогорные джунгли до1500 м, потом снова подъем почти до 3000 м. Офф-роуд несложный, за исключением одной речкии участка, где скала нависает над* «Мы должны сделать эту гребаную поездку!» – «Хорошо, вперед…»обрывом. Есть еще уникальныйводопад, как будто кто-то дыркув скале пробурил и воду через нееподал. Выглядит странно.Уже под вечер мы оставили мотоциклы возле гидроэлектростанции у местного жителя и потопали 10 км в гору к Агуас-Кальентесвдоль железной дороги и оранжевой адской Рио-Урубамба. Болеезлобного ручья я еще не видел.Агуас-Кальентес – отрезанный отмира туристический городок, придаток Мачу-Пикчу. Сообщение с миром только поездом. От него до руин еще около 3 км. Пешком тяжко,но экономия $150, да и дорога интересная.01.02 CUSCO  PUNOLAKE TITICACAСтефан остался в Куско, а мы с Нилом выдвинулись в сторону Пуно.Нил на подбитом КТМ особо не жарил. 990-й в два раза мощнее и на20 кг легче «Африки», бензин нюхает и выглядит в 500 раз круче…и все же он сыпется, разваливаетсяна куски. Пуно – зачуханный городишко, делать там нечего абсолютно. Сделал визу в консульстве Боливии и выдвинулся в путь.02.02 PUNO  COPACABANABOLIVIAЕду вдоль берега озера Титикакана высоте 3800–4300 м. Чтобы попасть в Копакабана, нужно переплыть на пароме узкую часть озера.Граница проходится влет. Застенчивый полицейский клянчит бакшишуже после того, как все оформил.Идиот! Забираю паспорт и уезжаю.Копакабана – очередная надуманная цель. Боливийцы, как и перуанцы, не умеют готовить. Comidotipico (комплексный обед) вездестоит копейки, но вскоре начинаешьиспытывать легкое, а потом устойчивое отвращение к pollo con arroz(курица с рисом) и sopa a la casa(суп дня). Спасения нет дажев фаст-фуде. Эти гады готовят накукурузном масле, а это как на машинном. Другое стоит в пять раздороже, но того же качества. Этоgringo tax (наценка для туристов).Кроме того, боливийцы – алкоголики, как и все индейцы. «Огненнаявода» их сгубила.03.02 COPACABANA  LA PAZЛа-Пас – помойка редкостная. Нотуда еще попасть надо. Это самаявысокая столица в мире. Выглядиткак котелок: днище 3600 м, а краяпод 4100 м над уровнем моря. Весьгород, за исключением центра,представляет собой «базар-вокзал». Селяне приперли все своиморковки и капустки и завалили имиулицы города. Никто ничего не покупает – уже наелись, похоже.В Боливии на горючее монополиягосударства. Есть только два вида:бензин и дизель. И то и другое отвратительного качества. Мало того,надо суметь купить эту ослиную мочу. Иностранцам ее продают в 2,5раза дороже, чем боливийцам.Я вставал за углом, брал топливныймешок на 12 л и топал на заправкуmoto.zr.ru июль 2012112-123 travel america.indd 1186/14/12 10:53 PM рекламапешком. Иногда не заправляют,приходится просить какого-нибудьместного водилу. Канитель, затодешево.Боливия, как и Перу, беднейшиестраны в Америке. Поэтому в нихвсе дешево и невкусно. Если уженет сил жрать эти comido tipico,приходится платить gringo tax.У бэкпекеров увидел слоган: «Don’tbe a gringo, be local!»** Нет уж, япредпочитаю быть gringo и не хочуносить разные индейские маски!04.02 LA PAZ  UYUNIГородок Уюни находится рядомс одноименным самым большимв мире солончаком. От Ла-Пас это450 км, последние 150 офф-роуд.Нас собралась целая банда: я, Стефан и еще двое американцев наKLR-650. Как только сворачиваешьна бездорожье, путь преграждаетрека. В сезон дождей она непроходима. Мост железнодорожный,и надо скакать по шпалам, уложенным поперек двух швеллеров,а внизу бушует пучина. Иногда промежуток между шпалами такой, чтозастревает даже 21-е колесо, 19-епровалится. Жесть страшная!