ВЫБИРАЕМПИТБАЙКИия –го удовольств а pit bike. Выборошьлобялды класстоциклыМаленькие мо вах можно описать аппарат тет, но запутанностьйтак в двух сло ом рынке стремительно рас ачастую ставят покупателеих на российск малоизвестность брендов зочкам…обозначений и буем разложить всe по полв тупик. ПопроЙАМНЕ ДУО ПИТБАЙКАХСВЫСОКАтекст Ивана КСЕНОФОНТОВА, фото из архива автораВЫШЕ, БОЛЬШЕ, СИЛЬНЕЙНачнем с небольшого экскурсав короткую историю класса. Питбайки появились в конце 90-хв Южной Калифорнии (США). Затем они стали быстро набиратьпопулярность в других штатахи разошлись по всему миру. Исторически сложилось, что подпит-байками понимают не любоймаленький кроссач, а аппаратс четырехтактным «горизонтальным» двигателем, по типу хондовского «каба». Собственно,Honda ХR50 (позже CRF50F, CRF70F)явилась эталонным «питом» и отправной точкой эволюции этогокласса. Вначале другие члены«великолепной четверки» подхватили почин – появились Kawasaki KLX110, Suzuki DR-Z70, Yamaha TT-R50E, Yamaha TT-R110E.«Подлил масла в огонь» бывшиймотокроссовый чемпион Гай Ку-56пер: в 2003 году его компанияXtreme Motor Corp. стала апгрейдить фирменные аппараты китайскими комплектующими, а позжеввозить уже доведенные клоны.Зародились и другие американские компании, например небольшая фирма из штата Юта по импорту из Китая минибайков USAMotortoys начала в 2004 году ихпродажу под собственным брендом Pitster Pro. Сегодня этотбренд хорошо раскручен; присутствует он и на нашем рынке.Причем китайские мотоциклостроители, вопреки обыкновению,не стали слепо клонировать фирменную и довольно примитивнуюконструкцию Honda ХR50 (CRF50F),а влили «свежую кровь». Фактически они дали толчок эволюциидетских пит-байков во вполне боевые «взрослые» аппараты для развлечений и полноценного спорта.Так, если первые «питы» (даи современные Honda CRF50Fи Yamaha TT-R50E) имеют короткую раму, 10-дюймовые колесас барабанными тормозами, трипередачи и короткоходные подвески, то новое поколение «китайцев» иное. Оно значительно«подросло», так что окажетсявпору и взрослому. Размеры колес доросли до 17 дюймов спереди и 14 сзади, появились мощныедисковые тормоза, а хода регулируемых подвесок увеличились до180–190 мм. «Ручное» сцеплениевырабатывает навык управлениянастоящим спортивным мотоциклом; в коробке передач – четырескорости (правда, с не самойудачной схемой переключения –«нейтраль» внизу). «Максималка» же флагманских «питов»с моторами 150–160 см3 превышает 100 км/ч.БРЕНДОМАСКИРОВКАУ нас встречаются мотоциклы какпод оригинальными китайскимибрендами (BSE, Kayo, Mikilon), таки под сторонними, например американским Pitster Pro. Но большевсего встретишь под «нашими»:Armada, C.Moto. Forsage, Irbis, JMC,Patron и другие. Хотя всяк куликсвое болото хвалит, складываетсякартина, что наиболее продвинутым производителем «питов» изПоднебесной является KAYO (JinyunKAYO Motor Machinery Co. Ltd.): компания специализируется на этойтехнике с 1999 года, имеет своеинженерное подразделение и кроссовый полигон на территории завода. Годовое производство – около30 000 шт., около 25 моделей, экспорт – на все континенты, в томчисле в США (под уже упомянутымбрендом Pitster Pro). Другая заслуживающая упоминания компания –moto.zr.ru август 2012056-063 pitbike v2.indd 567/13/12 1:31 PM ФИРМЫС ИМЕНЕМВот он – оригинал, маленький потомок родоначальника класса.Трехступенчатая КП сочетаетсяс автоматическим сцеплением.Электростартер, «перевернутая»вилка. Судя по ценнику, изготовлен не в Японии.HONDA CRF50FДлина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.BSE (Zhejiang Bosuer Motion Apparatus Co., Ltd.). Она в бизнесе с 2002года, выпускает полтора десяткамоделей «питов».Вообще, бренд зачастую малочто говорит: в линейке, как правило, изделия разных заводов, разных уровней комплектаций и, соответственно, цен. Логичнееподразделять пит-байки не по бренду производителя или торговца,а по назначению (развлечение илиспорт) и кубатуре мотора. По статистике мировых продаж из каждыхдесяти проданных аппаратов к первой, развлекательной, группе относятся восемь и лишь два – ко второй, спортивной.Как же определить назначениепит-байка? Внешних «наворотов»и броских наклеек может быть много… Пожалуй, главным являетсямощная пространственная рама,охватывающая двигатель и маят-ник, причем в задней части внизувыполнены «отростки», к которымкрепятся водительские подножки.У простых «питов» рама обычноимеет вид толстой трубы, изогнутой в одной плоскости, а подножкикрепятся четырьмя болтами к приливам картера двигателя. Такая рама менее жесткая, а крепленияподножек могут не выдержатьдальних прыжков и повредить картер. Другие признаки «профи» –подвески: длинноходные, полностью регулируемые, с рычажнойсистемой сзади, легкосплавныеусиленные обода колес, шиныизвестных «местных» брендов(Maxxis, Kenda). Не следует зацикливаться на мировых брендах подвесок и тормозов, нужно понимать,что для езды важнее конструкцияи качество изготовления. На байкеможет стоять безымянная вилка,которая с этого же китайского заво-Версия для более взрослыхгонщиков, приэтом уступает«младшей» модели CRF50Fкомплектацией – установлена традиционная вилка.1302 / 91150,0493,0 / 85002,50–10 / 2,50–10барабанный / барабанный41 000HONDA CRF70FДлина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1537 / 106758,1725,0 / 80002,50–14 / 3,00–12барабанный / барабанный55 000август 2012 moto.zr.ru056-063 pitbike v2.indd 57577/13/12 1:31 PM ВЫБИРАЕМПИТБАЙКИНаиболее заряженный в штатномисполнении изфирменных питбайков, чаще всегослужит в США отправной точкойдля тюнинга.Обидно, что применена та же базовая трехступенчатая КП.KAWASAKI KLX110Длина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1560 / 107568,01117,3 / 75002,50–14 / 3,00–12барабанный / барабанный120 000Попытка компании войтив класс пит-байков. Модель несколько лет невыпускается, видимо,распродаются остатки.Хотя аппаратпостроен с оглядкой на хондовскую модельCRF50F, это полностью другаямашина. Хотятут такая жетрехступенчатаякоробка передачи сцеплениеавтомат.Не стоит думать, что мотоспорт в Китае находитсяв зачаточном состоянии. Тамтоже гоняют, причем массовость такая, что нам и неснилась. Есть категориявнутренних гонок и чемпионатов, в которых используюттолько отечественные (т.е.китайские) мотоциклы, в томчисле пит-байки. Лидеромсреди производителей является KAYO, на этих мотоциклах участвует около 90 %спортсменов. Появился такой и в нашей редакции, –первые впечатления читайтена с. 46.58да уходит к другим покупателям,как изделие, например, Marzocchi.Нередко на аппараты, «заточенные» для гонок, не ставят боковыеупоры – их заменяют «времянки»из стального прута, вставляемыев предусмотренное гнездо. В «бытовых» поездках это неудобно, нодля них и байк другой нужен… Кроме того, у «спортсменов» отсутствует светотехника (вместо неещиток для стартового номера) изамок зажигания. Соответственно,оставлять без присмотра такой аппарат не рекомендуется.Существует и специализация повидам спорта – аппараты для мотокросса, гонок эндуро и мотарды.Последние два вида оборудуютсяSUZUKI DR-Z70Длина / база, мм1320 / 9355Сухая масса, кг53,00677Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин4,8 / 70000Шина передняя/задняя2,50–10 / 2,50–100йТормоз передний/заднийбарабанный / барабанный0Цена, руб.79 000YAMAHA TT-R50EДлина / база, мм1306 / 9255Сухая масса, кг56,77499Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин3,2 / 85000Шина передняя/задняя2,50–10 / 2,50–100йТормоз передний/заднийбарабанный / барабанный0Цена, руб.42 000простейшей светотехникой, у мотардов, к тому же, колеса одногодиаметра «обуты» в дорожную илитрековую резину.