Последние 140 км дались тяжко.С топливом туго. Стемнело, дождьпревратил грейдер в скользкую жижу. Нападались вдоволь!Уюни – мрачный грязный городишко, живущий за счет туристов,приезжающих посмотреть солончак.Gringo tax повсюду 200–300%.** «Не будь туристом, будь местным!»112-123 travel america.indd 119Местные накупили «Ленд Крузеров», чтобы возить туристов поозеру. Выглядит это мрачно: машина, полная туристов, везет накрыше запас бензина 150–200 л.В 2008 году две машины взорвались, и 18 туристов сгорело заживо. Аборигены делают на нихбольшие бабки, но никто не думает о комфорте и безопасности.Солончак в дождливый сезон(с декабря по май) залит водой. Онане проходит через метровый слойсоли. Неглубоко, но проехать на мотоцикле невозможно. Поэтому взялимашину и прокатились до островкапо озеру. Поездка заняла несколькочасов, но сначала водила опоздална час, потом мы поехали куда-точто-то забирать, потом заправляться, потом оказалось, что эта машина не для нас и едет в 3-дневныйтур, а нас пересадили в другую…ПеруВиза: не требуетсяПограничноеоформление:не требуетсяВалюта:Соль. $1 = 2,6 PENТопливо:14–15 PEN за галлон0607.02 UYUNI  ANTOFAGASTACHILEОт Уюни асфальта нет. В сухой сезондорога неплохая, но из-за проклятых дождей первые 200 км далисьс трудом. Попадали все, я даже разв кювет съехал. Безобразие закончилось вместе с плато, по которомуехали от самого Куско. Эта часть Боливии очень красивая. Снежныевершины Анд, причудливые эродированные скалы и камни. Дорога,сухая и достаточно ровная, привелак погранпереходу Ольяке. Переходдремучий, но все службы работают.Боливийцы запросили departuretax. Чилийцы приняли нормально,6/14/12 10:53 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРвсе бесплатно. Сразу видно, этосовсем другая страна.После пересечения границы еще200 км высокогорий. Места неземные. Вулканы, а вокруг только камни, песок и розовые фламинго насолончаках. «Тропа» нормальная,ее строят, скоро заасфальтируют.Темнота застала на полпути до первого города Калама. Разбили лагерьу вулкана.Поутру на последних парах докатились до Калама. При виде ценника охота заправляться отпала, новариантов не было, заправилисьи помчали до Антофагасты. Оттудакто куда.0811.02 ANTOFAGASTA VALPARAISOЧили понравилось сразу, несмотряна дороговизну и прочие мелочи.До смерти надоели туземцы со своим gringo tax! А тут можно вздохнуть посвободнее. Кто-то в восторге, кто-то хочет быть «local», нонастоящий гринго знает, что ему120ТРАНСАМЕРИКАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕнужно, и знает, сколько это стоит.И когда ему начинают впариватьвсякую лажу втридорога, он недоволен, зол и готов сеять демократию направо и налево.Антофагастa – это конец тропиков, их южная граница, и началопустыни Атакама, самого сухогоместа в мире. На площади в несколько тысяч км нет ни единойтравинки, только песок и камни.Север Чили – это огромный карьер. Добывают всё и повсюду. Всезаняты только разведкой и копанием. Самые масштабные разработки здесь. Национальная одежда – желтая каска, защитные очкии джинсы, а не дурацкие пончои глупые шляпки перуанцев и боливийцев. Как говорится, «men atwork»*! Человечество – это общество потребления. Потребляютвсе: и перуанцы, и боливийцы,и шаманы, и обычные раздолбаи,и дауншифтеры, и прочий сброд,* «Мужчины за работой»прячущий свой iPhone 5 в пестрый мешочек с рюшечками типа«Peace!» Нам нужно больше нефти, больше газа, больше руды,больше компьютеров, машин,мотоциклов… Изменить это может только погибель всех homosapiens.