Особенно важным моментом является двигатель, его производитель и характеристики. Двигателиприменяют разные. Но если длябайков до 125 см3 это «кабовские»клоны, которые производят по освоенной технологии все, кому нелень (а в Поднебесной таких заводов несколько десятков), тос большекубатурными моторамикартина иная. Здесь основныхпроизводителя три: Yinxiang (моторы маркируются YX), Lifan (LF)и Zongshen (ZS). В принципе, всетри производителя вполне достой-ные, но наибольшее распространение получили моторы YX – онистоят в шасси каждого третьегокитайского пит-байка. «Большие»»двигатели выпускаются без электрозапуска и имеют конструктивныеотличия от хондовских клонов –например, сцепление на вторичном валу КП, масляный фильтр,масляный радиатор, натяжительцепи ГРМ. Обычно моторы рабочимобъемом 125 см3 выдают до 9–10 л.с., 140 см3 – до 12, 150 см3 –до 16, 160 см3 – уже 17–18. Встречаются упоминания о 175-кубовыхагрегатах, но это уже плоды тюнинга. Впрочем, об особенностях«больших» моторов мы еще поговорим – в другой статье.moto.zr.ru август 2012056-063 pitbike v2.indd 587/13/12 1:31 PM Единственный из пит-байков японской «четверки»с четырехступенчатой КП.Да и сам двигатель здесьиной конструкции, чем на«полтиннике». Не следуетобольщаться низкой ценой – байк придется поискать, официальный дилерего не ввозит.YAMAHA TT-R110EДлина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1565 / 108068,91107,1 / 75002,50–14 / 3,00–12барабанн / барабанныйбарабанный41 000POLINI XP4 STREETДлина / базабаза, ммСухая масса, кгРабочий объобъем двигателя, см3Мощность, л.с.л при об/минШина переднпередняя/задняяТормоз передпередний/заднийЦена, руб.1577 / 114568,5120,710,7 / 80003,50–10 / 3,50–10дисковый / дисковый100 000Единственный пит-байк европейскогопроизводства, сертифицирован длядорог. Купить его в России непросто –европейский уровень цен остужаетгорячие головы дилеров. С помощьютюнинг-компонентов, выпускаемыхPolini, а также японской Takegawa(в том числе 4-клапанной головкой)мощность доводится до 15 л.с.ПИТБАЙКИ ДЕТЯМBSE CF50AрекламаДлина / база, мм1600 / 1100Сухая масса, кг6749Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин3,0 / 7500Шина передняя/задняя2,75–10 / 2,75–10Тормоз передний/задний барабанный / барабанныйЦена, руб.30 000Фактически этоHonda CRF50F, нодругой цветовойгаммы и чуть побольше, здесь одна передача с автоматическимсцеплением, естьэлектростартер.056-063 pitbike v2.indd 597/13/12 1:31 PM ВЫБИРАЕМПИТБАЙКИKAYO CRF MINIДлина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1336 / 95550494,2 / 75002,50–10 / 2,50–10барабанный / барабанный29 000Самый детский пит-байк по типуфирменных, двигатель Lifanоборудован сцеплением-автоматом и электростартером.C.MOTO 70 (BSE CF70AT)Для детей чуть более продвинутых.Одна передача,сцепление-автомат.Длина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1300 / 96045724,0 / 70002,50–10 / 2,50–10барабанный / барабанный30 000Ветеран нашего рынка(раньше был с мотором110 см3), уникален изготовленной в Ижевскепрочной рамой и стеклопластиковыми облицовками. С успехом выдерживает детскиепокатушки, но для спортатребует тюнинга ходовойчасти.FORSAGE 100 СROSSДлина / база, мм1430 / 965Сухая масса, кг4597Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин6,0 / 8000Шина передняя/задняя90/90–14 / 90/90–12Тормоз передний/заднийдисковый / дисковыйЦена, руб.30 000IRBIS TTR 110Длина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.601650 / 1140641106,5 / 80002,50–14 / 3,0–12дисковый / дисковый32 000Детский пит-байк со«взрослой» кубатуроймотора. Автоматическаяодноступенчатая трансмиссия и электрозапуск –хорошее подспорьев обучении новичков.moto.zr.ru август 2012056-063 pitbike v2.indd 607/13/12 1:31 PM ШМОНКИПожалуй, самая распространенная нарынке модель. Имеет щиток с фаройи притягивающую взгляды раму типа«птичья клетка». Покатушечный аппаратбез претензий на спорт.IRBIS TTR 125Длина / база, мм1700 / 1150Сухая масса, кг67124Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин8,2 / 7500Шина передняя/задняя 70/100–17 / 90/100–14Тормоз передний/задний дисковый / дисковыйЦена, руб.43 500Чуть-чуть не дотягивает до полноценных «спортсменов»по подвескам и прочности рамы. В качестве тюнингапредлагаются колеса с ободами изалюминиевогосплава, маятникис рычажными системами.