Некая растительность в видезлых колючек и кустиков начинаетпроступать в районе Валленара.Я заночевал в буше, предварительно окропив все вокруг вонючим боливийским бензином из примуса. По общепринятому мнению,основанному на домыслах, в Чилиопасаться можно только естественных врагов человека, а разныехомо-эректусы не посягают наночлеги в палатке или простов кактусах.Я примчался в Вальпараисо. Замечательный город с компактнымпортом вместе с Винья-дель-Маробразуют маленький мегаполис.Прекрасная набережная и яхт-клубы. Интересная архитектура, отлич-ные дороги и нескучный ландшафт.Но когда ты идешь по городу, а местные показывают тебе секир башкаи предлагают бесплатную эвакуацию в безопасное место на такси,стоит задуматься. Хотя, если не шарахаться по закоулкам, все оченьклево!1415.02 SANTIAGO DE CHILE MENDOZA ARGENTINAГраница Чили и Аргентины в Андах, на перевале (3000 м). Зимой(то есть, летом) тут горнолыжныйкурорт. Граница проходится с ходу. При выезде из Чили не останавливаешься, а в Аргентине вседелается быстро в огромном крытом терминале.Разочарования: первое – топливоне дешевле чилийского, второе –асадо (типа шашлыки) у дороги никто не готовит, третье – Мальбек дорогой, как напиток богов. Хотя еслиты не гурман, то можно покупать самое дешевое вино, – все равно лучше, чем продают у нас. С жильемmoto.zr.ru июль 2012112-123 travel america.indd 1206/14/12 10:53 PM 16.02 MALARGUE  ZAPALAПоутру появилось топливо…и очередь в пару кварталов.Северная Патагония неприветлива, ветрена и пустынна. Ruta40 – единственная дорога вдользападной границы с Чили. Частич** «Завтра!» (исп.) – слово, наиболее емкообозначающее латиноамериканское отношение к жизни.но асфальтирована, машин мало. Населения почти нет. Я доехал до городка Чос-Мальял нарезерве, а топлива нет. Опять«маньяна». Это стало надоедать. Объехал все заправки –нет бензина. Напал на полицию – бесполезно. Напал наместных байкеров – у самих мало. Напал на заправщиков – теслили 10 л с какой-то машины.Дорого, но выбора нет. Этого хватит до Лас-Лахаса, а там посмотрим…БоливияВиза: национальная визаБоливииПограничноеоформление:плата за выезд ($2),Валюта:Боливиано. $1 = 7,2 BOBТопливо:3,7–9,5 BOB за литр1718.02 ZAPALA  SAN CARLOSDE BARILOCHEЛас-Лахас большой, а топливанет. Я плюнул и помчал дальше наостатках. К тому же мне нужнапередняя покрышка, попытаюсьнайти в Сан-Карлос-де-Барилочи.Дождь зарядил на пару дней,я промок до нитки. Это сороковыешироты. Самый холод в июле, какправило, около нуля, а -10 °С –уже страшное бедствие. Сейчасрекламапроще и дешевле, чем в Чили. В любом городке есть муниципальныйкемп за малые деньги с электричеством и горячей водой. В Мендосекемпинг подороже, но есть wi-fi.После Мендоса я наконец-то выехал на легендарную Ruta 40. Сразуначинаются проблемы с топливом.Его нет. Полицейский слил из своей(или не своей) машины галлон, чтобя добрался до Маларге. Но и тамтоплива не оказалось. «Маньяна!»**Пришлось заночевать. Это горнолыжный курорт, но сейчас туристовмало, и ценник ниже.июль 2012 moto.zr.ru112-123 travel america.indd 1211216/14/12 10:53 PM РАСПАХНУТЫЙ МИР+20 °С, а если солнце, вообщежара. В северной Патагонии поспела ежевика, вдоль дороги хотьобъешься. Тут растут березы, рябины и другие растения и травы,как в наших широтах.Барилочи – это клево! Озеро,горы, мягкий климат…красивои уютно. Только это оазис в бескрайних степях северной Патагонии. Вокруг только колючки, чахлые пучки травы, холод и ветер.