Модель 2012 года, болеесерьезная по комплектации и «заряженности»мотора по сравнениюс «соткой».FORSAGE 125 СROSSДлина / база, мм1700 / 1260Сухая масса, кг75124Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин8,2/7500Шина передняя/задняя90/90–14 / 90/90–12Тормоз передний/задний дисковый / дисковыйЦена, руб.37 000PATRON JUNIOR 125ENDUROДлина / база, мм1800 / 1200Сухая масса, кг75124,8Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин9,5 / 8000Шина передняя/задняя2,75–17 / 3,00–14Тормоз передний/заднийдисковый / дисковыйЦена, руб.52 500056-063 pitbike v2.indd 61ПИТБАЙКИ ДЕТЯМИзделия известных мотопроизводителей на рынке распространеныслабо, и в первую очередь из-зацены. Официальные дилеры (и совершенно обоснованно с экономической точки зрения) такой техникепредпочитают «взрослые» мотоциклы. В лучшем случае ее можнополучить под заказ. Достоинства,помимо бренда, – долговечностьи качество, но, к сожалению, это незаменяет рабочие характеристики.Если иметь целью спортивные состязания, то с такими мотоцикламипредстоит работать и работать…Но вспомним: на один «спорт» продается четыре «покатушечных» аппарата.Самые простые и мелкие машинкииз семейства пит-байков – 50-кубовые. Они внешне и по характеристикам схожи с Honda CRF50F, развечто коробка – четырехступенчатая(встречаются и силовые агрегатыс лишь одной передачей). Для обучения юных гонщиков подойдут односкоростные модели с автоматомсцепления и электростартером. Малые хода подвесок оборачиваютсядостоинством – сиденье расположено низко, ноги ребенка всегдадостанут до земли. Следующая ступень – машинки с 70-кубовыми моторами. А вот 110-ки – уже для продвинутых, там более «злой» мотори длинноходные подвески. СкоростьрекламаФИРМЫ С ИМЕНЕМ7/13/12 1:31 PM ВЫБИРАЕМПИТБАЙКИPATRON JUNIOR 125 MOTARDДлина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.Добротный покатушечный аппарат, имеет боковой упор, замок зажигания и регулировкупродольного положения руля.Очень «злой» и крепкий кроссач со множеством регулировок.Без светотехники, нос боковой подставкой.Большой клиренс(310 мм) и средняявысота по седлу(855 мм). Подойдеткак для активных покатушек, так и дляспорта.Привлекает ценой и большими размерами,идеален дляоколодачныхпоездок в спортивном режиме.С. MOTO 125Длина / база, мм1800 / 1255Сухая масса, кг68125Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин12,0 / 7500Шина передняя/задняя 70/100–17 / 90/100–14Тормоз передний/задний дисковый / дисковыйЦена, руб.37 500Топовая модель в классе«шмонок», на которой можнои потренироваться, но осторожненько…KAYO CRF-7HДлина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1800 / 1200671248,2 / 75003,00–14 / 3,00–14дисковый / дисковый56 5001690 / 12107015013,6 / 950070/100–14 / 80/100–12дисковый / дисковый71 000PITSTER PRO LX5125 BASEНебольшой пит-байк, отправная точка для заводского тюнинга. Привлекает не только американским брендом, но и неплохими параметрамии гуманной ценой.Длина / база, мм1650 / 1180Сухая масса, кг74Рабочий объем двигателя, см3125Мощность, л.с. при об/мин9,0 / 8500Шина передняя/задняя2,50–14 / 3,0–12Тормоз передний/заднийдисковый / дисковыйЦена, руб.38 000С. MOTO 160Длина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1800 / 125570161,314,0 / 750070/100–17 / 90/100–14дисковый / дисковый37 500ХАЙКЛАССПит-байк с передовымиподвесками: спередирегулируемый «перевертыш» (диаметр пера – 37 мм, ход 190 мм).Задняя подвеска: маятник с системой рычагов, регулируемыймоноамортизатор.62BSE TT150XLДлина / база, мм1800 / 1280Сухая масса, кг75Рабочий объем двигателя, см3157,4Мощность, л.