В хостеле Green House работаетотопление и можно посушиться.19.02 SAN CARLOS DEBARILOCHE  ESQUELПознакомился с поляком Томашем, едем вместе. У него бразильская Honda Falcon 400: бензин нюхает, выглядит, как китаец,а едет еще хуже, чем выглядит.От Барилочи до Эскеля асфальт.С топливом беда. Встретили на одной заправке очередь на пару часов. Никто не нервничает, не лезет,никаких волнений и порывов – всестоят и ждут. Колонок 6, а заправщиков всего 2, но заправлятьсясамому, видимо, аргентинская религия не позволяет. Подходит очередь, сзади еще сотня человек,а ты ждешь, пока заправщик почешется, поговорит с какой-нибудьдамой, а потом подойдет: «comoestas?..» В этот момент я уже готовему голову откусить. Но таковаментальность аргентинцев! Мно-122ТРАНСАМЕРИКАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕгим из нас она напряжна, в том числеи мне. Хотя порой она более приемлема, чем российская…20.02 ESQUEL  LA JUNTA CHILEПоляк купил мото в Аргентине.Это возможно, но с некоторымиманеврами. На границе с Чилиего вернули назад (точнее не его,а мотоцикл) оформить какую-тобумажку. Еду один, договорилисьвстретиться южнее через парудней.По-нашему сейчас должно бытьчто-то вроде конца августа, а холод жуткий. Напялил все утеплители. Построенная генералом Пиночетом Карретера Аустрал, илиЮжная Дорога (она же Ruta 7),стоит того, чтобы по ней проехать.Это бесконечные спуски и подъемы, крутые серпантины и невероятные виды. Дорога, которая идетиз ниоткуда и заканчивается ничем. На юге упирается в ледники,на севере ее засыпало пеплом приизвержении вулкана. Ла-Хунта –это первый городок по маршрутуи заправка… а топлива тоже нет.Мало того, в 40 км в Пуйюкуаписеляне подняли восстание по поводу дороговизны топлива и блокировали единственную дорогуна юг. Вроде как можно пропихнуться запыленному гринго, только надо переговорить со старейшиной… по-испански. Я осталсяночевать в Ла-Хунта.21.02 LA JUNTA  LAGO BLANCOARGENTINAПроехал я только часть КарретераАустрал из-за пикетов. Они блокируют дорогу уже неделю, пропуская транспорт каждый час. Все солидарны с протестующими, никтоне бушует. Я тоже, хоть и не посвоей воле. Представьте, блокировать М5 где-нибудь под Самарой. ОМОН не успеет приехать, какграждане все разблокируют сами.А тут общественное сознаниесильнее меркантильных интересов. Ладно, только где взять топливо? Придется снова уходитьв Аргентину. Сложно судить о происходящем непредвзято, ведь дляменя Карретера Аустрал заканчивается. Повернул в сторону Аргентины, только там тоже с топливомтрудно. Дотянул до границы, тампогранцы задарили тремя литрамиcombustibe*. Есть надежда раздобыть топливо в ближайшей деревне Лаго-Бланко. Кардинальное отличие от Чили: если в деревне неттоплива, оно есть в соседней илиего привезут завтра.2325.02 EL CALAFATE RIO GALLEGOSСтоит обязательно заехать в ЭльКалафате. Это тупик, но замечательный тупик. В 60 км от городарасположен ледник Перито-Морено,* «Топливо» (исп.)третий в мире по запасу преснойводы. Туристическое место: всё непристойно дорого, и полно бледнолицых гринго. А в целом ЮжнаяПатагония – достаточно унылое зрелище. Особенно если ветер и дождь.Но я вынужден ехать по этой широте, хотя западнее, в южном Чили,ближе к горам, совсем другая планета, другая реальность. Рио-Гальегос – последний город на континенте. Южнее только фермы и паром наОгненную Землю.26.02 RIO GALLEGOS  USHUAIAОдин день, 2 границы, 1 пароми 600 км. Паром через Магелланов пролив ходит как рейсовыйавтобус. Топлива нет. С западаветер. После 20 км бетонки, потом более 100 км гравия. Чилийцам эта дорога особо не нужна,а аргентинцы не хотят (или не могут) строить на чужой территории.Все пограничные формальностисоблюдаются.В Аргентине снова асфальт.Последние 300 км самые интересные. Особенно мистический лес изфильмов ужасов, который тянется лишь несколько десятков километров. В горах природа меняется. Она меняется постоянно навсем пути по острову.2728.02 USHUAIAШирота та же, что у Самары, только с другой стороны «шарика»,moto.zr.ru июль 2012112-123 travel america.indd 1226/14/12 10:53 PM АргентинаВиза: не требуетсяПограничноеоформление:не требуетсяВалюта:Песо. $1 = 500 CLPТопливо:800–900 CLP за литрВиза: не требуетсяПограничноеоформление:не требуетсяВалюта:Песо. $1 = 4,5 ARSТопливо:4,2–6,5 ARS за литра климат абсолютно разный. Раньше не встречал ничего подобного:лета нет, все время холодно, нои зимы тоже нет, – 5 °С уже мороз.Окошки у всех одинарные, газ бесплатный, об экономии тепла никтоне парится. Жизнь тут скучновата,развлечься нечем, о чем говоритколичество стрип-баров, казинои питейных заведений для аборигенов. Или народ не хочет от жизни больше, чем просадить последние деньги в кабаке.Ландшафты так красивы, чтохолода не замечаешь. На одномперевале перед Ушуайя уже выпал снег. Начал под снегомв Нью-Йорке, закончил под снегом в Ушуайя… Кто сказал, чтоя зимы не видел?..29.0206.03 USHUAIA  BUENOSAIRESЯ возвращаюсь на север, в Буэнос-Айрес. Ruta 3 – самая скучнаядорога в мире. После переправыс Огненной Земли на континентзадули северо-западные ветры112-123 travel america.indd 123Патагонии. Ехатьприходится на боку, и так 2000 км.Чтоб как-то развлечься, заехалв национальныйпарк Монте-Леон,где размножаютсяпингвины. Большеничего интересного до самой провинции Рио-Негро. Ночлег, пищаи топливо есть в маленьких городках по дороге. Чтобы обрестиблага посерьезнее, дорогу надопланировать. У меня не получилось, и я ночевал в палатке в степи, проезжая города днем. В Аргентине, а особенно в Патагонии,где плотность населения чуть выше, чем на Южном полюсе, этолегко и не страшно.В Рио-Негро все начинает меняться. Вместо колючек появляется растительность, крестьянство сельскохозяйничает. Кромезапаха пыли чую и другие, летние. Дальше на север еще лучше, больше и вкуснее. Последняяночевка перед Буэнос-Айресомв лучших традициях сельскогогостеприимства, как в России.Подъехал селянин на мопеде:типа, есть место под палатку,и умыться, и поесть… конечно же,аргентинское асадо. ПрикупилиМальбек и полкоровы. Народусобралось человек десять, поси-дели. Поутру приехало местноетелевидение и пресса…0715.03 BUENOS AIRESГород танго, разных меньшинств,протестов и собачьих какашек.А кроме того, Buenos Aires – этоместо радостных встреч и горестных расставаний, это начало иликонец чего-то значимого в жизни,это порт, куда приходят и откудауходят. В хостел понаехали мотоциклисты, для всех это был конецпути. Среди них канадец Грэг, с которым встретились в Перу и вновьразъехались. Был американец,с кем мы ехали на солончак. Былеще один американец, с которымпознакомились в Ушуайя. Были Стефан. Он ушатался, а мотоциклбыл полностью разрушен. Бросивего, полетел в Колумбию. На что онтам рассчитывал?.. Томаш улетелв Польшу. За 8 месяцев он прижился в Аргентине и говорил, что нехочет назад. Но там у него дочь,остатки какого-то бизнеса и «Зубровка». Чертов хиппи и алкоголик…Мое путешествие тоже закончилось здесь. Мотоцикл отправил самолетом в Москву, теперь и мояочередь. Сказать, что я не хочу –глупая бравада. После полугодового путешествия любой нормальный человек нуждается в отдыхе.И я порядком подустал, хоть путьбыл не особо тяжким. Где ж ещеперевести дух, кроме дома?рекламаЧили6/14/12 10:54 PM