с. при об/мин15,0/9500Шина передняя/задняя70/100–17 / 90/100–14Тормоз передний/задний дисковый / дисковыйЦена, руб.70 000Бюджетныйвариантс довольнопростыми,хотя и длинноходнымиподвесками.BSE CS150XLДлина / база, мм1700 / 1230Сухая масса, кг75150Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин15,0/7500Шина передняя/задняя70/100–17 / 90/100–14Тормоз передний/заднийдисковый / дисковыйЦена, руб.60 000moto.zr.ru август 2012056-063 pitbike v2.indd 627/13/12 1:32 PM PITSTER PRO LX5 155L MXДлина / база, мм1850 / 1290Сухая масса, кг74Рабочий объем двигателя, см3155,5Мощность, л.с. при об/мин15,0 / 9500Шина передняя/задняя70/100–17 / 90/100–14Тормоз передний/заднийдисковый / дисковыйЦена, руб.60 000Хорошо подготовленный для соревнований аппарат с моторомZongshen при сравнительно невысокой цене.KAYO KLX801-A MOTARDДлина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.1685 / 118071155,513,6 / 950080/100–12 / 120/100–12дисковый / дисковый73 000«Боевой» мотард с внушительнымклиренсом (310 мм) и высотой седла 855 мм. Может быть на сликовойрезине, ожидаются аксессуарыв виде набора светотехники.KAYO CRF801-7LСо среднекубатурным двигателемYX, более простым, чем ZS и LF. Несмотря на небольшие колеса, клиренс составляет 320 мм, а жесткаярама позволяет причислить байкк группе вполне боевых аппаратов.СовершенныйдвигательZongshen сочетается с прочнойрамой, энергоемкими подвескамии большими колесами. Достойный аппарат длягонок.Длина / база, мм1700 / 1220Сухая масса, кг69140,4Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин11,1 / 8500Шина передняя/задняя70/100–14 / 80/100–12Тормоз передний/заднийдисковый / дисковыйЦена, руб.41 000KAYO HK-160RДлина / база, мм1724 / 1180Сухая масса, кг71155,5Рабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/мин14 / 9500Шина передняя/запередняя/задняя70/100–17 / 80/100–14Тормоз передний/зпередний/заднийдисковый / дисковыйЦена, руб.73 000тоже выше – для ее «обуздания»служат дисковые тормоза.ШМОНКИТак в былые годы в Коврове, одномиз мотоциклетных центров СССР, называли легкие мотоциклы для динамичных покатушек по улицам и пампасам, но не для серьезного спорта.«Шмонки» регистрировались в ГАИ(правда, потом радикально переделывались), и в этом их отличие отпит-байков, которые изначальноне подлежат регистрации. Их возяткак спортинвентарь – за счет этогоцена растаможки существенно снижается. Современные китайские«шмонки», с рабочим объемом120–125 см3, тоже не дотягивают попараметрам до действительноспортивных аппаратов. Но отних можно получить массу позитива и адреналина. Более совершенные аппараты этойгруппы подойдут для обученияазам внедорожной езды.ХАЙКЛАСССюда входят пит-байки действительно годные для гонок (если такиепроводятся) или обучения в мотокроссовых секциях, которых становится все больше и больше. Дляпоследних это – удачное приобретение: пит-байки проще и «кондовее»по конструкции, чем классическиекроссачи, при этом стоимость ремонта и запчастей на порядок ниже.Кубатура моторов – 125–160 см3,причем эти моторы специальнойконструкции, о чем мы уже упоминали. При этом, за счет примененияалюминиевых сплавов, масса питбайков даже этого уровня может находиться в пределах 65–70 кг.Благодарим компании С.Moto(Санкт-Петербург), «Скутер-М»и Jazz Motors Club (Москва)за помощь в подготовке материала.Рекордно легкий «пит» благодаря тому, что рама и маятникCNC вырезаны из цельного куска алюминиевого сплава.Очень продвинутые подвески с полным набором регулировок. Легко переваливает стрелку спидометра за отметку«100». Цена соответствующая.JMC-003Длина / база, ммСухая масса, кгРабочий объем двигателя, см3Мощность, л.с. при об/минШина передняя/задняяТормоз передний/заднийЦена, руб.н.д.6515016 / 950080/100–12 / 120/100–12дисковый / дисковый90 000август 2012 moto.zr.ru056-063 pitbike v2.indd 63637/13/12 1:32 PM